Почему они подвергают нападкам авторитетного шиитского ученного
МУХАММАДА ХУСАЙНА ФАДЛ-АЛЛАХА (1)?
Человек, изучающий сегодня состояние шиизма, может заметить, что это течение возрождается и пробуждается от глубокой и долгой спячки. Однако долго это продолжаться не будет.
На арене с каждым днем появляется все больше имен, выступающих с критикой имеющихся в шиитском мазхабе крайностей. Они начали подробно и скрупулезно изучать предания, которые рассказывают чтецы некрологов, проповедники хусейнийских минбаров и фанатично настроенные потомки шейхов шиитского мазхаба, не исследующие и не изучающие эти самые предания.
Вчера пробудились и выступили великий аятолла Абу-л-Фадл аль-Барка‘и, Ахмад аль-Кисрави, выдающийся ученый аль-Хува’и, доктор Муса аль-Мусави, Мухаммад аль-Йасари и Ахмад аль-Катиб, а сегодня – великий аятолла Мухаммад Хусайн Фадл-Аллах.
Аятолла Фадл-Аллах осознал, что некоторые вероубежденческие и исторические факты, которые он отстаивал в юности, интерпретировал, и к которым он призывал, будучи религиозным главой и видным ученым среди шиитов, не содержали в себе и доли правды.
Благодаря проведенному им исследованию и оценке он на документально-историческом уровне доказал, что упоминаемое в шиитских преданиях происшествие о покушении на Фатиму, ее избиении и выкидыше не имеет никакого отношения к истине.
Из-за этого открытого заявления он подвергся нападкам со стороны своих оппонентов. Более того, появились фетвы, обвиняющие его в заблуждении и, возможно, в неверии.
Аятолла Фадл-Аллах, подвергая критике предание, в котором говорится о покушении на Фатиму, говорит: «Если кто-нибудь явится к тебе домой, нападет на твою жену и захочет ее избить, останешься ли ты сидеть в своей комнате, произнося: “Нет силы и возможности ни у кого, кроме Аллаха”, или же ты бросишься на этого человека, пришедшего избить твою жену?!
Что, ‘Али бин Абу Талиб, да ниспошлет Аллах ему мир, этот человек, который побеждал великих храбрецов, вдруг оставит группу людей, нападающих на Фатиму, будет сидеть в доме и говорить: “Нет силы и возможности ни у кого, кроме Всевышнего и Великого Аллаха»?!!! Кто из вас стерпит это? Никто!..»(1).
Он также говорит: «Почему дверь открыла Фатима?.. Если в доме находишься ты и твоя жена, и кто-нибудь постучится в дверь, особенно если это будут сотрудники службы безопасности, чтобы тебя арестовать, скажешь ли ты своей жене: “Выйди”?.. Получается, что имам ‘Али трус, и у него нет чувства ревности?! Они говорят, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал ему, завещал ему не начинать войну при халифате! Но он ведь не завещал оставлять без защиты свою жену!»(2).
На уровне вероубеждения из его смелых и открытых заявлений, высказанных после раздумий и размышлений над текстами Корана и Сунны, следует, что имамат не является условием правильности исповедывания ислама или принятия Аллахом благодеяний раба. Доктрина об имамате является лишь теорией, в пользу которой склонилась часть мусульман, но не все мусульмане. Имамат представляет собой нечто изменяющееся (аль-мутахаввил(1)), что можно как подтвердить, так и посчитать слабым.
К тому, что стало предметом исправлений аятоллы Фадл Аллаха, относится его критика в отношении того, что имамы ведают сокровенное.
Комментируя слова Всевышнего: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» (сура «Скот», аят 50), – Фадл-Аллах отметил, что этот аят со всей ясностью указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не владел знанием о сокровенном, и что Аллаху не было угодно, чтобы Его посланник был тем, кто находится среди людей и рассказывает им о тайнах, скрытых в их душе, и о том, что ожидает каждого из них в будущем, основываясь на божественном знании сокровенного. А ведь именно так и представляют себе роль пророка многие люди, делая из него нечто вроде прорицателя»(2).
К большому сожалению, эти заявления не нашли отклика в сердцах и размышляющих умах. Аятолла Фадл-Аллах спокойно и беспристрастно проводил беседы с целью прояснения тех выводов, к которым он пришел в ходе своих научных изысканий и исследований. Однако из-за сделанных заявлений на аятоллу Фадл-Аллаха обрушилась лавина критики, состоявшая в распускании о нем дурных слухов и обвинений в заблуждении.
«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем »
По причине всего этого и других истин, перечисление которых заняло бы здесь слишком много места, я должен был последовать истине. Я пришел к этим реалиям после долгих лет борьбы с самим собой.
Я не мог убедить себя в том, что можно считать себя шиитом-имамитом и в то же время не верить в то, во что верят двунадесятники!
Я должен был сделать выбор. Ведь ислам не приемлет неопределенности в вероубеждении: либо я следую истине, либо двигаюсь в кавалькаде лжи.
Я хорошенько подумал: чего я лишусь, если оставлю свое прежнее вероубеждение, на котором меня воспитывали, и приму другое вероубеждение, подтверждаемое шариатскими доводами и доказательствами, а также приемлемое врожденным человеческим естеством и моралью?
Я сделал выбор и ничего не лишился. Наоборот, приобрел!
Да, я приобрел сподвижников и не лишился семейства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо я узнал, что сподвижники и семейство пророка являются единой душой одного тела.
Я не был единственным, кто выбрал этот путь. По этой стезе последовали многие, стремясь к милости Всевышнего Аллаха и Его довольству, и избрав светильником своей жизни слова Всевышнего: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (сура «Та Ха», аят 82).