И Он любит прекрасное»
ророк | сказал в | хадисе: «Поистине,Аллах— |
ППрекрасен, | и Он | любит прекрасное».Эти слова |
распространяются и на красоту одежды96, о которой был задан вопрос в этом хадисе, и на красоту всякой вещи вообще.
А в другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах чист, и
Он любит чистоту» [Ат-Тирмизи,№2799].
И ещё один достоверный хадис: «Поистине,Аллах—
Благой, | и Он | не принимает | ничего,кроме | благого» | |
[Муслим, № 1015]. | «Поистине, | Аллах | |||
А | в «Сунан» | приводится хадис: |
любит видеть следы милости Своей на своем рабе»[Ат-
Тирмизи, №2819]. | |||
Абу аль-Ахвас | аль-Джушами передаёт от своего отца: | ||
«Я | пришёл | к | Пророку в поношенной одежде, |
Абдуллах | ибн Мас'уд передаёт,что Пророк | сказал: «Не | ||
войдёт в Рай человек, в сердце которого есть высокомерие | ||||
хотя бы весом с пылинку». Один человек воскликнул: «Но | ||||
ведь человеку хочется , чтобы его одежда и обувь были | ||||
красивыми!» Пророк сказал: «Поистине,Аллах прекрасен,и | ||||
Он любит | прекрасное. А высокомерие — это отвержение | |||
истины и | презрительное отношение к | людям»[Муслим, | ||
№91]. |
416 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
и он спросил: "Есть ли у тебя какое-либо имущество?" Я ответил: "Да" Он спросил: "А какое именно имущество утебя есть?" Я ответил: "Всяким имуществом наделил меняАллах, дав мне и верблюдов, и овец" Посланник Аллаха сказал: "Если Аллах даровал тебе имущество,пусть жена тебе будут видны следы Его милости и почтения"»
[Ахмад; Абу Дауд, № 4063; ат-Тирмизи, № 2006; ан-Насаи]. Всевышний Аллах любит, когда по Его рабу видно ту
милость, которую Он оказал ему . Это относится к той красоте, к тому прекрасному, которое Он любит, и это входит в благодарность [раба] за оказанную ему милость, и это внутренняя [сокрытая] красота, и Аллах желает, чтобы Его раба отличала внешняя красота[проявление милости] и красота внутренняя [благодарность за эту милость].
Поскольку Всевышний Аллах любит прекрасное,Он ниспослал Своим рабам одежду и украшения,которые
украшают их внешний вид,а также богобоязненность,
которая украшает их внутренне. Всевышний Аллах сказал:
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения.Однако богобоязненность — лучшее одеяние»(сура7 «Преграды»,
аят 26).
И Всевышний сказал об обитателях : Рая«Аллах
защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью. А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками»(сура76 «Человек»,аяты
11-12). Он сделал их лица красивыми,сделав их лица свежими и прекрасными, наполнив [их сердца] радостью и
одев шелками их тела. | ||
Всевышний Аллах любит красоту в | словах,делах, | |
одежде и внешнем виде и | ненавидит всё | отвратительное, |
будь то слова , дела, одежда | и внешний вид . Ему не- |
Познание Господа через прекрасное — познание избранных 417
навистно всё отвратительное и его приверженцы, Он
любит прекрасное и его приверженцев.
Однако две группы заблудились в этих двух темах.
Одна группа сказала,что всё, что Он сотворил,
прекрасно, и Он любит всё, что Он сотворил, и мы любим всё, что Он сотворил, и не испытываем ненависти ни к чему из того, что Он сотворил. Они сказали: тот, кто осознает, что всё существующее — от Него, считает всё это прекрасным:
Увидев всё сущее их глазами,
Я понял: всё, что в мире есть, прекрасно...
В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего
«Который превосходно создал всё, что сотворил»(сура32
«Земной поклон», аят 7).
А также Его слова«Таково творение Аллаха, Который выполнил всё в совершенстве»(сура27
«Муравей», аят 88).
И Его слова«В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности»(сура67 «Власть»,аят
3).
Они считают знающим того, кто утверждает об абсолютности красоты и не видит среди существующего ничего отвратительного. Эти люди лишены ревности, проявляемой ради Аллаха, и они не ненавидят ради Аллаха, не враждуют ради Него, не осуждают достойное порицания, отказываются от усердия на Его пути (джихад) и не применяют установленные Им наказания. Они относят красивый внешний вид мужчин и женщин к той красоте, которую любит Аллах, и поклоняются Ему посредством своего нечестия! А некоторые из них в
своей | чрезмерности | доходят до | утверждений | о том, | |
что | Аллах | являет | Себя | в | таком, |
418 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
воплощаясь в нём! А если этот человек — сторонник теории единства бытия, он утверждает, что эти образы— проявления Истины [Аллаха], и называет их проявлениями красоты...
В противоположность им существует вторая группа. Они утверждают, что Всевышний Аллах осуждает красоту внешнего вида, нормальный рост и физическое совершенство вообще.
Так, Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя»(сура63
«Лицемеры», аят 4).
И Всевышний Аллах сказал: «Сколько же поколений
до них Мы погубили! Они превосходили их богатством
[или утварью] и внешностью» (сура 19 «Марьям», аят 74). Аль-Хасан сказал: «Это образы».
А в «Сахихе» Муслима приводится хадис Пророка :
«Поистине, Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваше богатство, но смотрит на ваши сердца и »дела
[Муслим, № 2564]. Они сказали: «Известно, что имеется в виду не просто взгляд, а взгляд, сопровождаемый любовью». Они также сказали: «И Он запретил нам носить шёлковую одежду и золото, и пользоваться золотой и серебряной посудой, а это относится к величайшим[проявлениям] красоты в этом мире».
И Всевышний Аллах сказал: «Не заглядывайся на то,
чем Мы наделили некоторых из них[неверующих], чтобы подвергнуть их этим искушению»(сура20 «Та Ха»,аят
131).
А в хадисе говорится: «Поношенность — от веры»
[Абу Дауд, № 4161; Ибн Маджа, № 4118]. И Аллах порицает излишествующих, а излишествовать можно в пище,питье, одежде...
Познание Господа через прекрасное — познание избранных 419
Дабы поставить точку в этом споре, следует сказать, что красота образа, одежды и внешнего вида бывает трёх видов: похвальная, порицаемая и ,та к которой неприменимы похвала и порицание.
Похвальная красота — это то, что совершается ради Аллаха и способствует покорности Аллаху, исполнению Его велений и ответу на Его призыв.Например, Пророк надевал красивую одежду, встречая прибывающие к нему делегации. То же самое можно сказать об украшении боевого
снаряжения, | ношении | шёлка | во время битв и иных |
проявлениях | гордости. | Всё это | похвально, если содержит в |
себе возвышение слова Аллаха и поддержку Его религии и приводит в бессильную ярость врага.
А порицаемо то, что делается ради мира этого,ради главенства, ради хвастовства и бахвальства и обретения мирских удовольствий. И это порицаемо, если это является целью раба и пределом его стремлений,ибо поистине у многих душ нет иных забот и стремлений.
Если же говорить о том, что не является ни похвальным, ни порицаемым, то это всё, что не связано с этими двумя стремлениями и не подходит под эти описания.
Таким образом, этот хадис содержит в себе две важные
основы. Первая | из них— познание, вторая — поведение. | |
Известно, что | Всевышний Аллах обладает | красотой, |
подобной которой не существует,и Ему поклоняются посредством красоты в словах, делах и нраве, которую Он
любит. | |||||
Он | любит, | чтобы Его раб | украшал | язык | свой |
правдивостью, сердце — искренностью | и | любовью, | |||
возвращением к покорности Ему после ослушания и упованием, | |||||
органы | тела — | покорностью [Ему], | тело — | показывая |
420 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
дарованные Им милости в своей одежде, а также очищая его от нечистот, грязи и скверны, освобождая его от волос в тех местах, где их нежелательно оставлять, совершая обрезание и постригая ногти.
(Раб Аллаха должен] познавать Его через прекрасные качества и искать приближения к ,Немудемонстрируя прекрасные слова, дела и нрав. Таким образом, он познаёт Его через красоту, которая присуща Ему, и поклоняется Ему посредством прекрасного, которое является Его законом и Его религией.
Таким образом, хадис соединил в себе два правила: познание и поведение.
Раздел
Для раба Аллаха нет ничего полезнее правдивости по отношению к Господу во всех его делах, сопряжённой с искренностью его намерения
ет ничего полезнее для раба Аллаха, чем правдивость по | |||||
Нотношению к Господу во всех его делах, сопряжённой с | |||||
искренностью его стремления. То есть он должен быть | |||||
правдивым в своей решимости и в своём деянии. Всевышний | |||||
Аллах сказал: «Если же дело решено, то для них лучше | |||||
быть верными Аллаху»(сура47 «Мухаммад»,аят21). | |||||
Счастье его заключается в правдивости [серьёзности] его | |||||
намерения и правдивости деяния.Правдивость намерения | |||||
предполагает твёрдую решимость и серьёзность и отсутствие | |||||
колебаний — это должно быть твёрдое намерение , к | |||||
которому | не | должны | примешиваться | колебания | и |
промедление. Если правдивость намерения достигнута, тогда остаётся только добиться правдивости в деянии,то есть сделать всё возможное и приложить достаточно усилий[для его правильного осуществления], совершая его должным образом внешне и внутренне.Решительность намерения исключает слабость воли и стремления, а правдивость деяния исключает лень и расслабленность.
Тот, кто правдив по отношению к Аллаху во всех своих делах, получает от Аллаха больше, чем другие.
422 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Эта правдивость неразрывно связана с искренностью и правильностью упования, и самые правдивые— это наиболее искренние, в том числе и в своём уповании.
Важное правило, касающееся предопределения
Господь, обладающий волей, повелел рабу, обладающему волей, и если Он оказывает ему содействие, то Он желает
от Себя помогать ему и внушать ему исполнять Его веления. Если же Он оставляет его без помощи, то предоставляет
его воле и его душе, и человек, как следствие, выбирает лишь то, чего желает его душа и его натура.Как человек, он не желает ничего, кроме этого. Поэтому Аллах порицает его в Своей Книге за это, и хвалит его только за то , что сверх
этого, | то | есть | за | , точто он | является | мусульманином, |
верующим, терпеливым, вершащим | благое, | благодарным, | ||||
богобоязненным, | благочестивым | и | так | далее.Всё это | ||
является | своеобразным добавлением к | его человеческой | ||||
натуре, и это — его благая воля. Однако одной только благой | ||||||
воли | недостаточно, | необходимо | нечто | большее, некая | ||
поддержка, а именно — содействие | Всевышнего, подобно |
тому, как одного только здоровья глаза недостаточно для того, чтобы видеть им, — требуется ещё и внешняя причина, в частности, свет, не связанный с самим глазом.
Раздел
К величайшим проявлениям несправедливости и невежества относится требование от людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то время как
в сердце требующего нет возвеличивания
и почтительности по отношению к Аллаху
величайшим | проявлениям | несправедливости | и |
Кневежества относится тот случай, | когда ты требуешь от |
людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то время как в сердце твоём нет возвеличивания и почтительности по отношению к Аллаху:ты относишься к творению с таким почтением и трепетом,что не желаешь, чтобы они видели тебя в некоторых положениях,но ты не почитаешь Аллаха настолько, чтобы опасаться, что Он увидит тебя в этих положениях!
Всевышний Аллах сказал: «Почему вы не чтите
величия | Аллаха?»(сура71 «Нух», | аят 13). То есть не | |
относитесь к Нему так, как должны относиться к тому, кого | |||
почитаете | и возвеличиваете. То же | слово встречается | в |
словах Всевышнего «почитали Его» (сура 48 «Победа», аят |
9). Аль-Хасан сказал: «Что с вами, почему не соблюдаете права Аллаха и не благодарите Его?!» Муджахид сказал: «Вы не обращаете внимания на величие Господа вашего».Ибн Зейд сказал: «Не считаете, что должны быть покорными Аллаху». Ибн 'Аббас сказал: «Не осознаёте Его истинного
величия». | ||||
Все | эти | толкования | вращаются | вокруг одного |
значения: | вам | следует возвеличивать Аллаха, осознавать | ||
Его истинное | величие, признавать Его | единственность, |
424 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
быть покорными Ему и благодарить Его . Покорность Всевышнему, воздержание от ослушания Его и стыдливость по отношению к Нему зависят от того,сколько почтения и возвеличивания по отношению к Нему в сердце человека.
Поэтому один из наших праведных предшественников сказал: «Пусть в сердце одного из вас будет столько возвеличивания и почтения по отношению к Аллаху,чтобы [оно заставило вас] вспоминать о Нём при упоминании о том, о чём обычно стыдятся упоминать, и произносить Его имя в подобных случаях. Например, ты говоришь: "Аллах сделал отвратительной собаку, свинью, нечистоты и так далее" Это относится к почитанию Аллаха».
К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится также отказ от приравнивания к Нему чего-то из Его творений. Это касается слов — то есть ты не должен говорить: «Клянусь Аллахом и твоей жизнью!», «Нет у
меня | никого, | кроме | Аллаха и тебя», «Как пожелает | ||
Аллах | и | ты». | И это | касается | любви,возвеличивания и |
почитания. | И | это | касается | покорности : Емунельзя |
подчиняться творению в его велениях и запретах так, как ты подчиняешься Аллаху, и больше, как поступают несправедливые и нечестивые люди.Это касается также страха и надежды: из тех, кто смотрит на человека[и видит его деяния], Он не должен быть самым незначительным для него, и он не должен пренебрегать Его правом и говорить: мол, мне всё простится. И он не должен оставлять для Него только излишки, предпочитая право творений Его праву. И пусть не получится так: Аллах и Его Посланник — в одной стороне, а люди — в другой, и он устремляется на ту сторону, где люди, а не на ту, где Аллах и Его Посланник. И он не должен, обращаясь к творению, отдавать ему сердце
Требование от людей возвеличивания — величайшая несправедливость |
своё и разум свой, и при этом отдавать Аллаху в служении Ему лишь тело и язык, но не сердце и дух. И он не должен ставить желания души своей выше желания Господа своего.
Всё это свидетельствует об отсутствии возвеличивания и почитания Аллаха в сердце. Аллах не внушит сердцам людей почтения и трепета перед таким человеком,а напротив, заберёт из их сердец почтение и трепет перед ним. Если даже они будут почитать его из страха перед ним,то это будет почтение, обусловленное ненавистью, а не любовью и возвеличиванием.
К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится и тот случай, когда человек стыдится, что Аллах, видя всё тайное в нём и то, что происходит в Его сознании,увидит там нечто достойное порицания.
К почитанию и возвеличиванию Аллаха относится и тот случай, когда человек, пребывая в одиночестве, стыдится перед Ним больше, чем перед самыми высокопоставленными
и важными людьми.
Имеется в виду, что если человек не чтит Аллаха и Его слова и то из знания и мудрости, что пришло к нему от Него, то как он может требовать от людей почтения и возвеличивания по отношению к себе?
Коран, знание и слова Посланника — связиистины, замечания, предостережения и сдерживания, которые приходят к тебе. И седина — предостережение и сдерживание, и она словно стоит над тобой и будит тебя. И при этом то, что приходит к тебе, не становится для тебя назиданием, и то, что происходит с тобой, не становится для тебя наставлением. И вместе с тем ты требуешь от других почтения и возвеличивания! Ты
подобен тому, кого постигла | беда, однако постигшее его | ||
не стало для него назиданием и | не | отвратило[от его | |
повторения того, что стало | причиной | этой | беды],и при |
426 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
этом он требует от других, чтобы они извлекали назидание для себя из постигшей его беды и чтобы она стал сдерживающим фактором для них. Удары, наносимые ему, не оказывают на него никакого сдерживающего воздействия,
и при этом он желает, чтобы эти удары стали сдерживающим фактором для тех, кто смотрит на то, как ему наносят эти удары!
Тот, кто слышал повествования о примерном наказании
и аяты, посвященные кому-то другому, не подобен тому, кто видел собственными глазами, как подобное происходило с другими, а что говорить о том,кто испытал подобное на себе?! «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих»(сура41 «Разъяснены»,аят53).Его знамения воВселенной можно услышать, и они известны, и Его знамения
в человеке также очевидны.Просим у Аллаха защиты от того, чтобы Он оставил нас без помощи!
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, о которых
подтвердилось Слово Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, какие бы знамения ни явились к ним»(сура10 «Юнус»,аяты96-97).
И Всевышний Аллах сказал:«Даже если бы Мы