Структурный анализ женской роли
Женщину программируют быть дополняющей второй половиной мужчины. Точнее, мужчины рассматриваются как неполные личности, которых женщины должны дополнять, — и ни в коем случае не наоборот. Женщин приучают быть гибкими. Кроме того, от них требуется иметь развитую заботливую часть. Их работа — растить Детей, заботиться о людях, особенно об «их» мужчинах, и быть заботливыми. Зато от женщины никто не ожидает, что у нее будет сильный Взрослый. Считается нормальным, когда женщина не может заполнить налоговую Декларацию, когда студентка или школьница не успевает по техническим предметам. Женщина не обязана уметь рассуждать логически. Для того чтобы женщина выполняла функцию помощницы мужчины, бесплатно занимаюсь домом, детьми и хозяйством, ей важно не иметь раз-витую взрослую часть. Однако для нее (как и для мужчины) необходимым требованием считается наличие сильного Большого Свина, который будет следить, как она соблюдает «законы» своего сценария, то есть «знает свое место» (в подчинении у мужчины).
Общая идея женского сценария — беспомощность. В терминах структурного анализа это значит, что у нас отсутствует сильная взрослая часть, поэтому мы ведем себя иррационально и нам трудно принять на себя ответственность за свои действия и решения. В соответствии с нашим сценарием мы должны ждать от других, особенно от мужчин, что они спасут нас, и не доверять в ответственных делах ни себе, ни другим женщинам.
С другой стороны, для женщины считается нормальным иметь хорошо развитого Маленького Профессора, доверять своей интуиции, чувствовать, что происходит в душе другого человека, поэтому мы обычно знаем, как и когда позаботиться о другом. Мы настроены на помощь другим, но часто даже не задумываемся, чего хотим мы сами (что является стандартной женской ролью в игре «Спасение»). Женщины, как и мужчины, не имеют разрешения проявлять своего Естественного Ребенка, а если бы имели, то знали бы, чего они хотят.
В телесном отношении сценарий предписывает женщине соответствовать стандартному образу «красивой женщины» — хорошо выглядеть (хорошо себя чувствовать при этом не обязательно). У «идеальной» женщины, или «куклы Барби», — слабые руки, длинные ногти, которые мешают ей работать руками, тонкая талия, плоский живот, длинные стройные ноги — не сильные, но красивые, узкие ступни, которые неустойчиво стоят на земле, и грудь, которая отнюдь не наполнена чувствами.
Проблема женской груди особенно важна. О ней так часто судят посторонние люди и ее так часто сравнивают со стандартным образом «красивой груди», что она перестает что-либо чувствовать. Она как бы более не является частью женщины, превращаясь в собственность других людей, которые судят ее внешний вид. Кроме того, во время менструального периода женщине принято чувствовать себя плохо и подавленно вследствие повышенной чувствительности и эмоциональности, вместо тог чтобы наслаждаться остротой всех чувств.
На рис. 10 представлена картина развития эго у женщины, которая демонстрирует результат полоролевого программирования.
Половые роли и семья
В стандартной нуклеарной семье мужчина ,и женщина спасают (см. гл. 11) друг друга многими способами в различных ситуациях. Папа спасает семью тем, что содержит машину в порядке, зарабатывает деньги сорок часов в неделю на работе (которую он ненавидит); мама спасает семью, отдавая заботу и любовь, заботясь о том, чтобы каждый чувствовал себя хорошо, давая каждому то, в чем он нуждается, еще до того, как он об этом попросит, — в общем, отдавая детям больше заботы, чем они когда-либо смогут вернуть ей. Кроме того, папа спасает маму, делая больше половины всей работы в их сексуальной жизни. Он чаще всего инициирует секс и «руководит» его ходом. Мама в ответ раздражается, что он дает ей только секс (особенно если она не испытывает оргазм), потому что ей не хватает нежности с его стороны. Это происходит потому, что мужской сценарий не допускает чувствительности и не дает мужчине возможности понять, чего от него хочет женщина. С другой стороны, мама не говорит прямо о том, чего она хочет.
Ее Большой Свин говорит ей, что другие не будут любить ее, если она будет прямо говорить о своих желаниях, особенно о сексуальных, поэтому мама «приспосабливается» и потихоньку начинает ненавидеть папу и преследовать его, и порочный круг спасения замыкается снова и снова.
Как уже было сказано, треугольник спасения похож на карусель. Папа спасает маму, сексуальную Жертву, потом мама спасает папу, не говоря ему о своих истинны желаниях, причем они оба могут накапливать скрыто раздражение для будущего преследования. Она злится и становится «фригидной» в постели с мужем, а он изменяет ей или становится «импотентным» в постели с ней.
Папа тоже игнорирует свои желания. Мужчины часто даже не замечают, как они игнорируют самих себя Обычно они не знают точно, чего они хотят и что они чувствуют, потому что их научили быть бесчувственными, чтобы они эффективнее работали и конкурировали Этот порочный круг трудно разорвать, потому что, когда мужчина входит в контакт со своими чувствами, первыми чувствами, которые у него возникают, оказываются страх и вина (см. гл. 27). Ему кажется легче не чувствовать ничего, лишь бы не встречаться с этими неприятными чувствами. Иными словами, папа не слушает себя, потому что ему не нравится то, что он может услышать.
Как указывает Р. Д. Лэнг, игнорирование превращает людей в инвалидов, а так как женщины имеют разрешение пользоваться своей интуицией, они чаще становятся жертвами игнорирования со стороны других людей. Мэри говорит: «Мне кажется, что ты больше меня не любишь», а Фред отвечает ей: «Неправда, я тебя люблю», потому что он чувствует вину и (или) ничего не чувствует. От этого Мэри начинает терять разум. Внутри ее происходит диалог: «Я не понимаю. Я ясно чувствую, что он меня больше не любит, а он говорит, что любит. Откуда же взялось это чувство? Не понимаю!» Именно так многие женщины теряют контакт со своей интуитивной частью, впадают в депрессию и сходят с ума.
Интуиция — одна из важнейших способностей человека, но ее можно использовать безопасно и с пользой для себя только в том случае, если партнер согласен быть абсолютно честным в своей обратной связи, что требует рискованного контакта со своими чувствами. О паранойе, которая на деле является обостренной чувствительностью к мотивам других людей, говорилось в главе 9. Метод, который позволяет партнерам проверять взаимные интуитивные впечатления чувствами другого, называется объяснением (см. гл. 23), и он требует полной честности, полного отказа от секретов, бесстрашия — что-5ы суметь поделиться с другим своими паранойяльными фантазиями (интуитивными подозрениями) — и обязательно умения найти «зерно истины» в подозрении другого.