О гневе (ч. 1, 210 и далее)
1. Гнев – неистовая страсть, легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от (дружелюбного) собеседования.
2. Сильный ветер не колеблет столпа, и душу негневливую не увлечет раздражение.
3. Вода приводится в волнение напором ветров, и раздражительный возмущается безрассудными помыслами.
4. Гневливый монах – вепрь пустынный; увидел кого-либо и точит зубы.
5. Увеличение тумана сгущает воздух, и движение раздражения огрубляет ум гневливого.
6. Набежавшее облако омрачает солнце, а помысл памятозлобия – ум.
7. Лев в зверинце непрестанно потрясает дверные крюки, а раздражительный в келлии перебирает гневливые помыслы.
8. Приятное зрелище – спокойное море, но не приятнее мирного устроения духа.
9. В тихом море играют дельфины, и в мирном устроении духа возникают боголепные помышления.
10. Долготерпеливый монах – тихий источник, всем доставляющий приятное питие; а ум гневливого всегда возмущен и не дает воды жаждущему; если же и дает, то мутную и негодную.
11. У гневливого и глаза мутны и кровавы, и обличают возмущение сердца; а лице долготерпеливого спокойно, глаза благосклонны и смотрят прямо.
12. Кротость мужа поминается у Бога (Пс. 131, 1), и душа негневливая делается храмом Святого Духа.
13. Христос приклоняет главу в долготерпеливом духе, и умиренный ум бывает обителью Святые Троицы.
14. Лисицы живут в душе злопамятной, и звери укрываются в возмущенном сердце.
15. Честный муж избегает срамного пристанища, и Бог – злопамятного сердца.
16. Воду возмущает упавший камень, и сердце мужа – худое слово.
17. Удали гневливые помыслы из души своей и не давай раздражению водворяться в сердце твоем, – и не будешь ты возмущаем во время молитвы.
18. Как дым от тлеющей соломы беспокоит глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы.
19. Помыслы гневливого – ехиднины порождения, снедают породившее их сердце.
20. Молитва раздраженного – мерзостное курение, псалмопение гневливого – неприятный звук.
21. Дар злопамятного – червивая жертва, – и да не приближается он к очистительным алтарям.
22. Возмущенные сны видит раздраженный, и нападения зверей мечтаются гневливым.
23. Муж долготерпеливый видит в видении соборы святых Ангелов, и непамятозлобивый упражняется в духовных словесах, ночью приемля разрешение тайн.
241. Когда демоны увидят, что не воспламенились мы в самом пылу оскорбления, тогда напав в безмолвии стараются возбудить владычественное в нас (ум), чтоб заочно восстали мы против тех, с которыми соблюли мир, когда они были с нами лицом к лицу (1, 229).
25. Когда мирно кончится у тебя с братом спор или размолвка по случаю какого-либо неудовольствия, себя самого почитай погрешившим, чтобы на безмолвии в сердце своем не найти тебе борьбы помыслов, из которых одни, выставляя ничтожность оскорбления, будут укорять, что не стоило и останавливаться на нем, а другие, выставляя важность его, будут внушать сожаление, что за него не отплачено таким же оскорблением.
26. Когда сильное раздражение преогорчит каких-либо братий в общежитии, тогда помыслы начинают ублажать пред ними живущих в уединении, чтобы, как лишили братий благодушного терпения, так удалить их и от поприща любви.
27. Кто отражает от себя гнев благодушным терпением, и огорчение – любовью; тот отражает двух зверей злых, гневоборных, двумя доблестями.
28. Коленопреклонно умоляющий огорчившего прекратить гнев, за раз обоих отводит от раздражения.
29. Кто примиряет гневающихся, тот побеждает самый дух гнева.
30. Кто ради мира терпит сердитого, тот воистину есть сын мира (1, 230).
31. Приуготовь себя быть кротким и браннолюбивым: кротким с людьми, а браннолюбивым с врагом нашим; ибо в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать змию (древнему) (1, 235).
32. В том и состоит кротость кроткого, чтобы по любви быть великодушным к брату и вести брань с (гневным против него) помыслом.
33. Кроткий да будет и браннолюбив, не распространяя кротости на злохитрые помыслы и не распространяя брани на ближних по естеству.
34. Не обращай естественного употребления гнева в противоестественное, т.е. не гневайся на брата, уподобляясь змию, и не сослагайся со злобными помыслами, братаясь с сим змием (1, 236).
35. Кроткий, если потерпит что и оскорбительное, не оставляет любви, но ради ее вся покрываетъ, милосердствуетъ и вся терпитъ (1 Кор. 13, 4. 7).
36. Если дело любви – долготерпеть, то гневом воевать против брата – не дело любви.
37. Гнев возбуждает огорчение и неприязнь, а любовь все их три прогоняет.
38. Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.
39. Стяжавший добродетель любви пленяет страсти, свойственные недобрым.
40. Имеющий от Святые Троицы сии три добродетели, – веру, надежду и любовь, будет трехстенным градом, укрепленным, как бойницами, башнями добродетелей.
41. Кто уязвляется злоречием других, не относя его к диаволу, как источнику, тот еще более поощряет врага уготовлять на себя стрелы, – тем, что душа его падает, уязвляема будучи таким злоречием (1, 251).
42. Терпя самое великое злословие или тяжкую обиду, не будь злопамятен, но благословляй (1, 252).
43. Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей; но с демонами состоит в мире, кто памятозлобствует на брата.
44. Гнев и ненависть – пожар сердца, а души незлопамятных орошаются росою духовною.
45. Огненные угли отбрасывают от себя искры, так и злопамятные души извергают из себя злобные помыслы.
46. Как укушение скорпиона производит самую жестокую боль, так и злопамятная душа держит в себе самый горький яд.
47. Поносимый Давид ничего не говорил против, но остановил даже и мстительность Авессы (2 Цар. 16, 10). И ты, подвергаясь поношению, не только не воздавай поношением, но укроти и того, кто бы стал отомщать за тебя (1, 228).
48. Переноси терпеливо поношение, и губами заключай дверь гневу: в этом для тебя преуспеяние.
49. Вовсе ничего не отвечай угрожающим, чтоб молчанием заградить уста, дышащие пламенем.
50. Наложив узду на челюсти свои, ты причинишь чувствительнейшую боль угрожателям и поносителям своим.
51. Ты, молча, не будешь поглощен поношением; а поноситель твой сильно уязвлен будет твоим молчанием, видя, как великодушно переносишь ты его дерзость.
1 Отсюда из других писаний преподобного Нила.
О печали (ч. 1, 212)
1. Опечаленный монах не знает духовного наслаждения; печаль же есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов; ибо гнев желает отмщения; неуспех в отмщении порождает печаль.
2. Печаль есть львиная пасть, и легко поглощает опечаленного.
3. Печаль есть червь в сердце, – и изъедает родившую его мать.
4. Мучится матерь, рождая чадо, а когда родит, освобождается от мучения; но печаль и во время рождения великую производит боль, и по рождении не меньшею мучит болью.
5. Опечаленный монах не знает духовной радости, как вкуса в меду – страждущий сильною горячкой.
6. Опечаленный монах не подвигнет ум к созерцанию и никогда не возшлет чистой молитвы; ибо печаль всему доброму полагает препону.
7. Узы на ногах – помехи скорому шествию, а печаль – препона созерцанию.
8. Плененный варварами заковывается в железа, а пленник страстей связывается печалью.
9. Не имеет силы печаль, когда нет других страстей, как и узы не вяжут, когда нет связующих.
10. Связанный печалью побежден страстями, и в обличение своего поражения носит узы; потому что печаль бывает следствием неудовлетворения самолюбивого пожелания, а пожелание такое сопряжено со всякой страстью.
11. Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль.
12. Не печалится воздержный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, – почему и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела.
13. Воину доставляет безопасность щит, городу – стена; но большую щита и стены доставляет монаху безопасность бесстрастие. Ибо щит нередко пробивает стремительно летящая стрела, и стена разоряется множеством воителей, а бесстрастия не одолеет печаль.
14. Одолевший страсти одолел печаль; а побеждаемый страстною сластью не избежит ее уз.
15. Кто часто печалится, и приписывает себе бесстрастие, тот подобен больному, притворяющемуся здоровым, ибо как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль.
16. Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел.
17. Любостяжательный, понесши утрату, горько печалится, а презревший имущество беспечален.
18. Славолюбивый печалится, когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его, как сотоварища.
19. Плавильная печь очищает не очищенное серебро; а печаль по Богу – сердце, сущее в грехах.
20. Частое плавление убавляет свинец, – и мирская печаль ослабляет ум.
21. Темнота уменьшает энергию глаз, и печаль притупляет созерцательность ума.
22. В глубину воды не проходит солнечный свет, и сердца в печали не озаряет светлое созерцание ума.
23. Всякому человеку приятен солнечный восход, но и им не услаждается печальная душа.
24. Болезнь желтуха пресекает действие вкуса, и печаль отъемлет чувство у души.
25. Кто презирает мирские удовольствия, того не потревожат печальные помыслы.
261. Когда соединишь союзом мира сущую в тебе троицу (т.е. дух, душу и тело), тогда, как объединившийся в себе по заповеди Божественныя Троицы, услышишь: блаженни миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9) (1, 230).
27. Велик сей союз мира, потому что с ним соединяется и радость, просвещающая мысленное око к созерцанию высших благ.
28. Если приобретем миротворную в тяжелых обстоятельствах радость, то легко будем с благодарением отражать ее находящие прискорбности и не допускать в себя рыкающего демона печали, который, ища поглотить душу, наипаче нападает на нее в скорбях, уготовляя место и духу уныния, чтобы вдвоем сильнее омрачить душу и погубить труды ее.
29. Да будет для нас законом, в сердце написанным, радость мира: и печаль прогоняющая, и гнев погашающая, и ненависть отражающая, и мстительность уничтожающая, и уныние рассеивающая, и скорбь в радость претворяющая (1, 231).
30. Укрываясь в мирном благодушии, радость сия есть море добродетелей, крестом потопляющее сопротивное диавольское полчище.
31. Разумей и то, что бывает противная ей радость, – смутная, – и обманувшись тенью, не прими одну за другую; потому что демоны подделываются и под духовные дарования, чтобы, введя ум в заблуждение призраком, довести его до помешательства. Духовная радость проходит без всякой внешней причины, находя для себя превыспреннего вождя в печали по Богу.
32. Печаль по Богу слезами обновляет душу, вселяет заботливое попечение о приближающейся смерти и суде, и мало-помалу научает ожидать их с желанием (1, 232).
33. Неисполнившиеся желания произращают печали; а молитвы и благодарения заставляют их завянуть.
34. Между гневающимися движется посредствующая печаль. Если тот, кто из них отрезвится первым, восстанет от страсти и подаст другому руку извинением, то он прогонит горькую печаль.
35. Печаль бывает болезнью души и тела; душу берет она пленницею, а плоть иссушает, оставляя на месте.
36. Печаль рождается от того, что противно (беды, скорби, огорчения): от печали же происходит мрачное расположение духа (как говорится: он не в духе); а от них обоих порождается бессмысленная бранчливость (ворчание на все).
37. Если хочешь подавить печаль с мрачным расположением духа, то обыми благодушную любовь и облекись в радость незлобивую.
38. В скорбях наипаче будь благодарен; потому что чрез них яснее ощущается благодать заступления. Так благодарением прогоняя печаль от постигающих тебя скорбей, не омрачишь ты блистательной красоты мужественного благодушия.
1 Отсюда из других писаний преподобного Нила.
Об унынии (ч. 1, 215)
1. Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении, не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно и против искушений.
2. Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души.
3. Северный ветер питает произрастания, а искушения укрепляют терпеливость души.
4. Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум – духом уныния.
5. Весенняя роса прибавляет роста полевому плоду, а духовное слово возвышает устроение души.
6. Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет терпение, тот всегда пребывает в безмолвии.
7. Унылый выставляет в предлог к выходу (во вне) посещение больных, на деле же имеет при сем свою цель.
8. Монах в унынии скор на служение и считает заповедью удовлетворение чрез то своего желания.
9. Легкий ветерок наклоняет слабое растение и мысль о странствовании легко увлекает унылого.
10. Хорошо утвердившееся дерево не преклоняется от напора ветров, и уныние не поражает окрепшие души.
11. Бродящий монах – иссохшая пустынная ветка; немного посидит в келлии, – и опять несется нехотя куда-нибудь.
12. Переносимое с места на место растение не приносит плода, и бродящий монах не приносит плода добродетели.
13. Больной не довольствуется одною пищей, и монах унылый одним делом.
14. Сластолюбцу не довольно одной жены, и монаху в унынии недостаточно одной келлии.
15. Глаз унылого непрестанно обращается на дверь, и мысль его мечтает о посетителях; скрипнула дверь, и он вскакивает; послышался голос и он выглядывает в окно, и не отходит от него, пока не соскучит.
16. Унылый, читая книгу, часто зевает, и клонится ко сну, потирает лицо, тянется, поднимая руки, и отворотив глаза от книги, пристально смотрит на стену; обратившись опять к книге, почитает немного, переворачивая листы, любопытствует видеть конец слова, считает страницы, делает выкладку о числе целых листов, охуждает почерк и украшения, – и наконец, согнув книгу, кладет под голову и засыпает сном не очень глубоким, потому что голод начинает уже тревожить его душу, и заставляет позаботиться и о себе.
17. Монах унылый ленив к молитве, и никогда не выговаривает молитвенных речений.
18. Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божия дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не стало сил душевных.
19. От уныния врачует терпеливость, и то, чтоб делать свое дело, (не смотря на недостаток охоты), со всяким самопринуждением, из страха Божия.
20. Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя.
211. Во всяких трудах твоих да предводительствует всем мужественное терпение; потому что против тебя всею злобою ополченным стоит уныние, и наблюдая за твоими трудами, пытает их все, – и если найдет, что какой-нибудь из них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым (1, 233).
22. Когда во время службы Божией нападет на тебя дух уныния, то нашептав душе, что псалмопение обременительно, усердия же к нему противоборницею выставив леность, – внушает ускорить псалмопение, чтоб дать плоти отдых, потому что она будто по какой-то причине очень утомлена.
23. Когда бываем на бдении ночью, не будем во время службы садиться по унынию; а то придут демоны, и собрав плевелы помыслов, всеют их тотчас в сердце.
24. Проснувшись прежде службы, предзаймем сердце помыслами светлыми, чтоб, настроившись ими, с бодренной мыслью могли мы стоять потом на псалмопении (1, 234).
25. Как внешний наш человек работает своими руками, чтоб не обременять других, так и внутренний пусть работает (в своей рабочей), чтоб не попустить уму обремениться помыслами; помыслы же тогда задают свою работу душе, когда захватят ее праздною от помышлений, яже по Богу (1, 235).
26. Возделывай, как рукоделие из человеколюбия, так и мысленную силу из любомудрия, чтобы первое служило к пропитанию странных, и к попалению или совершенному прогнанию лености, а другое было вождем к созерцанию и совершенному очищению ума от помыслов.
27. Не будем переноситься с места на место, но лучше покорпим в безмолвии над трудами: потому что от лености (и праздности) помыслы берут над нами силу (1, 238).
28. Когда помыслы заставят нас перейти на то место, которое прежде своими внушениями расположили нас полюбить; тогда заставляют раскаиваться в этом, чтоб сделать нас во всем непостоянными и бесплодными.
29. Перемена места пусть предприемлется в видах жития, более духовного, а не в видах жития, более покойного (1, 239).
30. Терпение, благодушие и любовь благодарны и в скорбях; а уныние, льготность и самолюбие радуются покойной жизни.
1 Отсюда из других писаний преподобного Нила.