Наше добро перестают ценить, когда оно неуклюже и грубо.

"Бросьте собаке кость, - сказал один проницательный наблюдатель, - и собака убежит с нею без виляния хвостом. Позовите ту же собаку к себе, потреплите ее ласково по голове и дайте ей кость из рук, и собака начнет от благодарности размахивать хвостом".

Итак, даже собака и та, очевидно, понимает и ценит хорошую манеру доброго дела. Те, кто свои добрые дела как бы швыряют, не должны ожидать, что их милости будут подбираться с благодарными поклонами.

"Лучше отказать в просьбе, чем удовлетворить ее грубо, - сказал Честерфильд. - Манеры - самое главное во всем".

Утонченная вежливость с избытком возмещает все природные недостатки. Самым очаровательным лицом всегда бывает то, которое обладает наиболее привлекательным обращением, а не то, которое обладает наибольшей физической красотой.

Мирабо был одним из самых некрасивых людей во Франции; он, как говорили, имел "лицо тигра, изрытое оспой", но очаровательность его обращения была просто непреодолима.

Мадам де Сталь отнюдь не слыла красавицей, но обладала тем "неуловимым нечто", перед которым обычная физическая красота кажется заурядной и незначительной. Ее влияние над умами людей было столь велико, что даже Наполеон побаивался ее и потому изгнал из Франции.

Эмерсон хорошо сказал, что "жизнь не настолько коротка, чтобы не нашлось всегда достаточно времени для вежливости".

Пробным камнем благовоспитанности часто оказывается наше обращение с членами собственной семьи (и прислугой - если она имеется).

Генерал Грант, о котором мы уже упоминали, обладал утонченной вежливостью, образчиком которой может служить следующий случай.

Одна нью-йоркская дама только что заняла место в вагоне поезда, шедшего в Филадельфию, как какой-то плотный мужчина, сидевший как раз перед ней, закурил сигарету. Дама закашляла и беспокойно задвигалась, но так как эти намеки не произвели никакого действия, она колко сказала: "Вы, вероятно, иностранец, и не знаете, что для курения в поезде имеется особый вагон; здесь же курить воспрещается".

Мужчина, ничего не ответив, выбросил свою сигару в окно. Каково же было изумление этой дамы, когда минуту спустя кондуктор сказал ей, что она вошла в частный вагон генерала Гранта. Она в сильнейшем смущении направилась к двери, с опасением глядя на неподвижную фигуру; но та же самая утонченная вежливость, которая побудила Гранта отказаться от своей сигары, была опять проявлена им в том, что он, очевидно, щадя чувства этой дамы, даже не взглянул на нее.

"Собственное хорошее воспитание, - говорит Честерфильд, - есть лучшая охрана против невоспитанности других людей. Оно накладывает отпечаток достоинства, которое уважается даже наиболее наглыми; невоспитанность же вызывает и устанавливает вольность обращения даже со стороны самых робких".

Истинно порядочный человек не может давать приют в своей душе таким чувствам, как мстительность, ненависть, злоба, зависть или ревность, потому что они отравляют источники духовной жизни и уродуют душу. Порядочный человек мягок, скромен, вежлив, медленно оскорбляется и никогда сам не оскорбляет. Он не спешит отвечать злом и никогда не замышляет его сам. Он обуздывает свои аппетиты, облагораживает вкусы, сдерживает порывы и каждого другого человека считает таким же хорошим, как и себя.

Но хотя благовоспитанность и является необходимым качеством порядочного человека, она еще не определяет его характера. Простая вежливость никогда не может быть заменой нравственного превосходства.

Этикет есть лишь замена хороших манер и часто - простая подделка их. Высшее качество хорошего обращения - его искренность.

Я пришел к заключению, - говорил Бульвер, - что ничто не может создать хорошего воспитания там, где нет доброй натуры".

ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ

Через сто лет от сегодняшнего дня какое значение будет иметь то обстоятельство, были вы богаты или бедны? Но будет ли это равно тому, были вы честны или бесчестны?

Мир постоянно ищет людей, которые не продаются, честны, которые будут стоять за справедливость, несмотря ни на что, и честность которых так же неизменна, как направление стрелки компаса. Мир нуждается в людях, которые не скажут, что они делают это, "потому что все делают", и которые не могут счесть выгодным что-нибудь такое, что нечестно.

Люди общепризнанной честности являются совестью того общества, к которому они принадлежат; их влияние - нравственная опора хорошего правительства.

Если есть на свете сила, которая заставляет чувствовать свое воздействие, так это - человеческий характер. Пусть будут недостаточной культура, посредственными способности, однако если имеется характер безукоризненного качества, он обеспечит человеку уважение и влияние.

Характер - это наша готовность всегда поступать известным образом при известных обстоятельствах; это - резервная сила, которая, просматриваясь во всех движениях человека, действует непосредственно одним только своим присутствием.

В каждой стране имеются люди, которые пользуются влиянием, по-видимому, совершенно не соответствующим их способностям, при виде чего иные недоумевают: в чем же заключается секрет их власти над людьми? Ответ кроется в их характере.

Эмерсон говорил: "Наш характер проявляется перед людьми помимо нашего ведома и желания. Люди воображают, что они обнаруживают свои свойства лишь путем сознательных действий, и не видят того, что их добродетели или пороки дают о себе знать каждую минуту".

Наши обращение, вид и осанка рассказывают историю нашей жизни, даже если мы ничего не говорим. Черное сердце отбрасывает на лицо черную тень, которую никакая сила воли не может согнать.

Человек вкладывает себя во все, что он делает. Если его личность мала, низка, пошла - всякая его работа будет жалкой, слова не будут иметь никакой силы и он не будет пользоваться никаким влиянием.

Художник, например, выставляя на выставке картины, в действительности, выставляет самого себя, так как в его произведениях, как в фокусе, отражается весь его характер. Пошлый художник не может написать возвышенную картину.

Шатобриан сказал как-то, что видел Вашингтона всего один раз, однако это вдохновило его на всю дальнейшую жизнь. Один английский кожевник, изделия которого приобрели большую известность, сказал, что он не выделывал бы кожу так хорошо, если бы не читал Карлейля.

Говорят, что Франклин, будучи рабочим, преобразовал нравы целой мастерской в Лондоне.

Во время гражданской войны во Франции лишь один Монтень держал ворота своего замка незапертыми и не подвергался никаким неприятностям. Его характер служил более надежной охраной, чем королевская стража.

Когда Петрарка приблизился к трибуналу, чтобы принять обычную присягу в качестве свидетеля, ему было заявлено, что суд настолько уверен в его правдивости, что от него не требуется подтверждения клятвой своих показаний.

Будьте честны перед самим собой. Будьте честны не вследствие практических расчетов, а ради сохранения самоуважения.

"Лучшее упражнение для совести, - говорит Джемс Фриман Кларк, - это твердо соблюдать честность в мелких вещах, где сосредоточиваются главные искушения к несправедливости. Сказать маленькую неправду, произнести маленькое слово недоброжелательства, обмануть в каком-нибудь весьма незначительном деле - вот действительные искушения жизни, которые осаждают нас".

Человек, обучающийся всем "маленьким хитростям", неизбежно делается человеком с загрязненной, ущербной душой. В тот момент, когда он начинает уклоняться от истины, как бы ничтожно это уклонение ни было, человек сбивает свою Нравственную ориентацию и расшатывает само ее основание. Что бы ни думали о нем другие, сам-то он будет знать, что, по крайней мере в некоторой степени, является обманщиком. Каждая последующая ложь, будет она обнаружена или нет, произведет другой вывих и унесет другой камень, пока, наконец, в человеке не останется ничего, кроме оболочки, шелухи.

"Лицемер предпочитает скорее казаться хорошим, чем быть им, а честный человек предпочитает скорее быть хорошим, чем казаться им, - отмечает Уорвик. - Истинно порядочный человек - это как бы цельное красное дерево, а человек этикета - это как бы изделие, лишь оклеенное фанеровкой из красного дерева".

Помните, что главная цель жизни - не делать, а сделаться. И что лучший и наиболее прочный плод деятельности - это характер.

"Человек существует для развития, - говорил Гете. - Не для того, что он совершает, но для того, что может быть совершено в нем самом".

Стремитесь остаться в памяти людей не как великий юрист, доктор, ученый, но как великий ЧЕЛОВЕК - человек во всех своих действиях.

Будьте сами такими, какими вы хотели бы видеть других; пусть ваши дела, а не ваши слова говорят за вас.

Наши рекомендации