Тема: Человек и познание 3
БАНК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблемы:
1.Природа и человек
2.Детство
3.Человек и познание
4.Наука
5.Нравственные качества человека
6.Честь, человеческое достоинство
7.Чинопочитание, чиновничество
8.Любовь к Родине
9.Сохранение исторической памяти, русского языка
10.Война
11.Героизм
12.Патриотизм
13.Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество
15.Отцы и дети
16.Самопожертвование, сострадание, любовь к ближнему
17.Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека
18.Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера, одиночество, личности в истории
19. Личность в истории, одиночество, хамство,
20.Проблема отношения человека к своему делу и его последствий
21.Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
22.Проблема отношения к родине
23.Преданность собак
24.Трагедия "маленького человека"
25.Национальная вражда
26.Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются
27.Есть ли у человека свобода выбора?
28.Зло, добро и художественная деятельность:
29.Счастье
Тема: Природа и человек 1
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник | И. С. Тургенев, «Отцы и дети» | Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». ». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой. |
Неразрывная связь человека и природы | М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени» | Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа. |
Неразрывная связь человека и природы | Е. Замятин «Мы» | Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека. |
Любовь к природе | С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» | Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело. |
Тема: Детство 2
Проблема | Произведение, автор | Пример | |
Роль детства в становлении человека | С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи» | Фрейд писал в своей работе "Леонардо да Винчи", что воспоминания детства и на них построенные фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека. | |
Роль детства в становлении человека | Н.В. Гоголь «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» | В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков. | |
Роль детства в становлении человека | М. Дрэббл «Один летний сезон» | Понятие "детство" связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких. Роман "Один летний сезон" Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимовнимания и взаимопомощи - основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми. | |
Роль детства в становлении человека | Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд» | В большинстве романах Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Девид Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт. |
Тема: Человек и познание 3
Проблема | Произведение, автор | Пример |
Важность процесса познания в жизни человека | И.А. Гончаров, «Обломов» | Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса. |
Важность процесса познания в жизни человека | И.С.Тургенев «Отцы и дети» | Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума. |
Важность процесса познания в жизни человека | Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей его от проблем окружающего мира. |
Тема: Наука 4