Арнольд Эрет. От физики и живописи до лечения тяжелых недугов
Природная терапия постепенно избавит вас от медицинских предрассудков, которые преподносятся как «медицинские данные».
Арнольд Эрет
В наши дни люди все чаще обращаются к опыту людей прошлого, которые собственным примером сумели доказать те или иные идеи. Одним из таких столпов альтернативной медицины по праву считается Арнольд Эрет. В начале XXI века его почитают как истинного патриарха натуропатии, одного из уникальных исследователей возможностей поддержания человеческого организма в здоровом, функциональном состоянии. Ныне его последователи даже называются эретистами, они полагают, что ни один другой ученый, врач, диетолог или писатель не превзошел Эрета в области понимания причин и эффективного лечения хронических заболеваний человека.
К сожалению, о частной жизни этого выдающегося человека известно гораздо меньше, чем хотелось бы. Зато широко описан и представлен феномен его самоисцеления, сделавший его знаменитым и изменивший всю дальнейшую жизнь. Не увлекаясь биографическими данными, отметим, что в молодые годы Арнольд Эрет проявлял живой интерес к наукам, прежде всего к языкознанию. Он досконально знал немецкий, французский, итальянский и английский языки. Будущий профессор живо интересовался физикой, химией, живописью. Молодому человеку хотелось стать знаменитой колоритной фигурой своего времени. К 21 году он окончил университет, получил должность преподавателя рисования, и в то же время был освобожден от военной службы из-за болезни сердца. То есть уже в столь юном возрасте у него были проблемы со здоровьем.
Через 10 лет, когда ему исполнился 31 год, врачи обнаружили у Арнольда хронический нефрит, в те времена это была страшная болезнь, диагноз прозвучал почти приговором. В его биографии значится, что «24 наиболее уважаемых в Европе врача признали его случай неизлечимым». Ему сообщили, что жизненно важный орган безнадежно поражен, его почки будут медленно разрушаться. Отеки, гипертония, почечная недостаточность и букет сопутствующих заболеваний ждут его.
Интересно восприятие больным своего недуга. Не то чтобы он не смирился с диагнозом и вступил в борьбу с болезнью. Скорее, он принял ее как часть судьбы, мужественно и спокойно. Но как человек с развитым мышлением и чувством глубокой ответственности за собственный жизненный сценарий, он тотчас начал основательно изучать альтернативные возможности исцеления. И в том числе естественные, природные способы лечения – народную медицину.
Тут четко проявился один из важнейших уроков выживания: панику следует заменить действием: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Конструктивное принятие недуга и полная ответственность за свою судьбу в значительной степени сделали свое дело. Молодой человек повел такой активный и системный поиск, что не найти выхода попросту было невозможно. Это также говорит о настрое на исцеление, вере в свои способности противостоять ударам судьбы.
Главными Арнольд Эрет считал вопросы питания. Вскоре он отправился в Берлин, чтобы изучать вегетарианство, а затем в Алжир, где постился и экспериментировал с фруктовыми диетами. Известно, что такой образ жизни привел его к исцелению. Впрочем, за этим выводом кроются мучительные месяцы детального изучения организма и воздействия на него по собственной методике. Его подход подтвердил важную жизненную формулу, а именно: чем выше уровень осознанных знаний индивидуума о своем состоянии, чем сильнее оказывается его настрой на выздоровление, тем эффективнее преодоление недуга или душевного дисбаланса.
По сути, на пути самоисцеления Арнольд Эрет пришел к пониманию великой связи человека с Природой, вернее, – осознанию, что человек, как неотъемлемая часть Природы, не имеет права выходить за рамки неприемлемого отношения с ней. Его можно назвать предтечей современных альтернативных методов профилактики и исцеления болезней с упором на природу. Ученый писал: «Каждый человек, каким бы «хорошим здоровьем» он ни отличался, имеет скрытую болезнь, и Природа лишь ждет удобного случая, чтобы вывести из его тела накапливающийся там с детства мусор».
Еще более удивителен следующий шаг Эрета. Выздоровев сам, он уже через год организовал санаторий в Швейцарии, где начал весьма эффективно избавлять от недугов тысячи пациентов, болезни которых считались неизлечимыми. Неудивительно, что санаторий и его основатель быстро приобрели поистине необыкновенную популярность. (Позднее Арнольд Эрет выбрал местопребыванием своего санатория Калифорнию). Но то, что обычным людям представлялось мистикой, на самом деле оказывалось синтезом очистительной методики питания и настроя на выздоровление.
Считается, будто профессор Эрет обнаружил поразительное сходство человеческого организма с «газовоздушным двигателем», работающим исключительно на кислороде. А диета, состоящая из бескрахмальных фруктов и овощей с зелеными листьями, является единственной подходящей едой для человека. В итоге нестандартный доктор подготовил диетический трактат под названием «Система бесслизистой диеты». Нет смысла дискутировать относительно его вклада в медицинскую науку – принимая во внимание парадный триумф фармацевтических компаний и во время написания этой книги, можно сделать несколько иной вывод. Люди нисколько не поумнели с того времени, а лень и безволие вынуждают их перекладывать ответственность за свои проблемы на плечи малознакомых людей.
Что касается сути идеи лечения «природным способом», то Арнольд Эрет на деле подтвердил верность древнего афоризма: «Мы есть то, что мы едим». Пожалуй, заслуживает внимания тот факт, что исследователь во главу угла поставил именно физический аспект – первое, с чего начинается человек, и одновременно то, чем он заканчивается. «Нормальному человеку требуется от одного до трех лет систематических курсов голодания и натурального очищающего питания, чтобы действительно освободить организм от чужеродных веществ», – пришел к выводу ученый. Хотя этот факт одновременно играет и против его системы, поскольку речь в данном случае идет не о развитии личности, а о банальном выживании физического тела. С точки зрения глобального исцеления личности, его система может благополучно использоваться лишь на первом этапе преодоления болезни, дальше требуется решение психологической задачи. Это – нечто похожее на проблему, которую эффективно решал спустя много лет другой врач – Максуэлл Мольц, получивший многозначительное прозвище «доктор Пигмалион». Как пластический хирург, Мольц столкнулся с крайне любопытным явлением: его пациентки даже после обретения посредством скальпеля и его умения «новой внешности» продолжали думать о себе как о некрасивых и даже уродливых особах. Потребовалось кропотливое внедрение в их психику, что оказалось на деле даже более важным, нежели физическое превращение.
То есть методика Эрета, великолепно испробованная на себе самом, способна внести коррективы в физическое тело, и то, пожалуй, временно, поскольку возвращение больного к прежнему образу жизни неминуемо возвратит и недуг. В чем же прогрессивная суть действий самого Эрета? Да только в том, что, излечив собственное физическое тело, он незаметно двинулся дальше. Излечив себя, он стал заниматься исцелением других. Его жизнь приобрела совершенно иной контекст. Он не просто нашел идеальное применение своим устремлениям и силам, он разрешил стоявшую перед ним проблему самовыражения, он обрел миссию. А миссия всегда действует на личность умиротворяюще, прибавляет здоровья и сил. Она дает право легко жить и легко умирать. Самовыражение в миссии является крайне важным аспектом здоровья и гармонии, поскольку создает предпосылки для жизненного равновесия. Было бы крайне любопытно узнать, насколько долог был жизненный путь Арнольда Эрета, отодвинула ли его методика совершенного питания срок его ухода из жизни. Но судьба распорядилась по-иному: в возрасте 56 лет этот талантливый, полный здоровья и душевных сил ученый погиб в результате несчастного случая.
Несмотря на короткий век, профессор Эрет успел сделать многое. Прежде всего – помочь излечиться тысячам людей, системно изложить и выдвинуть на суд общественности свою поистине революционную идею (нисколько не утратившую актуальность в начале XXI века), наконец, оставить в наследство человечеству свой собственный феноменальный пример.