Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам?
Тьфу, на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?», [21:64-67]. Дело очевидное, логика ясная. ﴾Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами высекаете?﴿. Ведь вы сами сделали этих идолов, сами высекли их, неужели вы поклоняетесь им? ﴾Аллах сотворил вас и то, что вы делаете﴿, [37:95-96]. Однако они после ясных знамении упорствовали, их божества были разнесены на куски, что может быть хуже этого по отношению к ним? Однако они твердо стояли на своем.
Тогда началась угроза о сожжении его огнем. И действительно сказали: ﴾Они сказали: «Соорудите для него строение и бросьте его в огонь!»﴿, [37:95-97]. Что сделали? Определили место, плотную, сухую землю, и окружили камнями, сделали место окруженным, и велели всем людям участвовать, чтобы все клали дрова. И люди начали приносить дрова, даже женщины, даже дети начали приносить дрова. Даже от многочисленных дров место превратилось в целое здание, затем разожгли огонь, потом притащили катапульту, поместили его в катапульту. В это время Ибрахим молился Аллаху, это было мольбой нуждающегося, пострадавшего, мольбой вынужденного. Передает Бухари, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель, сказал так Ибрахим когда был брошен в огонь». Нам достаточно Аллаха и мы не полагаемся на других. Тебе достаточно Аллаха, ты не нуждаешься в другом ком-либо. «Как прекрасен этот Попечитель и Хранитель»: уповай на Аллаха, и не уповай ни на кого помимо Него. Поэтому приводится в некоторых сообщениях, в них есть слабость: «То, что Ибрахим, мир ему, когда был брошен, когда был в пути в огонь, явился к нему Джибриль и сказал о Ибрахим! Нуждаешься ли ты в чем-нибудь? Ответил: Что касается в тебе то, нет, а что касается в Аллахе то, да!». И сообщается в другой передаче, что ангел дождя, попросил у Аллаха разрешения пролить дождь и погасить огонь Ибрахима, однако веление Аллаха было быстрее: ﴾Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и миром!»﴿, [21:69]. Мугджиза (чудо)! ﴾Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке﴿, [21:70]. И упал Ибрахим в огонь, и сделал Аллах его для него прохладным, говорит Ибн Аббас: «если бы Аллах не сказал «Будь безопасным» то, холод причинил бы ему вред». (О огонь! Стань… прохладой и миром!).Если бы не сказал «миром» причинил бы вред ему холод огня. Огонь сжигает только по велению Аллаха, нож режет только по велению Аллаха, в этих творениях не существует способности сами по себе, а в действительности их сила от Аллаха. Он Тот, кто дает им силу и забирает их силу. И упал Ибрахим в огонь, а одежда не загорелась, сгорели только веревки, которыми он был привязан, веревки сгорели, и рук не коснулся.
Люди продолжали ждать зрелища, ждут, когда огонь погаснет, и вдруг видят, что Ибрагим посреди огня наслаждается. Сообщается в передачах, что он говорил, мир ему: «Не было дня более счастливого как того времени, когда я был в огне». Блаженство! Прохлада и безопасность, предел блаженства. Ибрахим посреди огня, люди смотрят на него, и не горит, какое знамение, какое чудо, происходит перед их глазами? Потом Ибрахим выходит из огня целым и невредимым, не смотря на это, никто не уверовал в Ибрахима кроме Лута и все. Разумеется, его жена Сара тоже уверовала в него, но пришла после, женился он на ней позже. Однако в это время из всех жителей Вавилона уверовал только в него Лут, говорит Всевышний: ﴾В него уверовал Лут﴿, [29:26]. И все, только Лут уверовал, а остальные не уверовали (большое неверие)!
После того, как это произошло, отчаялся в них, то есть чего хотят более этого, идолы разнесены на куски и чудо все видели, произошло перед их глазами, и не уверовали?
И он решил, переселится, в это время слышал о новостях в Вавилоне один царь, в одном из сообщении передается, что он правил большей частью земли, звали его «Намруд». До него дошли новости об этом человеке, который упал в огонь и не сгорел. И сказал: приведите его ко мне! Привели его к Намруду, и начал разговаривать с ним, спросил о его Господе: ﴾Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство?﴿, [2:258]. Великий царь, в одной из передач сообщается, что землей владели четверо. То есть цари, которые правили большинством земли, одним из них является Намруд. И из них является Зуль-Карнейн, и является Бухтансар, который сжег и зарезал евреев. Эти четверо правили землей. Нумруд в свое время был абсолютным правителем, и пришел Ибрахим: ﴾Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал ему: «Мой господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю»﴿, [2:258]. Велел Намруд привести двух мужчин из тюрьмы, которых прежде приговорил к смерти, и сказал: этих я прежде приговорил к смерти, убейте этого и дайте свободу этому, я дарую жизнь и умерщвляю. По моим приказам люди живут и умирают. Не это имеет в виду Ибрахим, он имеет в виду настоящее оживление и умерщвление. Он не стал объяснять ему разницу, когда кто-то противится то, ты приводишь более сильный довод, лучше, чем обсуждать тот же самый довод, он сказал: ﴾Ибрахим сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе﴿. И он опустил голову и пришел в замешательство. ﴾И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей﴿, [2:258].
Но он не хотел нападать на Ибрахима, так как знал о том, что с ним произошло, как он спасся от огня, и сказал тогда: покинь нас, не хотим тебя видеть. И оставил Ибрахим, мир ему, Ирак, и переселился в Сирию. Достиг местности под названием «Харран», до этого он женился на Саре, на дочери своего дяди «Харан», была дочерью его дяди. Говорит Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Не была сотворена на поверхности земли красивее Сарыженщинакроме Хавы». Среди сотворенных женщин Сара, мир ей, является самой красивой, только Хава была красивее ее.
И переселился, и уверовал в него только Лут, и сказал: ﴾В него уверовал Лут, и Ибрахим сказал: «Я собираюсь совершить переселение ради своего Господа. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый»﴿, [29:26].
Переселились в Сирию, в окрестности Палестины, ﴾Мы спасли его и Лута и привели их на землю, которую Мы сделали благословенной для миров﴿, [21:71].
Достигли до «Харрана», жил в Харране и стал из народов Харрана, стал его городом. И начал призывать людей в Харране, в Харране люди поклонялись звездам, не поклонялись идолам. Ибрахим хотел показать им, что поклонение этим звездам является ложью. Рассказывается об этом в аятах, они поклонялись им ночью, и он однажды вышел вместе с ними, хотел показать им, что это поклонение является ложью: ﴾Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли﴿.Всевышний Аллах открыл ему, он увидел звезды, галактики, планеты, увидел царство небес и земли. Всевышний Аллах открыл ему, то чего не видят люди, увидел то, чего не могут увидеть сегодня подзорные трубы, телескопы, увидел их Ибрахим, мир ему. ﴾Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных﴿, [6:75]. Аллах говорит после того, как показал ему царство небес и земли, после того, как показал ему непреодолимое могущество (игджаз) Аллаха на небе. ﴾Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей﴿, [40:57]. ﴾Как же много на небесах и на земле знамений, мимо которых они проходят и отворачиваются﴿, [12:105]. Увидел царство, увидел непреодолимое могущество (игджаз) Алаха, и стал убежденным в Аллахе Всевышнем. Тогда он захотел спорить с ними, после того как увидел царство небес и земли то, вышел вместе с народом Харрана на их поклонение звездам. ﴾Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду﴿.Появилась звезда, и он увидел звезду, говорят, что это была Венера, самая близкая звезда к нам, это не звезда это планета Венера, сияет как звезда. Они полагали, что они видят звезду, но посмотри на точность аята, не сказал Аллах: он увидел наджм, а сказал кяукяба (потому, что в арабском языке наджм-نجم значит звезда, а кяукябكوكب- значит планета). Люди думали, что это звезда, а на самом деле это была планета. Аллах подтвердил в Коране: ﴾Он увидел планету и сказал: «Вот мой Господь!», [6:76]. Каждый выбирал звезду для поклонения, и он сказал: вот этот красивый, это мой господь! Не имел в виду истинного господа, а сказал, насмехаясь над ними. Когда ночь прошла то, звезда исчезла, где господь, куда делся господь? Как господь может исчезать? Я нуждаюсь в господе, что делать? ﴾Когда же она исчезла, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается﴿, [6:76].
Вышел с ними во второю ночь. ﴾Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой господь!»﴿. Красивее и больше. ﴾Когда же она закатилась﴿.Их божества исчезают? ﴾Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей»﴿, [6:77]. О Господи! Направь меня, где Ты? Люди смотрят, начали думать как он, действительно как может господь исчезать? А если будем нуждаться в нем днем, что делать? Когда же рассвело, настало утро и появилось солнце. ﴾Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой господь! Оно больше других»﴿. Этот господь больше, почему поклоняетесь звездам ночью, давайте поклоняться большому днем. ﴾Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!»﴿, [6:78-79].
И люди начали спорить с ним: ﴾Его народ стал препираться с ним, и тогда он сказал: «Неужели вы станете препираться со мной относительно Аллаха, в то время как Он наставил меня на прямой путь? И я не боюсь тех, кого вы приобщаете в сотоварищи к Нему, если только мой Господь не пожелает чего-либо﴿.Если ваши божества хотят причинить мне вред, то пусть причинят вред мне!﴾Мой Господь обьемлет знанием всякую вещь. Неужели вы не помяните назидание?﴿, [6:80]. Как могу боятся? Начали угрожать ему своими божествами. Что божества отомстят ему, сказал: ﴾Как я могу бояться тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, если вы не боитесь приобщать в сотоварищи к Аллаху тех, о ком Он не ниспослал вам никакого доказательства? Какая же из двух групп имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности﴿.Кто должен бояться я ли, или же вы? ﴾если вы только знаете?». Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем. Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий﴿, [6:81-83].
Люди стояли на своем, никто не уверовал, и решил он мир ему, вновь переселится, на этот раз он переселился в Египет. Оставил Сирию и Палестину и отправился в Египет. До правителя Египта дошли новости о прибытии мужчины, и что с ним есть женщина, которая самая красивая на земле, и он сильно хотел ее. И послал своих солдат, чтобы привели эту женщину, и сказал: спросите о том мужчине, который с ней, если является ее мужем то, убейте его. И Ибрахиму, мир ему, было ниспослано откровение в отношении этого, сказал Саре: если тебя спросят обо мне то, скажи, что ты моя сестра. Сестра на пути Аллаха. И сказал ей: клянусь Аллахом, нет на земле верующих кроме тебя и меня. Вся земля является неверующей, нет ни одного верующего, нет на нем поклоняющегося одному Аллаху.
Пришли к Ибрахиму, мир ему, и сказали: кто она будет тебе? Ответил: моя сестра! Говорит Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Солгал, но на пути Аллаха». Обратите внимание на разновидности лжи, где Ибрахим солгал. Тогда, когда сказал: я болен. Когда сказал: Это содеял их старший. А на этот раз сказал: она моя сестра. Все эти дела можно толковать двояко. Это было не так, как сегодня люди лгут открыто, и не бояться. А Ибрахим, в судный день, когда к нему подойдут люди и скажут: О Ибрахим! Ты возлюбленный Милостивого, помолись за нас Аллаху… Он скажет: нет, я боюсь своего Господа, я солгал три раза. Боится этого слова, сравните с тем, как сегодня люди осмеливаются лгать и посмотрите на то, как боится Ибрахим, мир ему, за ложь.
Забрали Сару мир ей, к правителю, и она начала молится. Когда она узнала, что он нечестивый, то принялась молится: О Аллах! Если Ты знаешь, что я уверовала в Тебя и в Твоего посланника, оберегала свои половые органы кроме своего мужа то, не предоставляй власть надо мной неверующему большое неверие. Такой была мольба Сары. Когда же ввели ее к нему, то захотел протянуть свою руку к ней, хотел, дотронутся до нее, и его рука парализовалась и застыла на месте. Начал кричать, не может пошевелить рукой, пришли помощники, пытались помочь ему, но не могли ничего сделать. И она забоялась за себя, что ее убьют, потому, что это она сделала так, с правителем. И тогда сказала: О Господи! Оставь его, пусть не убьют меня из-за этого. И Аллах ответил на ее мольбу, и его рука стала прежней, целой и невредимой. Он не покаялся, думал, что возможно, что-то произошло, и напал на нее второй раз, и снова его рука парализовалась, и сказал: освободи! Она помолилась Всевышнему Аллаху, и она освободилась. И не покаялся, напал на нее в третий раз, и она парализовалась в третий раз, сказал: освободи! Я отпущу тебя, и окажу тебе почет. И она помолилась Аллаху и она освободилась. И он позвал своих помощников, сказал: выведите ее, вы клянусь Аллахом, не человека привели ко мне, а Шайтана.
И действительно отпустили ее, и оказал почет ей, послал с ней золото, драгоценности, и послал с ней подарок, рабыню, которую звали Хаджар. Подарил он ее Саре, и Хаджар прислуживала Саре.
Сара вернулась к Ибрахиму, мир ему, и застала его совершающим намаз, сказал: что случилось? Ответила: Всевышний Аллах взял власть над неверующим, ничего не смог сделать. И сказал: хвала Аллаху, и сказал, мы возвращаемся. Не останемся в этом месте, дело чести является важным делом, опасался за свою жену и вновь вернулся в Палестину.