Правильно заработанные средства к существованию

Зарабатывать себе на жизнь - это один из трёх аспектов нравствен­ного поведения: правильно заработанные средства к существованию. Это означает, что мы не зарабатываем себе на жизнь чем-то, что может ранить другие живые существа. Каждому необходимо достичь согласия с этим внутри себя. Есть много способов зарабатывать себе на жизнь, которые скорее можно считать правильными, нежели неправильными, но есть и такие, которые причиняют боль. Такие способы надо противо­поставить пяти предписаниям. Если в своей работе мы нарушаем одно из пяти предписаний, очевидно, такая работа не правильна.

Правильно зарабатывать себе на жизнь - это один из аспектов очи­щения, потому что если человек не правильно зарабатывает себе на жизнь, он отягощает себя и вступает на путь действий, приносящих вред. К примеру, убийца животных в скотобойне вынужден умертвить своё сострадание с тем, чтобы продолжать выполнять эту работу. В об­ратном случае он вряд ли смог бы продолжать её. Такой человек за­твердевает и испытывает недостаток любви и сострадания к другим су­ществам.

Убийство - это один из аспектов неправильного зарабатывания на жизнь. Есть так же ложь, потребление токсичных препаратов и при­своение чужого. Всё это может быть использовано для зарабатывания на жизнь. Для этого может также использоваться не правильное поведе­ние в сексуальных отношениях. Все эти проявления основаны на жад­ности и вредны как для самого человека, так и для других людей. Люди объясняют, рассуждают и оправдывают их. Если они делают так, то это их собственный взгляд. Каждый шаг на пути зависит от правильного взгляда, и вот почему он стоит в основе пути.

Последняя часть благородного восьмеричного пути касается концен­трации. Она также включает три фактора: правильное усилие, правиль­ное осознание и правильная концентрация. Всё это необходимо для то­го, чтобы возникла концентрация. И снова, все они зависят от правиль­ного взгляда. Если есть правильное представление о том, что такое уси­лие необходимо, оно возникнет. Осознанность должна восприниматься как необходимый аспект на духовном пути. Концентрация должна вос­приниматься как средство совершенствования.

Правильное усилие

Усилие и энергия имеют символическую взаимосвязь. С энергией возникает усилие. Они помогают друг другу. Если у вас нет энергии, вы не сможете сделать усилие. Если продолжать совершать усилия, придёт энергия. Энергия - это топливо для усилий, и наоборот. Усилие идёт в разрез с нашей сутью, потому что противодействует комфорту. Счита­ется, что усилие и комфорт противоречат друг другу, и когда медитация через усилия подходит к точке поглощения, мы понимаем, что те уси­лия, которые мы прилагали, проявились в большой степени комфорта.

Будда советовал четыре высших усилия как средства совершенство­вания умений. Они называются высшими, потому что они чрезвычайно сложны и в высшей степени полезны. Они озвучены таким образом: «Не позволяйте возникать вредным мыслям, которые ещё не возникли. Не позволяйте себе обдумывать вредную мысль, если она уже возникла. Заставляйте, чтобы приходили полезные мысли, которые ещё не при­шли. Заставляйте, чтобы полезные мысли продолжались, если они уже возникли».

Необходимо наблюдать за состоянием своего ума и уметь отличать полезное от неполезного. Это одна из причин, по которой я наставляла вас помечать свои мысли, когда они возникают во время медитации. Только когда мы знаем, о чём мы думаем, мы можем что-то с этим по­делать. Пока мы не знаем, вовлечён ли наш ум в полезные или вредные мысли, пока мы не можем дать им чёткое определение, как можем мы следовать наставлениям Будды не позволять подниматься вредным мыслям и не позволять им продолжаться, способствовать возникнове­нию полезных мыслей и заставлять их продолжаться дальше?

Чтобы не позволять возникать вредным мыслям, необходима осоз­нанность, потому что нам надо знать о наших мыслительных намерени­ях. Гораздо проще знать о том, что уже поднялось. Надо начинать с то­го, что уже возникло, пока мы не приобретём мастерство узнавания то­го, что поднимается какая-то вредная мысль и не сможем не пустить её.

В медитации каждая мысль бесполезна потому, что мы не хотим ду­мать, а хотим медитировать. В повседневной жизни это по-другому. Вредные мысли это те, от которых надо избавляться. Бесполезно пы­таться подавить их. Мы можем или выбросить их, или заменить вред­ные мысли на полезные. В медитации мы учимся заменять мысли на внимание к объекту медитации. Насколько хорошо мы можем делать это в медитации, напрямую отражается на том, насколько хорошо мы можем применять четыре высших усилия в повседневной жизни. То, насколько хорошо мы работаем с четырьмя высшими усилиями в по­вседневной жизни, напрямую отразиться на нашей медитационной практике. Вредные мысли в повседневной жизни выражаются в беспо­койстве и тревоге в медитации. Постоянно продолжающиеся полезные мысли, от которых мы никогда не отходим, дают состояние мира и спо­койствия в уме.

Если мы не запомним из учения Будды ничего, кроме четырёх выс­ших усилий, этого будет достаточно. Всё остальное, что мы запомним, может быть возвышенным, прекрасным и интересным, но в этой чет­вёрке - практика очищения.

Необходимо правильное представление, чтобы понять, что это то, что необходимо делать, и что в этом направлении предстоит много ра­боты. На земле очень мало людей, у которых никогда не было вредных мыслей. Из-за этих мыслей мы живём в таком мире. Не здания, не машины, и не правительства создают этот мир. Наш мыслительный про­цесс и наше с ним сопоставление создают разницу между миром и вой­ной, внутренним и внешним.

Отмечать свои мысли - значит знать, о чём мы думаем. Нам надо где-то начать, и лучшее место для этого - медитативная практика, когда мы ясно можем увидеть бесконечный разговор в нашем уме. Мысли могут быть полезными, вредными и нейтральными; они могут быть от­влекающими и беспокойными, встревоженными и наполненными стра­ха, полными ненависти или зависти, или же полностью туманными. По­ка мы не уничтожим это, мы не попадём внутрь себя и никогда не выяс­ним, почему мы чувствуем и ведём себя таким образом.

Четыре высших усилия - это суть духовного пути. Цветы и ароматы, свечи и колокола, храмы и пагоды - это только украшения. «Не позво­ляйте возникать вредным мыслям, которые ещё не возникли. Не позво­ляйте себе обдумывать вредную мысль, если она уже возникла. Застав­ляйте, чтобы приходили полезные мысли, которые ещё не пришли. За­ставляйте, чтобы полезные мысли продолжались, если они уже возник­ли». Это процесс очищения в мыслях, который приносит очищение в речи и действии. Когда это происходит, мы начинаем видеть всё более ясно. Чистое зеркало с чистой поверхностью, на которой нет пыли и грязи, это зеркало с чистым отражением.

Для всего, что бы мы ни делали, необходимо усилие. Часто кажется, что усилие в медитации не приносит мгновенных результатов. Из-за этого ум не способен возродить усилие, потому что ему нужны какие-то результаты. Это привязанность, зависимость и желание. Желание – а, значит, и страдание.

Это относится ко всему, чтобы мы ни делали. Мы ожидаем каких-то результатов, и когда их нет, возникает уныние и депрессия. Усилие ради усилия, а не ради результата. Совершение правильного усилия само по себе полезно. Если усилие делается в правильном направлении, это уже хорошая камма и без особых ожидаемых результатов. Если результаты медитации не видны и не заметны сразу, из-за правильного намерения всё равно создаётся хорошая камма.

Правильное усилие приносит своё вознаграждение, но мы с трудом за­мечаем это. Нам нужно что-то ощутимое. «Я так сильно старался, но по-прежнему не могу сконцентрироваться», или «Я так люблю своих детей, а они не ценят этого», или «Я так долго присматривала за своей больной тётей, а она ни разу не сказала ни одного хорошего слова об этом». Это неправильная забота. Сделанное усилие - это хорошая камма, это ре­зультат. Что говорят люди, или каковы могут быть другие результаты, это следующий вопрос. Иногда мы действительно достигаем концен­трации. Иногда кто-то действительно оценивает то, что мы сделали. Но это не влияет на результат наших усилий. Если мы смотрим на это по-другому, наше усилие всегда будет зависимо от результата. Оно придёт и уйдёт, потому что результаты приходят и уходят. Если усилие не бу­дет сохраняться, оно будет гораздо менее эффективным. Правильное усилие должно быть устойчивым.

Наши рекомендации