Глава 15. Что такое воспитание детей?

Как известно, растить детей и воспитывать их не одно и то же. Растить можно и растения и домашних животных, но только к детям мы применяем слово «воспитание». Воспитывать, значит «питать» ребенка духовно, содействовать в нем развитие духа, готовить в нем «сосуд» для благодати Святого Духа. И это сразу же говорит об огромной роли и ответственности родителей. Воспитание детей, по сути, начинается задолго еще до их рождения.

Однажды к священнику пришла беременная женщина с вопросом: «Батюшка, как мне воспитывать будущего ребенка?» Со вздохом последовал ответ: «Поздно, матушка, поздно». Он не имел в виду, что воспитание будущего новорожденного дело бесполезное, но то, что задуматься над этим необходимо было гораздо раньше. Можно воспитывать сына и дочь в идеальных условиях и наилучшим образом, но в конечном итоге, каким быть человеком, как поступать в жизни, к чему стремиться они выбирают сами. Ребенок не глина, из него нельзя вылепить все, что вздумается родителям. Человек это живая душа, и каким он будет когда вырастит, зависит от свойств, заложенных в душу при его рождении. Духовное состояние отца и матери определяет качество души их ребенка. А как известно, состояние души и духа будущих родителей формируется не за один день, а в течении всей их жизни. Человеческая жизнь это очень серьезная вещь, нельзя к ней относиться как к сплошному развлечению и удовольствию. Иначе за свое безрассудство придется очень дорого платить. Одно из самых ужасных наказаний для любого человека видеть своих детей непослушными, неблагодарными, капризными, циничными, жестокими, наглыми, подлыми... Можно купить себе многое, утопать в роскоши, но ничем нельзя будет исправить душу своего ребенка, и лучшее образование окажется бессильным.

Да, ребенок нередко бывает совсем не похож внутренне на своих родителей, но его душа сформировалась на основе духовных и душевных свойств отца и матери. Цветок в горшке и тот нормально не растет в неплодородной почве, или тем более в отравленной, или вовсе не взойдет с изначально больным семенем. К посадке овощей на грядке мы относимся гораздо ответственнее, чем к рождению детей. А тем временем, отец действительно исполняет роль семени, а мать, образно говоря, является «почвой».

Бог не творит душу каждого нового ребенка, это механизм, заложенный в нас от первых людей – Адама и Евы. Господь видимо может в некоторых случаях положительно воздействовать на формирование новой души. Для этого, например, существует таинство Брака в форме венчания в Церкви. Поэтому необходимо венчаться, конечно, до зачатия детей. К этому таинству (как и к любому другому) нужно подходить не формально, как к магическому обряду, а с соответствующим внутренним состоянием: с покаянием исповедаться и причаститься накануне венчания жениху и невесте. Необходимо помнить, что формирование души будущего ребенка это великое таинство, и относиться к нему нужно очень ответственно, впрочем, как и ко всей своей жизни.

Родителей не может не волновать вопрос: что именно воспитывать в детях после их рождения? Всем понятно, что мы хотим видеть в подрастающем поколении лучшие качества, вопрос в том, как этого добиваться? Для начала давайте скажем несколько слов о внешних условиях. В идеале ребенок не должен расти в семье один, это неизбежно травмирует его внутреннее состояние, делает его более эгоистичным и несчастным. Проводя время дома, или с родителями где-нибудь на природе, или на прогулке он будет чувствовать себя некомфортно, ему будет одиноко в мире взрослых. Ему нужен братик или сестренка, с минимальной возрастной разницей. Это умиление смотреть, как они вместе играют, вместе радуются, учатся помогать друг другу убирать игрушки, одеться на прогулку, уступать друг другу и т.д. Многие родители настаивают на посещении детского сада, но в действительности это не лучшее место для воспитания, особенно в наше время. Утверждают, что в детском саду ребенок получает общение, а значит развитие. Общение с кем? – хочется спросить в ответ. Общение – это прежде всего обмен полезной информацией для нравственного и духовного развития. Что могут дать глупые еще дети из очень разных семей моему ребенку? А если вспомнить, что уже в этом возрасте некоторые из них стали носителями нецензурных слов, непристойных разговоров, проявлений жестокости, наглости, то становится очевидным, что такое «общение», как минимум не дает ничего хорошего ребенку из нравственно благополучной семьи, а максимум неизбежно нанесет духовный вред. Нужно беречь своих детей как можно дольше от психологических травм, наносимых нашим обществом, так называемой «школой выживания»: нельзя путать выживание биологическое и жизнь духовную. Кого мы хотим воспитать в ребенке: маугли, или святого? Не «святошу» в светском понимании, а такого, как святой благоверный князь Александр Невский, или святой адмирал Федор Федорович Ушаков. Уж они точно детский сад в юности не посещали. Нужно, чтобы психика ребенка, т.е. его душа с возрастом окрепла и была лучше подготовлена родителями, прежде чем подвергать его психологическим ударам. Психологическая травма это рана, нанесенная по менталитету человека, по его представлению о жизни, о добре и зле, о людях, о самом себе и т.д. Например, нельзя детям смотреть сцены разврата, или насилия, крови – это неизбежно травмирует психику ребенка. Нельзя при детях родителям устраивать скандалы, ссоры с руганью и взаимными оскорблениями. Это не «тепличные» условия, а правильные условия для воспитания детей.

Мы сказали лишь о минимуме требований к внешним условиям, а что же является содержанием воспитания? Опять же придется еще раз оговориться, что все, о чем мы дальше будем говорить имеет смысл лишь при правильном образе жизни самих родителей. Отец – это не просто формальный глава семьи, это по сути пастырь, которому Бог поручил жену и детей, и это огромная честь и ответственность для настоящего мужчины. Проявлять беспечность в этом деле гораздо хуже, чем пастуху бросить порученное ему стадо овец, не доведя их до дома, за что раньше односельчане подвергли бы его суровому наказанию. Наши дети не ценнее ли овец? А Бог, не спросит ли с нас за них?

Для развития лучших качеств в детях, прежде всего в них необходимо воспитывать послушание. Любовь к родителям доказывается не поцелуями и нежными словами, а в первую очередь послушанием. Можно маму обнять, сказать ей о своей любви к ней, а через пять минут мама попросит дочку сходить в магазин, но доченька в ответ скажет: «Мамочка, я не могу, мне уроки делать надо» или : «Меня подруги на улице ждут». Где здесь любовь? – нет её. Слушаться не только когда тебе хочется, а именно когда не хочется: именно в таких ситуациях на деле проявляется любовь. Представьте, что ребенок может про себя думать в минуты послушания: «Как не хочется мыть посуду, но мама попросила, так надо, придется ей помочь». Очевидно, что чувство долга («так надо») здесь ключевое. Конечно, мотивация послушания у детей бывает и другая, они могут исполнить волю родителей в расчете на какое-то вознаграждение, и из-за страха наказания, но воспитывать в них нужно именно чувство долга. Послушание прививает ребенку чувство ответственности, а как её не хватает уже во взрослой потом жизни. Если ваш малыш вырастит безответственным, без воспитанного чувства долга, тогда кому он будет нужен? Такие не нужны ни на работе, ни в семье.

В послушании присутствует жертвенность, а без неё нет любви. Когда ребенок привыкает к мысли, что периодически приходится в жизни жертвовать своим временем, своими силами, своей выгодой, когда для него такое представление о себе самом становится нормой, тем самым в нем развивается способность любить, а себялюбие отступает.

Взрослые умиляются детям, пока они маленькие, потому что греховные страсти в детях малы, как небольшие ростки, но с годами быстро увеличиваются, как сорняки, заглушая в душе все её добрые свойства. Послушание связывает действия страстей, резко ограничивает их рост. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Послушание есть спасительный подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле; послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти».

Чем больше родители удовлетворяют капризы своих детей, тем в большей степени они растут безвольными и безответственными. Послушание развивает способность к осуществлению самоконтроля человека, способствует развитию волевых качеств, в особенности силы духа. Нужно с самого раннего возраста детей добиваться исполнения послушания родителям. Если ребенок привыкает не обращать внимания на то, что сказал ему отец или мать, тогда тем самым, он все в большей степени становится эгоистом, а уважение к старшим утрачивается вовсе. Есть дети, которых совсем не нужно наказывать, но иногда приходится взрослым принимать меры. Не столько нужно бояться капризов и плача ребенка, сколько нужно бояться, чтобы он не вырос дурным человеком. Конечно, наказывать необходимо в разумных пределах исходя из духовной пользы ребенка, а не для его запугивания и подавления в нем личности, и уж тем более не для мщения ему. «Наказывать должно ради исправления, но не во гневе, а когда гнев пройдет» - советовали преподобный Варсанофий Великий и Иоанн. Послушание не есть рабство родителям, а добровольное и сознательное служение им. Сила родительского влияния в том и состоит, чтобы расположить своих детей к этому служению. Желательно, чтобы послушание детей основывалось не на страхе перед родителями, а на уважении к ним. Отец и мать должны быть такими, чтобы их хотелось слушаться. В первую очередь воздействовать на детей нужно примером своей жизни и убеждением, это лучше всего помогает им осознавать свою неправоту, свой грех, что не дает повода обижаться на родителей, и развивает стремление бороться со своими капризами и страстями.

Итак, послушание прививает чувство ответственности, долга, направляет волю в правильное русло, связывает и убивает действия страстей, развивает способность любить. Кроме послушания необходимо воспитывать в детях потребность заботиться о других, поддерживать их инициативу в этом, создавать нравственный климат в семье для её рождения. Забота отца и матери друг о друге становится лучшим уроком воспитания детей, а так же периодическое, по мере необходимости напоминание им о важности быть заботливым и трудолюбивым. Многие современные родители, особенно в больших городах создают обстановку в семье с точностью до наоборот. Ребенка регулярно отвозят в музыкальную, художественную, или спортивную школу, он посещает бассейн, дополнительные занятия с репетиторами иностранного языка и т.п. Бедный ребенок спит от усталости на заднем сидении папиной машины по дороге домой. Мать без устали твердит: «Сыночек, ты только учись, делай уроки, а посуду я вымою за тебя сама, ты только учись». Детей ограждают от любых хлопот, загружая их требованием учиться. Порой многопопечительность мамы не знает границ: она посещает вместе с сыном музеи, выставки, театры, филармонии, ипподромы, цирк, зоопарк – и все это называется, по её мнению, развитием личности ребенка! Скажите, что именно развивается в детской личности от такого образа жизни? – ничего, кроме эгоизма, «утонченных» эстетических вкусов и чисто энциклопедических знаний. Здесь нет даже развития ума. Вы не задумывались над тем, что даже средняя общеобразовательная школа сегодня, на которую так полагаются родители, не дает по сути ничего для развития ума школьников? Речь идет не о работе отдельного учителя-педагога, а о современной системе школьных знаний и о сложившейся методике школьного образования, особенно после внедрения ЕГЭ. Любой школьный предмет, будь то математика, русский, или история с литературой, если преподавать их по современным стандартам, развивает в ученике лишь память: знать, желательно наизусть формулы, правила, факты, даты, определения, термины, названия и т.д. Память, память и память: из ребенка хотят сделать «всезнайку», машину для зарабатывания денег. Преподаватели вузов и сами учителя едины во мнении, что год от года глубина знаний выпускников школ снижается, а к реальным трудностям жизни молодежь все менее приспособлена. Физкультура развивает способность бегать и прыгать, музыка – умение петь, играть на музыкальных инструментах, рисование – умение рисовать... Простите, а где же развитие ума?! Ребенок идет в первый класс с широко открытыми глазами, как в храм, веря в то, что его здесь научат чему-то мудрому, интересному и важному в жизни. А к пятому-шестому классу у подавляющего числа школьников пропадает всякий интерес к школе, им хочется поскорее сбежать оттуда домой и швырнуть свой портфель в дальний угол квартиры. Дети не понимают: зачем им столько ни с чем не связанных знаний? Для чего они им? Они верно чувствуют, что в школе не хватает чего-то самого важного, это таинственное важное в море знаний отсутствует совсем.

Современная российская школа нацелена на развитие памяти и способностей ребенка, готовит его к чисто биологическому выживанию, хотя и эта задача без духовного содержания выполняется в итоге неудовлетворительно: все более очевидно, что закончив школу, наша молодежь не ориентирована и не готова становиться творцами материальных и духовных благ, а превращается в потребителей не ими созданных благ, по сути в иждивенцев. А станет ли выпускник школы хорошим отцом или мужем, хорошей матерью или женой, глубокопорядочным человеком и гражданином, наконец, будут ли наши дети счастливы – это школу, в её современном варианте, не интересует в принципе! Стоит еще раз повторить, что Истина – это законы прежде всего нашего духовного бытия, и пренебрежение ими ведет всякого человека к деградации как интеллектуальной, так и нравственной и духовной, что неизбежно влечет за собой тяжелые страдания. Истина, или иначе говоря, духовное содержание должно присутствовать в любом школьном предмете, а методика преподавания должна быть принципиально иной. Главнейшая задача учителя, как мастера педагогики, показать красоту своего предмета, наполнить его идейным содержанием, научить критически осмысливать любую информацию, максимально заинтересовать своих учеников, научить учиться, т.е. привить любовь к самообразованию, а не вдалбливать огромное количество бесполезных знаний в их перезагруженную голову.

Ум человека – это не интеллектуальные способности, тем более не память, а умение нравственно оценивать смысл своих поступков, мыслей, желаний, стремлений. Это умение духовно осознавать смысл человеческой жизни, смысл человеческой истории, событий человеческой жизни. Важным признаком развития ума есть осознание человеком необходимости быть полезным людям, обществу, своему народу. Именно этого подсознательно ищут «первоклашки» еще не испорченные окончательно школой и разлагающей атмосферой современного общества. Каждый из них хочет стать человеком полезным и интересным. Эта духовная добродетель вложена в нас Богом, но она легко угасает в детях без поддержки родителей и учителей.

Корень слова «образование» - «образ» (например, образ литературного героя). На древнегреческом языке слово «образ» обозначается словом «икона». Вместе с крещением Руси, мы от греков приняли слово «икона», а по-русски «образ», или «образок» - маленькая иконка. Вы только вдумайтесь! В слове «образование» содержится слово «икона». На иконах изображают ангелов, святых, Божью Матерь, Христа. Отсюда вытекает истинная цель образования – восстановить или воспитать в человеке образ Божий. Знания, приобретаемые в школе, в процессе самообразования, полезны лишь тогда, когда они нацелены на правильное осмысление своей жизни, своего места в ней и своего призвания. Подлинно образованный человек тот, в чьих делах, поступках и в душе укреплен «образ Божий».

В семье, дома нужно создавать такую атмосферу, чтобы детям прививалось желание заботиться о других, о родителях, бабушках, о всех членах семьи. Раньше веками существовала в больших семьях патриархальная система воспитания, когда младшие слушались старших, а старшие заботились, помогали и защищали младших. Не приступали к обеду, пока самый старший человек в семье не сядет за стол. Крестьяне понимали, что жизнь дана детям не для услаждений грешной души, не для развлечения, понимали, что жизнь это большая ответственность перед Богом и людьми, что это «крест Христов». Нести этот крест, значит в любых обстоятельствах оставаться честным, правдивым, порядочным, в любых ситуациях оставаться человеком и христианином, даже перед страхом смерти.

Нужно больше давать заданий детям по уходу за квартирой, домом, за младшим братом или сестрой. Не надо бояться, что они сделают что-нибудь не так, или испортят какую-то вещь, душа ребенка важнее. Необходимо как можно больше развивать инициативу детей, живой интерес к полезному делу. Это лучшая среда для развития их способностей, творческих идей, душевных и духовных качеств. Мудрость родительского руководства состоит в том, чтобы наполнять детскую деятельность духовным содержанием, идейно ориентировать детей, а не опекать каждый шаг. Они должны чувствовать в отце и матери старшего друга, а не крикливого надзирателя. Как важно, чтобы наши дети выросли с развитой потребностью заботиться о других, тогда они смогут перенести свое бережное и заботливое отношение к родителям, к брату и сестре на свою собственную семью: на жену, мужа, будущих детей. И мы состарившись, не останемся одинокими и никому не нужными, как говорится, «будет кому подать нам стакан воды». Развитая потребность заботиться, быть полезным – это потребность любить. Счастье наших детей во многом зависит от степени развития в них именно этой потребности.

Невозможно не сказать еще об одной проблеме, мучающей выпускников школ и их родителей – это выбор будущей профессии. О карьеризме и социальной деградации нашего общества мы уже говорили, но что же делать? Любая профессия, любая, даже самая казалось бы интересная работа, не имеющая в себе правильную и ясную цель, духовное содержание, очень скоро, уже через 5-7 лет становится скучной и бессмысленной. Приходить каждый день на работу, проводить там почти весь день, совершать ежедневно однообразные действия, видеть одни и те же лица, и не знать для чего и зачем – это жизненный тупик, нередко превращающийся в кошмар. Жизнь так устроена Богом, что она сама неизбежно, рано или поздно задаст человеку мучительный вопрос: зачем ты живешь? Зачем тебе твоя семья? Оттого многие, в первую очередь мужчины, спиваются, начинают принимать наркотики, пускаться в разврат и т.п., потому что у них нет ответа на эти вопросы, и жизнь становится не дорога, ни своя, ни близких. Мужчина особенно тяжело переживает свою духовную пустоту (отсутствие цели, смысла, отсутствие любви), потому как у него особая роль – быть духовным руководителем, в первую очередь в семье, и свою духовную невостребованность, и на работе и в семье мужчины чувствуют особенно остро. Если эти вопросы самостоятельно не обдумывать в юности, тогда они сами напоминают о себе в зрелом возрасте. Некоторые возможно возразят, что мол, не все же спиваются. Конечно не все, но все переживают психологическую, или душевную «ломку» к 30-40 годам каждый по своему, чувствуя явную неудовлетворенность своей жизни, осознавая, что в юности они совсем не так её себе представляли. При этом очень многие тщательно маскируют свое внутреннее и подчас глубокое несчастье внешним блеском, роскошью, милой улыбкой со словами «у меня все хорошо».

Выпускники школ нацелены на поиск работы для себя интересной, творческой, престижной, или хотя бы просто «денежной», хотя последнее все чаще стоит на первом месте. В итоге через 10-15 лет эти детские мечты окончательно превращаются в мираж, их иллюзорность становится для взрослого очевидной: то, что казалось счастьем, оказалось пустой дымкой. Все говорят сегодня о самореализации личности, о развитии творческих способностей в детях. Но реализовать творческие способности каждого не удастся никогда, по объективным причинам нашей земной жизни: кому-то нужно кормить страну и пахать поля, работать на ферме, стоять у станка на заводе, работать в шахте, мыть полы, ухаживать за больными и стариками в больницах, перевозить товары и разгружать их, и таким примерам нет числа – разве это удел тех, кому не повезло? Крестьяне, составлявшие еще в начале ХХ века 80% населения России, веками жившие в деревнях и селах, о какой самореализации в современном её понимании могли мечтать? Однако в целом они были лучше нас, жили большими семьями со стариками в ладу и в одном доме по три поколения, жили общинами, чтобы помогать друг другу в беде, и терпеливо несли свой крест. Мы объявили их прошлое дикостью и отсталостью, а сами не замечаем, как становимся все более несчастными, все более жадными, завистливыми и жестокими. Надеяться на самореализацию лишь творческих способностей, без самореализации духовной есть самое большое невежество и дикость сегодняшнего дня, это деятельность без цели.

Главный наш духовный талант, заложенный в разной степени в каждого, это способность любить Истину, людей, Бога. Именно этот талант необходимо преумножать, именно о нем говорил Христос в известной притче о талантах. Любви к людям, любви к Богу должны быть подчинены все остальные душевные и физические способности человека, только тогда его самореализация будет полной, действительной, для души спасительной, а для духа плодом будет подлинное счастье. Желательно выбирать ту профессию, которая является на сегодняшний день наиболее востребованной, наиболее нужной для общества, родины, нужно идти туда, где тебя ждут люди, где не хватает «золотых рук», доброго сердца, мудрого слова.

Наши рекомендации