Концентрация и образ жизни

Концентрация — очень важное требование для того, кто начинает ступать по духовной тропе, но она необходима не только в духовной, но и в обыденной жизни. Человек, лишенный умения сосредоточиваться, не добьется жизненного успеха.

В духовном смысле концентрация означает однонаправленность разума, его сосредоточенность на иштадэвате, личном божестве. Чтобы достичь концентрации, нужно изгнать все бесполезные мысли о земном. Необходимо полностью освободиться от низменных желаний. Их место должны занять мысли о Божественном.

За концентрацией следует медитация, за медитацией — самадхи. Нирвикальпа-самадхи («непоколебимое сверхсознание») сменяется состоянием дживанмукти1. Дживанмукти ведет к освобождению от колеса рождений и смертей. Таким образом, концентрация является самым важным, чему должен научиться на духовном пути садхака.

Любое, самое незначительное дело требует концентрации и искреннего внимания. Чтобы продеть нитку в игольное ушко, нужно сначала убрать с кончика нитки все ворсинки, а затем очень аккуратно ввести нитку в ушко.

Взбираясь в гору или спускаясь с кручи, нужно быть очень внимательным, иначе поскользнешься и скатишься вниз. Если едешь на велосипеде и одновременно болтаешь с приятелем, тебя может сбить машина. Из-за рассеянности на дороге можно споткнуться о камень и упасть. Беззаботный парикмахер порежет нос клиенту, а небрежная прачка сожжет одежду утюгом. Сонный ученик ударится головой о стену или упадет на землю. По этой причине нужно развивать внимательность. Внимание ведет к концентрации.

Сосредоточьте мысли на том, что сейчас делаете. Вложите в это занятие душу и сердце. Пусть это будет даже непримечательное занятие вроде очистки банана или выжимания лимона. Никогда не действуйте не задумываясь. Не торопитесь во время еды. Будьте спокойны и терпеливы во всех делах. Не делайте поспешных выводов. Не спешите. Без спокойствия и сосредоточенности не добьешься успеха ни в чем.

1 Окончательное спасение еще при земной жизни.

Этим необходимым качеством обладал каждый, кто достиг успеха и стал великим.

Во всем вам будет сопутствовать успех. Если дело выполняется с вниманием и сосредоточенностью, неудачи не случится. Приступая к молитве и медитации, никогда не думайте о работе. Сидя в кабинете, не вспоминайте о домашних заботах, даже о захворавшем ребенке. Принимая ванну, не думайте об азартных играх. Усаживаясь за стол, отбросьте мысли о неотложных делах на работе. Воспитывайте в себе привычку целеустремленно сосредоточиваться только на том, чем заняты сейчас. Это поможет без труда развить память и силу воли. Концентрация — универсальный ключ к вратам победы. Если обычному человеку требуется для выполнения какой-то работы целый час, то человек с развитой сосредоточенностью сделает то же самое за полчаса, причем намного лучше. Вы станете могущественным.

Нужно очень хорошо освоить учение о расслаблении ума. Следует научиться избавляться от всех ненужных мыслей. Думайте только о покое. Представьте, будто уже мертвы. Мысленно повторяйте имена Бога и думайте об одном из Его качеств, ананде. Вы не будете видеть сновидений, сон станет блаженным отдыхом. Вы научитесь быстро восстанавливать силы. Даже двух часов сна будет достаточно, чтобы чувствовать себя совершенно бодрым.

Основы концентрации

Трудно сказать, где заканчивается концентрация и начинается медитация. Медитация сменяет концентрацию. Прежде всего, очистите ум ямой и ниямой, затем переходите к практике дхараны. Концентрация без чистоты бесполезна.

Концентрация — это устойчивость разума. Когда устраняются причины помех, сила сосредоточенности возрастает. Сильной концентрацией владеет брахмачарин, сберегающий вирью, семя. Важную роль в концентрации играет внимание. Тот, кто развил силу своего внимания, добивается успеха в сосредоточении. Нужно уметь очень ясно представлять себе объект концентрации даже в его отсутствие, научиться немедленно вызывать в памяти мысленный образ этого объекта. Если вы умеете концентрироваться, это удастся без труда. Хорошей концентрации достигнет тот, кто добился успеха в пратьяхаре, то есть научился отвлекать индрийи, органы чувств, от материальных предметов. По духовному пути идут шаг за шагом, ступень за ступенью. Для начала заложите фундамент: освойте яму (правильное поведение), нияму (соблюдение обрядов), асаны (правильные позы тела), пранаяму (правильное дыхание) и пратьяхару (отрешенность от внешнего). Только тогда можно будет возвести надстройку — дхарану (концентрацию), дхьяну (медитацию) и самадхи.

Асана — это бахиранга (внешняя) садхана, а дхьяна — антаранга (внутренняя) садхана. В сравнении с дхьяной и самадхи даже дхарану следует считать бахиранга-садханой. Тот, кто освоит устойчивую асану, очистит йога-нади и пранамайя-кошу1с помощью пранаямы, без труда достигнет концентрации. Можно концентрироваться на любом из семи внутренних сплетений, чакр, центров духовной энергии, которые носят названия муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара. Кроме того, сосредоточиваться можно на кончике носа или языка, а также на внешних объектах: изображениях Дэваты, Хари, Хары2, Кришны или Дэви. Концентрируйтесь на тиканье часов, пламени свечи, черной точке на стене, карандаше, цветке розы или любом другом приятном для ума предмете. Это стхула, конкретная концентрация. Без объекта не может быть сосредоточения. Легко заставить разум концентрироваться на чем-то приятном — цветке жасмина, плоде манго, апельсине или любимом друге. Намного труднее, особенно в начале, сосредоточиваться на неприятном, например фекалиях, кобре, враге, уродливом лице и т. д. Занимайтесь концентрацией, пока разум не научится твердо удерживаться на выбранном объекте. Если он отклоняется в сторону, вновь и вновь возвращайте его к объекту сосредоточения. Господь Кришна говорит в «Гите» (6:26): «Ято ято нишчалати манаш-чанчалам-астхирам, татас-тато ниямьяйтад-атманьева вашам найет» («Куда бы ни ускользал шаткий, нестойкий разум, — обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду»).

1 Нади: энергетические каналы организма; пранамайя-коша: «оболочка жизненной энергии», соответствует эфирному телу.

2 Хари: эпитет Вишну (в облике Кришны); Хара: эпитет Шивы. В индуизме поклоняются также божеству Харихара, в котором сливаются черты этих главных богов.

Чтобы усилить концентрацию, следует сократить мирскую деятельность (вьявахара-кшайя, «сокращение дел»). Не менее двух часов в день нужно соблюдать мауну, обет молчания. Тот, чей разум переполнен страстями и различными фантастическими желаниями, едва ли сможет сосредоточиться хотя бы на мгновение. Его ум будет скакать, словно воздушный шарик. Овладейте контролем над дыханием. Подчините себе органы чувств и направляйте разум на любой привлекательный объект. Связывайте с ним мысли о святости и чистоте.

Можно концентрироваться на межбровье (трикути) или мистических звуках (анахата-дхвани), которые слышны правым ухом. Очень полезны для сосредоточения изображения слога ОМ, Господа Кришны с флейтой в руке либо Бога Вишну с раковиной, диском, палицей и лотосом. Можно концентрироваться на изображении своего гуру или любого святого. Ведантисты сосредоточивают мысли на Атмане, Внутреннем Я. В этом заключается их дхарана.

Дхарана представляет собой шестое звено аштанга-йоги1, то есть раджа-йоги Патанджали Махариши. В состоянии дхараны в озере разума остается только одна волна, вритти. Разум принимает форму единственного объекта, все прочие мыслительные процессы приостанавливаются, замирают. Тот, кто погружается в непрерывную концентрацию на полчаса или час, обретает огромные психические силы. У него развивается очень сильная воля.

Когда хатха-йоги концентрируются на шададхаре, шести опорах (шад-чакрах), они одновременно сосредоточиваются на соответствующих дэватах-управителях — Ганеше2, Брахме, Вишну, Рудре3 и Ишваре. Управляйте дыханием посредством пранаямы, подчините индрийи с помощью пратьяхары и затем направьте разум на сагуна или ниргуна Брахмана. Согласно школе хатха-йоги, очень хорошей дхараны достигает тот, кто умеет совершать двадцатиминутную кумбхаку, задержку дыхания. Его разум становится безмятежным. Пранаяма делает разум устойчивым, устраняет викшепу (помехи) и усиливает сосредоточение. Хорошей дхараны добиваются те, кто выполняет кхечари-мудру4.

1 «Восьмизвенная» йога.

2 Ганеша (Ганапати) — старший сын Шивы и Парвати, властитель группы низших божеств. Изображается с толстым животом, короткими конечностями и головой слона. Один из самых любимых богов в индуизме.

3 Рудра — в Ригведе бог грозы, позже эпитет Шивы.

4 Запечатывание горла языком; для этого подрезается уздечка языка и выполняются специальные упражнения по его удлинению. Выполнять подобные упражнения без руководства учителя очень опасно.

Те, кто занимаются сосредоточением, быстро развиваются. Они способны исполнять любую работу очень качественно, с тщательностью ученого. Если человек умеет сосредоточиваться, он за полчаса сделает то, на что остальным потребуется шесть часов. За полчаса он прочитает столько, сколько другие за несколько часов. Концентрация очищает и успокаивает порывы чувств, укрепляет мышление, проясняет мысли. Кроме того, она помогает человеку и в материальном развитии, повышает производительность его труда. Туманное и неясное становится четким и определенным, трудное — легким, а сложное, озадачивающее и запутанное — простым для понимания. Благодаря концентрации можно достичь чего угодно. Для человека, регулярно занимающегося концентрацией, нет ничего невозможного. Трудно сосредоточиться, когда голоден или страдаешь обострением болезни. Тот, кто занимается концентрацией, обладает хорошим здоровьем и острым умом.

Удалитесь в тихую комнату, сядьте в падмасану, закройте глаза. Что происходит, когда концентрируешься на яблоке? Можно думать о его цвете, форме, размере и различных частях — кожице, мякоти, семенах и т. д. Можно думать о тех местах, откуда его привезли, скажем Австралии или Кашмире. Можно размышлять о кислом или сладком вкусе, воздействии яблок на пищеварение и кровообращение. По закону ассоциаций, в голову начнут приходить мысли и о других фруктах. Разум может погрузиться в размышления о посторонних, внешних предметах. Мысли иногда начинают блуждать. Всплывают воспоминания о том, что в четыре часа нужно встретить на вокзале друга, купить полотенце, чай или пирожные. Разум может начать думать о неприятном происшествии, случившемся накануне. Старайтесь придерживаться определенного направления мышления. В голове не должно быть мыслей, не имеющих непосредственного отношения к объекту. Чтобы достичь успеха, вам придется упорно бороться. Разум изо всех сил постарается пуститься по наезженной колее, привычной дороге, истоптанной тропе. Такие усилия отчасти напоминают подъем в гору. Самый малый успех в концентрации приносит удовольствие. В материальном мире действуют свои законы: закон тяготения, трения и т. д. На ментальном плане, в мире мыслей тоже существуют определенные законы мышления, например закон непрерывности. Тот, кто занимается концентрацией, должен хорошо их понять. Когда разум занят объектом, он может думать о его составляющих и свойствах. Думая о причине, он может размышлять и о следствии.

Если несколько раз сосредоточенно прочесть «Бхагавад-Гиту», «Рамаяну» или одиннадцатую скандху «Бхагаваты», каждый раз возникают новые мысли. Благодаря концентрации развивается проницательность, интуиция. В поле умственного сознания вспыхивают утонченные эзотерические прозрения. Постигается глубинный философский смысл. Сосредоточиваясь на объекте, не вступайте в ожесточенную схватку с умом. Избегайте напряжения как в теле, так и в разуме. Спокойно, мягко и непрерывно размышляйте о выбранном объекте. Не позволяйте мыслям блуждать.

Если во время концентрации вмешиваются чувства, не обращайте на них внимания и вскоре они исчезнут. Попытки изгнать их лишь истощают волю. Относитесь к чувствам с безразличием. Ведантист руководствуется формулой: «Мне все равно. Прочь. Я сакши (свидетель видоизменений в разуме)». Бхакта просто молится и получает помощь от Бога.

Развивайте ум сосредоточением на различных, грубых и утонченных, маленьких и больших объектах. Со временем у вас возникнет стойкая привычка к концентрации. Соответствующее настроение начнет приходить сразу, стоит только сесть и начать концентрироваться. Открыв книгу, читайте ее сосредоточенно. Нет смысла торопливо листать страницы. Прочтите страницу из «Гиты» и закройте книгу. Сосредоточьтесь на том, что прочли. Найдите родственные мысли в «Махабхарате», упанишадах и «Бхагава-те». Сравнивайте и противопоставляйте.

В первое время концентрация кажется новичку занятием неприятным и утомительным. Ему предстоит проложить в мозгу и разуме новые борозды. Через несколько месяцев появляется настоящий интерес к сосредоточению. В состоянии концентрации ученик ощущает прежде неведомое счастье — ананду. Если ему не удается ощущать его ежедневно, он лишается покоя. Концентрация — это единственный способ избавиться от земных несчастий и невзгод. Наш единственный долг — занятия концентрацией. Мы вошли в материальное тело, чтобы заниматься сосредоточением и, благодаря этому, осознать собственное Я. Благотворительность, раджасуйя-яджня1— просто игрушки, ничто по сравнению с концентрацией.

Благодаря вайрагье, пратьяхаре и концентрации рассеянные лучи блуждающего разума постепенно собираются воедино. Настойчивые занятия делают разум однонаправленным. Счастлив и могуществен йог, достигший такой однонаправленности мыслей!

Он способен в мгновение ока справиться с самым трудоемким делом.

Тот, кто занимается концентрацией лишь время от времени, только иногда добивается устойчивости ума. В других случаях мысли блуждают и разум не пригоден для работы. Нужно воспитать ум так, чтобы он всегда безропотно подчинялся и безукоризненно выполнял все полученные указания. Постоянные, систематические занятия раджа-йогой делают разум верным и послушным.

Существует пять йога-бхумик, состояний ума: кшипта (рассеянность), мудха (притупление), викшипта (легкие колебания), экагра (однонаправленность) и ниродха (обузданность, покорность). Благодаря последовательной правильно организованной ежедневной практике концентрации лучи блуждающего ума собираются воедино. Ум устремляется на одну цель. Со временем он окончательно покоряется и полностью подчиняется контролю.

Когда ученик сбивается с пути, его развитие становится медленным и мучительным. Тот, кто идет по верному пути, развивается быстро и обретает острую интуицию. Лишенный духовных санскар, полезного опыта предыдущих воплощений, движется вперед с большим трудом, а тот, у кого есть такие санскары, напротив, развивается легко. Человек с дурным нравом, слабыми способностями к контролю обладает вялой интуицией и прогрессирует болезненно. С другой стороны, тот, чьи способности к контролю обострены, развивается быстро и имеет хорошую интуицию. У человека, погруженного в неведение, интуиция слаба.

1 Жертвоприношение, осуществляемое царем в знак собственного величия. Здесь: «царская жертва», особая набожность.

Упражнения

1. Попросите друга ненадолго показать вам несколько игральных карт. Опишите все, что запомнили: масть и достоинство (например, король треф, десятка пик, бубновая дама, червонный валет и т. д.).

2. Прочтите две-три страницы какой-нибудь книги. Закройте ее и постарайтесь вспомнить, о чем читали. Отбросьте все мешающие мысли, старательно сосредоточьтесь. Пусть разум ищет ассоциации, классифицирует, составляет группы, сочетает и сравнивает. Вы получите немало знаний и сведений на ту или иную тему. Небрежное перескакивание со страницы на страницу не приносит никакой пользы. Некоторые студенты умудряются прочесть целую книгу за пару часов, но если попросить такого студента воспроизвести самые важные мысли из этой книги, он будет просто моргать глазами. При внимательном отношении к содержанию книги останутся ясные, сильные впечатления, а мощные впечатления означают хорошую память.

3. Сядьте в излюбленную позу для медитации в 30 сантиметрах от часов. Сосредоточьтесь на тиканье. Когда разум пытается отвлечься, вновь и вновь заставляйте его вслушиваться в этот звук. Определите, как долго разум сможет непрерывно сосредоточиваться на одном звучании.

4. Снова примите удобную асану. Закройте глаза и заложите уши большими пальцами рук (можно заткнуть их шариками из ваты или воска). Попробуйте услышать анахата (мистические звуки). Они могут быть разными: звучание флейты, скрипки или литавр, грохот грома, гул раковины, колокольный бой, жужжание пчелы и т. п. В первое время вслушивайтесь в грубые звуки, выбирая только одно звучание. Если ум начнет блуждать, переключите внимание с грубого звука на тонкий или наоборот. Какправило, звуки слышны в правом ухе, но иногда возникают и в левом. Старайтесь слушать их только одним ухом. Такое упражнение укрепляет однонаправленность разума. Это легкий способ обуздать разум: нежные звуки околдовывают его, как мелодия заклинателя, которая гипнотизирует змею.

5. Поставьте перед собой зажженную свечу и сосредоточьтесь на пламени. Когда устанете, прикройте глаза и представьте огонь мысленно. В первое время упражнение длится полминуты. Постепенно доводите время его выполнения до пяти-десяти минут, в соответствии со своими вкусами, характером и способностями. Погрузившись в глубокую концентрацию, вы увидите риши и дэват.

6. Лежа на спине, сосредоточьтесь на луне. Если разум отклоняется от объекта,, снова и снова возвращайте его к зрелищу луны. Это упражнение очень полезно для эмоциональных людей.

7. Предшествующее упражнение можно выполнять, концентрируясь на любой звезде из миллиона звезд, сияющих над головой.

8. Сядьте на берегу реки, где слышно равномерное журчание потока, напоминающее звук ОМ. Как можно дольше концентрируйтесь на этом звучании. Упражнение захватывает и воодушевляет.

9. Лежа на спине на открытом пространстве, сосредоточьтесь на бескрайнем синем небе. Разум мгновенно распахнется, вы ощутите восторг. Синее небо напоминает о бесконечности истинного Я.

10. Сядьте в удобную позу и сосредоточьтесь на любой из многочисленных добродетелей, например на милосердии или сострадании. Как можно дольше размышляйте об этом качестве.

Концентрация на стуле

Для новичков подобный объект сосредоточения скучен и утомителен, но это самое интересное и плодотворное обучение на свете. Когда человек делает прогресс в концентрации, проявляет подлинный интерес и замечает пользу занятий, он уже не в силах прекратить упражнения. Он не может прожить и дня без концентрации, лишается покоя, если занятие не удается провести вовремя. Концентрация приносит высшую радость, внутреннюю духовную силу, неподдельное блаженство и бесконечный вечный покой. Концентрация несет глубокие знания и острое внутреннее зрение, интуицию и единство с Богом. Это самая удивительная наука во всех трех мирах. Я не в силах описать все ее блага.

Концентрация на стуле означает получение полных, подробнейших познаний о стуле, всех его частях, о древесине, из которой он сделан, о его отделке, долговечности, стоимости, удобстве для спины, рук и т. д. При этом узнаешь, можно ли его разобрать и собрать заново, в каком стиле он сделан, современном или старинном, предохранен ли от жучков-древоточцев, каким лаком пользовались, чтобы он служил дольше, — и так далее, и тому подобное. Когда сосредоточиваешься на стуле, разум должны занимать только такие мысли. Обычно разум начинает метаться самым случайным образом. Вот он думает об одном, а спустя мгновение обезьяной перескакивает к другому, затем к третьему... Он не хочет думать об одном и том же.

Когда мышление движется по одной колее, постоянно направлено на единственный объект и напоминает поток масла, перетекающего из одного сосуда в другой, наступает концентрация. Ученик должен одергивать свой разум всякий раз, когда тот вырывается наружу. Его нужно удерживать в одной колее, на одной линии мышления, которое нацелено на единственный объект. В этом заключается духовная садхана. Это дхарана и дхьяна, которые ведут к самадхи, состоянию сверхсознания, четвертому измерению, или турийя1.

1 Высшее состояние сознания, отличное от состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна. Оно неописуемо и лишено названия («турийя» означает просто «четвертое»).

Чрезвычайно важным в концентрации является возвращение разума к выбранному объекту. Первоначально его движения ограничиваются узким кругом — это основной способ прекращения блужданий мысли. Наступит момент, когда разум неподвижно останавливается на одном. Это плод постоянной и долгой садханы. В этот миг радость становится неописуемой. Медитируя на стуле, допускайте любые связанные с ним мысли и тщательно размышляйте над каждой из них. Не разрешайте разуму отвлекаться на прочие мысли, не имеющие отношения к объекту. Мышление должно превратиться в прямую, стать непрерывным и ровным, как поток масла, текущего из одного сосуда в другой, как непрестанный гул церковного колокола. Один объект может вызывать несколько разных мыслей, но это не имеет значения. Следует уменьшать число ассоциаций и найти единственную идею этого объекта. Когда угаснет и эта идея, наступит состояние сверхсознания, самадхи. Состояние, когда существует только одна мысль, называется савикальпа-самадхи, но оно расположено уровнем ниже. Когда угасает последняя мысль, когда не остается ни единой мысли, разум становится пустым, превращается в ничто, вакуум. В философии раджа-йоги Патанджали это называется «безмыслием». Однако нужно подняться выше такого опустошенного вритти и отождествиться с Высшей Пурушей, Брахманом, безмолвным свидетелем, который наблюдает за разумом, дарует ему силу и свет. Тогда и только тогда достигается высочайшая цель жизни. Концентрируясь на стуле, не допускайте посторонних мыслей о других предметах. Вновь и вновь возвращайте блуждающие мысли к объекту. Медитируя на розе, думайте о розе и только о ней. Когда думаете о книге, размышляйте только о том, что связано с этой книгой, и ни о чем другом. Думая о радио, думайте только о нем. Исчерпайте сначала все вопросы, связанные с выбранным объектом. Можно выбрать любую тему, приятную для разума. Со временем получится сосредоточиваться и на неприятных объектах, к ним тоже появится интерес. Всякий знает, что лучшее правило: браться только за одно и делать дело хорошо. Когда беретесь за дело, вложите в него всю душу, направьте на него все мысли. Делайте любую работу с предельной сосредоточенностью, и тогда за полчаса удастся сделать то, с чем другой справится только за шесть часов. Вот в чем преимущество размеренности, методичности и упорядоченности. Это йогическая деятельность, так становятся настоящими йогами. Изучая что-то, уделяйте материалу все свое внимание. Не позволяйте разуму блуждать. Отвлекитесь от всех посторонних звуков. Смотрите в одну точку, не позволяйте взгляду метаться. Изучая какой-то материал, прекратите думать о кино, сластях или подружке. На какое-то время весь окружающий мир должен исчезнуть. Такова природа концентрации. Она приходит после упорных и настойчивых усилий. Не тревожьтесь, не теряйте духа. Не все сразу. Ждите спокойно и терпеливо. Умение не приходит за один день, это вопрос времени. Не, пропускайте ни дня занятий, даже если заболели. В неудачах кроется секрет успеха, а в слабостях — тайна силы. Продолжайте упорно работать. Соберитесь с силами. Не отчаивайтесь. Будьте отважны. Смело идите вперед. Будьте жизнерадостны. Вас ждет блестящее будущее. Занимайтесь. Ощущайте. Радуйтесь. Станьте йогом или всемирно известной величиной. Я помогу вам. Следуйте за мной. Будьте искренними и честными. Поднимайтесь. Просыпайтесь. Ваш Свет воссиял. О дорогие мои дети Света и Бессмертия, близится брахма-мухурта. Уже половина четвертого утра — лучшее время для сосредоточения на Атмане, для развития памяти и силы воли, для обуздания разума. Сядьте в вирасану и займитесь суровой практикой. Да сопутствует вам успех и божественная слава! Теперь я оставлю вас. Я оставлю вас там. Растворите бурлящий разум в Брахмане, океане Знания, и наслаждайтесь Высшим Блаженством.

Наши рекомендации