Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
В последнее время на фоне почти ежедневно публикуемых прессой "страшилок" о проводимых в разных странах опытах по клонированию, изменению генного кода, замене человеческих органов и тому подобному обострился интерес к проблемам манипуляций с телесной субстанцией человека. Проблема личностных прав здесь встает во весь рост, и это самая что ни на есть юридически-антропологическая проблема.
Но прежде постараемся выяснить, что же входит в понятие личностных прав. На наш взгляд, удачное и емкое определение дал доцент Тверского государственного университета В. И. Крусс:
"Среди правопритязаний личности, представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия от Рождества Христова, можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в "праве" человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его "модернизацию", "реставрацию" и даже "фундаментальную реконструкцию", изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда же можно отнести права на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт и (в уже зримой перспективе) на клонирова-
1 См. подборку международно-правовых актов в этой области: Международные акты о правах человека: Сб. документов. Раздел 8. "Права женщин".-Раздел 9. "Права детей". М., 1991}.
426 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
ние, а затем — и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как "соматические" (от греч. soma — тело)"1.
Личностные ("соматические") права индивида не поддаются традиционной классификации. Они не входят в круг естественных прав человека (право на жизнь, право на безопасное существование и т. д.) так, как они определяются современным правом. Эти права не вписываются в комплекс позитивных прав — экономических, политических, культурных, хотя в них присутствует каждый из аспектов позитивных прав. Тот же В. И. Крусс усложняет (в положительном смысле) задачу выделения личностных прав в какую-либо устоявшуюся категорию:
"Комплекс "соматических" прав не является элементом негативного статуса личности и не направлен только на защиту ее телесной и духовной целостности от любого, не "санкционированного" самой личностью внешнего вторжения. Природа "соматических" прав крайне своеобразна: здесь человек не только претендует на радикальное изменение первородно-телесной целостности, но также выдвигает определенные претензии к обществу (в плане признания подобных прав и отношения к нему — после успешной реализации притязания — как к имманентно воплощенной личности, во всяком случае, в конституционно-правовом измерении). Исключительно своеобразен здесь и предмет правовых притязаний: будучи лишь отчасти (потенциально) материальным, он вместе с тем принципиально определен персональными характеристиками правообладателя. В перспективно позитивном варианте носитель "соматического" полномочия выражает намерение обрести не только то, чего еще нет, но что может быть воплощено (объективировано) исключительно в силу концептуально и содержательно определенной им цели — его антропометрической "модернизации". Если "программа" реализации негативна (суицид, аборт), она все равно решающим
1 Крусс В. И. Личностные ("соматические") права человека в конституционном и философско-правовом измерении: К постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10. С. 43.
образом обусловлена данностью существования (телесной жизнью) именно этого индивида"1.
Думается, что для нашего курса юридической антропологии вопрос о классификационном ранжире личностных прав — не принципиальный вопрос. Главное для нас то, что мы определили комплекс этих прав. Условимся, что личностные права - - это разновидность личных прав. Напомним, как теория прав человека и гражданина определяет личные (гражданские) права и свободы:
"Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности"2.
На наш взгляд, сердцевину личных прав составляют право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести3. Именно они, очевидно, являются базовыми, родовыми правами для личностных прав, рассмотрением которых мы сейчас и займемся.
Начнем с рождения (точнее — с зарождения) человека и закончим тем, чем заканчивает каждый ("Что беззаконъе, если смерть — закон?").
1 Крусс В. И. Указ. соч.
2 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.,
1999. С. 142—143.
3 Исторический обзор развития этих прав см.: Baud J.-P. Le droit de vie
el de mort. Archeologie de la biocthigue. P., 2001.
428 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация § 1. Есть ли права у эмбриона?
С какого момента возникают права человека? "Естественное право" ведет этот отсчет с рождения человека. Современное право решительно определяет иной рубеж: жизнь человека начинается с оплодотворения яйцеклетки. По этой причине вторжение в жизнь оплодотворенной яйцеклетки может рассматриваться как нарушение целостности потенциального человека. По мнению академика Р. Петрова, экспериментируя с эмбрионом, мы нарушаем права человека:
"Сперматозоид проникает в яйцеклетку — и это уже человек! Все права, которые распространяются на человека, относятся и к эмбриону. Следовательно, манипулировать с ним нельзя... Требуется разрешение на исследования. И кто его должен давать? У эмбриончика об этом не спросишь..."1 Итак, проблема генетики человека и биомедицинской этики вырастает в правовую проблему2. Озабочены ею и в религиозных кругах3 (понятное дело — любое вмешательство в божественный промысел есть грех).
По мнению специалистов (здесь и далее мы будем ссылаться на мнение юриста, глубоко изучающего эту проблему, - - О. А. Хазовой)4, большинство исследований, проводимых на эмбрионах и зародышевых тканях, относятся к сфере репродуктивной медицины и имеют целью лучшее понимание причин бесплодия, выкидышей и врожденных дефектов. Пользу от таких исследований получают такие сферы меди-
1 Московские новости. 2001. № 1—2. С. 15.
2 См.: Ковалев М. И. Генетика человека и его права: Юридические, со
циальные и медицинские аспекты // Государство и право. 1994. № 1.
3 Понтификальная Академия за сохранение жизни Ватикана выпусти
ла Декларацию о производстве и научном и терапевтическом исполь
зовании человеческих эмбриональных клеток (8 ноября 2000 г.). См. так
же: Энциклика папы Иоанна Павла II "Evangelum vitae" (25 марта
1995 г.); Lucas R. Statute antropologico dell'embrione unamo // Pontificia
Academia pro Vita. Citta del Vaticano, 1998. P. 106—158.
4 См.: Хазова О. А. Биомедицинская этика: Проблема научного исполь
зования человеческого эмбриона и зародышевых тканей // Москов
ский центр тендерных исследований. Материалы "круглых столов" (http:
// www.gender.ru). М., 2001. С. 2. См. также фундаментальное исследо
вание правовых проблем биоэтики: Biotechnology, Law and Bioethics.
Comparative Perspectives. Bruxelles, 1999.
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
цины, как восстановление тканей человеческого организма, болезнь Паркинсона и другие дегенеративные заболевания. Медицина должна идти в ногу с научным прогрессом, но учитывать при этом широкий спектр прав человека, прежде всего таких, как свобода личности и уважение человеческого достоинства, когда медицинские исследования проводятся на людях или человеческих тканях и когда требуется свободное и осведомленное согласие объекта исследования, прежде чем на нем начнут проводиться медицинские или научные эксперименты.
Международное право и внутреннее законодательство в области биомедицинских исследований в целом развивается медленно и, надо признать, не поспевает за быстрым прогрессом науки. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) выпустила декларацию, имеющую рекомендательную силу, под названием "Всеобщая декларация 1998 г. о человеческом геноме и правах человека". Декларация провозглашает, что "никакие научные исследования не отменяют уважение к правам человека, фундаментальным свободам и человеческому достоинству личности". Декларация затрагивает все вопросы биомедицинских исследований. Однако она почти не повлияла на национальное законодательство и политику в этой области.
В Европе с 1997 г. существует Конвенция прав человека и достоинства человеческой личности в связи с применением биологии и медицины (Европейская конвенция о правах человека и биомедицине), так называемая Конвенция Овьедо (место ее подписания) от 4 апреля 1997 г.1 Россия пока не подписала этот региональный договор. Тем не менее это единственный современный международный договор, в котором делается попытка использовать принципы прав человека для защиты людей от возможных злоупотреблений биомедицинскими технологиями. Конвенция является попыткой создать общие принципы действий в этой области для всех европейских стран, имеющих весьма различную историю и нрав-
1 См.: Textes du Conseil de 1'Europe en matiere de bioethique. Strasbourg, 2000. P. 137—150.
430 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
ственные традиции. Поэтому Конвенция допускает широкий спектр законов и политики, от полного запрета таких технологий до более либеральной практики. Конвенция не требует установления единых законов или единой политики, она позволяет отдельным государствам — участникам Конвенции принимать свое законодательство в этой области. Что касается исследований на эмбрионе или зародышевых тканях, Европейская конвенция о правах человека и биомедицине не запрещает подобных исследований. Однако она все же налагает некоторые ограничения на виды проводимых исследований. В ст. 18, где речь идет конкретно об исследованиях эмбриона "в пробирке", говорится:
" 1. В случаях, когда законом допускаются исследования на эмбрионах in vitro, должна быть обеспечена адекватная защита эмбриона.
2. Создание человеческих эмбрионов для исследовательских целей запрещено".
К сожалению, указанная Конвенция не раскрывает положений об "адекватной защите эмбриона". Сейчас только разрабатывается Протокол к Конвенции 1997 г., в котором, будем надеяться, будут установлены дополнительные предписания по защите эмбриона и зародышевых тканей при проведении медицинских исследований.
Еще раз подчеркнем: прогресс в биомедицине и в биологии может создать негативные последствия для неприкосновенности, достоинства и прав человеческой личности, поэтому концепция согласия на основе осведомленности — необходимое условие уважения человеческого достоинства в этой сфере. Не случайно конституционная норма "никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам" (ст. 21, ч. 2 Конституции РФ) включена именно в статью о достоинстве личности наряду с запретом пыток, насилия, другого жестокого или унижающего достоинство обращения. Поразмышляем об этом...
Но как все же быть с гипотетическим "согласием" эмбриона, о котором упоминал академик Р. Петров? Наш специалист О. А. Хазова со ссылкой на международно-правовые акты дает, пожалуй, единственно возможный ответ:
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
"В контексте исследований эмбриона и зародышевых тканей высказывается озабоченность тем, что эмбрион не может дать согласие на эксперимент, а значит, экспериментирование на эмбрионах и тканях нарушает человеческое достоинство. С точки зрения международного права биологический материал, такой, как оплодотворенная яйцеклетка или зародыш, не имеют независимого правового статуса. Только живорожденный ребенок обладает правами человека. Аналогию можно найти в Конвенции о правах ребенка. Пока способности ребенка не будут развиты до такого уровня, когда он или она смогут делать осознанный выбор на основе полученной информации, право принимать медицинские и другие решения, касающиеся ребенка, принадлежит родителям или опекунам ребенка. Аналогично в случае с эмбрионом и зародышевой тканью только те лица, чьи гаметы были использованы для получения этих тканей (прародители), уполномочены давать согласие или отказываться от каких-либо медицинских или научных манипуляций"1.
Это не исключает того, что с человеческим эмбрионом и зародышевым плодом при всехобстоятельствах следует обращаться с должным уважением человеческого достоинства, ибо речь идет о "проточеловеке".
За рубежом уже делаются первые шаги по законодательному регулированию исследований с эмбрионом. В ряде либеральных(подчеркнем) стран, таких, как Франция, Германия, Норвегия, исследования на эмбрионах с незначительными оговорками запрещены. В Германии выращивание человеческого эмбриона вне организма человека для иных целей, нежели беременность, не только запрещено, но карается наказанием в виде трех лет лишения свободы. В других странах (Дания, Венгрия, Испания, Великобритания) допускаются определенные тесты, например, для определения жизнеспособности эмбриона в первые 14 дней после оплодотворения. В Швеции ткани, полученные от абортированного плода, могут быть использованы только для медицинских целей, но обязательно с согласия женщины, носившей плод. Отметим для себя: ограничение времени проведения иссле-
Хазова О. А. Указ. соч. С. 3.
432 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
дований эмбриона (14 дней) — один из целесообразных методов предупреждения потенциального вреда этих исследований. Не будем пока комментировать проект федерального закона "О правовых принципах и осуществлении гарантий соблюдения биоэтики" (другое название: "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения"), поскольку как любой законопроект он содержит в себе ряд противоречий, разрешать которые призваны специалисты. Ниже мы еще вернемся к этому проекту. С проблемой статуса эмбриона связаны две другие проблемы — генная инженерия (расшифровка генов человека и манипуляции с ними) и клонирование человека1. На наш взгляд — серьезные вызовы человеческой цивилизации. Газета "Известия", возвестившая о "расшифровке всех генов человека" исследователями компании "Селена Дженомикс" из г. Рокуэлла, штат Мэриленд, США, писала в передовой статье:
"...Материальные манипуляции ученых меняли материальную оболочку мира. Души это касалось лишь косвенно, душа оставалась непотревоженной...
Единственным эпохальным открытием, касавшимся человека, была теория происхождения видов Дарвина. От нее через изучение механизмов наследственности произошла генетика. Сегодня она добилась цели: уже не муха-дрозофила, а хозяин природы - - человек становится прозрачным, как конструкция, которую инженер видит насквозь со всеми винтиками и шпангоутами.
Итак, меняется сама природа человека, его физический статус и мировоззрение. Рациональное оказывается иррациональным. Гармония поверена алгеброй. Аристотель сможет узнать, как душа крепится к телу, а Платон поймет, откуда берется знание. Так что же, неужели прав Базаров, смотревший на мир через микроскоп?"2
Над другим проектом, в который было инвестировано 3 млрд. долларов, "Геном человека" (Human Genome Project —
'См.: Mantovani R. Research on Human Genome and Genetic Manipulations // Biotechnology, Law and Bioethics. Comparative Perspectives. Bruxelles, 1999; Bioethique. Les enjeux du progres scientifique. Bruxelles, 2000 (Partie II. "L'expcrimentation sur 1'homme"); Helmchen W. Versuche mit Menschen. MUnchen, 1995; Heymann-Doat A. (Dir.) Gcnetique et droits de 1'homme. P.; Montreal, 1999. 2 Известия. 2000. 8 апр.
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
HGP), работали ученые США, Франции, Великобритании, Японии и Китая, которые сообщили 26 июня 2000 г. о "рабочей версии" расшифровки генов, содержащихся в ДНК.
Эти открытия предоставляют гигантские возможности как медицине, так и фармацевтике и сулят в будущем огромные прибыли1, в то время как не существует практически никакой международно-правовой регламентации реализации этих открытий, кроме указанной Конвенции Овьедо 1997 г., в которой пока не участвуют не только ведущие европейские страны, но и США, Япония, Китай, не входящие в Совет Европы. Директива Европейского Союза 98-44 довольно противоречиво решает вопрос о патентовании биотехнологических изобретений и фактически отдает их на откуп биопромышленному комплексу (эту директиву обжалуют в Суде Европейских Сообществ Италия, Нидерланды и Норвегия).
В разделе III "Гарантии обеспечения биоэтики в вопросах, связанных с геномом человека" проект федерального закона "О правовых основах биоэтики..." предусматривает:
"Статья 21. Генетические тесты
В Российской Федерации гарантируется доступность генетического тестирования в интересах здоровья каждого, желающего пройти такое тестирование.
Тесты, устанавливающие возможность генетического заболевания или служащие для идентификации субъекта как носителя изменения (мутации) гена, вызывающего болезнь, либо направленные на обнаружение генетической предрасположенности или подверженности болезни, могут производиться исключительно в целях охраны здоровья тестируемых или научных исследований, связанных со зравоохранением.
Указанные тесты проводятся только после соответствующей генетической консультации, устанавливающей их целесообразность, с информированного согласия пациента.
Пренаталъный диагноз, устанавливающий наличие наследственной болезни, не должен рассматриваться врачом как основание для прерывания беременности по медицинским показаниям.
См.: Le Monde. 2000. 27 juin.
434 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Врачи, полагающие, что контрацепция, стерилизация и искусственное прерывание беременности противоречат их принципам и убеждениям, могут отказаться также от проведения генетических тестов, однако во всех случаях врач обязан предупредить будущих родителей о возможности возникновения генетических проблем и посоветовать пройти генетическое тестирование у компетентного специалиста".
Хорошие, своевременные нормы. Но это пока что законопроект. К тому же, скажите на милость, где наша нищенствующая медицина возьмет хотя бы на областном уровне "компетентного специалиста" по генетическому тестированию? Мечтать не вредно. Помечтаем еще:
"Вмешательство в геном человека в каждом конкретном случае осуществляется на основе заключения комиссии врачей-специалистов в области медицинской генетики и репродукции человека, работающих в государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения, имеющем выдаваемую федеральным органом здравоохранения лицензию на подобного рода медицинскую деятельность.
Все методы вмешательства в геном человека подлежат обязательной экспертизе Федерального комитета по биоэтике и с учетом ее результатов допускаются к применению федеральным органом здравоохранения" (ст. 22 того же проекта).
Коль скоро речь зашла о генной инженерии, нельзя обойти и другой сюжет, еще десяток лет назад относящийся к области фантастики, — клонирование человека.
Что такое клонирование? Это изъятие клетки у животных или человеческих эмбрионов на самой ранней стадии развития для создания отдельных органов или целого организма. Специалисты утверждают, что это позволит создать эффективные лекарства против таких пока неизлечимых заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона. В декабре 2000 г. СМИ сообщили:
"В Великобритании клонирование человека отныне разрешено законом. Палата общин Великобритании одобрила документ, по которому можно проводить научные исследования на человеческом эмбрионе в "возрасте" до 14 дней, в
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
том числе и для получения органов. Перед голосованием премьер-министр Тони Блэр призвал парламентариев убрать барьеры на пути научного прогресса человечества. Теперь для британских ученых не существует ограничений на выращивание как отдельных органов, так в перспективе и генетически модифицированного человека"1.
Речь шла о законе о "терапевтическом клонировании", вступившем в силу 1 февраля 2001 г. Отныне реальной становится перспектива выставить напоказ не только овечку Долли, но и нового homo britanicus'a, полученного путем клонирования. Правда, как успокоили общественность специалисты, речь идет покалишь о выращивании с чисто научными или терапевтическими целями крохотных комочков из нескольких десятков клеток.
Специалист по биоэтике Артур Шафер из Манитобско-го университета в Канаде предостерегает против нового расслоения в обществе: в дополнение к имущим и неимущим будут генетически богатые и генетически бедные2. Если сейчас можно запланировать (правда, с невысокой точностью результата) пол будущего ребенка, можно представить ажиотаж в клиниках будущего по подбору черт будущего ребенка: клиника просматривает получившиеся эмбрионы и выбраковывает те, которые несут вредоносные гены, имплантируя в утробу матери только качественные гены...
Что думают по этому поводу наши законодатели? У них решительные намерения, судя по указанному законопроекту:
"Статья 22. Вмешательство в геном человека
Вмешательство в геном человека может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение изменений в линию клеток воспроизводства человека (половых клеток) и тем самым не вносит изменения в геном его потомков.
Запрещается клонирование людей, т. е. любое вмешательство, направленное на создание человека, генетически идентичного другому человеку (имеющему с ним одинаковый набор генов), независимо от того, жив он или умер.
1 hltp: // www. KMNews.ru 20. 12 (ссылка на радиостанцию "Эхо Москвы").
2 Цит. по: Бвгли Ш. Сотворение обезьяны // Итоги. 2001. № 4. С. 38.
436 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Во избежание, негативных последствий для здоровья людей, в том числе межвидовой передачи болезней животных человеку, не допускается деятельность по созданию трансгенных животных с генетическим материалом человека и использование таких животных в целях трансплантации". И вот последнее сообщение из Интернета (http://www. lenta.ru. 27.7.2001)1:
"В России вводится запрет на клонирование. Об этом сообщил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" академик Лев Киселев, который принимал участие в заседании Правительства 27 июля, посвященном этому вопросу. По словам Киселева, помимо клонирования человека, Правительство запретило вывоз и ввоз клонированных человеческих эмбрионов. Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Александр Афанасьев считает, что отсутствие закона о клонировании могло быть истолковано некоторыми учеными как фактическое разрешение на проведение опытов по воспроизведению "двойников", сообщает РИА "Новости". Его коллега по Комитету Николай Дайхес полагает, что в России такой закон "пока не востребован". По его мнению, определенные научные исследования в этом направлении ведутся, однако конкретные опыты из-за отсутствия средств у нас в стране не проводятся и "законодательно регламентировать сейчас фактически нечего". Итак, дискуссия открыта, а голос юристов звучит пока слабо.