Проклял того, кто делает женщину дозволенной
для ее предыдущего мужа, и того, ради кого это совершают.
Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи, и последний назвал хадис
достоверным. Похожий хадис также передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа
со слов ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Всевышний Аллах.
Имам Ахмад передаёт, что Абдулла ибн Масуд сказал:
«Посланник Аллаха проклял татуировщицу, ту, которой наносят татуировки, прикрепляющую шиньоны, носящую шиньоны, женящегося с целью дозволить женщине брак с бывшим супругом, того, для кого это делают, а также поедающего
ростовщичество, того, кто кормит его ростовщичеством[171]».
Этот хадис рассказали: Ахмад ат-Тирмизи и Насаи.
Ат-Тирмизи сказал,что это достоверный хороший хадис.
Ибн Маджах передаёт от Укбы ибн Маджах,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Не сообщить ли вам о козле, взятом напрокат?» люди сказали: «Да, о, посланник Аллаха». Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это тот кто делает тахлиль(тот, кто женился и развёлся с женщиной с целью разрешить ей брак с бывшим супругом). Аллах проклял того, кто делает тахлиль, и того, кому это делается[172]».
Аль-Хаким передаёт от Умара ибн Нафи от его отца,
что к ибн Умару пришёл человек и спросил о человеке, который трижды
развёл свою жену, и на ней женился его брат, дабы в дальнейшем разрешить ему брак с прежней супругой. Будет ли она дозволена для первого мужа?» Он ответил:
«Нет, если только тот не женился по любви, мы это считали прелюбодеянием
во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Этот хадис с достоверным иснадоми указывает на то, что смысле его идёт
от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
Абу Бакр ибн Абу Шейба аль-Джаузани передаёт от Джабира, что ибн Умар сказал:
«Если мне привели бы делающего тахлиль, я обязательно побил бы его камнями
(как за прелюбодеяние)».
Слово Аллаха: ﴿فَإِن طَلَّقَهَا﴾ И если тот разведется с ней
– второй муж после совокупления с ней: ﴿فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ﴾
то они не совершат греха, если воссоединятся– т.е. женщина с бывшим супругом:
﴿إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ﴾ полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха
– т.е. жить согласно установленному порядку.
Муджахид сказал: «Если они полагают, что их повторный брак благочестив».
Слово Аллаха: ﴿وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ﴾
Таковы ограничения Аллаха– Его законы и правила.
﴿يُبَيِّنُهَا﴾ Он разъясняет их: ﴿لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ﴾ для людей знающих.
Далее Аллах Всемогущий сказал:
وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَآءَ فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَلاَ تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لِّتَعْتَدُواْ
وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ وَلاَ تَتَّخِذُواْ آيَـاتِ اللَّهِ هُزُوًا وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ
وَمَآ أَنزَلَ عَلَيْكُم مِّنَ الْكِتَـابِ وَالْحِكْمَةِ يَعِظُكُم بِهِ وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ
(231) Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный
Им срок,то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы
Дозволенного. А кто поступит таким образом,тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой. Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всякой вещи.
Аллах разъясняет мужчинам: «Если вы объявили своим женам развод впервый или во второй раз и дождались приближения конца отведенного для развода срока, то вы должны либо возобновить брачные отношения с намерением исправно выполнять свои обязанности,
либо окончательно расстаться со своими женами, не причиняя им никакого вреда».
Всевышний Аллах сказал: ﴿وَلاَ تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لِّتَعْتَدُواْ﴾
Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного.
Ибн Аббас, Муджахид, Катада, Масрук, аль-Хасан,
ад-Даххак, ар-Раби, Мукатиль ибн Хаййан и другие сказали: «Раньше, если мужчина
хотел причинить жене страдания, то объявлял ей развод и возобновлял брак незадолго до приближения отведенного для развода срока, дабы она не досталась другому, после чего снова объявлял ей развод.Аллах запретил это и сделал предупреждение, сказав:
﴿وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ﴾ А кто поступит таким образом, тот поступит несправедливо
по отношению к самому себе – т.е. по причине нарушения приказа Аллаха.
Слово Аллаха: ﴿وَلاَ تَتَّخِذُواْ آيَـاتِ اللَّهِ هُزُوًا﴾ Не считайте знамения Аллаха шуткой.
Ибн Джарир передал от Абу Мусы, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах
и приветствует, разгневался на ашаритов. К нему пришёл Абу Муса аль-Ашари и спросил:
«О, посланник Аллаха, ты разгневан на ашаритов?» тот ответил:
«يَقُولُ أَحَدُكُمْ: قَدْ طَلَّقْتُ، قَدْ رَاجَعْتُ، لَيْسَ هَذَا طَلَاقُ الْمُسْلِمِينَ، طَلِّقُوا الْمَرْأَةَ فِي قُبُلِ عِدَّتِهَا»
«Любой из них имеет обыкновение говорить: «Я развёл жену и вернул её снова!»
- это не является разводом, приемлемым для мусульман. Разводитесь в период идды».
Масрук сказал: Этот аят о человеке, который желая причинить страдания
своей жене, разводится с ней, и в период идды возвращает её обратно,
таким образом продлевая идду на неопределённый срок».
Аль-Хасан, аль-Хурасани, Катада, ар-Раби, Ата и Мукатиль ибн Хаййан сказали:
«Речь идёт о человеке, который разводится, а потом говорит: «Я пошутил».
Тогда Аллах ниспослал: ﴿وَلاَ تَتَّخِذُواْ آيَـاتِ اللَّهِ هُزُوًا﴾ Не считайте знамения Аллаха шуткой.
Тем самым, Аллах запретил поступать им так».
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал,
что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез,