Аллах гневается, когда перестают просить Его
А сын Адама, когда его просят, гневается.
Сказал другой поэт:
Если попросят у людей песка.
То они готовы уклониться и отказать.
Когда им говорят: «дайте».
Люди делятся на три группы:
Первая: Люди, которые вообще не взывают к Аллаху. Они проявляют высокомерие по отношению к поклонению Аллаху.
Вторая: Люди, которые взывают к Аллаху, однако, наряду с Аллахом взывают к другим. Такие люди являются многобожниками.
Третья: Люди, которые взывают только к одному Аллаху. Такие люди являются единобожниками.
Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в хадисе: «Мольба – это основа поклонения»4, а в другой версии этого хадиса сказал: «Мольба – это поклонение»1. Эти хадисы указывают на величие мольбы и на то, что она одно из величайших видов
Верующие 117.
Ат-Тирмизи 3371 со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах.
Прощающий 60.
Ат-Тирмизи 3371. 62
Страх, его разновидности и доказательства.
Доказательство на страх слова Всевышнего: «Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь меня, если вы являетесь верующими»2. (15)
поклонения. Потому что Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мольба – это основа поклонения», а в другой версии сказал: «Мольба – это поклонение». И вторая версия достоверней, чем первая, но смысл в них один. Обе версии этого хадиса разъясняют нам величие мольбы и то, что она из великих видов поклонения. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Хадж – это ‘Арафат»3. Он сказал это с тем смыслом, что стояние на ‘Арафате, во время хаджа, является самым великим столпом из всех столпов хаджа. И не имеется в виду, что весь хадж это стояние на ‘Арафате. Также и поклонение это не только мольба, но мольба является одним из великих видов поклонения. Поэтому сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Мольба – это поклонение» для того, чтобы возвеличить мольбу и разъяснить её положение.
Дальше шейх, да помилует его Аллах, привёл доказательства на остальные виды поклонения, которые он упоминал. А это: страх, надежда, упование, стремление к Аллаху, сильный страх, смирение, покаяние, просьба о помощи, просьба о помощи посредством языка, жертвоприношение, обет и другие виды поклонения, которые приказал Аллах. И все они совершаются только ради Аллаха.
(15) Страх – это один из видов поклонения и это поклонение сердца. Страх, смирение, стремление к Аллаху, сильный страх, надежда и упование всё это является делами поклонения сердца.
Страх – это ожидание чего-либо не желаемого. Он делится на два вида: страх поклонение и естественный страх.
Первый вид: Страх поклонение. Испытывать этот вид страха перед кем-либо кроме Аллаха является Ширком. Это потому, что человек боится кого-либо кроме Аллаха в том, на что способен только Аллах. Например, если человек боится кого-то, что тот сделает его больным или заберёт его душу, или умертвит его ребёнка. Как это делают многие невежды, боясь вреда от джинов для беременности своих жён и для своих детей. Также они боятся колдунов и покойников, и совершают дела Ширка, чтобы избавится от этого страха, но на все эти дела способен только Аллах. Болезни, смерть, наделение уделом, прерывание потомства, прекращение баракята и тому подобное, всем этим владеет только Всевышний Аллах. Если человек боится кого-либо кроме Аллаха в том, на что способен только Аллах, то это является большим Ширком, потому что он совершил один из видов поклонения не для Аллаха. Наподобие тех, которые боятся могил, мавзолеев, джинов и шайтанов. Они боятся, что все эти вещи могут причинить им вред или сделать что-то плохое. Эти люди идут и приближаются через поклонение к этим объектам, чтобы они отвели от них этот вред и страх, и такие дела являются большим Ширком. Они говорят: «Я боюсь, что если я не принесу жертву для этого объекта, то он поразит меня или моих детей или моё имущество»
Абу Дауд 1479, ат-Тирмизи2969, Ибн Маджа 3828 со слов ан-Ну’мана бин Башира. Сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис хороший достоверный».
2 Семейство ‘Имрана 175.
Абу Дауд 1949, ат-Тирмизи 889, ан-Насаи 3016, Ибн Маджа 3015 со слов Абд ар-Рохмана бин Я’мара ад-Дайли, да будет доволен им Аллах. 63
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
И так далее. Как сказал народ Худа: «Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло», то есть они запугивали его своими божествами и угрожали ему. «Он сказал: «Воистину, я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь вместо Него. Стройте свои козни против меня все вместе и не предоставляйте мне отсрочки. Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа»1. Это и есть Таухид, бросать вызов многобожникам и их божествам. «Стройте свои козни против меня, все вместе, и не предоставляйте мне отсрочки», то есть не выжидайте, наоборот, прям сейчас начинайте строить козни. Но они ничего не смогли ему сделать, напротив, Аллах помог ему против них. Тот человек, который боится не Аллаха в том, на что способен только Аллах, такой человек совершил большой Ширк, и это называется страх поклонение. Такой разновидности страха существует много среди людей, они боятся могил, угодников, шайтанов и джинов, и из-за этого совершают различные виды приближения к ним. Приносят им жертвы, дают обеты, преподносят различную еду и тому подобное. Наподобие бросания денег на гробницах, чтобы спастись от их вреда и получить от них благо. И всё это является страхом поклонения.
Второй вид: Естественный страх. А это когда человек боится что-либо явное, которое может причинить то, чего от него опасаются. Например, если человек боится змеи или скорпиона, или врага. Это известные, явные вещи и их боязнь не называется Ширком. Это естественный страх явной, очевидной вещи. Так как человек боится что-либо явное, от чего требуется защищаться и чего нужно остерегаться. Поэтому человек берёт оружие или палку, чтобы убить змею, скорпиона или хищника, так как эти вещи ощутимые и в них есть известный вред. Когда человек боится эти вещи, то это не называется Ширком, напротив, это называется естественным страхом. И поэтому Всевышний Аллах сказал о Мусе, мир ему: «И он вышел из него, страшась», то есть из селения «страшась и ожидая»2. Страшась своих врагов, потому что он убил одного из них. Муса, мир ему, убежал в Мадьян, он боялся и ожидал того, что они его настигнут. Это был естественный страх. Человек должен знать, что нужно уповать на Аллаха и совершать причины, которые оттолкнут от него вред, но полагаться и уповать он должен только на Аллаха Всевышнего.
Сказал Всевышний: «Не бойтесь их, а бойтесь меня, если вы являетесь верующими»3. Этот аят находится в суре «Семейство ‘Имрана» и он рассказывает случай, который произошёл между пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и многобожниками в день битвы при Ухуде. В этот день они угрожали пророку, мир ему и благословения Аллаха, и сказали: «Давайте вернёмся к Мусульманам и покончим с ними». А Аллах Всевышний говорит: «Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками, не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»4, то есть эти угрозы и обещания только от шайтана. Он запугивает своих приспешников или запугивает тех, кто подчинился ему из числа людей, и они боятся его. Воистину, он властвует над ними.
Худ 54-56.
Рассказ 21.
3 Семейство ‘Имрана 175.
4 Семейство ‘Имрана 175. 64