III. 16-21. Ступени Бхакти
||16||1) сатам крипа – удачливое обретение милости великих преданных
2) махат сева – служение великим преданным (накопление бхакти-сукрити), получение садху санги без особого стремления к ней
3) шраддха – вера, обретение склонности слушать о Кришне (шраддадханасйа), осознанное желание общения с преданными
4) гурупадашрая – принятие шикши духовного учителя (пунйа-тиртха-нишеванат), человек уже находится в садху-санге
5) бхаджанешу сприха – стремление к практике бхаджана. (вкус к шраванам, киртанам)
(Причина обусл. – демонизм. Милостью ч.пр. (воплощения, сыновья, спутники, cчитающие себя слугами Бога) асуры могут осознать Бога. Провозглашать себя или принимать другого Богом – богохульство. Это должно подтверждаться шастрами. Нужно почитать таких махатм (тиртх) на ровне с Богом. Служение слуге Бога выше служения Богу. Ибо для Господа нет никого дороже тех, кто распространяет Его славу. Служа им чел. Постепенно обретает их качества и становится способным слушать о Кришне. Горячее стремление слушать первое качество для возвращения. к Богу.) [Теперь слушайте как это влечение к темам о Господе возникает! Оно возникает благодаря служению великим преданным, совершаемому по удаче обретения милости этих преданных. Благодаря этому развивается вера (шрададханасйа). Благодаря вере человек принимает прибежище у стоп чистого гуру (пунйа-тиртха-нишеванат). Тиртха: почитаемая мудрецами вода, гуру, путь и причина. Благодаря жажде слушать эти темы (шушрушох), к ним развивается вкус.]
||17|| 6) бхакти– бхаджана-крийа (потребность слушать и повторять о Кришне. Практика в молитвенном и смиренном настроении в соответствии со вторым стихом Шикшаштаки.)
(сатам – честный преданный, который продолжает служение несмотря на падения, неудачи и трудности.)
7) анартхапагамах – Шри Кришна Сам очищает сердце от корысти и намапарадх.
(Кришна-катха без оскорблений неотлична от Кришны. Где Его воспевают Он там находится в форме транс. звука. Шикшаштака 2. Вкуса нет, но он развивается благодаря служению ч.пред. Искренность проявляется в горячем желании слушать. Когда Господь видит это, Он помогает преданному вернуться к Нему, ибо Он хочет этого больше чем мы. Желание господствовать над мат. миром очень сильно, оно создает много желаний и беспокойств, преодолеть их может тот, кто постоянно слушает о Нем и кому, поэтому, помогает Сам Господь.) [Затем благодаря слушанию со вкусом (шринватам), человек начинает слушать и повторять. Затем Кришна, находясь внутри, разрушает грехи (абхадрешу) в сердце. Антах стхах сан видхуноти - указывает на процесс смаранам.]
||18|| 8) ништха – необратимое и непрерывное бхакти
(Общение с Бхагаватами (книга и преданные) – средство очищения. Это проиллюстрировано в истории Нарады. Как результат искреннего общения с Бхагаватами человек с легкостью обретает тр.зн. и утверждается в пр.сл. Чем больше человек получает послание Бхагаватам от преданного Бхагаваты, тем больше он утверждается в пр.сл.) [Бхагавата севайа – служение преданному и слушание Бхагаватам. Благодаря этому основная часть намапарадх устраняется. Это ослабление намапарадх продолжается до ступени рати (бхавы). Ништха это когда ум может с легкостью сосредоточиться на Господе. Когда основная часть анартх разрушается, преданный достигает ништхи.]
||19|| 9) ручи – сильное желание обрести бхакти. Привязанность к служению – [уходит кама и лобха, без чего невозможно обрести спокойствие и вкус к воспеванию.]
10) асакти–невозможно жить без бхакти, это желание ощущается прежде любой мысли. Привязанность к Самому Господу [стхитам саттве – сосредоточенность на шуддха-саттва форме Господа.]
(Состояние брахма-бхута (атмананда) естественно для трансц. ж.с. навечно утвержденного в пр.сл., вечной, чистой деят. души. Оскверненная деят. проявл. в виде влияния тамаса и раждаса, которые устраняются под возд. пр.сл. Он сразу утв. в саттве и далее в шуддха-саттве и только тогда обретает чистую любовь и всегда видит Кришну. Т.к. преданный всегда находится в шуддха-саттве, он не может причинять вред. А кто причиняет вред не может быть преданным, хотя может и притворяться им.) [Ум не изменяется (анавиддхам) от влияния вожделения, жадности и прочих качеств, таких как злость, иллюзия и ненависть, которые возникают (бхавах) из раджаса и тамаса. Это значит, что из-за отсутствия вкуса к мат. объектам, возникает ручи (наслаждение от слушания, повторения и т.д.) На предшествующей стадии ум был пронзен острыми стрелами вожделения, жадности и т.д. Как же ум может быть удовлетворен и ощутить настоящий вкус к воспеванию в таком положении? Испытывающий боль не может наслаждаться едой. После этого ум сосредотачивается (стхитам) на шуддха-саттва Божестве Господа (саттве). Это уровень асакти.]
||20|| 11) рати(бхава) – первые лучи рассвета (прасанна-манасо)
12) према–рассвет (бхагавад-бхакти-йогатах)
13) даршанам харех –1. спхурти – в медитации человек видит форму Кришны в уме
–2. сакшад-кара – видит Его своими глазами, дотрагивается, ощущает запах и т.д.
14) мадхурьйанубхавах – опыт полной сладости Господа Кришны (бхагават-таттва-виджнанам)
(мукта-сангасйа) – сопутствующие результаты, как было упомянуто в т.7 (джанайатй ашу ваирагйам джнанам ча йад ахаитукам)
(Стих подтверждает, что постичь науку о Кришне можно только с пом. пр.сл. (18.55) и это большая редкость (7.3). Мат. квалификация не поможет, необходимо понять что я дух, тогда чел. отказывается от мат. целей и начинает жить как душа, поднявшись над раджо и тамо-гуной, обретя качества брахмана – высшей ступени человека, без которой невозможно стать преданным. Преданный выше, ибо обл. знанием о Бхагаване (предмет духовной «аспирантуры»). – Постичь Бхагавана можно только освободившись от влияния гун.) [Затем, достигнув рати, ум становится удовлетворен и радостен. И наконец развивается према, сопровождаемая полным отречением. Затем преданный получает опыт формы, качеств, игр, могущества и сладости Господа. Ком: Так с развитием асакти, с ежемоментным служением Господу появляется рати (прасанна-манасах). Без рати никогда не будет постоянного отречения от материальных объектов наслаждения, а без постоянного отречения ум никогда не будет полногстью удовлетворен. Затем появляется према к Бхагавану (бхагавад-бхакти-йогатах). Благодаря чему приходит опыт (вигйанам) формы, качеств, игр, могущества и сладости Господа. Таким образом был объяснён желанный результат бхакти. Сопутствующий результат был упомянут ранее жданайатй ашу ваирагйам гйанам чай ад ахайтукам. Тут они также упоминаются словами «появление ваирагйи» (мукта-сангасйа).]
||21|| хридайа-грантхих – авидья, аханкара – разрушение невежества [не главный результат бхакти]
самшайах – 1. Нужно ли мне постигать таттву о Боге?
– 2. Не нужно ли мне что-то помимо этого?
– 3. Смогу ли я достичь Господа?
дришта эватманишваре – 1. видит себя (в отношениях Богом) – 2. видит Бога
[Видя Господа вся карма разрушается. Это означает и спхурти Господа в уме и прямое появление перед глазами (сакшад-кара)]
(Осознать Бхагавана = осознать себя. Есть всевозможные сомнения (измышления и теории) отн. природы ж.с. Все сомнения (тьма) исчезают при свете солнца (Кришны), когда чел. получает опыт бхакти и с ним понимание Кришны. Знание это совершенно поскольку его раскрывает Сам Господь (10.11). Сов. знан. – парампара, от авторитета к смиренно внимающему, чье служение и преданность делают его способным воспринять. Невозможно познать Всевышнего бросая Ему вызов, Он имеет право не раскрывать Себя. Но преданные послушны и потому знание нисходит к ним через парампару. с помощью Сверхдуши. фгосподь развязывает узел аханкары и дает способность отл. дух от материи. Этот узел заставлял отожд. себя с телом, потому когда он развязывается, сомнения уходят. Чел. видит Господа и полностью предается, обрывая цепь кармы. Стоит только приступить к любовному пр.сл., как ж.с. сразу изб. от цепей кармы.) [Разрубается узел невежества в сердце. Это рефлексивная форма глагола (карма-картари), указывающая, что разрушение невежества не главный результат бхакти. Все сомнения, такие как мысли о том что достижение невозможно, разрушены. Увидев Господа, который является душой (атмани), вся карма разрушается. Или Господь находясь в уме (атмани) [спхурти], а затем явившись непосредственно (даршан) перед глазами, разрушает всю карму.]
сатам крпа махат-сева шраддха гуру-падашрайах |
бхаджанешу спрха бхактир анартхапагамас татах |
ништха ручир атхасакти ратих прематха даршанам |
харер мадхурйанубхава ити артхах сйуш чатурдаше ||
IV. 22-29. Высший объект бхакти-бхаджана
1.(22) Исключительность Кришна-бхакти. Поэтому мудрые постоянно совершают бхакти – дающую радость уму – Господу Кришне с великой радостью. (Утверждение исключительности и авторитетности преданного служения именно Господу Кришне, свайам-рупе. Т.к. Он – высшее проявление АИ, Он более привлекателен для высших трансценденталистов, чем остальные Его формы, ибо с Ними невозможны такие отн.) [Слова «с великой радостью» указывают, что трудностей нет даже на стадии садхана-бхакти.]
2.(23-24) Саттва гуна выше остальных гун, так и Вишну выше всех полубогов. |23| Господь связан с гунами косвенно, для устройства этого мира, через пуруша-аватар, высший из которых Вишну, форма саттвы. (Содержание тюрьмы обеспечивает Вишну, значит только Он и может дать освобождение => нужно удовлетворить Его, а это возм. только с пом. пр.сл.) [Только что было доказано что нужно практиковать только бхакти, а не карму и гйану. Теперь также доказывается, что нужно поклоняться только Бхагавану, а не деватам. Он един, но у Него много форм. Есть аватары двух видов: связанные с чит-шакти (лилаватары, им нужно поклоняться), и с майа-шакти (через гуны, это Вишну Брахма и Шива, среди них нужно покл. Вишну). Для сотворения и т.д. Господь соед. с гунами (Он лишь контролирует их) становясь гунаватарами. Парах-пуруша – хоть Он и связан с гунами, Он остается незатронутым ими. Саттва-тана – Его тело шуддха-саттва (в отличие от Брахмы и Шивы). Кширодакашайи-вишну лишь приближается к саттве (йукта), защищая вселенную, оставаясь трансцендентным, находится за ней. Однако защита преданных – действие шуддха-саттвы Его сварупы. Брахма – джива одаренная могуществом Господа. Шива не джива, но из-за связи с пракрити Он действует по-другому (как йогурт). Отношения пуруши с гунами заключаются в том, что Он их контролирует. Среди трех, Он, являющийся свамшей свайам-рупы Кришны, не связан гунами.] |24| Растущее из земли дерево -> дым -> огонь -> жертвоприношение = тамас -> раджас -> саттва -> брахма-даршана. (Было сказано что избавиться от обусловленности можно через бхакти. Чтобы стать достойным бхакти необходимо подняться до саттва-гуны. Несмотря на все сложности это возможно, с пом. руководства гуру, даже с уровня тамаса. Поклонение формам отличным от шуддха-саттвы не позволяют подняться до саттвы, поскольку они находятся в рамках мат. законов. Тамас – животная жизнь; раджас – может дать путеводную нить к истине в виде возвышенных сентиментов в философии, искусстве, культуре, моральных принципах; саттва – позволяет осознать АИ. Т.о. в итоге есть разница от поклонения Брахме, Харе (Шиве) или Вишну.) []
3.(25-27) бхагаван выше гун, поэтому те кто хочет обрести высшее благо служат ему, а все остальные виды поклонения отвергают, т.к они совершаются под влиянием гун. |25| Прежде мудрецы поклоняясь Бхагавану достигали духовного существования, это доступно для каждого, кто последует по их стопам. (Религия предназначена для возвращения к Богу, а не для мат. благ, её законы установлены Богом и знают их Махаджаны. Каждый, кто желает себе блага может должен следовать по их стопам.) [] |26| Преданные уважают полубогов, но поклоняются только Вишну. (Вишну-таттвы, свамши – объекты поклонения, вибхиннамши – слуги. Кто уравнивает их становится пашанди, оскорбителем. Полубогам поклоняются люди в низших гунах и с соответствующими желаниями. В гуне благости поклоняются Вишну-таттвам, ибо стремятся к освобождению, которое не могут дать полубоги, поскольку сами не освобождены.) [] |27| Поклонение полубогам, предкам и другим ж.с. находится под влиянием гун, ибо они совершаются из стремления к женщинам, богатству, власти, потомству. (Поклонение полубогам ради материальной выгоды - это извращение религии, каитава-дхарма, она была осуждена в начале «Бхагаватам». Есть только одна религия для каждого: бхагавата-дхарма, поклонение Верховной Личности Бога и никому более.) []
4.(28-29) Шри Кришна, Личность Бога – единственный объект поклонения.|28-29| Васудева это цель Вед и объект всех жертвоприношений. Йога, варнашрама, знание и аскезы, зависят от Васудевы. Бхакти зависит от Васудевы. Према и освобождение зависят от Васудевы. (Васудева – высшая цель: вед – установить с Ним отношения. Это подтв. и в БГ. Все писания даны Им в облике Вьясы; ягьи (макхах) – Хотя Веды и предписывают ягйи, их цель – познать истину о Васудеве; йоги – это касается и йоги; крийах; гйанам – В БГ описаны 18 составляющих процесса знания, вершиной которого явл пр.сл.; тапы – добровольное принятие неудобств, ради постижения Васудевы; дхармы; гатих – цель познания, аскетизма, жертвоприношений и любой деятельности – перейти из-под влияния внешней энергии под влияние внутренней. Для чего нужно культивировать духовную энергию, чтобы в результате быть занятым только пр.сл. Это цель жизни каждого ж.с.) [–«Но в Ведах предписывается поклонение деватам.» Нет, высший объект Вед Васудева (11.14.3; 11.21.42; 11.21.43), лишь не зная это люди покл. им. –«Но в Ведах описываются жертвоприношения и йога». Это так, но их высший объект Васудева (4.29.48, 11.14.3, 3.33.7, 4.31.14). Все кармические ритуалы зависят от Господа поскольку они не могут даровать результаты без служения Господу. Успех в Гйане и тапасе тоже зависит от Господа. Поскольку карма-йога уже была упомянута словами васудева-пара крийах, васудева-паро дхармах значит парама-дхарма, деятельность в бхакти как слушание и воспевание. Всё это посвящено Васудеве. Паро дхарма и цель (гати), према и освобождение, зависят от одного Васудевы.]
V. 30-34. Положение Господа относительно материального творения и джив
(Прежде, чем приступить к описанию воплощений Господа, Сута Госвами должен дать общее объяснение концепции материального творения, в котором они являются. Тут он объясняет взаимосвязь Господа относительно творения и джив, объясняя философию ачинтйа бхедабхеда таттва.)
1.(30) Трансцендентный Господь творит материальный мир. Сначала Господь, свободный от гун, не имеющий причин, своей энергией состоящей из гун, причин и следствий, создает вселенную. (Господь всегда трансцендентен, ибо сами энергии причин и следствий созданы им, и значит никогда не могут возобладать над Ним.) [Только Васудева достоин поклонения, потому что Он создает всех остальных, кому можно поклоняться.]
2.(31-33) Функция Параматмы. Господь является внутренней душой всего сотворенного.|31| Он входит в материальную субстанцию и в ж.с. покрытые гунами (гунешу), которые проявленны (виласешу) майей (тайа). Кажется, что Он соприкасаясь с гунами (гунаван ива), но на самом деле это не так, Его чит-шакти (вигйанена) могущественне их, Он не создан гунами и не подвластен им. (Параматма направляет скитания ж.с.) |32| Единый огонь пронизывает (авахитах) куски дерева, но при воспламенении проявляется как мнго огней, так и Параматма, находящаяся во всех ж.с. (бхутешу) проявляется во множестве. (Материя, антиматерия, протон, нейтрон и т.д. - все это различные проявления Параматмы. Постичь Господа можно с помощью процесса шраванам и киртанам так же как можно добыть огонь из дерева или масло из молока. Нужно лишь научиться правильно слушать и тогда духовный учитель подобный огню, с пом. кот. зажигают другой огонь, пробудит в ученике СК.)* [Благодаря трению, огонь проявляется из кусков дерева и сжигает их. Точно также, благодаря практике шраванам и киртанам Параматма являет Себя и устраняет майу, покрывающую дживу.] |33| Сверхдуша в сердце покрытых гунами ждив, побуждает их наслаждаться гунами с помощью ума. (Т.к. ж.с. беспомощьно в осуществлении своих желаний, им помогает Господь. Он переживает за них, как отец, хотя и не испытывает непосредственно их страдания и наслаждения. Он всегда старается вывести их на путь истинного счастья.) [Господь Сам создает из гун все условия: объекты чувств (бхута-сукшма), чувства (индрийа), ум (атма). Он Сам входит в тела ж.с. и наслаждается соответствующими гунами (тад-гунан). Хотя Он не наслаждается матероиальными объектами, но без Параматмы, дживы не могут действовать как наслаждающиеся. Она позволяет дживе наслаждаться (бхункте).]
3.(34) Цель игр Господа. Выполняя свою роль контролирующего саттва-гуну, Он защищает миры и для того чтобы спасти ж.с. из рабства материи Господь приходит в виде полубогов, животных и людей и являет Свои аватары и лилы. (Вишну воплощается (Сам или через Своего представителя) на каждой планете и среди всех видов разумных живых существ и являет свои игры только для того чтобы пробудить в ж.с. желание вернуться к Нему.) [Бхавайати означает «Он защищает». Или это означает «Он дарует им прему (бхава)». Этот стих описывает цель всех аватар. (Шридхар Свами говорит, что этот стих отвечает на вопрос о предназначении аватар) Лока-бхаванах тут означает «создатель вселенной» вместо «защитник миров», чтобы избежать повторения.]