Покаяние и просьба о прощении

Сотворив человека, Аллах вложил в его душу любовь к спешке (нетерпению), долговечную надежду, желание накопить богатство, страсть к женщинам, гнев и склонность к насилию и отмщению, подстрекнул против него дьявола, чтобы тот искушал его мерзостями и ослушанием, вселил в его душу мерзостное начало, побуждающее к злу, желающее всего запретного, содействующее дьяволу. Так что для человека свойственно совершение ослушания и грехов. Если это так, то что он должен сделать, чтобы избавиться от кары и последствий греха? По сути дела, Аллах, по Своей милости к людям, открыл перед ними дверь к покаянию, предоставив им возможность стереть со своего свитка всякую совершенную ими вину, будто ее совсем не было. Более того, злое деяние человека может быть заменено благим, – словно в отчете у торговца, где записано, что вы должны ему 100 рублей, но он при этом не только простит вам долг и вычеркнет его, но и запишет эту сумму в ваш доход. Аллах Всевышний сказал:

"И это есть Господня милость, и Он дарует ее тем, кого сочтет, – ведь Он объемлет все и знает о всея!"

(Сура 5, аят 54)

"… Которые, раскаявшись, уверовали в Бога и добрые дела творят. Таким Аллах заменит злые их дела – благими – Аллах, поистине, прощающ, милосерд!"

(Сура 25, аят 70)

Для искренне раскаивающихся дверь покаяния открыта, пока они живы, и остается открытой до последнего их дыхания, покуда их душа не "дойдет до гортани". До того часа, когда человек встретит Истину и ему будет устроена очная ставка с тем, о чем Пророк уже известил словами. В такой момент покаяние уже запоздалое, он Америку этим не откроет, уже поздно! Ведь покаяние – добровольное возвращение к Аллаху, а тут – принудительное и обязательное. И потерявшему нужный момент выбора уже все равно, покаялся он или нет.

"Благопреклонен Бог к раскаянию тех, кто совершает зло, не ведая об этом, и вскоре кается в свершенном. Благопреклонен Бог к таким, поистине, Он мудр и всеведущ! Но бесполезно покаяние для тех, которые вершат дурное, и лишь когда пред кем-нибудь из них предстанет смерть, он восклицает: «Каюсь я теперь!» А равно и для тех, кто умирает, будучи неверным. Мы уготовили для них мучительную кару."

(Сура 4, аяты 17-18)

Отказаться от совершения зла и решить не повторять злодеяния – первое из условий покаяния. Допустим, когда вы шли по дороге, на вас кто-то вылил грязную воду, вы отругали этого человека, а он, извинившись, все-таки продолжал лить воду, или, прекратив ее лить, пообещал повторить это завтра. Можете ли вы принять извинение у такого человека?

Покаяние имеет два аспекта – духовный и физический. Духовный аспект заключается в способности представить себе, насколько отвратительным является ослушание, а физический – в умении воздержаться от него. Например, человек, идущий по дороге, видит дорожный знак, указывающий на то, что это не та дорога, которая ему нужна. При этом он почувствует свою ошибку, и это чувство – исходный пункт. Ведь не зная ошибки, нельзя выбрать правильный путь. Допустим, что, получив такое знание, он не изменил свой путь, а все-таки продолжал идти по неправильному пути, таким образом знание о его отклонении от правильного пути становится бесполезным, что еще более усугубляет его вину и ответственность. Ведь тот, кто отклоняется, не зная пути, имеет какое-то оправдание, но тот, кто знает правильный путь и умышленно отклоняется от него, не имеет никакого оправдания. Первый является заблудшим, однако второй принадлежит к числу тех, кто будет пребывать под гневом Божьим. Именно такими людьми и являются иудеи. Ведь они узнали истину, но не последовали за ней:

"…Так вот теперь, когда пришло к ним то, (о чем предсказано им было), и о котором они знали, в него упорно не хотят они поверить. И ниспадет проклятие Господне на неверных!"

(Сура 2, аят 89)

Второе условие покаяния – совершить благодеяние вместо злодеяния и сеять благое вместо порочного, иными словами, выражать покаяние исправлением дела и изменением поведения в лучшую сторону.

"Когда придут к тебе те, кто верует в знаменья Наши, то говори: «Мир вам!» И милосердние вменил Господь ваш Сам Себе, и если кто-нибудь из вас зло по неведению совершит, потом раскается, к благому обратясь, – так ведь прощающ Он и милосерд!"

(Сура 6, аят 54)

"Но кто, свершив свой грех, раскается, к благому обратясь, тому Господь Свое благоволение проявит – ведь всепрощающ Он и милосерд!"

(Сура 5, аят 39)

Аллах прощает тех,

“...которые в раскаянии к Богу обратились и в благочестии творят добро…"

(Сура 3, аят 89)

"… к кому раскаянье пришло, и (за содеянное зло) он возместил (добром), и возгласил открыто истину Господню, – к тому Я обращусь".

(Сура 2, аят 160)

Исправление заключается в подлинном отказе от греха и в искренней решимости не возвращаться к нему. Однако если, несмотря на свою решимость, вы случайно или по каким-то другим обстоятельствам совершили эту провинность, но покаялись, ваше покаяние принимается, даже если повторялась провинность и повторялось покаяние. Другое дело, когда вы еще не успели утвердиться в своей решимости и сказали себе: "Не беспокойся, если станет невмоготу, я опять совершу грех и покаюсь". В таком случае ваше покаяние не будет искренним и не будет принято.

Итак, когда нарушение связано с правом Бога, достаточно отказаться от греха, выразив сожаление о содеянном и искренне решив не повторять этого. А когда вы нарушаете человеческие права: притесняете кого-нибудь, крадете деньги, причиняете вред телу или чести, лжесвидетельствуете, клевещете или доносите и т.д., то в таких случаях вам необходимо либо восстановить справедливость в отношении этих людей, либо добиться их прощения, и тогда Аллах помилует вас и помирит их с вами. Иначе вам будет отказано в покаянии, и в День Суда этим обиженным вами людям перейдут ваши добродеяния, либо к вам перейдут их грехи.

Как бы грехи ни множились, дверь для покаяния всегда открыта. Мы не должны отчаиваться в милости Аллаха, ибо это – один из величайших грехов.

"Скажи: «О вы, служители Мои, кто преступил против самих себя! Надежду на Господню милость в отчаянии не теряйте. Прощает все грехи Аллах, Он – милосерд и всепрощающ!»"

(Сура 39, аят 53)

Итак, покаяние – отказ от плохого и возвращение к хорошему, между тем как искупление грехов – просьба о прощении у Аллаха, чего требовал и к чему побуждал Ислам, как указано в Коране:

"Он – Тот, кто произвел вас из земли, и вас обосновал на ней, а потому просите о прощении Владыку, потом к Нему с раскаянием обратитесь."

(Сура 11, аят 61)

"Просите же прощения у вашего Владыки, потом к Нему (в раскаянии) обращайтесь! Поистине, Господь мой милосерд, любви (к творениям Своим) исполнен."

(Сура 11, аят 90)

"О мой народ! Просите вашего Владыку о прощенье, и обратитесь вы потом с раскаяньем к Нему…"

(Сура 11, аят 52)

Такое обращение также прозвучало из уст каждого пророка, который наставлял свой народ и указывал ему путь прощения у Аллаха и спасения от Его кары.

Грешники бывают разного рода. Причем тот, кто умер, упорствуя в своем неверии, не имеет никакой надежды на прощение.

"И никогда Аллах вам не простит, коль в равные Ему другие (божества) вы придаете"

(Сура 4, аят 48)

Многобожники в основе своей пребывают в более глубоком неверии (куфр), чем обладатели Писания. Однако этот аят относится ко всем. Таким образом, когда умирает неверный, мы не говорим "да смилостивится над ним Аллах" или же "да простит его Аллах".

Судьба ослушавшихся мусульман, которые не руководствовались в своей жизни Божиим законом и умерли не покаявшись – их судьба в руках Аллаха. Если захочет, Он простит им:

"И кроме этого (греха) [многобожия] простит Он все и всем, кому желает."

(Сура 4, аят 48)

А если захочет, Он накажет их огнем, однако они не будут пребывать в нем вечно. Недооценивать муку в огне и пренебрегать ею нельзя. Посмотрите на огонь в нашем мире, и хотя он является милостью, но никто не вынесет его ни минуты, тогда как же мы рискуем поставить себя в такое положение, где можно веками подвергаться адскому мучению?

Но все-таки Аллах по Своей милости и щедрости прощает тех, кто, совершив грех, покаялся. Однако наибольшее вознаграждение дается тем, кто опомнился, не совершив греха, почувствовал страх перед Господом и моментально отказался от этого деяния вопреки своей страсти и огромному желанию совершить его. Это подобно тому, кого сатана заставляет споткнуться и подстрекает к прелюбодеянию. А когда уже все готово, и грешник вот-вот начнет этим заниматься, как вдруг он вспоминает Аллаха и отказывается совершить прелюбодеяние, хотя его страсть уже воспылала к этому и душа была возбуждена! А может ли кто-нибудь сдержаться в такой ситуации, если Аллах не одарил его соответствующей силой воли? Итак, никто не должен подвергать себя подобному испытанию. Это подобно тому, кто испытывает на себе микробы опасной заразной болезни. Если после этого он остался в живых, то получит такой иммунитет, который сделает его сильнее того, кто не перенес этой болезни. Однако вероятность не заразиться болезнью равна одному проценту, а вероятность заразиться и погибнуть – 99%.

Этот пример касается физической болезни. А как же тогда быть с грехами? Ведь отказ от грехов не вырабатывает иммунитета от их повторения. Итак, тот, кто пожелает обезопасить себя от зла, пусть уклоняется от него, порывает с ним, преграждает пути к нему, избегает общения с теми, кто призывает к заблуждению. Ведь друг – спутник, а человек следует по пути своего друга. По этому поводу имеется пословица: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты".

Пусть молодое поколение осознает опасность и попросит у Аллаха помощи.

ГЛАВА VIII

ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ

Человек и смерть

По своему отношению к смерти люди делятся на четыре категории. К одной из них относится глупый поэт, воскликнувший: "Прошедшее – прошло и больше не придет, А то, что впереди, – невидимо для нас. И в достоянии твоем – лишь этот час. Так наслаждайся им и не смотри вперед!!!"

Человек из такой категории не думает о прошлом, не готовится к будущему, считая, что вчерашний день уже канул в лету, а завтра не настанет. Он скажет: "Все, что произошло, кануло в лету". Но я клянусь Аллахом, это не исчезнет! Наши деяния, добрые они или злые, записаны для нас в книге, в которой не упущены ни малые, ни больште деяния. Грядущее воистину незримо, но незримо для глаза, а не для души. Оно находится в введении Аллаха и несомненно настанет. Эта категория людей, не вспоминающих о смерти и не думающих о ней, – самая худшая из всех четырех категорий.

Позицию второй категории людей можно сравнить с позицией персидского поэта Омара Эль-Хайяма. Многие люди были соблазнены его ложью. Он писал: "Поскольку смерть – несомненная истина, а жизнь – короткая и скоротечная, давайте заполним ее влюбленностью и страстным увлечением. А если уж она полна несчастий и огорчений, давайте же прибегнем к бокалу вина, проведем жизнь в поэзии...в пьянстве...в разврате.. "

Имеется еще и третья категория людей, которые долго думают о смерти, подобно арабскому поэту Абульатахия, известному своей поэзией о явлении смерти. Но он мало говорил о том, что произойдет после смерти, как будто бы соглашаясь с теми, кто заявляет, что "смерть – предел всего живого" и что "в могиле – длительный сон".

И, наконец, четвертая категория – праведные люди, которые узнали, что смерть – не конец, а только начало, не сон, а бодрствование после сна. Как говорится, "люди спят, а когда умрут, бодрствуют" и узнают, что за смертью следует другая, более длинная, даже бесконечная жизнь, где человек встретит либо беспредельную усладу, либо мучительную кару. Эта категория верующих, идущих верным путем.

Жизнь после смерти

Жизнь после смерти является истинной. Кто близорук, ее не увидит, а кто безрассуден, ее не поймет. Однако каждый, кто действительно пользуется своим зрением и своим умом, чтобы видеть и понимать истину, представит себе, что жизнь человека имеет несколько фаз.

Человек начинает свою жизнь крохотным зародышем, скрюченным в чреве матери. Если бы в этой фазе он был одарен способностью к рассуждению, он принял бы чрево за свое окончательное жилище, и поэтому держался бы за него и не вышел бы без принуждения. А если бы на этой фазе своей жизни он был способен говорить, он заявил бы, что оставлять чрево матери – это все равно что умереть и быть погребенным в глубинах, хотя это на самом деле рождение и переход в более обширное пространство – мир. А то, что мы считаем смертью и уходом из этого мира, на самом деле является рождением и переходом в более обширное пространство – мир преграды (барзаха), как барьер между исчезающим материальным миром и вечным грядущим миром.

Наши рекомендации