Возвеличивании праведников
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Для того, кто понял эту и две последующие главы этой книги, становится ясным искажение истинной сущности Ислама в наши дни, а также могущество Аллаха, которым Он отклоняет сердца восхищающихся.
2. Знание того, что первым ширком на Земле стало приобщение к Аллаху праведников.
3. Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, при-чины этого и знание того, что Аллах направил посланников для очищения Его религии.
4. Знание причины принятия ереси людьми, хотя законоположения Аллаха и природа человека отвергают это.
5. Причина этого заключается в смешении истины с ложью. В первую очередь этому способствовала любовь к праведникам. Во-вторых, деятели науки и религии делали то, что, по их мнению, принесет добро, однако последующие поколения сочли, что они тем самым хотели другого.
6. Смысл аята 23 из суры «Нух».
7. Знание врожденного качества человека, заключающегося в том, что истина уменьшается в сердце его, а ложь возрастает.
8. В этом есть подтверждение того, что сказали некоторые салафы о том, что нововведение (бид'а) является причиной неверия. Ересь любезнее для Иблиса, чем неповиновение, поскольку в неповиновении можно покаяться, а ересь покаянию не подлежит.
9. Знание того, что ересь ведет к Шайтану, даже если делающий это и преследует самую добрую цель.
10. Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвеличивание творений и знание того, к чему это ведет.
11. Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью совершения праведного деяния.
12. Знание запрета на сооружение памятников и необходимость их уничтожения.
13. Знание огромного значения истории о праведных людях из народа Нуха и ее крайняя необходимость, наряду с тем, что неверные не знают о ней, либо не обращают на нее внимания.
14. Самым удивительным является то, что сторонники нововведений читали эту историю в толкованиях Корана и хадисах, но они поняли ее смысл таким образом, что убедились в том, что действия народа Нуха представляют собой наилучшее поклонение. Однако наряду с этим они убеждены и в том, что запрещенное Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, является неверием, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.
15. Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.
16. Их предположение о том, что ученые, нарисовавшие изображения праведников, также хотели именно этого.
17. Великое разъяснение в словах Пророка: Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам... Да благословит Аллах и ниспошлет мир нашему Пророку, передавшему нам ясное возвещение!
18. Наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предупредившего нас о гибели излишествующих.
19. Указание на то, что им не поклонялись, пока знание о них не было забыто. Отсюда становится ясной польза знания и опасность его потери.
20. Великие знания уходят со смертью великих ученых.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины!.» (Женщины,171).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «И сказали они: "Никоим образом не отступайтесь от богов ваших! Не отступайтесь ни от Вадда, ни Сува', ни Йагуса, ни Йа'ука, ни Насра!.."» (Нух, 23). Он сказал: «Это — имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, то Шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им статуи в местах их собраний и назвали их именами. Сна-чала им не поклонялись, однако когда воздвигшие их люди умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться»*. (Передал аль-Бухари 8/511 и512).
Ибн аль-Каййим** сказал: «Некоторые салафы поведали: "Когда они умерли, люди усердно молились на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени — стали поклоняться им"».
Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я —раб. Говорите [обо мне. — Ред.]: раб Аллаха и Его посланник***. (Этот хадис передали аль-Бухари 6/355 и 12/131 и Ахмад 1/23, 24, 47 и 55).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Берегитесь возвеличивания, ибо именно возвеличивание погубило тех, кто были до вас.(Этот хадис передали Ахмад 1/215 и 347, ан-Насаи 5/668, Ибн Маджа (3029) от Ибн Аббаса; достоверный хадис).
Муслим приводит хадис Ибн Масуда о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Сгинули излишествующие!Он повторил это трижды.****. (Передали Муслим (2670), Ахмад 1/386, Абу Дауд [4608]).
*Шайтан постепенно сводит с пути поколения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в Господа вытесняется из душ людей верой в умершего праведника. Поэтому эти люди враждебно
относятся ко всему, что указывает на несостоятельность их поклонения и запрещает его, даже если это — Слово Всевышнего Аллаха. О них сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Когда вспоминают Аллаха Единого, ужасаются сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, — то вот, они радуются» (Толпы, 45).
**Ибн Каййим аль-Джаузиййа — Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аййуб ад-Димашки (691—751 г. х.), ученый-мухаддис, автор более семидесяти трудов, составивших более 200 томов: «3ад аль-Ма'ад» (7 томов), «И'лам аль-Муваккиин» (4 тома), различные толкования Корана, хадисов, «ас-Сунана» Абу Дауда, поэмы о вероубеждениях приверженцев Сунны в 2 то-мах и др. Он получил знания по Шариату более чем у 300 крупных ученых, в том числе и у шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Из его учеников многие стали крупными учеными, среди них — Ибн Касир и Ибн Раджаб. Он умер в 751 г. х., и на его похоронах присутствовало очень много мусульман.
Ибн Хаджар сказал: «Это был человек с бесстрашным сердцем, занимавшийся разными науками, знавший расхождения между мазхабами. Он был преисполнен любви к Ибн Теймийи». Ибн Раджаб сказал: «Он, да смилостивится над ним Аллах, много поклонялся, долго совершал Намаз, часто восхвалял Аллаха. Он сильно любил Аллаха, каялся Ему и просил прощения. Я не видел никого, подобного ему в этом, и не видел ученых, знающих Коран и Сунну лучше него» (из книги «3айль Табакат аль-Ханабила» Ибн Раджаба).
***Возвеличивание пророков и праведников явилось одной из причин, погубивших обладателей Писания, то есть иудеев и христиан. Из чрезмерной любви к Исе, сыну Марйам, христиане сочли недостойным называть его посланником и рабом Аллаха и приобщили его к Господу миров, возвеличив до уровня сына Бога и даже Самого Бога. Аллах сказал: «Поистине, Мессия Иса, сын Марйам, — только посланник Аллаха, и Его Слово, посланное Марйам, и дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — троица! Удержитесь, это — лучше для вас. Поистине, Аллах — Единый Бог. Святость Его выше того, чтобы был У Него ребенок. Ему принадлежит все", что в Небесах и на Земле...» (Женщины, 171). Аллах также сказал: «И сказали иудеи: "Узейр — сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия — сын Аллаха". Эти слова в устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Да поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Покаяние, 30).
****Аль-Хаттаби сказал: «Излишествующие — это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в обсуждение философскими методами, внедряясь в то, что его не касается, и вдаваясь в то, что не сможет постичь разумом». К ним относятся люди, отказавшиеся от всех свободных дозволенных деяний (мубах), от мяса и хлеба, от женитьбы, носящие только шерстяную одежду, полагая, что это относится к благородному аскетизму. Ибн Теймийа сказал, что это — невежественные, заблудшие люди.