Религии, то Аллах приведет на их место людей, которых Он будет любить и которые будут
Любить Его, смиренных перед верующими и суровых к неверным, которые борются на пути Ал-
лаха, и не боятся порицания порицающих...» (Трапеза, 54). Хвала Аллаху! Верующие,
Возлюбившие Аллаха истинной любовью, относятся друг к другу как сын к отцу, как слуга к
Господину, исполненные благосклонности и снисхождения. В отношении же к неверным они подобны
Льву перед своей жертвой. Другим признаком любви является Джихад на пути Аллаха жизнью,
Деяниями, имуществом и словами. Еще' одним признаком является то, что верующих на пути Аллаха
Не останавливает порицание неверных.
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа указал на десять путей совершенствования любви к Всевышнему:
1) чтение Корана с осознанием и пониманием содержания и смысла;
Приближение к Всевышнему Аллаху путем совершения дополнительных предписаний после
выполнения обязательных;
Продолжительное восхваление Аллаха языком, сердцем и делами во всех положениях. Степень
любви раба к Нему зависит именно от этого;
Отдавание предпочтения тому, что любит Аллах, перед тем, что любит человек, несмотря на
влечение страсти;
5) обращение сердца к Его именам и качествам, осознание их и пребывание в саду этого знания;
6) осознание Его добродетелей, благодеяний и милостей как внешних, так и скрытых;
7) унижение сердца пред Господом, и это самое важное требование;
Уединение с Господом в последнюю треть ночи (когда Он спускается на ближайшее небо),
чтение Его Книги, завершать которое следует мольбой о прощении и покаянием;
Нахождение в обществе верно любящих Аллаха рабов, чтобы собирать изысканные плоды их
Речей. Говорить самому же следует лишь тогда, когда благих последствий этого будет больше и когда
человек видит в этом пользу для себя и других;
Отдаление от всего, что встает между душой и Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
Через эти пути человек достигнет высшей степени любви и войдет в число любимых Аллахом.
Анас рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его
ребенок, отец и все остальные люди*. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари
1/55, Муслим [44]).
Они же передали другой хадис Анаса: «Посланник Аллаха сказал:
Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он
Возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека
Только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно воз-вращение в неверие, после
Того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь. (Аль-
Бухари 1/56—58, 68 и 12/281, Муслим [43]).
В другом хадисе говорится: Никто не ощутит сладость веры пока не... Далее текст
Аналогичен предыдущему.
Ибн Аббас передал:
Тот, кто станет любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и
Враждовать ради Аллаха, тем самым обретет покровительство Аллаха. Раб Аллаха не
Почувствует вкуса веры, и не помогут ему длительные Намазы и пост, пока не будет именно
Так. Братство же и дружба людей ради мирской жизни, каковые сложились ныне, не принесут
им никакой пользы**. Этот хадис передал Ибн Джарир. (Ахмад 3/430 от Амра ибн аль-Джамуха;
Слабый хадис. Его упомянул хафиз аль-Хайсами 1/89 от Амра ибн аль-Хамака и сказал, что его
Передал ат-Табарани в «аль-Кабире», однако в его иснаде Рушдин ибн Саад — слабый рассказчик).
В отношении же высказывания Всевышнего «...И оборвутся у них связи...» (Корова, 166) Ибн
Аббас сказал: «То есть любовь и привязанность»***.
* Никто не достигнет обязательной для каждого верующего совершенной веры в Аллаха, пока не
Возлюбит святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее, чем своего отца, сына,
Всех остальных людей и даже самого себя. Аль-Бухари передал хадис о том, что «Умар ибн аль-
Хаттаб сказал: "О посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого".
Тогда Пророк сказал: Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь
меня сильнее, чем себя самого. Умар сказал ему: "Поистине, я возлюбил тебя сильнее, чем себя
самого". Он сказал: "Вот теперь, Умар!"» (аль-Бухари 11/458). Подобное совершенство не является
Желательным: оно является обязательным предписанием для каждого верующего. Об этом сказал Ибн
Теймийа.
А тот, кто заявляет о своей любви к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и
Приветствует, не следуя за ним и не предпочитая его приказы приказам других, лжет. Всевышний
сказал о них: «Они говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!" Потом
Часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими» (Свет, 47). Это аят
Указывает на то, что многие из мусульман уверовали, однако вера их не стала подлинной: когда Аллах
Приказывает им вести борьбу за истину, им не хватает абсолютной убежденности, которая
Отталкивала бы сомнения, и истинной любви к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и
Приветствует, поэтому они предпочитают этому свои семьи и имущество. Если же человек уступает
перед искушением, то сомнение еще" больше укрепляется в его душе. В результате он может совсем