Экзистенция конфликта
Понимание мною термина "экзистенция" несколько отличается от принятого в экзистенциализма. Я понимаю экзистенцию как всю область человеческого мира эмпирического и ноуменального, мир физического, субъективного и объективного бытия человека, включая всю сферу действий и всю внешнюю среду - насколько она относиться к формированию, развитию, жизни человека, насколько она является - наравне с субъективными факторами, - оснащением всего этого. Экзистенция человека выходит за пределы его непосредственной данности, в чуждый и враждебный человеку мир, который как раз в силу этой враждебности и оказывается основанием своем противоположности - жизни и духа. Человек как чисто природное существо оказывается недееспособен, он, чтобы не погибнуть, вынужден поэтому развиваться то существо общественное, обладающее сознанием, понятийным мышлением, духом, способностью действовать сознательно, а не на основе инстинкта. Стремление к самосохранению, полученное в наследства от органической природы, облегчило ему адаптацию к сложной и противоречивой среде , стимулировала самые изощрённые её механизмы к развитию. Основание человеческого бытия и адаптированности разумеется, не являет собою отдельную конкретную, разумную или неразумную причину, - основание шире и глубже. Оно затрагивает и внешний и внутренний мир человека, Основание для меня - это совокупность глобальных или даже универсальных причин, зависящих и полагающих друг друга, делающих из человека то, чем он был, что есть и чем ещё может быть. Основание - целостный комплекс сущностных супер-причин человеческого бытия. Экзистенция все же шире основания, так как включает в себя и несущественные компоненты мира человека и его природы. Интересно, что глобальность основания, которое даже не может быть до конца познано, можно вместить в один универсальный принцип, указавший родство основания с явлением конфликта. Это принцип преодоления препятствий и развития через это, принцип преодоления противоречия живым организмом и, в частности, противоречия острого. Конфликтность главное состояние бытия человека, но проявляется она на разных уровням этого бытия по-разному, преобразуясь в ряд специфических явлений, которые в разных условиях и формах своих могут иметь разное значение - негативное и позитивное. Из конфликта вытекают способы его преодоления хотя бы частичного и явления защиты, компромисса, согласия, гармонии. Конфликт, на протяжении жизни субъекта, настоятельно требует своего уничтожения. И окончательно он уничтожается лишь со смертью своего носителя. При жизни лишь меняются его формы, вызывая в человеке целый ряд иных явлений , механизмов, Функций. Так происходит развитие и адаптация человека к обществу в любых смыслах этих понятий. Конфликт здесь - обострённое противоречие между двумя сторонами - мирами, силами, способностями и т.д. Но и родственные явления можно отнести сюда же. Всё это можно назвать конфликтной группой. Но поскольку такая группа связана с противоположными явлениями /альтруистическая группа/, обе группы можно рассматривать как единый комплекс развития и бытия человека. Человек противостоит природе уже как духовное, живое физическому, мёртвому, что не мешает ему в ряде случаев гармонизовать с природой и использовать её себе во благо, а подчас и во благо ей самой. И природа, в конечном счёте противостоит человеку, что выражается, например, в его смертности, в болезнях, в явлениях, разрушающих дух и тело человека. Надо особенно подчеркнуть дуальность многих явлений, которая часто не различается в языке. А часто явление одного порядке обозначаются одним термином. Одно и то же явление может иметь в одних условиях отрицательное, а в других положительное значение, Так сексуальность, изнасилование, возвы-шенная любовь - явление одного порядке, но на разных стадиях появления и в связи с разными явлениями феноменами /душа, эмоция, дух/. Про любовь можно сказать, что она есть ненависть, - ко всему, что мешает ей любить и т.п примечательна связь любви с агрессивностью и конфликтностью в человеческом и животном мире...<
Важно ответить, что, хотя я, говоря об экзистенции, имею в виду и среду человека, но акцент всё же нужно делать на субъективном. В отношениях "среда-человек" субъективность имеет большее значение, потому, что именно от субъективных потребностей и способностей зависит на какую среду человек обратит внимание и вступит в контакт с ней, а какую просто не заметит. Для любой человеческой практики и человеческого развития уже необходима определённая организация организма, при которой имеется потенциал, могущий наполниться конкретным содержанием. Когда говорят, что труд сделал человека, то это и так и не так. Орудийная деятельность - следствие, а её причини лежит в конфликтной среде и в организации, в природе гоминида, способного противостоять природе и развиваться в определённую сторону. С одной стороны кризис вида, а с другой - возможность активного приспособления к условиям. Трудовая деятельность один из необходимых этапов развития потенций, первоначальной экзистенции человека. И исток этой экзистенции мир вообще и в частности, мир животных. Что мир животных тоже есть арена конфликтов, давно не является новостью. Но эта конфликтность особого типа и к тому же живот-ному миру совершенно неизвестен феномен агрессивности, специфически челове-ческого свойства. Агрессивность требует участия сознания, зложелательства, наличие общественных потребностей, отношений, условий. Поэтому говорить об агрессивности в животном мире можно только чисто условно, обратим же внима-ние сейчас на феномен конфликта в органическом мире и попытаемся, на этой основе определить схожесть и различие мира животного и мира человека.