Ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя»
(сура 8 «Трофеи», аят 30), — тогда его изгнали, и он был
132 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
вторым из двоих — он въехал в Мекку, склонившись так низко, что подбородок его касался передней луки седла, выражая смирение и принижая себя перед Тем, Кто облачил его в одеяние этого могущества, благодаря которому творения подняли головы к нему и цари вытянули [шеивыражая смирение и покорность].
Он вступил в Мекку властителем,у которого есть поддержка, победителем, и Биляль поднялся на крышу Каабы после того, как его волокли по земле под палящим солнцем в пламени испытаний, расстелил одежду, которая была свёрнута и убрана от этих людей с того дня , когда он повторял: «Один! Один!» И он возвысил голос, произнося азан, и племена вняли его призыву и пришли со всех сторон, стягиваясь на его голос, и вошли в религию Аллаха толпами, хотя до этого принимали ислам поодиночке.
Когда Посланник сел на минбар величия— а он потом с него никогда не спускался— обладающие властью вытянули шеи, демонстрируя свою покорность ему. Кто-то из них отдал ему ключи от своих областей, кто-то попросил о примирении, кто-то согласился на джизью и принижение,а кто-то стал готовиться к войне,не зная,что этим лишь добавляет емубоевых трофеев и пленных.
Когда была одержана полная победа, передача послания завершилась и он исполнил возложенное на него,ему был вручён свиток: «Поистине, Мы даровали тебе явную
победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довёл до конца Свою милость к тебе и провёл тебя прямым путём и чтобы Аллах оказал тебе великую помощь»(сура48
«Помощь», аяты 1-3).
34 Речь идёт о переселении Пророка , которое он совершал вместе с Абу Бакром .
Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки |
И под ним подпись: «Когда придёт помощь Аллаха и
победа, когда ты увидишь, как люди толпами входят в религию Аллаха...»(сура110 «Победа»,аяты1-2).
К нему пришёл посланец его Господа и предложил ему выбор: остаться в этом мире или встретиться с Ним,и он выбрал встречу с Господом, так как стремился к Нему. И
райские сады украсили себя для дня прибытия его благородной души, и не так, как украшается город к прибытию правителя. Если Трон Милостивого сотрясся из-
за смерти одного из его последователейкак выражение радости от прибытия его души, то что говорить о прибытии души господина творений?..
О тот, кто ищет не этого покровительства! О тот, кто стоит не у этой двери!
Узнаешь ты в день сбора, где то ложе,
На котором ты будешь в День, когда тайны откроются...
35 Это был благородный сподвижник Са'д ибн Му.' азХадис об этом приводят аль-Бухари и Муслим.
Раздел
Полезные выводы, наставления и мудрые изречения
О обольщённый мечтаниями! Иблис был проклят и низвергнут из места величия из-за того,что один раз
отказался совершить земной поклон,который ему было велено совершить. И Он изгнал Адама из Рая за кусок, съеденный им. И убийца был удержан от входа в него после того, как увидел его воочию , из-за пригоршни крови. И
прелюбодея Он велел подвергать страшной казни за проникновение в недозволенное[лоно] на длину фаланги пальца. И Он повелел стегать спину плетью за слово клеветы
или за каплю опьяняющего . И Он повелел отделять часть
тела твоего из-за трёх дирхемов . Не забывай же о том, что Он может удержать тебя в Огне за один из твоих грехов :
«...не опасаясь последствий этого»(сура91 «Утро»,аят15).
Ведь одна женщина вошла в Огонь из-за кошки38.
36 Подразумеваются установленные Шариатом наказания на клевету и за употребление опьяняющих налитков.
37 Подразумевается отсечение кисти в качестве наказания за воровство.
38 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим. Речь идёт о женщине, которая удерживала кошку,
Полезные выводы, наставления и мудрые изречения |
И поистине, бывает, что человек произносит слово, которому сам он не придаёт значения,однако из-за него ой упадёт в Огонь с высоты, которая будет больше расстояния между востоком и западом39.
И случается, что человек поступает в соответствии с покорностью Аллаху в течение шестидесяти ,лета перед смертью оставляет несправедливое завещание, и у деяний
его оказывается скверное завершение,и он попадает в Огонь40.
Жизнь оценивается по завершению, как и деяния41.
Если человек осквернился до того как произнёс таслим,вся та часть молитвы, которую он уже совершил,становится недействительной, и если человек разговелся перед самым
заходом солнца, то весь его пост в этот день становится недействительным. И тот, кто совершает скверные деяния в конце жизни своей, встретит Господа своего таким[каким сделали его эти скверные деяния].
Если ты отдашь кусок[в этом мире], то обнаружишь [награду за него в мире вечном], а чревоугодие лишь причиняет тебе страдания.
не давая ей никакого корма и не отпуская её, чтобы она сама находила себе пропитание, и в конце концов кошка издохла.
39 Об этом упоминается в хадисе,который приводят аль-Бухари и Муслим.
40 Об этом упоминается в хадисе, который приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
41 Посланник Аллаха сказал: «Дела оцениваются позавершению» [аль-Бухари;Муслим].
136 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Сколько наград спешат к тебе и останавливаются у ворот, но их отгоняет привратник«сделаю потом», «авось» и «если бы».
Как преуспеть с недостатком веры,избытком надежд, болезнью, для которой нет ни лекаря , ни навещающего,
страстями | бодрствующими | и | разумом | дремлющим, | ||
пребывающим | в | беспечности | и | блуждающ, | ||
барахтающимся в море невежества своего, отдаляющимся от Господа своего и ищущим близости к творениям Его ? Поминание людей — его радость и пропитание, а поминание Аллаха — заключение и смерть его.Аллаху он оставил малую часть себя, и то внешне, тогда как сердце его и убеждённость его отданы не Ему...
Достоин порицанья тот,
Кто часть себя не Ему оставляет...
Раздел
Почему Адам был сотворен позже остальных творений
ервым | ||||
творением была письменная трость,которая | ||||
Пбыла | создана для того,чтобы 43 | записать вес | судьбы | |
творений до начала их существования . | ||||
А Адам был сотворен в конце [сотворения мира], | и в |
этом заключён определённый смысл.
Во-первых, сначала была подготовлена обитель, а потом уже был создан тот, кому суждено обитать в ней.
Во-вторых, он был целью, ради которой было сотворено всё остальное — небеса, земля, солнце, луна, суша и море.
В-третьих, создавая что-то, искусные мастера добавляют
самое прекрасное в конце, а начинают с основы. | ||||
В-четвёртых, души | постоянно | стремятся | узнать | |
последствия, то есть то, что | случится | потом, | что будет | в |
конце. Поэтому Муса сказал колдунам: «Бросайте то, что вы хотите бросить!»(сура10 «Юнус»,аят80).Когда людиувидели то, что они сделали, то им захотелось узнать, а что же будет дальше.
42 Некоторые учёные считают, что первым творением был Трон.
43 Хадис об этом приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи.
138 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
В-пятых, Всевышний Аллах отложил на конец времён ниспослание наилучшего из Своих Писаний, направление к людям лучшего из Своих посланников и существование лучшей из общин и сделал Последнюю жизнь лучше первой и завершения — лучше начал. Какая разница между словами ангела, сказавшего Посланнику : «Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!» и словами Всевышнего
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию…»(сура5
«Трапеза», аят 3)!
В-шестых, Всевышний Аллах собрал в Адаме , точто распределил по миру. Он представлял собой маленький мир, в котором было всё то же, что и в мире большом.
В-седьмых, он — результат и плод бытия , поэтому вполне уместно было сотворить его после остальных творений.
В-восьмых, это одно из проявлений оказанного ему Творцом почёта: Он подготовил для него всё, в чём благо для него, всё, в чём он нуждался, всё необходимое ему для жизни и сами причины его жизни, и он поднял голову уже после
того, как всё это было приготовлено для него. | |||
В-девятых, | Всевышний | Аллах | пожелал |
продемонстрировать его превосходство над остальными | |||
творениями и | сотворил их раньше | него.Поэтому | ангелы |
сказали: «Пусть Господь творит, что пожелает, поистине, Он не станет создавать творения более почитаемые пред Ним, чем мы». И когда Он сотворил Адама и повелел им пасть ниц перед ним, стало очевидным его превосходство над ними в дарованном ему знании. И когда он совершил грех, ангелы решили, что почёт, оказанный Адаму Всевышним, отменён, не зная о том, что он раскается и продемонстрирует таким образом свою покорность Господу.А когда он раскаялся пред Господом своим и продемонстрировал свою покорность Ему, ангелы поняли, что с сотворением Адама связана тайна Всевышнего, знает которую только Он.
Почему Адам был сотворен позже остальных творений 139
В-десятых, Всевышний Аллах начал сотворение этого мира с сотворения Письменной Трости и очень уместно было завершить сотворение его сотворением человека, поскольку письменная трость — инструмент знания, а человек — тот, кто наделён знанием. Поэтому Всевышний Аллах показал превосходство Адама над ангелами посредством знания, которое Он даровал только ему.
Задумайтесь над тем, как Всевышний Аллах записал оправдание Адама до низвержения его на землю и обратил внимание ангелов на его превосходство и оказанный ему почёт и упомянул имя его прежде его создания , сказав:
«Поистине, я поставлю на земле наместника»(сура2
«Корова», аят 30).
Задумайтесь и о том, как Он назвал его наместником. Это положение было даровано ему ещё до начала ег существования. И Он упомянул о том , что примет его оправдание, сказав: «на земле». Любящий принимает оправдания объекта своей любви ещё до того , как он совершит преступление.
Сотворив Его, Он оставил его у врат Рая на сорок лет , потому что любящий обычно стоит у дверей любимого.Он оставил его на пути унижения: «когда он был ничем» (сура 76 «Человек», аят 1), дабы он не возгордился в день , когда было сказано: «Падите ниц...» (сура 2 «Корова», аят 34).
Иблис, проходя мимо его тела, с удивлением говорил: «Ты сотворен с какой-то целью!» А потом он входил в его тело через рот и выходил через задний проход и говорил : «Если бы мне была дана власть над тобою , я бы погубил тебя, а если бы тебе была дана власть надо мной,я ослушался бы тебя!» При этом он не знал , что именно
44 Об этом упоминает ат-Табари в своём «Тафсире» и «Истории». Сообщения об этом представляют собой слова Ибн 'Аббаса и других.
140 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
из-за него ему предстоит погибнуть. Он видел перед собой лишь глину, и потому отнёсся к нему пренебрежительно . А потом, когда этой глине была придана форма,его поразил недуг зависти. А когда Всевышний вдохнул в Адама дух, это событие ознаменовало собой гибель завистника. Когда перед ним был расстелен ковёр величия и творения предстали перед ним, истец «тогда как мы прославляем Тебя» (сура 2
«Корова», аят 30) был вызван к судье«Сообщите мне их названия...»(сура2 «Корова»,аят31)45.А представительсокрыл от него доказательство«И Он обучил...» И они склонили головы исков на груди признания, глашатай превосходства воззвал в местах собрания ангелов:«Падите ниц...»И они очистилисьотскверны утверждения«тогда как мы...»И они пали ниц очистившиеся и смиренные.АИблис остался стоять в стороне,отказавшись пасть ниц, потому что был скверным,запятнав себя скверной возражения и противоречия, и его осквернение не подлежало очищению, поскольку было частью его самого.
Когда Адам был доведён [человеческогодо] совершенства, было сказано: «Он будет теперь совершенным, раз было сказано: "Падите ниц..."!» И тогда в соответствии с предопределением Адам совершил грех,дабы в смирении проявилась покорность Господу.
О Адам! Если бы Аллах оставил тебя без воздаяния за этот [запретный] кусок, то говорили бы : «Как было да-
45 Подразумеваются события, описанные в аятах: «Вот твой Господь
сказал ангелам: "Я поставлю на земле наместника"Они сказали: "Неужели Ты поселишь там , тогокто будет распространять нечестие и проливать кровь,тогда как мы прославляем Тебя хвалой и возвеличиваем Тебя?" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете" Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: "Назовите мне их имена, если вы говорите правду"».
Почему Адам был сотворен позже остальных творений 141
ровано превосходство чревоугоднику, который не утерпел и съел запретный плод с дерева?!»
Если бы не твоё нисхождение на , землютоне раздавались бы тяжкие вздохи и не были бы ниспосланы
письма: «Найдётся ли просящий о чём-то?»46 и не распро- | ||||||||||||
странился бы | аромат «запах изо | рта | постящегося... | »47 | ||||||||
Отсюда становится ясно, что поступок этот был обусловлен | ||||||||||||
вовсе не склонностью к чревоугодию. | ||||||||||||
О Адам! Смех твой в Раю — для тебя, а плач твой в | ||||||||||||
обители возложения обязанностей — для нас. | ||||||||||||
Не будет вреда тому,кого сломило могущество Моё, | ||||||||||||
если его восстановила милость .МояОдеяние величия | ||||||||||||
подходит | для | тела | смирения,а Я — с | теми, | чьи | сердца | ||||||
смирились ради Меня48. | ||||||||||||
Посланник Аллаха | сказал: «В последнюю треть каждой | |||||||||||
ночи Всевышний Аллах нисходит к | нижнему | небу | и | |||||||||
говорит: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, | ||||||||||||
чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём- | ||||||||||||
нибудь, | чтобы | Я даровал ему это? | Кто станет молить | |||||||||
Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» [аль-Бухари; | ||||||||||||
Муслим]. | ||||||||||||
Подразумевается хадис: «Всякое благое дело сына Адама | ||||||||||||
умножится, и воздаяние за доброе дело будет [по меньшей | ||||||||||||
мере] десятикратным, но | может | возрасти | и | до | ||||||||
семисоткратного. | Всевышний | Аллах | сказал;"За | |||||||||
исключением поста, ибо, поистине, пост для Меня, и Я | ||||||||||||
воздам за него: человек отказывается от удовлетворения | ||||||||||||
своих желаний и от своей еды ради Меня!Постящегося | ||||||||||||
ждут две радости: одна при разговении, а другая— при | ||||||||||||
встрече | с | Господом.И, поистине, | запах | изо | рта | |||||||
постящегося приятнее для Аллаха,чем | благоухание | |||||||||||
мускуса!"» [аль-Бухари;Муслим]. |
48 Указание на хадис, который приводит Ахмад и Абу Ну'айм. В этом хадисе Муса спросил: «Господи! Где мне найти Тебя?» А Всевышний ответил: «Я — у тех, чьи сердца смиренны...»
142 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Этот съеденный кусок не переставал причинять ему вред | ||||||||
до тех пор, пока принесённый им недуг не поразил его детей, | ||||||||
и тогда Проницательный, Сведущий послал им лекарство | ||||||||
через лекарей бытия: «Если же к вам явится от Меня | ||||||||
верное | руководство, | то | всякий, кто последует | Моему | ||||
верному | руководству, | не | окажется | заблудшим | и | |||
несчастным»(сура20 «Та Ха»,аят123).Лекарь охранил их | ||||||||
посредством запретов, сохранил силу посредством велений, | ||||||||
изгнал из них скверные элементы посредством покаяния,и | ||||||||
здравие и благополучие пришло к ним со всех сторон. | ||||||||
О тот, кто лишился силы своей и не сумел сберечь , её | ||||||||
поддался болезни своей и не воздерживается от того,что | ||||||||
вредит ему, и не желает терпеть горечь вызывания рвоты! | ||||||||
Жди скорой гибели, поскольку болезнь со временем только | ||||||||
усилится! Вот если бы предопределение помогло и ты помог | ||||||||
бы лекарю вылечить тебя,воздерживаясь | от потакания | |||||||
низким страстям, то ты получил бы взамен разнообразные | ||||||||
удовольствия | и | наслаждения.Однако | дым | страстей | ||||
закрывает око сознания, и ты счёл, что благоразумно продать | ||||||||
обещание за деньги. | ||||||||
О | ослеплённый | разум! Он | отказывается | потерпеть | ||||
немного и согласен выносить вечное унижение.Человек пускается в путь ради мира этого, который вскоре ускользнёт от него, и не желает пускаться в путь ради мира вечного, который идёт к нему!
Если увидишь человека, который отдаёт ценное, покупая ничтожное, продаёт великое за незначительное, то знай, что он неразумен.
Раздел
Полезные выводы и наставления из истории Адама
Поскольку покорность Аллаху ('убудиййа) была в Адаме неизменной, грех не причинил ему вреда.
«О сын Адама! Если ты встретишь Меня с грехами размером с землю, но встретишь Меня, не придавая Мне никаких сотоварищей, то Я встречу тебя с такого же размера прощением!» [Муслим].
Поскольку Господь знает, что раб Его совершил проступок не с намерением противоречия ему и не ставя под сомнение мудрость Его, то Он научил его, как попросить прощения у Него: «Адам принял слова от своего Господа,и Он принял его покаяние»(сура2 «Корова»,аят37).
Раб не желал посредством своего ослушания противоречить | ||||||
Господу | своему | и | проявлять | , дерзостьнарушая | ||
установленные Им запреты. Его натура взяла верх над ним, | ||||||
душа и шайтан приукрасили ему деяние его, страсть одолела | ||||||
его, но при этом он верит,что может обрести прощение, и | ||||||
надеется обрести его. | ||||||
Это | если говорить | о . рабеЕсли | же говорить | о | ||
Господстве, то тут мы имеем претворение | постановления | |||||
в | жизнь, | демонстрацию | величия | Господства | и - | уни |
144 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
женности, покорности Господу ('убудиййа), абсолютную невозможность обойтись без Господа, проявление следствий прекрасных имён Аллаха, таких как Снисходительный, Прощающий, Принимающий покаяние, Выдержанный по отношению к тем, кто приносит покаяние и сожалеет о содеянном, а также таких имён, как Мстящий, Справедливый и Обладатель сильной хватки — по отношению к тем, кто упорствует в своем грехе и заслуживает позора.Всевышний
Аллах желает показать рабу Своему,что только Он совершенен, тогда как раб несовершенен и нуждается в Нём, и Он демонстрирует ему совершенство Своего могущества и величия, и совершенство Своего прощения и милости, совершенство Своего благодеяния, сокрытия, терпимости, великодушия и снисходительности. И Он демонстрирует, что Его милость к нему — благодеяние по отношению к нему, а
не противодействие, и что если Он не покроет его Своим прощением и милостью, то его ждёт неминуемая гибель.
Преславен Аллах! Сколько мудрости в предопределении греха! И сколько в нём пользы и милости для раба . Если только он покается! Покаяние после греха— как глоток лекарства для больного, и бывает, что болезнь способствует выздоровлению.
Упрёк порой имеет похвальные последствия
И болезнь порой способствует выздоровлению...
Если бы не предопределение греха, потомка Адама погубило бы самолюбование.
Грех, совершив который, человек становится смиренным, любимее для Аллаха, чем покорность, которая порождает в нём дерзость.
Полезные выводы и наставления из истории Адама |
Свеча победы ставится на подсвечник смирения.
Наибольший почёт, который раб Аллаха может оказать душе своей, заключается в унижении её, и ничто не поможет ему сделать её великой так,как усмирение её, и наилучший отдых для неё — тот, который он предоставляет ей, утомляя её. Как говорится:
Я душу свою утомлю иль обрету отдохновение,
Поистине, унижение души для неё — почтение...
Ничто не насыщает душу , таккак голод, и ничто не гарантирует ей безопасность так, как страх, и нет для неё лучшей близости, чем отдаление её от всего,кроме её Творца и Создателя , и ничто не оживляет её так , как умерщвление её.
Смерть душ является жизнью для них:
Кто хочет жить, тот должен умереть...
Напиток страсти сладок, однако вызывает жажду.
Кто помнит о тисках капкана,тому нетрудно оставить насыпанные в него зёрна.
О запутавшийся в сетях страстей: нужен лишь решительный прыжок — и сеть разорвана!
Предопределённое непременно свершится, и лучше тебе проявить смирение.
Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, | и |
Он попросил у тебя взаймы одно зёрнышко , но ты | по- |
146 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
скупился отдать его, и Он сотворил семь морей и хотел от тебя одну слезу, но глаз твой поскупился пролить её.
Разглядывание высекает на сердце образ того, на кого падает взор, а сердце — Кааба, и объект поклонения не одобряет соседство с идолами.
Наслаждения мира этого подобно одолевшей тебя темнокожей женщине, и черноокие гурии удивляются тому, какой скверный выбор делаешь ты и что ты предпочитаешь им. Но когда начинается буря страсти,она засыпает глаза разума и правильный путь скрывается от человека.
Пречист Аллах! Райская обитель украсила себя для женихов, и они принялись трудиться, чтобы собрать брачный дар, и Господь величия дал им возможность познать Его через Его имена и качества, и они принялись трудиться для встречи с Ним, а ты занят падалью...
Да сгинет тот, чьё сердце не Тебе принадлежит, И кто Тебе оставил только свой язык, Так лживо о любви к Тебе вещающий...
Знание — ковёр, на который ступает только приближённый, а любовь — поэма, которая приводит в восторг лишь по-настоящему любящего.
Любовь — источник в пустыне, к которому не проложен путь, а потому мало кто приходит к нему.
Любящий стремится к уединению и пребыванию наедине с объектом своей любви и наслаждению поминанием его так же, как рыба стремится в воду,а ребёнок стремится к матери.
Полезные выводы и наставления из истории Адама |
Я меж домами тихо выхожу в надежде
С сердцем поговорить о тебе — наедине и тайно...
Не будет поклоняющемуся отдохновения нигде,кроме как под райским деревом, и не будет любящему покоя, кроме как в День добавки.
Занимайся Им при жизни,и тогда Он обеспечит тебе [преуспеяние и благо] после смерти.
О тот, кто тратит жизнь свою на противоречие Любимому и отдаление от Него!Нет среди врагов твоих более вредоносного, чем ты сам!
Враги не причинят невежественному вреда такого,
Какой он сам себе способен причинить...
Высочайшее стремление — стремление того, кто приготовился к встрече с Любимым и готовит благие дела, а потом радуется после прибытия: «Готовьте для себя добрые
деяния, | бойтесь Аллахаизнайте, что | вы встретитесьс | ||
Ним. Обрадуй же верующих!»(сура2 «Корова»,аят223). | ||||
Клянусь | Аллахом, враг | одолел | тебя,только | когда |
покровитель отвернулся от тебя... Не думай, что шайтан победил — просто Хранитель оставил тебя без помощи.
Остерегайся души своей, ибо любая беда, постигающая тебя, постигает тебя из-за неё. Не заключай же с ней перемирия! Клянусь Аллахом, не оказывает ей почёта тот, кто не принижает её, и не возвеличивает её тот, кто не унижает её, и не скрепит её тот,кто не ломает её,и не принесёт ей отдохновения тот , кто не утомляет её , и не
148 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
обеспечит ей безопасность тот, кто не внушает ей страх, и не доставит ей радость тот, кто не печалит её.
Пречист Аллах! Внешность твоя украшена одеянием богобоязненности, а внутренность твоя— чаша, наполненная вином страстей, и каждый раз, когда ты умащаешь одежду свою благовониями, из-под неё исходит запах опьяняющего напитка, и от тебя отдаляются искренние и к тебе устремляются нечестивцы.
Приходит к тебе разбойник страстей, когда ты пребываешь в месте поклонения, и, видя, что ты не прогоняешь ,его донимает тебя до тех пор, пока ему не удастся заставить тебя уйти из мечети.
Будь усерден в своём стремлении— помощь к тебе уже пришла.
Один человек сказал Ма'руфу: «Научи меня любить!» Он же ответил: «Любовь не приходит с обучением».
Это стремление, которое убить способно,
Если не будет обещанья скорой встречи...
Не вызывают удивления слова Всевышнего«Они любят Его»(сура5 «Трапеза»,аят54).Но удивление вызывают Егослова «Он любит их» (сура 5 «Трапеза», аят 54).
Не вызывает удивления нищий бедняк,любящий того, кто делает ему добро, но вызывает удивление благодетель, любящий нищего бедняка.
Раздел
Качества Аллаха, через которые Он явил Себя в Коране, и воздействие этого на сердца
оран — слова Аллаха, и Аллах явил Себя в Коране | ||||||||
КСвоим рабам через Свои качества. | ||||||||
Иногда | Он | предстаёт | перед | ними | в | одеян | ||
вызывающего | благоговейный | страх | величия | |||||
величественности, | и | шеи | смиренно | сгибаются,души | ||||
смиряются, как и голоса, и высокомерие растворяется так же, | ||||||||
как растворяется соль в воде. | ||||||||
А иногда Он являет им Себя через качества красоты и | ||||||||
совершенства, то есть совершенство имён и красоту качеств |
и деяний, указывающую на совершенство Сущности.И
любовь к Нему вбирает в себя всю силу любви в его сердце в соответствии с теми прекрасными качествами совершенными описаниями, которые он узнаёт. И сердце Его раба освобождается от любой любви, кроме любви к Нему. И когда кто-то другой пытается обратить эту любовь на себя, то сердце его и вся его внутренняя сущность противится этому всеми силами.
Вас позабыть заставить пытаются сердце,
Но оно не желает поддаваться этим попыткам...
То есть любовь остаётся его неотъемлемым свойством,а не чем-то деланным.
150 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
А когда Он являет Себя через качества ,милости
благодеяния, и доброты, то в рабе Его пробуждается надежда. Она распространяется в нём, и вкус её усиливается.
Он устремляется к Господу своему,и песнь погонщика
надежды | сопровождает | его | в | . путиКогда | надежда |
укрепляется, | он начинает трудиться | со | всей серьёзностью и |
усердием, подобно тому как сеятель, каждый раз, когда его желание получать богатый урожай усиливается,покрывает землю зерном добротно; если же надежда в нём слаба,то и сеет он нерадиво.
Когда же Он являет Себя через качества справедливости,
отмщения, гнева, недовольства | и наказания,то | душа, | |||
побуждающая | к | дурному,усмиряется, и | она | напрочь | |
лишается своих | сил | или же они | ослабевают, | силы | её — |
страсть, гнев, стремление к пустым развлечениям и забавам, а также к запретному. Алчное стремление к мирским благам
сдерживается в ней, и она начинает испытывать страх и соблюдать осторожность.
Когда Он являет Себя через веления, запреты, обещания,