Дух Святой не делает этого без верующего
Подобное сотрудничество верующего с Духом Святым столь же необходимо и после крещения в Духе Святом. И здесь некоторые верующие очень заблуждаются, полагая, что раз они исполнились Духа Святого со знамением говорения на иных языках, после этого Дух Святой будет автоматически полностью контролировать все их существо, без всякой реакции или сотрудничества с их стороны. Но это весьма далеко от истины.
Мы уже процитировали слова Павла во 2-м Коринфянам 3:17: «Господь есть Дух». Дух Святой действительно Господь — точно так же, как Бог Отец и Бог Сын. Но, подобно Отцу и Сыну, Он ожидает, чтобы верующий признал Его господство.
Для того чтобы господство Духа стало эффективной реальностью повседневной жизни верующего, он (верующий) должен постоянно доверяться водительству Духа во всех сферах своей личности и своей жизни. Кто-то сказал, что для того, чтобы продолжать исполняться Духом, нужно, по крайней мере, столько же веры, отдачи и молитвы, сколько нужно было для исполнения Духом в первый раз.
Крещение в Духе Святом не является конечной целью христианства; посредством него мы только входим в новую область христианской жизни. Войдя через эту дверь, каждый верующий лично обязан продвигаться вперед с верой и устремленностью, сам исследовать все те чудесные возможности этой новой жизни, в которую он вошел.
Тот верующий, который не осознает и не принимает эту истину, будет иметь лишь немного преимуществ или благословений, которые Бог предусмотрел для него посредством крещения в Духе Святом, если вообще будет их иметь. Скорее всего, такой верующий станет разочарованием и камнем преткновения как для самого себя, так и для других христиан.
Использование всего, что предусмотрено Богом
Рассмотрим еще один не всем понятный момент. Внимательное изучение Нового Завета дает ясно понять, что Бог предусмотрел полное обеспечение всех нужд каждого верующего во всех сферах жизни и во всех аспектах существования. В качестве ясного доказательства этому мы процитируем два очень выразительных отрывка из Нового Завета:
2-е Коринфянам 9:8:
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело...
И еще, 2-е Петра 1:3:
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию...
В этих отрывках говорится о том, что союз Божьей благодати и силы, через познание Иисуса Христа, уже полностью и абсолютно обеспечил все нужды всякого верующего. Нет такой нужды в какой-либо сфере жизни или личности верующего, для которой нет совершенного обеспечения Божьего через Иисуса Христа.
Продолжая рассмотрение различных составных частей Божьего полного обеспечения для верующего, мы обнаруживаем, что они многосторонни и разнообразны; и что они не взаимозаменяемы. Именно здесь многие верующие допускают серьезную ошибку: они пытаются заменить одну часть Божьего обеспечения другой. Но Божий план не таков, и поэтому это не срабатывает.
В качестве ясного и практического примера Божьего обеспечения для верующего мы рассмотрим, обязательно ли духовное всеоружие в Послании к Ефесянам 6:11:
...Облекитесь во всеоружие Божие...
А в 13-м стихе Павел снова говорит:
Для сего приимите всеоружие Божие...
В обоих стихах Павел подчеркивает, что для полной защиты христианин должен надеть на себя полное вооружение, а не некоторые его элементы. В следующих четырех стихах Павел перечисляет шесть наименований вооружения: пояс истины; броня праведности; обувь готовности благовествовать; щит веры; шлем спасения; меч Духа.
Ясно, что тот христианин, который вооружается всеми шестью элементами вооружения, защищен полностью от макушки до пят. С другой стороны, если он упустит какой-то элемент вооружения, его защищенность перестает быть полной. Например, если христианин наденет пять элементов, но упустит шлем, он подвергает себя опасности ранения в голову; а уж если он ранен в голову, то он не может должным образом воспользоваться всем остальным вооружением. Или же, надев шлем и все остальные элементы вооружения, но забыв обувь, он не сможет идти по бугристой почве, и поэтому он становится бесполезным солдатом. Или же он наденет все пять элементов защитного вооружения, но забудет меч. В таком случае христианин не сможет держать врага на расстоянии или вести активную атаку против него.
Мы видим, что для полной защиты, христианин должен надеть все элементы вооружения, предусмотренные Богом. Нельзя опустить один элемент и полагать, что другая часть вооружения заменит его. Это не соответствует первоначальному Божьему замыслу. Бог предусмотрел полный комплект вооружения и ожидает, чтобы христианин воспользовался всем им.
Этот же принцип относится ко всему обеспечению Божьему для христианина. В Послании к Колоссянам 4:12 Павел приводит молитву Епафраса о христианах в Колоссах, чтобы они «пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу». Для того чтобы быть совершенными и исполненными тем, что угодно Богу, христианин должен воспользоваться всем, что Бог предусмотрел для него в Иисусе Христе. Нельзя опустить какую-то часть Божьего всеобъемлющего обеспечения и затем ожидать, что другие части этого заменят упущенное.
И, тем не менее, именно в этом многие христиане заблуждаются. Сознательно или неосознанно они полагают, что овладев некоторой частью Божьего обеспечения для них, они уже могут не беспокоиться о том, что ими упущено.
Приведем некоторые распространенные примеры того неполноценного христианства, к которому приводит подобное мышление. Например, некоторые христиане придают большое значение свидетельству словом уст, но не придают значения чистоте повседневной христианской жизни. И, наоборот, другие верующие осторожны в своем поведении, но не свидетельствуют открыто своим друзьям и соседям. Каждый из этих двух типов христиан имеет тенденцию критиковать или презирать других. Но оба типа поведения ошибочны. Добропорядочная христианская жизнь не является заменой словесного свидетельства. С другой стороны, словесное свидетельство не является заменой добропорядочной жизни. Бог требует и то, и другое. Тот верующий, который опускает или то, или другое, несовершенен и неполноценен в соблюдении воли Божьей.
Можно привести много подобных случаев. Например, некоторые верующие особое значение придают духовным дарам, но не взращивают духовный плод. Другие же, вовсю подчеркивая духовный плод, равнодушны к духовным дарам. Павел говорит в 1-м Коринфянам 14:1:
Достигайте любви (т.е. плода Духа); ревнуйте о дарах духовных...
Другими словами, Бог требует от нас как принятия духовных даров, так и взращивания духовного плода. Дары не являются заменой плоду; и плод не заменит дары.
Опять-таки, проповедуя евангельскую истину, некоторые основное ударение делают на фактах Божьего предузнания и предопределения; другие же приводят те места из Писания, где идет речь о свободе выбора человека. Часто эти два подхода ведут к конфликту. Тем не менее, оба сами по себе, неполны и даже ошибочны. В общем плане спасения есть место и для Божьего предопределения, с одной стороны, и для свободного выбора человека, с другой. Нельзя подчеркивать одну сторону в ущерб другой.
Этот же общий принцип относится и ко крещению в Духе Святом. Для тех верующих, кто искренне желает войти во всю полноту победоносной и плодотворной христианской жизни, крещение в Духе Святом является тем величайшим и уникальным подспорьем, которое приготовил Бог. Но при всем этом оно не становится заменой других элементов христианской жизни.
Например, крещение в Духе Святом не является заменой регулярного личного изучения Библии или ежедневного самоотречения, или верного участия в деятельности живой и водимой Духом поместной церкви.
Тот верующий, который верен во всех этих остальных аспектах христианской жизни, но не принял крещения в Духе Святом, возможно, окажется гораздо более эффективным христианином, чем тот, кто принял крещение в Духе, но небрежно относится к другим аспектам христианского бытия. С другой стороны, если тот верующий, кто уже верен во всех этих остальных аспектах, принимает крещение в Духе Святом, то он тотчас же обнаружит, что преимущества и результативность всех его остальных занятий чудесно умножатся посредством этого нового хождения в Духе.
Мы можем проиллюстрировать эту истину на примере двух человек — господина А. и господина Б. — каждому из которых поручено полить сад. Господин А. имеет преимущество в виде шланга, насаженного непосредственно на кран. У господина же Б. только ведро, которое он должен наполнять из-под крана всякий раз, когда ему нужно поливать. Очевидно, что господин А. начинает с большим преимуществом. Все, что ему нужно делать, это только направлять струю своего шланга туда, куда нужно. Господину же Б. приходится ходить туда-сюда с ведром.
Однако, предположим, что характер господина Б. намного превосходнее характера господина А.. Господин А. по натуре ленив, небрежен, ненадежен. Иногда он совсем забывает полить сад, иной раз он поливает только некоторые участки, но упускает те места, которые больше всего нуждаются в поливке. Порой он не пытается направлять струю из шланга туда, куда следует, и поэтому распыляет воду там, где она совсем не нужна.
С другой стороны, господин Б. активен, усерден и надежен. Он не забывает поливать сад, когда это нужно, не упускает те участки, которые больше всего нуждаются в поливке, никогда не тратит напрасно воду из своего ведра, но тщательно распределяет ее там, где она приносит больше всего пользы.
Каков же результат? Ясно, что сад господина Б. будет в гораздо лучшем состоянии, чем сад господина А.. Однако вывод о том, что ведро лучше шланга в качестве средства поливки, совершенно ошибочен. Дело не в том, что ведро лучше шланга, а в том, что характер господина Б. намного лучше характера господина А.. И если господин Б. теперь возьмет шланг вместо ведра и столь же преданно будет действовать со шлангом, как он поступал с ведром, его результаты со шлангом намного превзойдут результаты с ведром, более того, он сэкономит много времени и усилий, которые он теперь сможет посвятить иным полезным целям.
Давайте теперь соотнесем эту небольшую притчу с крещением в Духе Святом. Господин А., со шлангом представляет того верующего, который принял крещение в Духе Святом, но ленив, допускает ошибки и ненадежен в других важных аспектах христианского хождения. Господин же Б., с поливочным ведром представляет собой верующего, который не крещен в Духе, но активен, усерден и надежен в других аспектах христианского долга.
По всей вероятности, господин Б. окажется гораздо более плодотворным и эффективным христианином, чем господин А.. Однако из этого вовсе не следует, что в крещении в Духе, которое принял господин А., что-то не так. Дело вовсе не в самом переживании, но в неумении господина А. правильно использовать это в своей повседневной жизни.
Более того, хотя преданность, присущая господину Б., уже делает его в некоторой степени эффективным и плодотворным христианином, эта же самая преданность, обогащенная и усиленная крещением в Духе, сделает его еще более плодотворным и эффективным, чем он был ранее.
Однако, как бы нас не восхищала преданность господина Б., мы все же не можем не признать его неразумие в том, что он не стремится к крещению в Духе Святом. Он неразумно не меняет ведро на шланг.
Итак, мы видим, что крещение в Духе Святом не является просто необычным явлением, которое может быть оторвано от всего контекста христианской жизни, как раскрывается в Новом Завете. Напротив, крещение в Духе только тогда дает предусмотренные Богом благие результаты, когда оно выступает в союзе с активным христианским хождением, со всеми остальными важными составными частями общего Божьего обеспечения для верующего. В изоляции от остальной христианской жизни и служения оно теряет свое истинное значение и не достигает поставленных для него целей.
Фактически, очень опасно искать крещения в Духе Святом без искренних намерений использовать полученную таким образом силу для библейского служения Христу.
Новая сфера духовного конфликта
Опасность эта объясняется тем, что крещение в Духе не просто вводит в сферу нового духовного благословения, но и в сферу нового духовного конфликта. Логически, усиленное служение от Бога всегда вызывает усиленное сопротивление со стороны сатаны.
Тот христианин, который разумно и по-библейски использует силу, получаемую при крещении в Духе Святом, сможет победить возросшее сопротивление сатаны. Но тот христианин, который, приняв крещение в Духе Святом, небрежно относится к другим аспектам христианских обязанностей, окажется в очень опасной ситуации. Он обнаружит, что крещение в Духе привело его к совершенно новым видам сатанинских атак и подавления, но он не будет иметь назначенных Богом средств различения истинной природы сатанинских атак и защиты от этого.
Очень часто ум такого христианина будет наполнен странными сомнениями, страхом или депрессией; также он может подвергнуться таким видам морального или духовного искушения, каких никогда не испытывал до крещения в Духе Святом. До тех пор, пока он не будет наставлен и полностью вооружен, чтобы противостать новым сатанинским атакам, он очень легко сможет поддаться умыслам и нападкам врага и пасть еще ниже, чем это было до вхождения в эту новую сферу конфликта.
Давайте посмотрим на пример из жизни Иисуса. Во время Его крещения в Иордане на Него сошел Дух Святой в виде голубя и пребыл на Нем. Сразу же после этого Дух Святой направил Его для личной встречи с сатаной. Об этом говорится в Евангелии от Луки 4:1-2:
Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола...
Лука подчеркивает, что в этот момент Иисус был исполнен Духом Святым. И именно поэтому на этой стадии Своего служения Он вступил в непосредственный конфликт с дьяволом. В следующих одиннадцати стихах Лука повествует, как Иисус встретил и победил три последовательных искушения сатаны. Затем вот что сказано в Евангелии от Луки 4:14:
И возвратился Иисус в силе духа в Галилею...
Обратите внимание на то, что Лука использует здесь новый оборот: «в силе духа». Когда Иисус пошел в пустыню, Он уже был исполнен Духа; но вернувшись из пустыни, Он обрел силу Духа. Это представляет собой более высокий уровень духовного хождения. Теперь в его распоряжении была сила Духа Святого для применения в служении, предназначенном для Него Богом. Как Иисус поднялся на уровень служения в силе Духа Святого? — Встретившись с сатаной лицом к лицу и победив его.
Далее, побеждая сатану, Иисус использовал только одно оружие. Павел говорит об этом оружии в Ефесянам 6:17: «...меч духовный, который есть слово Божие». Всякий раз, когда сатана искушал Его, Иисус начинал Свой ответ словом: «Написано...». То есть Он встречал сатану непосредственной цитатой из Слова Божьего. Сатана бессилен против этого оружия.
Этот опыт Спасителя является образцом для всех, кто следует за Ним в исполненную силой Духа жизнь и служение. Бог так предусмотрел, чтобы в жизни каждого верующего полнота Духа Святого была неразрывно связана с регулярным и эффективным использованием записанного Слова Божьего. Только при помощи этого средства верующий сможет победить в тех новых духовных конфликтах, к которым неизбежно приводит его крещение в Духе Святом.
Так как Слово Божье называется мечом Духа, то из этого следует, что тот верующий, который не использует Слово Божье, автоматически лишает Духа Святого того главного оружия, которое Он желает применить для пользы верующего. Неизбежно, что вся духовная защита верующего становится неполноценной. С другой стороны, тот верующий, который прилежно изучает и применяет Слово Божье, обнаружит, что теперь это оружие в его руках облечено силой и мудростью, намного превосходящими его собственные — т.е. силой и мудростью Самого Святого Духа.
РАЗДЕЛ А: ИСПОЛНЕННЫЙ ДУХОМ ВЕРУЮЩИЙ
СИЛА И СЛАВА
Мы убедились, что Дух Святой — не диктатор. Он не сделает нам или через нас ничего такого, чего мы не хотим от Него. Этот принцип применим к трем важным сферам: жизни каждого отдельного верующего; поклонению и служению общины в целом; служению проповедника Евангелия.
В настоящем разделе мы рассмотрим первую из этих сфер. Каковы важнейшие результаты крещения в Духе Святом в жизни каждого отдельного верующего? Мы выделим восемь конкретных результатов.
Сила для свидетельства
Сам Христос говорит о первом из этих результатов в двух отрывках, где Он дает последнее наставление Своим ученикам перед восхождением на Небо.
В Евангелии от Луки 24:49 Он говорит:
...И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И снова, в Деяниях 1:8:
...Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
В этих отрывках Иисус обрисовывает Своим ученикам план распространения Евангелия Иисуса Христа в настоящее время. Он очень прост и состоит из трех последовательных этапов: