ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОРОКА ИСЫ(Мир ему)
Все, что мы узнали из Корана, со всей очевидностью указывает нам, что пророк Иса (Мир ему) не умер во время распятия, а был вознесен к Аллаhу. Однако в Коране есть еще одна важная истина, на которой Всевышний особо акцентирует наше внимание: возвращение пророка Исы (Мир ему) на землю… Айаты Корана ясно и открыто сообщают нам о вторичном пришествии пророка Исы (Мир ему) на землю.
Первый из айатов, повествующий о втором ниспослании на землю пророка Исы, встречается в Суре "Аль 'Имран":
Вот сказал Аллаh: "О 'Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя к Себе, и очищу тебя от тех, которые не уверовали, а тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал, до Дня Воскресения. Потом только ко Мне будет ваше возращение, и Я рассужу меж вами относительно того, о чем вы меж собой разногласили".(Сура "Аль 'Имран", 3:55)
Особое внимание в данном айате привлекает к себе выражение"тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал, до Дня Воскресения". В Коране упоминается о существовании группы людей, действительно преданных пророку Исе (Мир ему), которые будут возвышены над неверными до Дня Господнего Дня. Но кто же они - эти преданные люди? Может быть апостолы, жившие во времена пророка Исы, или же современные христиане?
Известно, что при жизни пророка у него было очень мало последователей. И после отдаления пророка от этого мира принесенная им истинная вера стала стремительно разрушаться. Апостолы, сопровождавшие пророка при жизни, были вынуждены скрываться и жить под гнетом и постоянным угрозами римлян. На протяжении последующих двух столетий уверовавшие в пророка Ису (Мир ему) также оказались под тяжелейшим давлением и преследованием римских правителей, ибо не обладали никакой политической силой. Следовательно, мы не можем сказать, что христиане, жившие во времена пророка Исы (Мир ему) и в последующие века, в условиях жесточайшего преследования одержали верх над неверными, ибо их положение не соответствовало описанному в айате.
Если мы внимательно рассмотрим современное положение в христианском мире, то совершенно очевидно полное искажение сути истинного вероучения, которое проповедовал пророк Иса (Мир ему). Мы видим, что христианство превратилось в иную религию, принявшую искаженное верование, согласно которому пророк Иса (Мир ему) является сыном Всевышнего Господа. Современные христиане исповедуют веру в святую троицу (триада: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой). Таким образом, мы не можем считать современных христиан, далеко отошедших от сути истинной веры, последователями пророка Исы (Мир ему), ибо Аллаh во многих айатах Корана сообщил нам, что верующие в "троицу" находятся в неверии:
И не веровали те, которые говорили: "Воистину, Аллаh - третий из Троицы" - тогда как нет никакого божества, кроме Единого Аллаhа!…" (Сура "Аль Маида", 5:73)
Следовательно, выражение "тех, которые следовали за тобой, возвышу над теми, кто не уверовал до Дня Воскресения" имеет ясное знамение для нас. Должно существовать общество, следующее вероучению, ниспосланному через пророка Ису, которое будет продолжать свое существование до Дня Господнего Суда. Но кто является этим обществом, вне сомнения, станет явным после возвращения пророка Исы (Мир ему) на землю. И те, кто последуют за ним во время его второго прихода, будут возвышены над неверными вплоть до Судного Дня.
После рассмотрения 156 и 158-го айатов Суры "Ан Ниса'а", остановимся также и следующем, 159-ом айате, который гласит:
Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в 'Ису до его смерти,- тогда в Судный день он (т.е. 'Иса) выступит свидетелем над ними.(Сура "Ан Ниса'а", 4:159)
Обратим внимание на приведенное в айате выражение "нет никого, кто бы не уверовал в 'Ису до его смерти". В арабском языке это выражение звучит так:"уа ин мин эhлиль китаби илля леюминеннэ биhи кабле меутиhи". Некоторые толкователи Корана утверждают, что под местоимением "он" в данном айате подразумевается пророк Иса (Мир ему).
Сура "Ан Ниса'а", айат 157:
И за их слова: "Воистину, мы убили Мессию 'Ису, сына Марйам, посланника Аллаhа" [Мы воздали им такое наказание]. Тогда как они не убили его и не распяли. Им было показано [его] подобие. Воистину, те, которые расходятся во мнениях об этом, находятся в явном сомнении. Нет у них об этом никакого знания, кроме как следования за предположением. Они, конечно же, не убили его.
Сура "Ан Ниса'а", айат 158
Нет; Аллаh вознес его к Себе. Аллаh Велик, Мудр!
Сура "Ан Ниса'а", айат 159
Воистину, среди людей Писания нет никого, кто бы не уверовал в 'Ису до его смерти,- тогда в Судный день он (т.е. 'Иса) выступит свидетелем над ними.
С другой стороны также примечательно и второе предложение айата"…в Судный день он (т.е. 'Иса) выступит свидетелем над ними". В Коране говорится, что в День Господнего Суда против человека будут свидетельствовать его язык, руки и ноги (Сура "Ан Нур", 24:24; Сура "Йа-Син", 36:65), слух, зрение и даже кожа (Сура "Фуссилат", 41:20-23). Тогда как о свидетельствовании Корана нет ни одного айата. Если признать, даже при отсутствии каких-либо грамматических или логических доказательств, что в первом предложении под словом "он" подразумевается Коран, то значит и во втором предложении местоимение "он" имеет в виду Коран. Однако, для утверждения этого необходимо наличие ясного смысла айата.
Если внимательно проанализировать строки Корана, в случаях, когда под этим местоимением подразумевается Коран (как в Сурах "Аль Адийат",100:13; "Ат Такуир", 81:19; "Аннамль", 27:77 и "Аш Шуара", 26:192-196), мы увидим, что в них до или после айата обязательно употребляется само слово "Коран". Следовательно, не никакого сомнения в том, что речь идет именно о Коране. Но если до, после или же в самом айате не употребляется слово "Коран", то говорить о том, что здесь подразумевается Коран будет неверным. В рассматриваемом нами 159-ом айате Суры "Ан Ниса'а" ясно говорится о том, что люди Писания уверуют в пророка Ису (Мир ему), и он будет свидетельствовать о них перед Господом в Судный День.
Второй момент, который важно отметить в связи со смыслом айата, связан с выражением"до его смерти". Некоторые толкователи Корана предполагают, что это выражение означает "прежде, чем наступит смерть людей Писания". Судя по этому комментарию, все люди Писания (Эхли-ль Китап), прежде чем их настигнет смерть, непременно уверуют в пророка Ису (Мир ему). Между тем, иудеи, которые также входят в определение "люди Писания", во времена первого прихода пророка Исы (Мир ему) не только не уверовали в него, но коварно предатели его, дабы лишить его жизни. Будет также неверно вести речь о том, что иудеи и христиане, жившие после пророка Исы, уверовали в него должным образом, так, как это предписывается в Коране.
При внимательном анализе смысла айата мы приходим к следующему заключению: Люди Писания уверуют в пророка Ису (Мир ему) до его смерти.
При рассмотрении смысла данного айата перед нами раскрывается очевидная истина.
Во-первых, ясно, что речь в айате идет о будущем времени, так как имеется в виду смерть пророка Исы (Мир ему). Однако на данный момент он не умер, а вознесен к Аллаhу. Пророк Иса (Мир ему) вернется на землю, и будет жить на ней, после чего умрет подлинной, физической смертью, как умирают все смертные. Во-вторых, в айате говорится о том, что в пророка Ису уверуют все люди Писания. Данное событие еще не совершилось, но Коран гласит, что это непременно произойдет.
Следовательно, человек, подразумеваемый в айате местоимением "его" в выражении "до его смерти" - пророк Иса (Мир ему). Все люди Писания увидят его, узнают его, и при жизни его будут следовать за ним. Тогда как пророк Иса (Мир ему) будет свидетельствовать об их положении в мирской жизни перед Всевышним Аллаhом в День Господнего Суда. (Истина известна только лишь Аллаhу).
О возвращении пророка Исы (Мир ему) в период Последнего Времени сообщает Сура "Аз Зухруф".
А когда кто-нибудь приводит как пример сына Марйам, твой народ от этого отворачивается, пренебрежительно смеясь, говоря: "Наши боги лучше или он (т.е. 'Иса)?" Они ссылаются на него перед тобой только ради того, чтобы спорить. Ведь они - люди, которые любят препираться [и враждовать].Он - всего лишь раб, которому Мы даровали милость и которого сделали примером для сынов Исраила. А если бы Мы пожелали, Мы сотворили бы из вас в ангелов, которые бы пришли на землю [вместо вас].(Сура "Аз Зухруф", 43: 57-60)
В этой же Суре в 61-ом айате подчеркивается, что возвращение пророка Исы (Мир ему) будет знамением приближения Конца Света и Дня Господнего Суда:
Истинно, он ('Иса) знамение [Судного] часа. Нисколько не сомневайтесь в этой и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь. (Сура "Аз Зухруф", 43:61)
Мы можем сказать, что данный айат содержит ясное знамение возвращения на землю пророка Исы в период начала Последнего Времени. Ибо пророк Иса жил за 6 веков до ниспослания Корана. Следовательно, его первая земная жизнь не может расцениваться как "знамение [Судного] часа. Смысл данного айата таков: Пророк Иса (Мир ему) вернется на землю во временном промежутке до наступления Конца Света (Кыйама) и после начала Последнего Времени (Ахир Заман), и его появление как раз и станет одним из знамений приближающегося Конца Света. (Истина известна только лишь Аллаhу).
Содержащееся в данном айате выражение "он ('Иса) знамение [Судного] часа" звучит на арабском языке как "Innehu le ilmun lissaati."
Некоторые комментаторы разъясняют, что местоимение "hу" (т.е. "его"), подразумевает слово "Коран". Однако, как мы уже отмечали выше, при употреблении местоимения "hу" ("он") в значении "Коран", до, после или в самом айате непременно встречаются обязательно находятся и другие выражения, ясно указывающие нам слово "Коран". Если же айат повествует о других темах, то местоимение "hу" не указывает Коран. Более того, при рассмотрении предыдущего айата становится совершенно очевидно, что местоимение "hу" использовано для указания на пророка Ису (м.е):
Он - всего лишь раб, которому Мы даровали милость и которого сделали примером для сынов Исраила. (Сура "Аз Зухруф", 43:59)
Крупнейшие алимы Ислама, основываясь на айатах Корана и хадисах Пророка Мухаммада, (с.а.с), также поясняют, что данное местоимение указывает именно на пророка Ису (Мир ему). Хамди Языр Эльмалылы в своем толковании Корана дает следующее пояснение:
Несомненно, что пророк Иса (Мир ему) является доказательством и знамением приближения Часа, Часа, когда мертвые воскреснут и закончится земная жизнь. Ибо как появление пророка Исы, чудо воскрешения из мертвых, которое он явил людям, так и сказанные им слова о будущем воскрешении и восстании мертвых из могил является доказательством того, что Конец Света (Кыйама) свершится и упоминание этого в хадисах только убеждает нас в этом.
Еще один айат Корана, ясно указывающий на второй приход в земную жизнь пророка Исы (Мир ему):
И сказали ангелы: "О Марйам! Воистину, Аллаh радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его - Мессия 'Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, [избран и славен] в этом и будущем мире и из тех, кто приближен [к Аллаhу]". Она сказала: "Господи! Как может быть у меня ребенок,- ведь не касался меня ни один мужчина". Но сказал [ангел]: "Именно так! Аллаh создает то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: "Свершись!" - и оно тотчас свершается". И Он научит его Книге, мудрости, Торе и Евангелию.(Сура "Аль 'Имран", 3:45-48)
Айат гласит, что Аллаh научит пророка Ису Торе, Евангелию и "Книге". На это слово, безусловно, стоит обратить особое внимание. То же самое слово использовано и в 110-ом айате Суры "Аль Маида":
[Вспомни,] как Аллаh сказал: "О 'Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом, так что ты говорил с людьми еще будучи в колыбели, и уже в зрелости. Я научил тебя Книге, мудрости, Торе и Евангелию. По Моему соизволению ты лепил глиняных птиц…"(Сура "Аль Маида", 5:110)
При анализе слова"Книга", упоминающегося в обоих айатах, видно, что оно подразумевает Коран. Во-первых, кроме Торы и Евангелия существует только одна Божественная Книга - это Священный Коран. (Ниспосланный пророку Дауду (Мир ему) Забур (Псалтырь) является частью Ветхого Завета, т.е. Торы). Кроме этого, в 3-м айате Суры "Аль 'Имран" слово"Книга" упоминается вместе с Евангелием и Торой и ясно подразумевает Коран:
Аллаh - нет божества, кроме Него. Он - вечно живой, вечно сущий. Он ниспослал тебе Книгу Истины, как подтверждение того, что было [ниспослано] до тебя, а прежде ниспослал Он Тору и Евангелие.(Сура "Аль 'Имран", 3:2-3)
Еще один айат, в котором слово "Книга" ясно указывает на Коран:
Когда к ним явилось от Аллаhа Книга, подтверждающее истинность тех [Писаний], что у них были,- ведь раньше они испрашивали победу над неверными,- так, когда к ним явилось то, что они знали, они отвергли это. Проклятие Аллаhа над неверующими! (Сура "Аль Бакара", 2:89)Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, он читает вам Наши знамения, очищает вас, обучает Книге и мудрости, а также тому, чего вы не знали ранее. (Сура "Аль Бакара", 2:151)
В данной ситуации мы можем предположить, что третьей книгой, которой Аллаh научит пророка Ису (Мир ему) будет Коран, а это будет возможно лишь после его возвращения на землю в Последнее Время. Поскольку пророк Иса (Мир ему) жил на 600 лет раньше ниспослания Корана и, конечно же, не мог знать этой Книги еще до того, как она была ниспослана. Следовательно, единственным логичным предположением является то, что пророк Иса (Мир ему) будет научен Корану уже после своего возвращения на землю. Из хадисов нашего Пророка Мухаммада (с.а.с.) также очевидно, что после возвращения на землю пророк Иса (Мир ему) будет руководствоваться не Евангелием, а предписаниями Корана. Таким образом, хадисы полностью совпадают со смыслом айата. (Воистину, только Аллаhу известна истина).
Кроме того, айат "воистину, 'Иса перед Аллаhом подобен Адаму…"(Сура "Аль 'Имран", 3:59), также, возможно, указывает на второй приход пророка Исы (Мир ему). Толкователи Корана, как правило, подчеркивали, что данный айат указывает на отсутствие отцов у обоих пророков: пророк Адам (Мир ему) был сотворен из глины по повелению Аллаhа "Будь!", пророк Иса (Мир ему) также появился на свет без отца по повелению Аллаhа "Будь!". Однако, возможно, айат имеет и второй смысл. Подобно ниспосланию пророка Адама (Мир ему) из Рая на землю, пророк Иса (Мир ему), вероятно, также будет ниспослан Аллаhом в период наступления Последнего Времени. (Истина известна лишь Аллаhу).
Как видно, айаты Корана, возвещающие нам о втором пришествии пророка Исы (Мир ему) на землю, совершенно ясны и наводят на глубокие размышления. Ни об одном из пророков Всевышнего, чьи имена упомянуты в Коране, не были использованы подобные выражения. Кроме того, ни об одном из пророков не сказано в Коране как"он ('Иса) знамение [Судного] часа" и ни одно выражение, относительно других пророков не содержит в себе смысла, который хоть как-либо указывал бы на их возвращение на землю. Все эти выражения были упомянуты только лишь в отношении пророка Исы (Мир ему). Смысл этого достаточно очевиден.
Приведем еще один айат Корана, сообщающий о смерти пророка Исы (Мир ему):
И будет на мне мир и в день, когда я родился, и в день моей смерти, и в [Судный] день, когда я буду воскрешен. (Сура "Марйам", 19:33)
При сравнении данного айата с 55-ым айатом Суры "Аль 'Имран" выявляется очень важное обстоятельство. В Суре "Аль 'Имран" указывается на вознесение Исы (Мир ему) к Аллаhу. Между тем в 33-ем айате Суры "Марйам" ведется речь о дне смерти пророка Исы (Мир ему). Следовательно, эта смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. (Истина известна лишь Аллаhу).
Еще одним доказательством предстоящего возвращения пророка Исы (Мир ему) на землю служит слово "кеhлен", упоминающееся в 110-ом айате Суры "Аль Маида" и в 46-ом айате Суры "Аль 'Имран". Айаты гласят:
[Вспомни,] как Аллаh сказал: "О 'Иса, сын Марйам! Вспомни благодеяние, которое Я оказал тебе и твоей матери, когда Я поддержал тебя Святым Духом, так что ты заговорил с людьми, еще будучи в колыбели, и говорил с ними и в зрелости. Я научил тебя Книге, [божественной] мудрости, Торе и Евангелию…"(Сура "Аль Маида", 5:110)Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и в зрелости. Он будет из числа праведников. (Сура "Аль 'Имран", 3:46)
Слово "кеhлен" встречается в Коране лишь в этих двух айатах и использовано только по отношению к пророку Исе (Мир ему). Данное слово, употребленное для выражения периода зрелости Исы (Мир ему), в арабском языке означает"человека в возрасте от 30 до 50 лет, миновавшего период молодости и вступившего в зрелость, достигший старости". Все алимы Ислама переводят его как "период жизни, наступающий после 35 лет".
Хадис, переданный от Ибн-и Аббаса (р.а.), гласит, что пророк Иса (Мир ему), будучи молодым, в начале 30 летнего периода был вознесен на небо, но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Исламские богословы, опираясь на этот хадис, заключают, что пророк Иса (Мир ему) достигнет старости именно после своего прихода на землю, и рассматривают этот айат, как доказательство его предстоящего прихода. (Мухаммед Халил Харрас, Фаслю'ль Макалль Фи Раф'ль 'Иса Хаййан ва Нузулихи ва Катлихи'д-Дадджаль, Мактубату'с Сунна, Египет, 1990, стр.20).
При внимательном изучении приведенных айатов очевидно, что комментарий исламских богословов является верным.
Рассмотрев айаты Корана, мы заметим, что приведенное выше слово "кеhлен" употреблялось только по отношению к пророку Исе (Мир ему). Все пророки беседовали с людьми и призывали их к истинной вере. Однако данное слово не встречается в отношении ни одного из них. Следующие в айате друг за другом слова "в колыбели" и "в зрелости" привлекают внимание к двум чудесным явлениям в жизни пророка Исы.
Способность младенца пророка Исы (Мир ему) говорить еще в колыбели является величайшим чудом. Это событие часто упоминается событие в айатах. В таком случае выражение "и говорил с ними и в зрелости", возможно, также является чудом. Если бы оно указывало бы на период жизни Исы (Мир ему) перед вознесением к Аллаhу, то способность взрослого человека говорить вовсе не является чудом. Но, если бы оно не являлось чудом, то те упоминалось бы в тексте Корана сразу же после повествования о чудесной способности пророка разговаривать еще в колыбели, да еще и с равнозначным ему смыслом. В противном случае было бы употреблено выражение "с момента пребывания в колыбели до зрелого возраста", которое бы означало проповедование Исой (Мир ему) Божественной веры перед вознесением на небо. (Истина известна только лишь Аллаhу). Однако в айате привлекается внимание на два великих чудесных периода времени. Первый - когда пророк Иса (Мир ему) проповедовал в колыбели, второй - когда он призывал людей в истинной вере, уже будучи взрослым. Следовательно, это выражение указывает на беседы Исы с людьми (Мир ему) в зрелом возрасте, после возвращения на землю. (Истина известна только лишь Аллаhу). Имам Ат-Табари в своем толковании Корана разъясняет выражения, упоминающиеся в этих айатах, таким образом:
"Эти выражения (Сура "Аль Маида", 5:110) указывают на вторичное ниспослание пророка Исы уже в зрелом возрасте, для того, чтобы он смог опять говорить с людьми и, достигнув старости, завершил свой жизненный срок. Ибо он был вознесен на небо еще в молодом возрасте … В этом айате (Сура "Аль 'Имран", 3:46) содержится доказательство того, что пророк Иса жив и сунниты (Еhl-i sunnat) признают эту истину. Ибо айат ясно выражает, что пророк Иса будет говорить с людьми и зрелые годы, и в старости. Тогда как старость его может наступить лишь после того, как он будет вновь ниспослан на землю и проживет какое-то время." (Имам Ат-Табари, Толкование Корана, том 2, стр. 528; том 1, стр. 247)
Между тем, некоторые комментаторы разъясняют слово"кеhлен" ("зрелый"), отдаляясь от его истинного значения, и не учитывают логику Корана при толковании его смысла. Они утверждают, что это выражение указывает на жизнь пророков в целом, говоря, что все пророки начинали свои проповеди уже достигшими зрелости. Безусловно, все пророки были в высшей степени зрелыми людьми, Всевышний Аллаh Своей Милостью наделил их мудростью и зрелостью. Между тем, в Суре "Аль Ахкаф" Аллаh указывает нам, что зрелостью считается возраст после сорока лет. Айат гласит:
Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит его [во чреве] в муках и рожает в муках, а от зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев. Когда же он вырастает до полной зрелости и достигнет сорока лет, он говорит: "Господи! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую ты оказал мне и моим родителям; [внуши], чтобы я творил добро, угодное Тебе. Устрой для меня благое в моем потомстве. Воистину, я обращаюсь к Тебе с покаянием и я - из числа тех, кто предался [Тебе]".(Сура "Аль Ахкаф", 46:15)
Следовательно, айаты Корана ясно указывают, что слово"кеhлен" означает предстоящее второе пришествие пророка Исы (Мир ему) на землю. (Истина известна только лишь Аллаhу).
В Коране приводятся и другие примеры возвращения людей на землю через сотни лет после "ухода" с нее при жизни.