Различие между духовным творением и поведением

• Духовное творение — это картина в разуме, которая порождается разумом и находится в нем без каких-либо изменений.

• Поведение — зависит от времени, места и влияния окружения.

Притягивания, накапливающиеся в разуме человека

Разум человека является экстрактом всех органов и свойств его физического тела и накладывается на первые притягивания, отложившиеся в мозгу человека.

Так, когда ребенок смотрит на формы творения в мире, то одна заставляет его тянуться к разуму, другая — к богатству, третья — к мужеству. Если ребенок взращивает ценность знания, то притягивает в свой разум прекрасное творение, а если ему больше нравится богатство, то притягивает худшее творение.

Взрослея, человек определяет, что представляет собой источник знания, — Творец или творения, и решает, стоит ли получать вознаграждение от этого источника. Из суммы всех картин образовывается один материал, называемый разумом.

Любовь к Творцу и к творениям

Люди обращаются к науке каббала совсем не потому, что хотят полюбить творения или Творца. Как правило, человек приходит к каббале из-за гнетущего вопроса: «В чем смысл моей жизни? Почему мне плохо?».

В ответ каббалисты объясняют, что любовь к Творцу и творениям - необходимое условие выхода из тупика.

Разговоры о любви вызывают у нас отвращение, мы и без того напичканы нравоучениями. Жизнь научила нас не доверять любви и вообще не «открываться». Современный человек привык быть жестким, он защищает себя, чтобы не пострадать от общества.

И все же без любви нам не прожить. Согласно Высшему закону, который действует и в нашем мире, любое явление постигается из противоположности. Наша жизнь полна разочарования угроз, непримиримости, жестокости - и именно из этой тьмы раскроется противоположное состояние, любовь к ближнему. Сегодня мы как никогда близки к этому состоянию.

От редакции

ЛЮБОВЬ К ТВОРЦУ И К ТВОРЕНИЯМ

Общее и частное

«Возлюби ближнего как себя» —

это общий закон мироздания.

Исправление эгоизма до степени «Возлюби ближнего как себя» является общим и главным законом каббалы. Это высказывание является одним из самых знаменитых и цитируемых. Часто его перефразируют так: «Не делай другому того, что ненавистно тебе». Но хотя оно всем известно, правильно ли мы понимаем его смысл?

Слово «общий» указывает на сумму частностей, которые вместе в сочетании образуют это «общее». В таком случае закон «Возлюби ближнего как себя» говорит о том, что исправление всех 612 эгоистических свойств человека в сумме образует свойство «возлюби ближнего как себя».

Трудно понять, как это указание может служить «общим» для всех исправлений, которые Высшее управление обязывает нас произвести над собой. Возможно, это свойство может служить «общим» указанием в отношении человека к окружающим. Но как свойство «Возлюби ближнего как себя» определяет отношение человека к Творцу? Поскольку наука каббала является методикой исправления человека и возвышения его до уровня Творца, ясно, что цель этой науки — дать нам возможность выполнить указание «возлюби ближнего как себя».

Указывая на закон «возлюби ближнего как себя», каббала говорит, что в соответствии с этим законом создано все мироздание, и только наш мир действует согласно обратному свойству — «любви каждого только к себе». Если человек в нашем мире желает соответствовать общему закону мироздания, он должен изменить себя и привести себя в соответствие этому закону. Причина же всех страданий в мире заключается в нашей противоположности этому общему закону.

Прежде всего необходимо выяснить, что представляет собой указание «как себя». Буквально это означает — любить ближнего в такой же мере, в которой любишь самого себя. Но в таком случае это указание невыполнимо.

Даже если бы было указано: «Возлюби ближнего как он тебя», то и в этом случае немногие смогли бы выполнить это указание в полном объеме, но оно все же стало бы приемлемо. Но, казалось бы, любить другого человека как самого себя невозможно!

Даже если бы в мире был лишь один человек кроме меня, то и тогда это было бы невозможно, а уж тем более, когда мир полон людей. Если человек будет любить всех, как себя, у него не останется времени на себя, а ведь в своей любви к себе он постоянно и с большим желанием наполняет свои потребности.

Для того, чтобы у человека появилось желание удовлетворять нужды общества, нет веской причины. Даже если бы у него появилось такое желание, разве смог бы он его выполнить в требуемом, буквальном виде — «любить всех как себя»? Как же Высшее управление, общий закон мироздания обязывает человека выполнить совершенно невозможное?

И все же это условие не чрезмерно. Человек обязан наполнять потребности ближнего, отдавать другому, даже если останется в нужде.

Одно исправление

Человеку нужно выполнить только одно практическое действие — исправление относительно окружающих, приводящее к слиянию с Творцом.

Но разве изначально Творец не мог создать нас в этом величии и не утруждать творения исправлениями? Мы не можем наслаждаться незаработанным, если не стремились к плодам труда — к величию Творца. Этого величия мы достигаем своими собственными усилиями. Тогда мы ощущаем, что получаем все наслаждение от Творца по праву, а не как подарок.

В чем источник ощущения получающим низости при получении подарка? В природе действует закон: «Любая ветвь подобна ее корню». Это означает, что все существующее в корне желаемо ветвью и полезно ей. И наоборот, все отсутствующее в корне — ненавистно и вредно ветви. Поскольку наш корень — дающий Творец, то мы ощущаем свою низость при получении.

Причина и цель творения — в слиянии с Творцом. Слияние достигается подобием свойств творения с Творцом, ветви с корнем. Человек приходит к подобию с Творцом путем постепенного исправления своих эгоистических качеств на альтруистические. Изучая науку каббала, человек получает силу и средство для достижения слияния со своим высшим корнем.

Две части в методике каббалы: исправления отношений с Творцом и исправления отношений с ближним

В методике каббалы различают две части:

• исправления отношений человека с Творцом;

• исправления отношений человека с ближним.

Их предназначение и практическое применение одно — действия ради Творца. Для человека нет никакой разницы, работает ли он ради ближнего или ради Творца, поскольку вне себя он ощущает все как несуществующее. Поэтому человек должен начинать с действий «ради себя», и постепенно переходить к намерению «ради Творца». Сначала — из удовольствия, а затем — из любви.

Совершая исправление отношения к ближнему, человек завершает этим свое исправление в любви и отдаче Творцу. И нет разницы между ними, поскольку все находящееся вне «тела», вне получения выгоды для себя, расценивается одинаково, будь то отдача ближнему, или Творцу. Поэтому реализация человеком принципа «возлюби ближнего как себя» является конечной целью всех исправлений. Окружение человека преднамеренно создано так, чтобы можно было, не ошибаясь в действиях (ведь совершаются в отношении ближнего), достичь духовных свойств.

Если человек поставит наполнение потребностей ближнего выше наполнения собственных потребностей, это и будет определенной мерой отдачи. Поэтому он не ставит своей целью «возлюбить Творца своего всем сердцем, всей душой и всем естеством», поскольку по сути это одно и то же. Ведь и ближнего своего он также должен любить всем сердцем, всей душой и всем своим естеством. Таково значение слов «как самого себя». Ведь себя человек, безусловно, любит всем сердцем, всей душой и всем своим естеством, а в отношении Творца он может обмануть себя, тогда как ближний всегда находится у него перед глазами.

Наши рекомендации