Правильно заработанные средства к существованию
Зарабатывать себе на жизнь - это один из трёх аспектов нравственного поведения: правильно заработанные средства к существованию. Это означает, что мы не зарабатываем себе на жизнь чем-то, что может ранить другие живые существа. Каждому необходимо достичь согласия с этим внутри себя. Есть много способов зарабатывать себе на жизнь, которые скорее можно считать правильными, нежели неправильными, но есть и такие, которые причиняют боль. Такие способы надо противопоставить пяти предписаниям. Если в своей работе мы нарушаем одно из пяти предписаний, очевидно, такая работа не правильна.
Правильно зарабатывать себе на жизнь - это один из аспектов очищения, потому что если человек не правильно зарабатывает себе на жизнь, он отягощает себя и вступает на путь действий, приносящих вред. К примеру, убийца животных в скотобойне вынужден умертвить своё сострадание с тем, чтобы продолжать выполнять эту работу. В обратном случае он вряд ли смог бы продолжать её. Такой человек затвердевает и испытывает недостаток любви и сострадания к другим существам.
Убийство - это один из аспектов неправильного зарабатывания на жизнь. Есть так же ложь, потребление токсичных препаратов и присвоение чужого. Всё это может быть использовано для зарабатывания на жизнь. Для этого может также использоваться не правильное поведение в сексуальных отношениях. Все эти проявления основаны на жадности и вредны как для самого человека, так и для других людей. Люди объясняют, рассуждают и оправдывают их. Если они делают так, то это их собственный взгляд. Каждый шаг на пути зависит от правильного взгляда, и вот почему он стоит в основе пути.
Последняя часть благородного восьмеричного пути касается концентрации. Она также включает три фактора: правильное усилие, правильное осознание и правильная концентрация. Всё это необходимо для того, чтобы возникла концентрация. И снова, все они зависят от правильного взгляда. Если есть правильное представление о том, что такое усилие необходимо, оно возникнет. Осознанность должна восприниматься как необходимый аспект на духовном пути. Концентрация должна восприниматься как средство совершенствования.
Правильное усилие
Усилие и энергия имеют символическую взаимосвязь. С энергией возникает усилие. Они помогают друг другу. Если у вас нет энергии, вы не сможете сделать усилие. Если продолжать совершать усилия, придёт энергия. Энергия - это топливо для усилий, и наоборот. Усилие идёт в разрез с нашей сутью, потому что противодействует комфорту. Считается, что усилие и комфорт противоречат друг другу, и когда медитация через усилия подходит к точке поглощения, мы понимаем, что те усилия, которые мы прилагали, проявились в большой степени комфорта.
Будда советовал четыре высших усилия как средства совершенствования умений. Они называются высшими, потому что они чрезвычайно сложны и в высшей степени полезны. Они озвучены таким образом: «Не позволяйте возникать вредным мыслям, которые ещё не возникли. Не позволяйте себе обдумывать вредную мысль, если она уже возникла. Заставляйте, чтобы приходили полезные мысли, которые ещё не пришли. Заставляйте, чтобы полезные мысли продолжались, если они уже возникли».
Необходимо наблюдать за состоянием своего ума и уметь отличать полезное от неполезного. Это одна из причин, по которой я наставляла вас помечать свои мысли, когда они возникают во время медитации. Только когда мы знаем, о чём мы думаем, мы можем что-то с этим поделать. Пока мы не знаем, вовлечён ли наш ум в полезные или вредные мысли, пока мы не можем дать им чёткое определение, как можем мы следовать наставлениям Будды не позволять подниматься вредным мыслям и не позволять им продолжаться, способствовать возникновению полезных мыслей и заставлять их продолжаться дальше?
Чтобы не позволять возникать вредным мыслям, необходима осознанность, потому что нам надо знать о наших мыслительных намерениях. Гораздо проще знать о том, что уже поднялось. Надо начинать с того, что уже возникло, пока мы не приобретём мастерство узнавания того, что поднимается какая-то вредная мысль и не сможем не пустить её.
В медитации каждая мысль бесполезна потому, что мы не хотим думать, а хотим медитировать. В повседневной жизни это по-другому. Вредные мысли это те, от которых надо избавляться. Бесполезно пытаться подавить их. Мы можем или выбросить их, или заменить вредные мысли на полезные. В медитации мы учимся заменять мысли на внимание к объекту медитации. Насколько хорошо мы можем делать это в медитации, напрямую отражается на том, насколько хорошо мы можем применять четыре высших усилия в повседневной жизни. То, насколько хорошо мы работаем с четырьмя высшими усилиями в повседневной жизни, напрямую отразиться на нашей медитационной практике. Вредные мысли в повседневной жизни выражаются в беспокойстве и тревоге в медитации. Постоянно продолжающиеся полезные мысли, от которых мы никогда не отходим, дают состояние мира и спокойствия в уме.
Если мы не запомним из учения Будды ничего, кроме четырёх высших усилий, этого будет достаточно. Всё остальное, что мы запомним, может быть возвышенным, прекрасным и интересным, но в этой четвёрке - практика очищения.
Необходимо правильное представление, чтобы понять, что это то, что необходимо делать, и что в этом направлении предстоит много работы. На земле очень мало людей, у которых никогда не было вредных мыслей. Из-за этих мыслей мы живём в таком мире. Не здания, не машины, и не правительства создают этот мир. Наш мыслительный процесс и наше с ним сопоставление создают разницу между миром и войной, внутренним и внешним.
Отмечать свои мысли - значит знать, о чём мы думаем. Нам надо где-то начать, и лучшее место для этого - медитативная практика, когда мы ясно можем увидеть бесконечный разговор в нашем уме. Мысли могут быть полезными, вредными и нейтральными; они могут быть отвлекающими и беспокойными, встревоженными и наполненными страха, полными ненависти или зависти, или же полностью туманными. Пока мы не уничтожим это, мы не попадём внутрь себя и никогда не выясним, почему мы чувствуем и ведём себя таким образом.
Четыре высших усилия - это суть духовного пути. Цветы и ароматы, свечи и колокола, храмы и пагоды - это только украшения. «Не позволяйте возникать вредным мыслям, которые ещё не возникли. Не позволяйте себе обдумывать вредную мысль, если она уже возникла. Заставляйте, чтобы приходили полезные мысли, которые ещё не пришли. Заставляйте, чтобы полезные мысли продолжались, если они уже возникли». Это процесс очищения в мыслях, который приносит очищение в речи и действии. Когда это происходит, мы начинаем видеть всё более ясно. Чистое зеркало с чистой поверхностью, на которой нет пыли и грязи, это зеркало с чистым отражением.
Для всего, что бы мы ни делали, необходимо усилие. Часто кажется, что усилие в медитации не приносит мгновенных результатов. Из-за этого ум не способен возродить усилие, потому что ему нужны какие-то результаты. Это привязанность, зависимость и желание. Желание – а, значит, и страдание.
Это относится ко всему, чтобы мы ни делали. Мы ожидаем каких-то результатов, и когда их нет, возникает уныние и депрессия. Усилие ради усилия, а не ради результата. Совершение правильного усилия само по себе полезно. Если усилие делается в правильном направлении, это уже хорошая камма и без особых ожидаемых результатов. Если результаты медитации не видны и не заметны сразу, из-за правильного намерения всё равно создаётся хорошая камма.
Правильное усилие приносит своё вознаграждение, но мы с трудом замечаем это. Нам нужно что-то ощутимое. «Я так сильно старался, но по-прежнему не могу сконцентрироваться», или «Я так люблю своих детей, а они не ценят этого», или «Я так долго присматривала за своей больной тётей, а она ни разу не сказала ни одного хорошего слова об этом». Это неправильная забота. Сделанное усилие - это хорошая камма, это результат. Что говорят люди, или каковы могут быть другие результаты, это следующий вопрос. Иногда мы действительно достигаем концентрации. Иногда кто-то действительно оценивает то, что мы сделали. Но это не влияет на результат наших усилий. Если мы смотрим на это по-другому, наше усилие всегда будет зависимо от результата. Оно придёт и уйдёт, потому что результаты приходят и уходят. Если усилие не будет сохраняться, оно будет гораздо менее эффективным. Правильное усилие должно быть устойчивым.