И Он любит прекрасное» 13 страница

206 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

предложены ключи к его сокровищницам, он отказался принимать их. Он открылся для его сподвижников, но они предпочли ему мир вечный и не стали продавать свою долю мира вечного за него. Они знали, что мир этот — всего лишь переход, мост, а не постоянная обитель и место пребывания, и что это обитель, сквозь которую нужно просто пройти, и она не предназначена для того, чтобы радоваться в ней. Мир этот подобен летнему облаку, которое очень быстро рассеивается, или сну, который, едва появившись, исчезает.

Пророк И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru сказал: «Что мне до мира этого? Я подобен всаднику, который отдохнул немного в тени дерева, а потом отправился дальше, покинув его» [Ахмад;ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

И он сказал: «Мир этот и мир вечный можно сравнить с пальцем, который ты опускаешь в море и смотришь, с нем он вернётся» [Муслим].

Творец мира этого сказал: «Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой[или с которой]смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а её жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает её ночью или днём. Мы превращаем её в жнивьё, словно ещё вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает»(сура 10 «Юнус», аяты 24-25). Он сообщил о презренности мира этого и о том, что следует быть равнодушным к нему, и Он сообщил об обители мира и призвал к ней.

И Всевышний Аллах сказал:«Приведи им притчу о земной жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются

Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному 207

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

с ней [или благодаря ей], а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах может всё- Богатство и сыновья — украшение земной жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура 18 «Пещера», аяты 45-46).

Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что земная жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают сеятелей, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Земная жизнь — всего лишь предмет обольщения» (сура 57 «Железо», аят 20).

Всевышний также сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие земной жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: "Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха" Аллах видит рабов» (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 14-15).

И Всевышний Аллах сказал: «Они радуются земной жизни, но ведь земная жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие» (сура 13 «Гром», аят 26).

Всевышний пригрозил тому, кто удовольствуется земной жизнью и, успокоившись, будет относиться к Его знамениям, не надеясь на встречу с Ним. Он сказал:

208 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются земной жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» (сура 10 «Юнус», аяты 7-8).

И Всевышний пристыдил тех верующих, которые удовольствовались миром этим, сказав: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь земной жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие земной жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (сура 9 «Покаяние», аят 38).

Чем больше раб Аллаха стремится к мирским благам и чем сильнее его довольство ими, тем больше его неохота быть покорным Аллаху и трудиться ради мира вечного.

Для того чтобы убедиться в необходимости равнодушия к миру этому, достаточно этих аятов.

«Знаешь ли ты, что если Мы позволим им пользоваться благами многие годы, после чего к ним явится то, что им было обещано, то всё, чем им было позволено пользоваться, не принесёт им никакой пользы?»(сура 26 «Поэты», аяты 205-207).

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«В тот день Аллах соберёт их, словно они пробыли [на земле или в могилах] всего лишь один дневной час, и они узнают друг друга» (сура 10 «Юнус», аят 45).

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь один дневной час. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?» (сура 46 «Пески», аят 35).

Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному 209

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«Тебя спрашивают о Часе: "Когда же он настанет?" Что можешь ты сказать о нём? Только твой Господь ведает об этом. Поистине, ты — всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого. В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро» (сура 78 «Вырывающие», аяты 42-46).

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«В тот день, когда наступит Час, грешники станут клясться, что они пробыли [на земле или в могилах] всего лишь один час» (сура 30 «Румы», аят 55).

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«Он скажет: "Сколько лет вы пробыли на земле?" Они скажут; "Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вёл счёт" Он скажет: "Бы пробыли немного, если бы вы только знали"» (сура 23 «Верующие», аяты 112-114).

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

«В тот день подуют в Рог, и в тот день Мы соберём грешников посиневшими. Они будут переговариваться шёпотом: "Вы пробыли там [в земной жизни] всего десять дней!" Нам лучше знать, о чём они будут говорить. Самый примерный из них скажет: "Вы пробыли там [в мирской жизни] всего один день"»(сура 20 «Та Ха», аяты 102-104).

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи и на Кого уповают.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru Польза

Содействие и оставление без помощи —

от Аллаха

О

снова всякого блага — знать, что то, чего Аллах желает, непременно происходит, а то, чего Он не желает, никогда не происходит, и быть твёрдо убеждённым в том, что благие дела относятся к числу Его милостей, благодарить за них и смиренно молить Его о том, чтобы Он не лишал тебя их; и что скверные деяния — свидетельства отказа Всевышнего помогать Своему рабу и часть наказания, которому Он подвергает его. Ты должен обращаться к Нему с мольбами о том, чтобы Он препятствовал тебе в совершении скверных дел и не предоставлял тебя душе твоей в совершении благих и оставлении скверных деяний.

Знающие единодушны в том, что основа всякого блага — содействие Аллаха Своему рабу, тогда как основа всякого зла — отказ Всевышнего помогать Своему рабу.

Они также единодушны в том, что содействие Аллаха предполагает, что Он не предоставляет тебя душе твоей, и что оставление без помощи — это когда Аллах предоставляет тебя душе твоей.

Если основа всякого блага — содействие Аллаха Своему рабу, а оно — в руках Аллаха, а не в руках Его раба, то ключ к нему — мольба, потребность в Аллахе,

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха 211

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

искреннее испрашивание у Него защиты, стремление к Нему и страх перед Ним. Если Аллах даёт Своему рабу этот ключ, то это означает, что Он желает открыть ему, а если Он не помогает ему найти этот ключ, то дверь блага остаётся закрытой для него.

Повелитель верующих 'Умар ибн аль-Хаттаб Ш сказал; «Поистине, я не тревожусь об ответе, ибо моё дело — обратиться к Нему с мольбой. Если мне была внушена мольба, значит, ответ придёт вместе с ней».

Содействие и помощь Всевышнего Своему рабу зависит от намерения раба, его стремлений, целей и желания обрести эту помощь. Помощь Аллаха нисходит к Его рабам в соответствии с их стремлениями, стойкостью, надеждами и страхом перед Ним. То же самое можно сказать и об оставлении без помощи.

Всевышний Аллах — Наимудрейший и Самый знающий. Своё содействие Он направляет туда, где ему и место, так же как и оставление без помощи. Он — Знающий, Мудрый, И без Его помощи остаётся лишь тот, кто не благодарит его, пренебрегает своей потребностью в Нём и обращением к Нему с мольбами. И помощь и содействие Аллаха обретается лишь посредством благодарности, потребности в Нём и обращения к Нему с мольбами.

Очень многое зависит от терпения человека, поскольку оно для веры — словно голова для тела: если отсечь голову, то тело не сможет жить.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Не подвергается раб Аллаха наказанию более страшному, чем жестокосердие и отдалённость от Аллаха.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Огонь сотворен для расплавления чёрствых сердец.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Самое далёкое от Аллаха сердце — чёрствое сердце.

212 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Когда сердце ожесточается, глаз высыхает68.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Сердце становится чёрствым из-за четырёх вещей, еслипревысить меру в них. Это еда, сон, слова и пребывание с людьми.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Подобно тому, как телу, когда оно заболевает, не приносят пользы еда и питьё, сердцу, больному страстями, не приносят пользы наставления.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Кто желает, чтобы сердце его было чистым, должен предпочесть Аллаха своим страстям.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Сердца, привязанные к страстям, закрыты от Аллаха настолько, насколько они привязаны к ним.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Сердца — сосуды Аллаха на земле, и самые любимые из них для Него — самые чувствительные, прочные и чистые.

Люди заняли сердца свои миром этим, а если бы они заняли их Аллахом и миром вечным, то сердца их сделали бы своей заботой смысл слов Его и Его видимые знамения и вернулись бы к своим обладателям с редкостной мудростью и уникальной пользой.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Если сердце подпитывается поминанием, поится размышлением и очищается от пороков, то оно увидит удивительное и ему будет внушена мудрость.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Не каждый, кто украшает себя знанием и мудростьюи приобретает их, относится к числу их привержен-

 
  И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

68 То есть перестаёт плакать.

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха 213

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

цев. Приверженцы познания и мудрости — те, которые оживляют сердца свои, убивая страсть. Что же касается тех, кто убивает сердце и поддерживает жизнь в страстях, то познание и мудрость — всего лишь нечто взятое языком его во временное пользование.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Разрушение сердца — в ощущении безопасности69 и беспечности. А процветание сердца — в боязни и поминании.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Когда сердца равнодушны к накрытым столам мира этого, они сядут среди приверженцев этого призыва за накрытые столы мира вечного, а если они удовольствуются накрытыми столами мира этого, то упустят накрытые столы мира вечного.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Стремление к Аллаху и встрече с Ним — благой ветер, который дует на сердце, спасая его от зноя мира этого.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Кто поселил сердце своё у Аллаха, тому обеспечен покой и умиротворение, а тот, кто посылает его к людям, живёт в беспокойстве и тревогах.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Любовь к Аллаху входит в сердце, в котором есть любовь к миру этому, так же, как входит верблюд в игольное ушко.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Когда Аллах любит Своего раба, он вылепливает его для Себя и избирает его для Своей любви и очищает его для поклонения Ему, занимая его стремления

 
  И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

69 Речь идёт о том случае, когда человек не думает об угрожающем ему наказании от Аллаха и потому чувствует себя в безопасности.

214 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Собой, язык его — поминанием Его, а органы тела его — служением Ему.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Сердце болеет так же, как болеет тело, и исцеление его — в покаянии и оберегании его от всего, что вредит ему. И оно ржавеет, как ржавеет зеркало, и очищение его — в поминании. И оно обнажается, как обнажается тело, и украшение его — богобоязненность. И оно испытывает голод и жажду подобно телу, и его пища и питьё — познание, любовь, упование, смирение и служение Ему.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Остерегайся беспечно относиться к Тому, Кто установил предел для жизни твоей и завершение — для дней твоих и вздохов твоих. Ведь ты можешь обойтись без всех, кроме Него, а без Него тебе ни за что не обойтись.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Тот, кто отказывается от выбора и распоряжения своими делами в стремлении снискать больше мирских благ или влияния или боясь уменьшения этого или в избавлении от врага, уповая на Аллаха и всецело полагаясь на Его распоряжение и благой выбор, Который он делает для Своего раба, предаваясь на Его волю и вручая Ему дела свои, будучи довольным при этом тем, что предопределяет ему Аллах, — такой человек отдохнёт от тревог, скорби и печалей. А тот, кто настаивает на собственном распоряжении своими делами, встретит тяготы, тревоги, окажется в скверном положении и испытает утомление, и жизнь не будет для него приятной, и сердце его не будет радоваться, и дела его не будут благодатными, и не будет у него надежд и отдохновения. Всевышний Аллах облегчил Своим творениям путь к Нему и закрыл его от них посредством их собственного распоряжения их

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха 215

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

делами, и кто удовольствуется распоряжением Аллаха для дел своих и со спокойным сердцем примет выбор, который делает для него Всевышний, и покорится Его мудрости, для того Он откроет завесу, и сердце его устремится к Господу, обретя отдохновение и умиротворение.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Уповающий не просит ни у кого, кроме Аллаха, не возражает Аллаху и не запасает [то в чём не нуждается, полагаясь] на Аллаха.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Кто занят собой, тот отвлекается от других, а кто занят Господом своим, тот отвлекается от себя.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Искренность — то, о чём не знает ангел и что он не может записать, и о чём не знает враг и потому не способен испортить его. И она не вызывает самолюбования у своего обладателя и, соответственно, не может сделать тщетными его дела.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Довольство — спокойствие сердца перед потоком предписаний Аллаха.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Люди в этом мире мучаются в соответствии с тем, сколько внимания уделяют они миру этому.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

У сердца есть шесть позиций, в которых оно оказывается, — седьмой нет. Три из них — низшие, и три — высшие. Низшие: мир этот, который украшает себя для него, душа, уговаривающая его [совершать то, чего делать не следует], и враг, наущающий его. Это позиции низких душ — они не покидают их, переходя с одной на другую. А три высшие позиции: знание, приносящее понимание, разум, который наставляет его,

216 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

и Бог, Которому оно поклоняется. Сердца перемещаются между этими позициями.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Следование страстям и далеко простирающиеся надежды — основа всякой испорченности, ибо поистине, следование страстям делает человека слепым к истине, не давая ему познавать её и стремиться к ней. А далеко летящие мечты заставляют его забыть о мире вечном и отвращают его от подготовки к Нему.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Не ощутит раб Аллаха запаха искренности, потакая самому себе или другим людям.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Когда Аллах даёт рабу Своему блага, Он внушает ему признавать грехи свои и не занимать себя грехами других, щедро отдавать то, что есть у него, и быть равнодушным к тому, что принадлежит другим, и терпеть обиды, наносимые ему другими. А если Он желает ему зла, то делает всё наоборот.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Возвышенные устремления всегда вращаются вокруг трёх вещей: ознакомление с каким-нибудь из возвышенных качеств Аллаха, познание которого увеличивает любовь и стремление к Нему; обращение внимания на милость, которое увеличивает благодарность и покорность Ему, и воспоминание о собственном грехе, которое усиливает покаяние и страх перед Ним. Если же стремление связано с чем-то другим помимо этих трёх вещей, то оно попадает в область наущений и скверных мыслей.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Если человек беззаветно любит мир этот, он смотрит на то, какое значение человек придаёт ему, и превращает его в одного из своих слуг и рабов и унижает его. А если

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха 217

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

человек отворачивается от мира этого, то мир этот, видя его высокую степень, начинает служить ему и смиряться пред ним.

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

Чтобы преодолеть путь и достигнуть цели своего путешествия, человек должен не отклоняться от правильного пути и идти по ночам, а если путник отклоняется от верной дороги и спит всю ночь, то когда же он достигнет цели своего путешествия?!

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru Важная польза

Предпочитающий мир этот непременно возводит навет на Аллаха

К

аждый учёный, который предпочёл мир этот и привязался к нему, непременно будет возводить навет на Аллаха в своих фетвах и выносимых имрешениях, в том, что передаёт и к чему обязывает, потому что решения Всевышнего Господа часто идут вразрез с устремлениями людей, особенно обладающих властью и тех, которые следуют своим влечениям. Чтобы достичь желаемого, они должны часто противоречить истине и отталкивать её. И если учёный и судья любят власть и следуют своим страстям, они смогут добиться своего, только если оттолкнут истину, противоречащую их желаниям... Особенно если у него возникнет сомнение, и сомнение соединится со страстями, и страсти забушуют, и правильное скроется из виду и истина станет неузнаваемой. А если истина ясна и очевидна и никаких сомнений нет, то он всё равно поступает наперекор ей, говоря себе: «У меня есть выход — покаяние». О таком человеке и ему подобных Всевышний Аллах сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток»(сура 19 «Марьям», аят 59). И Всевышний Аллах сказал о них: «Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схва-

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха 219

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

тились за блага этой жалкой жизни и сказали: "Мы будем прощены" Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нём [Писании]. Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?» (сура 7 «Преграды», аят 169).

Всевышний Аллах сообщил о том, что они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: «Мы будем прощены». Но если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Они упорствуют в этом, и это побуждает их наговаривать на Аллаха то, что не соответствует истине. Они говорят: мол, это — Его постановление, Его религия, Его Шариат. При этом они знают, что Его религия, Его Шариат и Его постановление как раз противоречат этому. Или они не знают (то есть не имеют доказательств], что это — Его религия, Его Шариат и Его постановление. Иногда они говорят об Аллахе то, о чём у них нет знания, а иногда говорят о Нём то, о ложности чего им известно. Что же касается богобоязненных, то они знают, что мир вечный лучше мира этого, и стремление к власти и страсти не могут заставить их предпочесть мир этот миру вечному. Оки достигают этого благодаря тому, что придерживаются Корана и Сунны и обращаются за помощью к терпению и молитве, размышляют о мире этом, его недолговечности и ничтожности, и о мире вечном, его скором приходе и его постоянстве...

А те люди непременно вносят нововведения в религию, не говоря уже об их нечестивых делах, и получается, что они совершают два скверных деяния. Поистине, следование страстям ослепляет сердце, и оно перестаёт отличать нововведение от Сунны, или же для

220 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

него всё переворачивается, и нововведение начинает казаться ему Сунной, а Сунна — нововведением. Эта беда постигает учёных, когда они предпочитают мир этот, стремятся к власти и следуют своим страстям. Эти ая-ты ниспосланы о них: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Шайтан последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям» (сура 7 «Преграды», аяты 175-176). Это пример скверного учёного, который поступает наперекор своему знанию.

Поразмышляйте же о порицании поступающих так, которое содержится в этом аяте.

Во-первых, такой человек впал в заблуждение после знания, и сознательно, а не по невежеству своему предпочёл неверие вере.

Во-вторых, он расстался с верой таким образом, что возвращение к вере для него уже невозможно. Он отделился от знамений так, как отделяется змея от кожи своей, когда сбрасывает её, и если бы хоть что-то из них осталось при нём, он не отделялся бы от них.

В-третьих, шайтан догнал его и настиг, схватил его и растерзал. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «И шайтан последовал за ним», причём употреблён не глагол «таби'а», а глагол «атба'а», который несёт в себе значения «догонять, настигать» и, как следствие, более точно выражает суть этого происшествия.

В-четвёртых, он отклонился от благоразумия и правильного пути, то есть впал в заблуждение в том, что касается знания и стремления. Глагол «гава» обычно используется для обозначения испорченности стремлений и деяний, тогда как словом «даляль» обычно обозначается несостоятельность знания и убеждений. Если

Содействие и оставление без помощи — от Аллаха 221

И Он любит прекрасное» 13 страница - student2.ru

упоминается только одно из двух понятий, второе подразумевается, а если они упоминаются вместе, то каждое из них имеет вышеуказанное значение.

В-пятых, Всевышний Аллах не пожелал возвысить такого человека посредством знания, и это знание стало причиной его гибели, поскольку он не смог возвыситься за счёт него, и оно стало для него бедой, ведь не будь он обладателем знания, это было бы лучше для него, потому что в этом случае его ожидало бы менее суровое наказание.

В-шестых, Всевышний Аллах сообщил о низости устремлений этого человека и о том, что он предпочёл презренное и низкое достойному и возвышенному.

В-седьмых, он выбрал низкое не по причине пришедшей в его голову скверной мысли и не потому, что душа его нашёптывала ему это, а потому что он всецело устремился к миру этому, всей своей сущностью склонившись к нему. Подразумевается неотъемлемость, постоянное сопровождение, то есть это его постоянное состояние — склонность и устремлённость к земному, бренному. Когда этот глагол употребляется в сочетании с каким-то местом, это означает, что человек поселился в данном месте, остался там навсегда. Об этом упоминал Малик ибн Нувайра в своих стихах.

О его склонности к миру этому было сказано, что он «приник к земле», потому что мир этот — это земля и то, что в ней, и то, что извлекают из неё, будь то вещи или украшения.

Наши рекомендации