Душа — управление, которое исходит из клеток головного мозга, но не из самого мозга
Мозг подобно клеткам тела выполняет те приказания, которые поступают к нему, и выражает их, но в итоге мозг только перчатка для этой невидимой руки, имя которой душа, управляющей телом, живущем в материальном мире[3].
Из этого следует, что у человека есть два бытия — главное, господствующее — душа и второе, преходящее — это тело. Со смертью преходящее направляется к исчезновению, а вечное направляется в вечность. Тело превращается в землю (в свою первооснову), а душа сливается с остающимся миром.
Для закоренелых философов мы приведем другой пример, доказывающий существование души, тот пример, который определяется движением.
Движение предмета невозможно заметить, находясь непосредственно на движущемся предмете, его можно наблюдать только со стороны. В тот момент, когда человек находится в лифте, он не может определить: движется лифт или нет, потому что стал его составной частью в процессе движения. Он может заметить движение, наблюдая через щели в дверях лифта за неподвижными предметами. То же самое и в поезде, движущемся плавно по рельсам. Нельзя заметить движения, как и в лифте, так и в поезде, если не смотреть на улицу, или в момент трогания с места и остановки. Это равносильно тому, как если бы наблюдать за солнцем, находясь на нем. Но движение солнца можно наблюдать с луны или с земли. Также невозможно наблюдать движение земли, находясь на ней, но это можно заметить с луны. Невозможно восприять что-либо, находясь в нем.
По этой причине мы не смогли бы воспринимать течение времени, если бы в нас не было сознательной частицы, находящейся вне нас.
Если б наше восприятие было прыгающим, как секундная стрелка, то мы никогда не смогли бы заметить этих секунд. Наше восприятие протекало бы, как проходят секунды без какого-либо ощущения.
Это удивительный итог, показывающий, что есть частица нашего бытия, находящаяся вне времени, т. е. вечная. Эта частица наблюдает за течением времени со стороны и воспринимает его, не погружаясь в него. Поэтому она не стареет, не слабеет и не умирает. После погребения тела эта частица будет жива, жизнь ее особенная, не подчиняющаяся действию времени. И эта частица есть душа! Каждый из нас ощущает в себе ее присутствие, ее бытие, ее постоянство. Это бытие, совершенно отлично от материального бытия, которое трансформируется и пульсирует в ритме времени.
Это внутреннее состояние, которое мы воспринимаем в момент внутреннего бодрствования и которое называется состоянием присутствия. Это ключ, указывающий на душевное бытие внутри нас и раскрывающий нам эту загадку, имя которой душа.
Другое доказательство существования души — это присутствие в нас врожденного чувства свободы. Если бы мы были только материей в рамках органической жизни, которой управляют материальные законы неизбежности, то не было бы никакого смысла в этом природном чувстве свободы.
Тогда у нас есть душа, неподвластная времени, сильнее смерти, выше теории материальной неизбежности. Что же тогда можно сказать о воскрешении? Пока еще никто не вернулся оттуда, чтобы рассказать нам, что бывает там после смерти. Не настал еще и Последний день, чтобы показать воочию, чтобы он стал доказательством и фактом.
Единственное, что можно сказать о воскрешении, это то, что оно — религиозная действительность, что подтверждается умом и наукой.
— Чем подтверждают его ум и наука?
— Тем, что данные бытия, ее внешние стороны доказывают нам, что будет возвращение к началу, круговорот вещей. За днем следует ночь, за ночью день, опять все повторяется заново, солнце восходит и заходит, за весной следует лето, за летом осень, за осенью зима и так без конца. Утром встаем, ночью ложимся, опять встаем, снова ложимся. Все эти факты и незыблемые законы бытия, строгие законы природы, закономерность во времени доказывают и подтверждают, что после сна смерти наступает воскрешение, так как для каждой вещи и явления есть возвращение! Аллах именует себя Начинателем и Воскресителем: “...как Он вас сотворил впервые, так вы вернетесь” (7:29). “Вот он начинает творение, потом повторяет его”. (10:4).
Разве все вещи в мире не возвращаются в первооснову, начиная с атома и кончая галактиками? Даже цивилизации вновь возвращаются, возвращаются также и элементы культуры, быта, возвращается, и история. Этот факт возвращения вещей и явлений доказывает, что все способно воскресать и возобновиться.
Следующее доказательство воскрешения — это твердое правило, в котором нет ни одного признака недостатка в мироздании, начиная от самых маленьких атомов и кончая галактиками, мы знаем, что у них свои строгие правила и незыблемые законы, которые властвуют над вещами. Даже невидимый невооруженным глазом электрон не может переместиться с орбиты на орбиту, если не сообщить ему необходимой энергии, соответствующей его свойствам. И если сообщить ему большую или меньшую энергию, то он не долетит или перелетит назначенную цель. Как же мы можем воображать в таком мире с такими твердыми правилами и строгими законами, что убийца или тиран, избежавшие наказания, подкупив судью или ловко сумев ввести в заблуждение полицию, не получат по заслугам? Разум верит и не сомневается, что они, получав по заслугам, они обязательно должны быть наказаны! Невозможно, чтобы не существовал иной мир, где восторжествует справедливость! Так подсказывают и твердят разум и совесть.
Мы созданы соблюдать, искать, любить и желать справедливости, но однако вместе с тем ее нет в мире. Как говорят мыслители: “Как жажда указывает на существование воды, так и жажда к справедливости указывает на ее существование”. Хотя ее и нет на этом свете, невозможно, чтобы не наступил час ее для того, чтобы все привести в равновесие. Все эти признаки доказывают, подтверждают, что есть воскрешение, возмездие и иной мир.