Главы о садаке разговения
Глава 583: Предписание относительно садаки разговения /садакат аль-фитр/.
725 (1503). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменял в обязанность раздавать в день разговения садаку в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву».
Глава 584: Садака раздаётся до начала праздника.
726 (1510). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали (бедным) в день разговения по одному са‘ какой-нибудь еды, а питались мы ячменём и изюмом, сушёным творогом и финиками».
Глава 585: Садака разговения обязательна для свободного и раба, малого и старого.
727 (1512). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать в день разговения садаку в размере одного са‘ ячменя или одного ca‘ фиников малому и старому, свободному человеку и невольнику».
Книга хаджжа
Глава 586: Обязательность и достоинство хаджжа.
Аллах Всевышний сказал:
«И обязанностью людей пред Аллахом (является совершение) хаджжа к Дому (, если) они будут в состоянии сделать (это)…»(“Семейство ‘Имрана”, 97).
728 (1513). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Когда) аль-Фадль1 сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошла какая-то женщина из племени хас‘ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она — на него2, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону. (Эта женщина) сказала: “О посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хаджж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хаджж за него?” Он сказал: “Да”, а было это во время прощального паломничества».
1 Брат ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
2 Оба они отличались красотой.
Глава 587: Слова Аллаха Всевышнего: «…они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут приходить (, передвигаясь) по далёким горным дорогам, чтобы они могли видеть то, что пойдёт им на пользу…» (“Хаджж”, 27 — 28).
729 (1514). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я видел, как в Зу-ль-Хуляйфе1 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, садился верхом на свою верблюдицу, а в состояние ихрама2 он начал входить после того, как она поднялась на ноги вместе с ним».
1 Название селения в 10 километрах к юго-западу от Медины.
2 См. примечания к хадисам под № № 107 и 208.
Глава 588: Совершение хаджжа, сидя на вьючном седле (верблюда).
730 (1517). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что во время своего хаджжа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (передвигался), сидя на вьючном седле той верблюдицы, которая везла и его поклажу.
Глава 589: Достоинство безупречного хаджжа1 /аль-хаджж аль-мабрур/.
1 Имеется в виду такой хаджж, который мусульманин совершил, не преследуя никаких иных целей, кроме снискания благоволения Аллаха, во всём придерживаясь сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не совершая ничего греховного вообще и запретного для паломников в частности.
731 (1520). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: «О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Нет! Наилучшим джихадом для вас1 является безупречный хаджж».
1 Имеются в виду женщины.
732 (1521). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто совершит хаджж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене1 и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать»2.
1 Конкретно речь идёт о половых сношениях.
2 Иначе говоря, ему простятся все прежние грехи.
Глава 590: Микат1 для жителей Мекки.
1 См. примечание к хадису № 107.
733 (1524). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«В качестве миката для жителей Медины пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил Зу-ль-Хуляйфу, для жителей Шама — аль-Джухфу, для жителей Неджда — Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена — Йалямлям. (Вышеупомянутые микаты) предназначены (также) для тех, кто живёт непосредственно в этих местах, и для (людей) из других мест, проезжающих через (эти места) с целью совершения хаджжа или умры1. Для живущих (к Мекке) ближе2 (микатом должно служить) то место, где они наденут ихрам, а жителям Мекки (ихрам следует надевать) в самой Мекке».
1 Имеются в виду такие случаи, когда, например, житель Медины направляется в хаджж из Йемена.
2 То есть для живущих в местах, расположенных между любым данным микатом и Меккой.
Глава 591: Без имени
734 (1532). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опустил на колени свою верблюдицу на открытом месте в Зу-ль-Хуляйфе, и совершил там молитву1».
Обычно так же поступал и сам ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими.
1 Речь идёт о молитве в два раката.
Глава 592: О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в хаджж через аш-Шаджару1.
1 Название места, расположенного на расстоянии около шести миль от Медины.
735 (1533). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся (в Мекку)1 через аш-Шаджару, а (возвращался в Медину обычно) через аль-Му‘аррас2, и что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выезжал в Мекку, он молился в мечети аш-Шаджары, когда же возвращался назад, совершал молитву в Зу-ль-Хуляйфе, (а именно — в сухом русле) вади, где и оставался до утра.
1 Для совершения хаджжа или умры.
2 Известное место, расположенное на расстоянии около шести миль от Медины.
Глава 593: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «‘Акик — благословенное вади».
736 (1534). Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как в вади ‘Акик пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Сегодня ночью ко мне явился посланник от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “‘Умратан фи хаджжатин”1».
1 То есть облачись в ихрам и скажи: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, совершая умру и хаджж». Здесь имеется в виду “хаджж аль-киран”.
737 (1535). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что, когда он остановился в Зу-ль-Хуляйфе, ему было сказано во сне: «Поистине, ты — в долине благословенной!»
Глава 594: Благовония необходимо смывать с одежды трижды.
738 (1536). Йа‘ля бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) он попросил ‘Умара, да будет доволен им Аллах: «Покажи мне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в тот момент, когда ему будет ниспосылаться откровение».
(Некоторое время спустя,) когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с группой своих сподвижников находился в Джи‘ране1, к нему подошёл какой-то человек и спросил: «О посланник Аллаха, что ты скажешь о том, кто надел ихрам для совершения умры, умастившись при этом благовониями?» После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в течение некоторого времени хранил молчание, а потом ему начало ниспосылаться откровение. И тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, подал знак Йа‘ле, который подошёл поближе и увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрылся (от солнца куском) материи. Йа‘ля заглянул внутрь, и оказалось, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покраснело, а сам он хрипит. (Когда ниспослание откровения прекратилось, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Где тот, кто спрашивал об умре?» — а когда этого человека привели, он сказал: «Трижды смой (со своего тела) благовония, сними с себя эту джуббу и делай во время умры то же самое, что делаешь во время хаджжа».
1 Джи‘рана — вади, находящееся между Меккой и Таифом.
Глава 595: Использование благовоний при облачении в ихрам. Что следует надевать тому, кто захочет облачиться в ихрам?
739 (1539). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Мне приходилось умащать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, благовониями, когда он готовился надеть ихрам, а также после того, как он снимал его перед совершением обхода Каабы1».
1 Имеется в виду “таваф аль-ифада”, то есть обход Каабы, совершаемый паломниками в день жертвоприношения 10 зу-ль-хиджжа.
Глава 596: О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью1.
1 Это делалось для того, чтобы длиные волосы не мешали паломнику и не опадали с головы, а также с целью защиты от паразитов.
740 (1540). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, волосы которого были склеены камедью, произносил тальбийу».
Глава 597: Произнесение тальбийи у мечети Зу-ль-Хуляйфы.
741 (1541). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, входил в состояние ихрама не иначе как у мечети».