Всевышний также сказал: «Неужели вы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть

Земле поглотить вас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто в небе,

Может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Мое увещание?» (Власть, 16—17). Он

также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание

Мудрого, Достохвального» (Разъяснены, 42). Он также сказал: «Ниспослание Книги от Аллаха

Всесильного, Мудрого» (Колено преклоненная, 2). А также: «Сказал Фир'аун: "О Хаман,

Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей — путей небес и поднимусь К Богу Мусы: я

ведь думаю, что он лжец"...» (Верующий, 36).

Хафиз аз-Захаби в своем труде «Китаб аль-Улу» привел следующие слова ,,жены посланника

Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он

Утвердился на Троне» (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму.

Признание этого — вера, а отрицание — неверие».

Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили: «Какова сущность

Утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждение известно, но как — не доступно разуму. От

Аллаха — послание, на Посланнике — извещение, а на нас — вера».

Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когда к имаму Малику зашел один человек и спросил: «О Абу

Абдулла! "Милосердный утвердился на Троне". А как Он утвердился? — Имам сказал:

«Утверждение— известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос

— ересь».

Муджахид сказал: «"Утвердился" означает "возвысился на Трон"». Исхак ибн Рахавийа слышал

От нескольких толкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся».

Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал, что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать

Нашего Господа?», ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделен от Своих

Творений». Абу Умар ат-Талманки в своем труде «Китаб аль-Усуль» писал: «Мусульмане —

Приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллах утвердился на Троне Своей сущностью». Там

Же он сказал: «Приверженцы Сунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на

Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на

Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы

Ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над

Небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал».

Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном,

начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха. —

Ред.]. Его казнил Халид ибн Абдулла аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его

Заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал

Сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника

Аллаха ['аср ат-таби'ин). — Ред.], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-

Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн

Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».

Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно

Отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является

Неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказательств, то у него есть

оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам

творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет,

11)».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ

Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.

Он указал на тексты, свидетельствующие о величии Великого Господа, Его славе, великолепии и

Подчинении всех творений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качества

Являются наилучшим свидетельством и доказательством того, что только Один Аллах может быть

Истинным объектом поклонения.

Только Ему, Достойному всей хвалы, следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать

К Нему бесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной, а все иное —

Ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секрет искренней преданности.

Испросим же Аллаха, чтобы Он преисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и

Раскаянием пред Ним, ибо Он — Щедрый и Великодушный.

Это — последний краткий комментарий к «Книге таухида», разъясняющий ее цели. В этой книге

были затронуты очень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделы и

Подробности, необходимые желающим углубиться в эту сферу, представляющую собой первооснову

Всех других наук.

Хвала Аллаху — Господу всех миров!

И да благословит Аллах господина нашего

Мухаммада, его семью и всех

его сподвижников!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Арабские теологические термины

Акида — комплекс вероубеждений.

Аллама — выдающийся ученый.

Аль-Исра' — ночной перенос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

Вместе с архангелом Джибрилем из Мекки в Иерусалим.

Арафат — гора в 20 километрах от Мекки, посещение которой является одной из основных

Наши рекомендации