Всевышний также сказал: «Неужели вы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть
Земле поглотить вас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто в небе,
Может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Мое увещание?» (Власть, 16—17). Он
также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание
Мудрого, Достохвального» (Разъяснены, 42). Он также сказал: «Ниспослание Книги от Аллаха
Всесильного, Мудрого» (Колено преклоненная, 2). А также: «Сказал Фир'аун: "О Хаман,
Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей — путей небес и поднимусь К Богу Мусы: я
ведь думаю, что он лжец"...» (Верующий, 36).
Хафиз аз-Захаби в своем труде «Китаб аль-Улу» привел следующие слова ,,жены посланника
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он
Утвердился на Троне» (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму.
Признание этого — вера, а отрицание — неверие».
Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили: «Какова сущность
Утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждение известно, но как — не доступно разуму. От
Аллаха — послание, на Посланнике — извещение, а на нас — вера».
Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когда к имаму Малику зашел один человек и спросил: «О Абу
Абдулла! "Милосердный утвердился на Троне". А как Он утвердился? — Имам сказал:
«Утверждение— известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос
— ересь».
Муджахид сказал: «"Утвердился" означает "возвысился на Трон"». Исхак ибн Рахавийа слышал
От нескольких толкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся».
Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал, что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать
Нашего Господа?», ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделен от Своих
Творений». Абу Умар ат-Талманки в своем труде «Китаб аль-Усуль» писал: «Мусульмане —
Приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллах утвердился на Троне Своей сущностью». Там
Же он сказал: «Приверженцы Сунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на
Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на
Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы
Ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над
Небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал».
Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном,
начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха. —
Ред.]. Его казнил Халид ибн Абдулла аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его
Заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал
Сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника
Аллаха ['аср ат-таби'ин). — Ред.], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-
Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн
Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».
Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно
Отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является
Неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказательств, то у него есть
оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам
творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет,
11)».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ
Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.
Он указал на тексты, свидетельствующие о величии Великого Господа, Его славе, великолепии и
Подчинении всех творений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качества
Являются наилучшим свидетельством и доказательством того, что только Один Аллах может быть
Истинным объектом поклонения.
Только Ему, Достойному всей хвалы, следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать
К Нему бесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной, а все иное —
Ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секрет искренней преданности.
Испросим же Аллаха, чтобы Он преисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и
Раскаянием пред Ним, ибо Он — Щедрый и Великодушный.
Это — последний краткий комментарий к «Книге таухида», разъясняющий ее цели. В этой книге
были затронуты очень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделы и
Подробности, необходимые желающим углубиться в эту сферу, представляющую собой первооснову
Всех других наук.
Хвала Аллаху — Господу всех миров!
И да благословит Аллах господина нашего
Мухаммада, его семью и всех
его сподвижников!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Арабские теологические термины
Акида — комплекс вероубеждений.
Аллама — выдающийся ученый.
Аль-Исра' — ночной перенос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
Вместе с архангелом Джибрилем из Мекки в Иерусалим.
Арафат — гора в 20 километрах от Мекки, посещение которой является одной из основных