Слово Божье является окончательным и неизменным стандартом истины и реальности. Вера состоит в слышании, веровании в эту истину, а также из соответствующих действий

Мы должны различать между верой и самонадеянностью. Они могут быть очень похожи на первый взгляд, но ни в коем случае не тождественны. Нужно видеть разницу, чтобы не потерпеть крушение в вере. Вера абсолютно зависит от Бога, и ее проявление всегда прославляет Бога. Она никогда не выхватывает бразды правления из рук Божьих. Если же мы в молитве стараемся заставить Бога сделать что-то в нашу пользу, считая, что только это нам нужно и мы в это верим, то существует большая опасность впасть в самонадеянность и эгоизм, хотя и облеченный в религиозный лексикон. Будьте бдительны: вера только тогда истинна, когда и мотивы, и поступки прославляют только Бога и исходят от Него.

В Ефесянам 2:8-9 Павел напоминает нам, что такая вера не от нас, «Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился». Иоанн Креститель так формулирует этот подход в Евангелии от Иоанна 3:27:

...не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

Кратко можно выразиться таким образом: вера принимает, а самонадеянность выхватывает.

Вера выражается исповеданием

Мы уже рассмотрели слова Павла в первой половине 10-го стиха в Римлянам 10:

...сердцем веруют к праведности...

Во второй половине этого стиха Павел добавляет:

...а устами исповедуют ко спасению.

Павел непосредственно увязывает сердечную веру и исповедание устами.

Эта взаимосвязь сердца и уст является одним из величайших принципов Писания. Сам Христос излагает этот принцип в Евангелии от Матфея 12:34, где Он говорит: «Ибо от избытка сердца говорят уста».

Говоря современным языком: «Содержание сердца выражается в том, что мы говорим». Из этого следует, что когда наше сердце наполнено верой во Христа, то эта вера соответственным образом выражается в том, как мы исповедуем Христа устами. Молчащая вера несовершенна и не приносит желаемых результатов и благословений. Во 2-м Коринфянам 4:13 Павел снова говорит об этой взаимосвязи между верованием и говорением:

Но, имея тот же двух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим...

Обратите внимание на прямую логическую связь, обозначенную словом «потому»: «и мы веруем, потому и говорим». Здесь идет речь о духе веры. Умственную веру, скорее всего, не всегда услышишь; но духовная вера — та, которая в духе и сердце человека — она непременно заговорит, выразится через уста.

Фактически, эта истина логически вытекает из самого значения слова «исповедание» (по-гречески это «хомологео») — «говорить то же самое, что и...» Одно из значений русского слова «исповедовать», согласно словарю С. И. Ожегова — откровенно сообщать. То есть говорить то, что на самом деле в глубине сердца, то, что мы действительно думаем и чему верим. Итак, для нас, как христиан, исповедание означает говорить своими устами то, что Бог уже сказал в Своем Слове. Или, еще короче, слова наших уст должны совпадать со Словом Божьим.

Итак, исповедание в этом смысле является естественным выражением сердечной веры. Сердцем мы верим в то, что Бог сказал в Своем Слове — это вера. После этого мы говорим устами то, во что верим сердцем — это исповедание. И вера, и исповедание сконцентрированы на одном и том же — истине Слова Божьего.

В Послании к Евреям 3:1 Христос назван Первосвященником исповедания нашего — еще одно подтверждение связи веры и исповедания.

Это определение говорит о том, что Христос на небе является нашим ходатаем и представителем в отношении всякой истины Слова Божьего, которую мы исповедуем нашими устами. Но если мы не исповедуем свою веру на земле, то Христос не может действовать в нашу пользу на небе. Закрывая уста на земле, мы затворяем уста нашего ходатая на небе. Степень Христова первосвященничества в нашу пользу определяется степенью нашего исповедания на земле.

Каковы же тогда главные черты веры по Библии?

Библейская вера является состоянием сердца, а не ума. Она в настоящем времени, а не в будущем. Она производит положительные перемены в нашем поведении и опыте. Она основывается исключительно на Слове Божьем и принимает свидетельство чувств только тогда, когда оно согласовывается со свидетельством Слова Божьего. Она выражается исповеданием устами.

УНИКАЛЬНОСТЬ ВЕРЫ

Мы уже рассмотрели определение веры, данное в Послании к Евреям 11:1. Пятью стихами ниже, в Послании к Евреям 11:6 Павел описывает ту роль, которую вера играет в подходе человека к Богу:

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Обратите внимание на две фразы: «без веры угодить Богу невозможно» и «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал». Мы видим, что вера является непременным условием приближения к Богу и угождения Ему.

О противоположном аспекте этой истины идет речь в Римлянам 14:23: «...все, что не по вере, грех». Это означает, что, если то, что человек делает, не основывается на истиной библейской вере, то Бог называет это грехом. Это относится даже к религиозным обрядам или действиям, таким как посещение церкви, молитвы, пение гимнов, благотворительность. Если это делается не на основании искренней веры Богу, то для Него это неприемлемо. До тех пор, пока этому не предшествует истинное покаяние и до тех пор, пока это не мотивируется истинной верой, это только «мертвые дела», не приносящие никаких плодов.

Единственное основание праведной жизни

Очевидно, самое всеобъемлющее утверждение о связи веры и праведности находится в Книге Аввакума 2:4:

...праведный своею верою жив будет.

Этот отрывок приводится три раза в Новом Завете: в Послании к Римлянам 1:17, Галатам 3:11 и Евреям 10:38. В этой очень короткой фразе содержится библейский авторитет Евангельской проповеди, которая была проповедана первоапостольcкой Церковью. И когда первые христиане, являвшиеся на тот момент времени презираемым меньшинством, проповедовали эту простую весть, то даже сам великий кесарь, глава самой мощной, территориально самой обширной и самой длительной по времени существования империи, склонил свои колени.

Некоторое время спустя эта же самая короткая и простая фраза, донесенная Духом Святым до сердца и ума Мартина Лютера, стала библейским основанием свержения власти папского Рима. А потом через процесс реформации она изменила курс истории сначала в Европе, а затем и во всем мире.

И сегодня эта же простая фраза, понятая и принятая верой, содержит в себе силу, способную коренным образом изменить жизнь как отдельных личностей, так и целых народов и империй.

Будучи такой краткой, эта фраза охватывает, тем не менее, очень многое. Слово «жив» (жить) охватывает все сферы человеческой личности и все сферы человеческой деятельности — духовную, умственную, физическую, материальную. Под жизнью подразумевается дыхание, мышление, говорение, еда, сон, работа и т. п.

Наши рекомендации