Некоторые из моих вспоминаний

ИЗ ШИИЗМА В ИСЛАМ

Абу Халифа ‘Али

Мухаммад аль-Кудайби

أبو خليفة علي بن محمد القضيبي

Перевод с арабского

1429 – 2008

Научно-аналитический центр

«БАДР»

ИЗ ШИИЗМА В ИСЛАМ

Абу Халифа ‘Али Мухаммад аль-Кудайби

Перевод с арабского книги:

«Я приобрел сподвижников и не

Лишился семейства пророка»

Подготовка к изданию и издание осуществлено при научно-аналитическом центре «БАДР»

Www.badrcenter.org

Воспроизведение, размещение на Интернет ресурсах, издание и распространение на любых носителях информации разрешается совершенно бесплатно, в случае полного отсутствия каких-либо изменений, добавлений или пропусков.

2007 – Научно-аналитический центр «БАДР»

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Да воздастся хвала Аллаху многократная, благая и благосло­венная, наполнившая небеса, землю и то, что поже­лал наш Господь. И да пребудут благословения Аллаха и мир над Его избранным творением и последним из посланников – Мухаммадом, его семейством, сподвижниками и теми, кто ис­кренне и в точности последовал за ними вплоть до Судного дня.

А затем:

На листах этой книги, уважаемый читатель, я изложил для тебя прошлые страницы моей жизни. Я вложил в них мысли и вопросы к самому себе, приведшие меня к тому, о чем я нико­гда и не помышлял.

Речь идет о самой тяжелой борьбе в жизни человека: борьбе между истиной и ложью, унаследованными убежде­ниями и очевидными истинами.

На первый взгляд этот опыт может показаться тебе лич­ным, однако это не так. Это твой и мой опыт, опыт многих лю­дей, рожденных и воспитанных на убеждениях и понятиях, ради которых они боролись и жертвовали собой. Но настал час, когда они поняли, что истина состоит в обратном, и что сле­пое следование убеждению ради родных, близких и детей – это замена худшим того, что лучше, а ведь тo, чтo y Aллaxa – лyчшe и дольше.

Абу Халифа ‘Али аль-Кудайби

27. 03. 2005 н.э.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ МОИХ ВСПОМИНАНИЙ

Я рос в шиитской семье, которая искала приближение ко Все­вышнему Аллаху в услужении шиитскому мазхабу как в тео­рии, так и на практике.

После смерти моего отца – тогда я был еще маленьким – вос­питанием меня и моих братьев занялся наш дядя по материн­ской линии. Он был авторитетным шейхом, получив­шим образование в одной из религиозных школ Джадд Хафса в Бахрейне и завершившим обучение в иранском городе Кум.

Он всячески заботился о нас, старался, чтобы мы не связа­лись с плохими друзьями и не впутались в то, что испортило бы нашу репутацию, наши нравы и вызвало бы гнев нашего Все­могущего и Великого Господа. Так, узнав о моем желании по­ступить после окончания средней школы в консерваторию и о моем намерении стать преподавателем музыки, он сильно разгневался, выразил мне свое порицание и сказал: «В дет­стве у меня не было человека, который давал бы мне наставле­ния и вел за руку. В жизни мне пришлось очень тя­жело, так прислушайся же к моему совету…».

Могу сказать, что мой дядя сыграл большую роль в том, чтобы я раз и навсегда расстался с мыслью заниматься музы­кой. К тому же возникли и другие обстоятельства, вставшие ме­жду мной и моим намерением.

Что касается моей матери, то она всячески старалась участво­вать в религиозных мероприятиях (как радостных, так и траурных), надеясь получить за это награду и воздаяние, служа имаму Хусейну. Даже болезнь не была для нее препятст­вием. Она считала, что неучастие в этих мероприя­тиях – грех, и что если она будет принимать в них участие, то это станет исцелением от ее болезни и благословением.

Мой дед (отец матери) занимался изготовлением традицион­ных барабанов, используемых для управления хусей­нийскими шествиями, которые называются «ат-татбир» (шиитский ритуал массового кровавого самоистязания це­пями и т. п., проводимый в день гибели имама Хусейна, да бу­дет доволен им Аллах, в день «‘Ашура» 10-го числа месяца мухаррам, якобы с целью искупления вины за неспособность за­щитить имама), а также процессиями, приуроченными к празд­нованию последних ночей рамадана, называемых «но­чью прощания».

Должен заметить, что все мои родственники, в том числе и я, в то время были последователями господина аль-Хува’и.

Поскольку я рос в этой шиитской среде, мне с детства нрави­лось посещать мероприятия по случаю годовщины смерти Хаджа ‘Аббаса в районе аль-Хаммам г. Манамы.

В детстве я старался пораньше прийти на любую годов­щину, чтобы гарантировать себе несение знамени в хусейний­ских шествиях.

Немного повзрослев, я стал принимать участие непосредст­венно в самой траурной процессии, сопровождаю­щейся самобичеванием цепями по спине.

Вместе с друзьями, которые учились со мной в одной школе, мы всеми правдами и неправдами старались посещать ре­лигиозные мероприятия. Эти мероприятия были для нас отды­хом от школьной атмосферы, благодаря которым мы могли часто прогуливать уроки под предлогом участия в них. Особенно, если учесть, что большинство школьных учителей были шиитами. Они не только не наказывали нас за эти про­гулы, но даже, наоборот, поощряли.

К сожалению, многие молодые люди радовались наступле­нию подобных мероприятий, поскольку благодаря беспрепятст­венному смешению мужчин и женщин, участвовав­ших в них, у юношей была прекрасная возмож­ность приставать к девушкам. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!

Что касается моих родственников, то они большое значе­ние также придавали обетам. У моей тети по отцовской ли­нии постоянно были выкидыши: либо ее ребенок умирал, бу­дучи зародышем, либо он умирал сразу же после родов. Это про­исходило у нее неоднократно, что ввергало моих родственни­ков в отчаяние. Тогда они дали обет имаму ‘Али, что если он дарует ей ребенка и сохранит его от всяческих напас­тей (1), то каждый год утром в день ‘Ашура они вместе с этим ребенком будут присоединяться к процессии «ат-татбир», облачив младенца в саван из белой материи, запятнан­ный кровью участников шествия, после чего они бу­дут сажать его на коня, подобного коню имама-мученика.

У моей тети родился ребенок, и его отец дал ему имя ‘Укайл(1). По прошествии многих лет исполнения данного обета ‘Укайл понял, что приносить обет следует только Од­ному Аллаху, и что имам ‘Али – человек, и нельзя обра­щаться ни к нему, ни к другому человеку с обрядами поклоне­ния: ни с мольбой, ни с испрашиванием о помощи, ни с обетом. Ему удалось убедить своего отца в запретности подоб­ного рода обетов. Произошедший с ним случай, связан­ный с данным обетом, превратился в анекдот, который он расска­зывал своим друзьям.

Со мной приключилась не менее забавная история. Когда я был ребенком, мне прооперировали шею. Не прошло и несколь­ких дней, как рана открылась, и мне пришлось перене­сти вторую операцию.

Моя мать говорит: «Твое состояние было очень плохим… Ты находился на грани жизни и смерти».

И из страха за меня она со свойственной ей душевной просто­той поверила совету какого-то муллы, который велел ей пойти к могиле одного из святых (мазар) Манамы в районе ас-Сакиййа и принести за меня особый обет ‘Али, дабы я исце­лился от своей болезни. При этом она, как и все осталь­ные шииты, была убеждена, что пороги, мавзолеи и те, кто захо­ронен в них, приносят пользу и устраняют вред.

Прошли многие годы, однако по независящим от моей мамы обстоятельствам она не смогла исполнить данный ею обет, пока я не вырос.

После того, как благодаря наставлению Аллаха, я принял ве­роубеждение Ахль ас-Сунна ва аль- Джамаа – людей, привер­женных Сунне и объединяющихся вокруг нее – и об этом стало известно всем, мои родственники захотели дока­зать мне, что мой переход к суннитам является оскорблением и притеснением семейства пророка!

Они напомнили мне об обете моей матери, заявив со всей от­кровенностью: «Если бы не семейство пророка, мир им, то ты бы не исцелился от своей болезни, и тебя бы уже не было в живых». Затем они стали предостерегать меня от попуститель­ства в отношении вопроса, касающегося обетов, и побуждали меня посетить вместе с ними ту самую могилу свя­того, дабы исполнить обет, а то со мной может случиться ка­кая-нибудь напасть, или я могу расстаться с жизнью.

Они много раз пытались убедить меня пойти вместе с ними к этому мазару, а также вернуться в шиизм, однако их по­пытки оказались бесплодны.

Самое смешное в этой истории то, что после долгих лет почи­тания этого мазара, обращения за помощью к похоронен­ному в нем обитателю и принесению ему обетов, обнаружи­лось, что все рассказы об этом месте были выдуманы(1). По­сле чего, хвала Аллаху, этот мазар был полностью разрушен.

ИМАМ АЛЬ-ХУВА’И ПОЯВЛЯЕТСЯ НА ЛУНЕ!

После кончины имама аль-Хува’и, являвшегося верховным шиитским ученым и руководителем шиитской школы в Не­джефе, мы несли макет его гроба. Как только мы закончили ше­ствие, до участников этой процессии неожиданно дошло из­вестие из района «аль-Махарика» о том, что образ имама аль-Хува’и появился на луне! И хотя сами мы этого не ви­дели, люди из Манамы подтвердили это. Известие об этом бы­стро распространилось, и в него многие поверили, осо­бенно женщины.

Шедшие вместе с нами люди вдруг начали показывать на луну, утверждая то же самое. Тогда мой друг ‘Али спросил у меня: «Ты что-нибудь видишь?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «И я тоже». Тогда я спросил: «Почему же тогда ты утвержда­ешь вместе с ними, что видишь образ аль-Хува’и, хотя это не так?» Он сказал: «Разве ты не видишь, как они возбуждены? Я боюсь, что они побьют меня», – и мы рассмеялись.

Один из жителей Манамы в тот день сделал правильное заме­чание относительно этого странного слуха. Он сказал: «По­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветст­вует, после своей смерти не показался на луне, так как же это могло произойти с аль-Хува’и?!»

ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ

БЕСПОКОИЛО В ШИИЗМЕ?

Прежде всего, я хочу сказать, что ни в коем случае не претен­дую на то, будто я достиг самых совершенных нравствен­ных качеств, которые только может достичь чело­век. Однако каким бы простым ни был человек в плане куль­туры, набожности или восприятия исламских нравов, сущест­вует рубикон, который он не способен перейти. Иначе он рас­стался бы со врожденным здравым характером и высоким нра­вом.

Первое реальное столкновение с шиизмом, которого я придер­живался, произошло с точки зрения нравственности.

Вначале я тешил себя тем, что мое личное поведение ни­коим образом не связано с шиизмом, пока не настал тот день, ко­гда предо мной раскрылась реальность и рухнул занавес, скры­вавший от меня действительность.

Больше всего в шиизме меня беспокоили три вещи:

* Поношение сподвижников и их проклинание.

* Мут‘а (временный брак)

*Обращение с мольбой не к Аллаху и привязанность к творе­ниям, а не к Вечноживому, Который никогда не умрет.

Эти три вещи послужили тем самым фитилем, который вос­пламенил во мне процесс истинного перехода из имамит­ской доктрины, на которой я рос и воспитывался, в вероубежде­ние людей, приверженных Сунне и объединяю­щихся вокруг нее (Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа), на нена­висти и вражде к которым меня вскормили.

Наши рекомендации