Которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день»

Однако они суть неверующие» (Корова-8).

Но верным мнением является то, что это – повествование об их состоянии лицемерия и неверия. И это не отрицает того, что они (прежде) получили веру, а затем потеряли ее,

и их сердца были запечатаны. И Ибн Джарир не представил там вот этот аят:

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا فَطُبِعَ عَلَى قُلُوبِهِمْ «Это – потому, что они уверовали,

а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны »(Лицемеры-3).

И поэтому он представил этот пример таким образом: они получили свет из-за того, что выразили слова веры, то есть в этом мире, а затем их постигла темнота в День воскресения.

Слова Всевышнего: ذَهَبَ اللَّهُ بِنُورِهِمْ «Аллах лишил их света»,

означают, что Он лишил их того, что приносит пользу:

а это свет, и у них осталось то, что вредит им: жар и дым.

وَتَرَكَهُمْ فِي ظُلُمَاتٍ «И оставил их в темноте»

- это сомнение, неверие и лицемерие, в которых они находятся.

لَا يُبْصِرُونَ «Они ничего не видят», то есть не идут путем блага и не узнают его.

И они вместе с этим صُمّ «глухие»,ибо не слышат благого بُكْمٌ «немые»,

ибо не говорят то, что приносит им пользу, عُمْيٌ «слепые»

в заблуждении и слепоте разума, как сказал Всевышний:

فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ وَلَكِنْ تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ

«Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца,

находящиеся вгруди» (Паломничество-46).

فَهُمْ لَا يَرْجِعُون Они не вернутся на прямой путь

Поэтому они не возвращаются к прямому пути,

на котором они были прежде и которое они продали за заблуждение.

Судди передал от Ибн Аббаса, Ибн Мас‘уда и людей из числа сподвижников пророка,

да благословит его Аллах и приветствует, что он словах Всевышнего:

فَلَمَّا أَضَاءَتْ مَا حَوْلَهُ «Когда же (огонь) озарил все вокруг него»,

они сказали, что (некоторые) люди приняли Ислам по прибытию пророка

, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину. Затем они стали лицемерами.

И они подобны человеку, который был в темноте, а затем разжег огонь. Когда огонь озарил вред и неприятности вокруг него, он увидел их и понял то, что сможет уберечь его от них. Пока он был в таком состоянии, вдруг огонь погас, и он оказался в состоянии,

в котором не знал, как уберечься от неприятностей. И это пример лицемера,

который был в многобожии, а затем принял Ислам и узнал дозволенное и запретное,

благо и зло. Оставаясь в таком положении, он совершил неверие, и перестал

отличать, дозволенное от запретного, благо от зла».

‘Авфи передал от Ибн ‘Аббаса, что он сказал об этом аяте:

ذَهَبَ اللَّهُ بِنُورِهِمْ وَتَرَكَهُمْ فِي ظُلُمَاتٍ «Аллах лишил их света и оставил их в темноте,

Что касается этого света, так это их вера, о которой они говорили. Что же касается

той темноты, то это их заблуждение и неверие о которых они говорили.Эти люди были на верном пути, а затем она (вера) была отнята у них, и они стали ослушниками после этого».

Муджахид сказал: «Озарение огнем

– это их прибытие к верующим и к верному руководству».

‘Ата аль-Хорасани сказал: «Это пример лицемера, который иногда видел

и временами различал, а потом его постигла слепота души».

Ибн Абу Хатим сказал: «От ‘Икримы, аль-Хасана, Судди, Раби‘ ибн Анаса

передано подобное тому, что сказал ‘Ата аль-Хорасани».

‘Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслам сказал об этом аяте:

«Это качество лицемеров. Они уверовали, так что вера озарила их сердца,

как огонь озарил для тех, кто разжег его. Затем они стали неверными,

и Аллах лишил их света и отнял его у них, как Он лишил их света этого огня.

И Он оставил их в темноте, в которой они ничего не видят».

Что касается мнения Ибн Джарира, то более похожим на него является то,

что передал ‘Али ибн Абу Тальха от Ибн ‘Аббаса:

«Аллах привел этот пример лицемеров, ибо они окрепли благодаря Исламу, и мусульмане стали заключать с ними браки, делить с ними наследство и добычу(«фай»).Когда же они умерли, Всевышний Аллах отнял у них эту силу, как Он отнял у разжегшего огонь его свет».

Абу Джа‘фар ар-Рази передал с слов Раби‘ ибн Анаса со слов Абу ‘Алийи:

«Свет огня (появился) лишь когда огонь был разожжен. Когда же огонь затих, его свет был потерян. Так же и лицемер: каждый раз, когда он произносит слова искренности,

нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ «Ля иляха иллаллах»,

он освещается. Когда он сомневается, то попадает во тьму».

Ад-Даххак сказал: «Свет – это вера, о которой они говорили».

‘Абдурраззак передал со слов Ма‘мара со слов Катады:

مَثَلُهُمْ كَمَثَلِ الَّذِي اسْتَوْقَدَ نَارًا فَلَمَّا أَضَاءَتْ مَا حَوْلَهُ

««Они подобны тому, кто разжег огонь. Когда же огонь озарил все вокруг него»,

он сказал: «Это - (слова) нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха

لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ «ля иляха иллаллах» которые стало светом для них .

И они ели, пили и получили безопасность в этой жизни благодаря (этим словам),

вступали в браки с женщинами, их жизни были спасены. Когда же они умерли,

Аллах лишил их света и оставил в темноте, где они ничего не видят».

Са‘ид передал от Катады об этом аяте:

«Поистине, смысл его заключается в том, что лицемер произносит ,

нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ«ля иляха илла -ллах»,

и эти слова озаряют его в этом мире. Он благодаря этим словам вступает в браки с мусульманами, сражается вместе с ними, наследует их, спасает свою жизнь и имущество благодаря (этим словам). Когда лицемер оказывается при смерти, он лишается этих слов веры, ибо у него не было основы для этих слов в сердце и не было их сути в его деяниях».

‘Али ибн Абу Тальха передал со слов Ибн ‘Аббаса:

وَتَرَكَهُمْ فِي ظُلُمَاتٍ لَا يُبْصِرُونَ

««И (Аллах) оставил их в темноте, где они ничего не видят»,

он говорил: «(Оставил их) в мучении, когда они умерли».

Мухаммад ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса:

وَتَرَكَهُمْ فِي ظُلُمَاتٍ ««И (Аллах) оставил их в темноте»,

то есть они видели истину, произносили ее, так что вышли из тьмы неверия.

(Потом) они затушили (истину) своим неверием и лицемерием. И (Аллах) оставил

их в темноте неверия, и они не видят прямого пути и не следуют истине».

Судди в своем «Тафсире» привел от него (Ибн ‘Аббаса): «Эта темнота – их лицемерие».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Он оставил их в темноте, где они ничего не видят.

Это когда лицемер умирает, его плохие деяния становятся для него темнотой.

И он не найдет благого деяния, которое бы подтвердило бы его слова

لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ «ля иляха иллаллах»».

Судди передал от него (аль-Хасана аль-Басри):

صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ ««Глухие, немые, слепые»,они – немые и слепые».

‘Али ибн Абу Тальха передал со слов Ибн ‘Аббаса:

صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ««Глухие, немые, слепые»

- они не слышат прямого руководства, и не видят его, и не разумеют его».

То же сказали Абу ‘Алийа и Катада ибн Ди‘ама.

فَهُمْ لَا يَرْجِعُونَ «Они не вернутся».

Ибн ‘Аббас сказал: «Они не вернутся на прямой путь».

То же сказал Раби‘ ибн Анас.

Судди передал от него: «Не вернутся к Исламу».

Катада сказал:

فَهُمْ لَا يَرْجِعُونَ ««Они не вернутся», то не покаются и не вспомнят».

Далее Всевышний Аллах сказал:


أَوْ كَصَيِّبٍ مِنْ السَّمَاءِ فِيهِ ظُلُمَاتٌ وَرَعْدٌ وَبَرْقٌ

يَجْعَلُونَ أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ مِنْ الصَّوَاعِقِ حَذَرَ الْمَوْتِ وَاللَّهُ مُحِيطٌ بِالْكَافِرِينَ

(19) Или же они подобны (оказавшимся под ) ливнем с неба.

Наши рекомендации