Приближение к Всевышнему Аллаху посредством праведного поступка, совершенного молящимся
Пытаясь приблизиться к Аллаху таким способом, мусульманин говорит во время мольбы: "О, Аллах! Прости меня ради того, что я уверовал в Тебя, возлюбил Тебя и последовал за Твоим посланником" или "О, Аллах! Облегчи мою участь ради того, что я возлюбил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и уверовал в него". Помимо этого, молящийся может назвать весомый праведный поступок, совершенный им из страха перед Пречистым Аллахом, ради того, чтобы снискать Его довольство и выразить Ему свою покорность, а затем приблизиться посредством такого поступка к своему Господу во время мольбы. Это позволяет надеяться на то, что мольба будет принята Аллахом, и на нее будет дан ответ.
Такой способ приближения к Аллаху является похвальным и хорошим. Всевышний Аллах разрешил поступать так и одобрил это, что подтверждается следующими аятами Корана:
ربنا إننا آمنا فاغفر لنا ذنوبنا وقنا عذاب النار
«Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (сура ''Семейство Имрана'', аят 16);
ربنا آمنا بما أنزلت واتبعنا الرسول فاكتبنا مع الشاهدين
«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (сура ''Семейство Имрана'', аят 53);
ربنا إ ننا سمعنا منادياً ينادي للإيمان أن آمنوا بربكم فآمنا ربنا فاغفر لنا ذنوبنا وكفر عنا سيئاتنا وتوفنا مع الأبرار
«Господь наш! Мы услышали глашатая(Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и умертви нас вместе с благочестивыми» (сура ''Семейство Имрана'', аят 193);
Всевышний также сказал:
إنه كان فريق من عبادي يقولون: ربنا آمنا فاغفر لنا، وارحمنا، وأنت خير الراحمين
«Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты – Наилучший из милосердных» (сура ''Верующие'', аят 109) . В Коране есть и другие благословенные аяты, сходные с вышеприведенными.
О законности такого способа приближения к Аллаху свидетельствует и хадис Бурейды бин аль-Хусайба, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается: ''Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один человек сказал: «О, Аллах! Я прошу Тебя, ведь я засвидетельствовал, что Ты – Аллах, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты – Единственный, Самодостаточный. Ты не родил и не был рожден, и нет никого равного Тебе». Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он попросил Аллаха посредством Его величайшего имени. Когда Его просят о чем-либо посредством него, Он одаряет. Когда же к Нему взывают посредством него, Он отвечает на мольбу».[34]
Еще одним доказательством законности этого способа является история о людях, оказавшихся запертыми в пещере. Передают, что Абдуллах бин Умар рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Трое людей из числа ваших предшественников шли по дороге, когда начался ливень. Они укрылись в пещере, как вдруг выход из нее оказался загорожен. Тогда один из них сказал: "Клянусь Аллахом, вы сможете избавиться от этой скалы, только если попросите Аллаха об этом посредством ваших праведных дел!"[35] Один из них сказал: "О, Аллах! Мои родители были стариками, и каждый вечер я поил их прежде, чем начинал заботиться о своей семье и своем имуществе. Однажды я забрел далеко от дома в поисках чего-то[36] и вернулся со скотиной обратно только тогда, когда они уже заснули. Я надоил для них молока и увидел, что они уже спят. Мне не хотелось поить семью до того, как напьются они, и поэтому я просидел с чашей в руках всю ночь до рассвета, дожидаясь того, когда они проснутся. Проснувшись же, они выпили свое молоко. О, Аллах! Если я поступил так ради Тебя, то избавь нас от этой скалы". Тут скала немного отодвинулась, но они все равно не могли выбраться оттуда. Затем другой сказал: "О, Аллах! У меня была двоюродная сестра, которую я любил сильнее, чем кого бы то ни было из людей. Я пытался овладеть ею, но она отказывалась, пока ее не постигла крайняя нужда в год сильной засухи. Тогда она пришла ко мне, и я заплатил ей сто двадцать динаров за то, чтобы она позволила мне овладеть ею. Она согласилась, и когда я уже почти был готов овладеть ею, она сказала: "Я не позволяю тебе сломать печать, не имея на это права".[37] Тут я постеснялся вступить с ней в интимную близость и отвернулся от нее, хотя любил ее сильнее, чем кого бы то ни было среди людей. И я оставил ей то золото, которое дал ей. О, Аллах! Если я поступил так ради Тебя, то освободи нас из этой беды". Тут скала еще немного отодвинулась, но они все еще не могли выбраться оттуда. Затем третий сказал: " О, Аллах! Я нанял несколько работников и заплатил им всем, кроме одного работника, который оставил свой заработок и ушел. Его заработок принес доход и превратился в целое состояние, а спустя некоторое время он пришел ко мне и сказал: "Раб Аллаха, дай мне мой заработок". Я сказал: "Эти коровы, овцы, верблюды и рабы, которых ты видишь, я приобрел на твой заработок". Он сказал: "Раб Аллаха, не насмехайся надо мной". Я же ответил: "Поистине, я не насмехаюсь над тобой. Забирай все это!" Он увел с собой все и не оставил мне ничего из этого. О, Аллах! Если я поступил так ради Тебя, то освободи нас из этой беды. Тут скала отодвинулась, и они выбрались оттуда и пошли своей дорогой».[38]
Как видно из этого хадиса, трое верующих, попав в беду и оказавшись в трудной ситуации, поняли, что спасти их от гибели может только Всеблагой и Всевышний Аллах. И тогда они обратились к Нему за помощью, искренне воззвали к Нему и вспомнили о тех праведных поступках, которые они совершили искренне ради Аллаха в то время, когда они пребывали в благоденствии. Они надеялись на то, что посредством этих поступков Господь поможет им в тот момент, когда их постигнет беда. В одном из хадисов сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помни об Аллахе тогда, когда ты благоденствуешь, и Он вспомнит о тебе, когда тебя постигнет беда».[39] Таким образом, они решили приблизиться к Аллаху посредством своих праведных деяний.
Первый из них попросил Аллаха помочь им ради того, что он хорошо относился к своим родителям, проявлял к ним почтительность и был добр к ним настолько, что совершил такой редкий, удивительный поступок. Я не думаю, что какой-либо другой человек, конечно же, за исключением пророков, относился к своим родителям с такой же добротой.
Второй человек попросил Аллаха помочь им ради его целомудренного воздержания от прелюбодеяния с двоюродной сестрой, которую он любил так сильно, как только может мужчина любить женщину. Он отказался от интимной близости с ней тогда, когда она уже была в его объятиях и отдалась ему вопреки своей воле, не устояв перед голодом и нищетой. Однако в тот момент она напомнила ему о Всемогущем и Великом Аллахе, и он опомнился, покорился Его воле и отступил от девушки, оставив ей то имущество, которое дал ей прежде.
Третий же попросил Аллаха помочь им ради того, что он заботливо сохранил заработок работника, который ушел от него, не взяв платы за свой труд. В достоверной версии этого хадиса сообщается, что это был всего один фарак[40] риса. Он же приумножил его имущество и купил на него много овец и коров, верблюдов и рабов. И вот однажды того работника постигла сильная нужда, и он вспомнил о том скромном заработке, который он оставил у своего работодателя. Он пришел к нему и попросил его расплатиться с ним, и он отдал ему все приобретенное имущество. Работник был настолько удивлен, что решил, что он насмехается над ним. Когда же ему стало ясно, что он говорит серьезно, и что его заработок принес такой огромный доход, он увел свое имущество, ликуя от радости. Он был настолько изумлен, что ничего не оставил своему работодателю. Клянусь Аллахом, поступок этого человека был высшим проявлением доброго отношения к работникам и соблюдения их прав. А те, которые заявляют о правах рабочих и трудящихся и торгуют лживыми лозунгами о защите бедных и нуждающихся, о справедливом отношении к ним и восстановлении их прав, не делают и сотой доли того, что сделал этот человек.
Таким образом, эти трое воззвали с мольбой к своему Пречистому Господу, приблизившись к Нему посредством праведных и благородных поступков. Они заявили о том, что совершили их только ради Всевышнего Аллаха, а не ради земных благ, мирской выгоды или богатства. Они надеялись на то, что Великий Аллах избавит их от беды и спасет их из трудного положения, и Пречистый Господь ответил на их мольбы. Он избавил их от несчастья и оправдал их ожидания, показал им удивительное чудо и почтил их очевидным караматом[41]. Аллах отодвигал скалу постепенно, в три этапа. Каждый раз, когда один из трех людей, запертых в пещере, взывал к Аллаху, скала немного отодвигалась, пока, наконец, не отодвинулась полностью после мольбы последнего из них. Так они спаслись от неминуемой смерти. Наш благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам эту чудесную историю, которая произошла вдали от людских взоров и не была известна никому, кроме Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы напомнить нам о достойных, образцовых поступках, совершенных некогда достойными, образцовыми последователями предыдущих посланников. Он сделал это для того, чтобы мы следовали их примеру и поступали так, как поступали они, чтобы мы извлекали полезные уроки из этих рассказов и важных назиданий. Никто не должен говорить, что поскольку эти поступки были совершены до начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то они не служат для нас основанием, так как, согласно наиболее предпочтительному принципу мусульманского правоведения, законы предыдущих посланников не распространяются на нас. Мы же считаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам эту историю, похвалив и возвеличив тех трех праведников. А это значит, что он, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил то, что они попытались приблизиться к Аллаху, назвав один из своих праведных поступков. Более того, он не просто одобрил их поступок, но и показал, что их деяние является практическим разъяснением аятов Корана на эту тему. В этом и заключается сходство небесных законодательств, их учений и заповедей, задач и целей. В этом нет ничего удивительного, потому что все они произошли из одного источника, в особенности, если речь идет об отношениях между людьми и их Пречистым Господом. Различия между подобными положениями законодательств встречаются крайне редко, а их изменение и замена продиктованы мудростью Пречистого Аллаха.