Что-либо, но затем увижу, что поступить иначе лучше, я оставлю это дело и искуплю клятву

но сделаю то, что лучше. Внешнее противоречие между этими текстами и вышеупомянутым аятом:

«...и не нарушает клятв после того, как вы утвердили их...», отсутствует, поскольку под этими

Клятвами имеются в виду обещания и до-говоры, а не клятвы совершать что-либо или отказываться от

этого. Поэтому Муджахид сказал об этом [предыдущем. — Ред.] аяте: «Под клятвами здесь

Подразумеваются клятвы времен джахилиййи»

Это также подкрепляется хадисом, который привел имам Ахмад от Джубейра ибн Му'тима:

«Посланник Аллаха сказал: Нет клятв в Исламе. Поистине, с приходом Ислама клятвы времен

Джахилиййи только усилились. Этот хадис привел и Муслим. (Ахмад 4/83, Муслим (1 30), Абу Дауд

(2925) от Джубейра ибн Му’тима.). Он означает: «Ислам не нуждается в клятвах, которые

Приносились во времена язычества. Поистине, достаточно приверженности к Исламу».

Тем не менее, аль-Бухари 4/387 привел хадис Асима о том, что он спросил Анаса ибн Малика:

«Сообщили ли тебе, что Пророк сказал: "Нет клятв в Исламе"?». Он ответил: «Пророк взял клятву с

Курайшитов и ансаров в моем доме».

Бурайда рассказывал:

«Назначая командующего армией или командира отряда, посланник Аллаха наказывал ему

Бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Он говорил

Ему: Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха.

Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев до того, пока они не будут справедливо

Разделены между всеми, не нарушайте договоров, не совершайте надругательств над телами

Убитых и не убивайте детей.

Встретившись с противниками из мушриков, призови их к трем вещам, и если они

Согласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое: сначала призови их к Исламу, и если

Они примут его, то оставь их с миром.

Затем призови их переселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, то

Получат все права, которыми пользуются мухаджиры, и на них будут возложены все те

Обязанности, которые лежат на мухаджирах. Если они откажутся переселиться, то сообщи

Им, что они будут находиться на положении рядовых мусульман, то есть на них

Распространяется власть Всевышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут

Только в том случае, если будут вести Джихад вместе с мусульманами.

Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты джизьи [подушного или земельного

налога. — Ред.], если они согласятся, то оставь их в покое. Если же они и тогда откажутся, то

Сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха.

Если ты окружил врагов в крепости, и они захотели получить защиту Аллаха и защиту Его

Пророка, то не давай им защиты Аллаха и Его пророка. Дай им свою собственную защиту и за-

Щиту своих людей. Дело в том, что если ты и твои люди не обеспечите им должной защиты,

То это будет меньшим грехом, чем несоблюдение защиты Аллаха и Его пророка.

Если же осажденные в крепости захотят перейти под власть Аллаха, то не распространяй

На них власть Аллаха, а установи над ними свою собственную власть, ибо не известно, сможешь

Ли ты установить над ними власть Аллаха или не сможешь». Этот хадис передал Муслим

([1731]).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕЙ

Смысл данного разъяснения заключается в том, чтобы во что бы то ни стало исключить

Возможность возникновения ситуации, грозящей нарушением обязательств после обеспечения врагам,

На основе договора с ними, защиты Аллаха и защиты Его посланника, да благословит его Аллах и

Приветствует. Если в такой ситуации произойдет нарушение договора, то это явится нарушением

Самими мусульманами защиты Аллаха и защиты Его пророка, да благословит его Аллах и

Приветствует, несоблюдением ими уважения и возвеличивания Аллаха и совершением двух самых

Греховных поступков, как указал на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Кроме того, такое нарушение приведет к дискредитации Ислама как религии, что может

Оттолкнуть от него неверных, ибо к достоинствам Ислама относится строжайшее соблюдение взятых

На себя договорных обязательств и справедливость к врагам, прибегшим к покровительству Ислама и

Проявившим желание стать его последователями.

Глава 64

О КЛЯТВЕ ОТ ИМЕНИ АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Предостережение о запрещении клятв от имени Аллаха.

Огонь ближе к каждому из нас, чем ремешки его сандалий.

Рай находится от нас на таком же расстоянии.

Свидетельством этого является высказывание «Он произнес всего одно слово...» и далее.

Человек может быть прощен Аллахом, даже совершив самый ненавистный Ему поступок.

Джундаб ибн Абдулла рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и

Приветствует, сказал: Один человек воскликнул: «Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-

то!» Тогда Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Кто это такой, который клянется Мною, что

Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал бесполезными все дела твои». Этот хадис

Передал Муслим (2621).

В хадисе Абу Хурайры говорится: «Сказавший это был верующим человеком». Затем Абу

Хурайра добавил: «Он произнес всего одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и жизнь

Будущую.

Глава 65

Наши рекомендации