Приготовление к смерти
Наш вкус к жизни является врожденным человеческим инстинктом. Амбиции, которые мы имеем, и надежды, которые мы питаем, бесконечны. Вот почему смерть, несмотря на то, что она тесно связана с нашим ощущением жизни, все-таки далека от нашего мышления.
Мы ежедневно видим похоронные процессии, чувствуя, что мы остаемся. Мы участвуем в этих процессиях, думая о проблемах жизни. Мы везде видим многочисленные могилы, но нам не приходит в голову, что когда-нибудь нам придется быть в числе их обитателей, точнее, не нам, а нашим физическим телам. Как мы представляем себе тело? Когда у человека рубашка загрязняется, он сбрасывает ее. Когда рождается ребенок, он также оставляет свою плаценту. Человек умирает и покидает свое тело, оставляя его. Поистине, тело является рубашкой, которую можно одевать и снимать. А в землю закапывается только физическое тело.
Человек часто забывает о смерти, но верующий должен всегда помнить о ней и всегда быть готовым встретить ее. Он готовится к ней с покаянием, просьбой о своем прощении теми, кого он обидел, и мольбой о прощении Аллаха. Ложась спать и просыпаясь, он всегда подводит итоги своих дел: благодарит Аллаха за доброе дело, которое он совершил с Его помощью, просит у Него прощения за совершенное им злодеяние, вспоминает жизнь после смерти, страшится Дня, когда от ужаса взоры и сердца перевернутся, страшится той кары, которая следует после смерти, и просит вознаграждения от Аллаха, содействуя этой просьбе терпением, поклонением и добрыми делами, желая быть угодным Богу, стремясь к Его награждению.
Момент смерти – один из показателей веры
Задумайтесь над следующими аятами из Корана (Сура 56, аяты 83-87): "Так отчего ж (бездействуете вы), (когда его душа при выходе из тела) уж подступает к самой горловине?" Вот пришел неизбежный момент смерти, "вы только", сидя возле умирающего, любимого и дорогого для вас, "(можете) смотреть" с состраданием, прибегать к помощи врача, прилагать усилия, обнимать его и склоняться над ним; "Мы ж для него в сей миг гораздо ближе, но не увидеть это вам", так как ваши чувства воспринимают только материальный мир, а умирающему пора перейти за пределы этого мира. "Так отчего ж – если избавлены вы от расчета", как вы заявляете, не покоряя Господу и Владыке мира, если и у вас есть какая-то мощь, – отчего ж "вам не вернуть ее назад, коль правду говорите вы?" Тогда верните душу телу после ее выхода из него, употребляя для этого знания и богатство, а коль вы не в состоянии сделать это, тогда почему вы не подтверждаете, что этот мир принадлежит Богу? Он же ваш Господь, Он вас оживит, Он вас умертвит, а после этого еще раз оживит.
Бессмысленное подозрение
Я читал одну статью, где некоторые атеисты со смехом спрашивают: "Если в один и тот же момент умрут два человека, причем один умрет в Америке, а другой – в Китае, как же Ангел Смерти сможет одновременно находиться с ними, чтобы забрать их души... ?"
В сравнении с мощью Ангела Смерти наша планета кажется мельчайшей частицей, будто один из нас смотрит на маленький контейнер с мириадами муравьев или на стакан с миллионами бактерий. Ведь Ангел более мощен, чем мы по отношению к этим муравьям, а наша планета для него выглядит не иначе как пшеничное зерно в руке одного из нас.
Ангел Смерти имеет помощников по отнятию душ:
"Когда к кому-нибудь из вас приходит смерть, посланцы Наши забирают его душу, не упуская ничего, (как то предписано Аллахом)."
(Сура 6, аят 61)
День Воскресения
Вторым положением веры является вера в Грядущий День (День Воскресения). В Коране очень часто вера в Аллаха упоминается вместе с верой в Грядущий День.
Верующий всегда помнит об этом Дне, а это обуславливает его поведение: он делает как можно больше добра, чтобы пожинать плоды награждения в этот День, и, по возможности, отстраняется от злодеяний, боясь наказания. А если ему оказываются доступными самые приятные и желанные, но незаконные наслаждения, то, вспомнив ожидаемую кару в День Суда, он сразу отказывается от них, умаляя их сладость для себя. А если он оказался перед трудной обязанностью, то, вспомнив о вознаграждении за это в Судный День, он сразу выполнит ее, возбуждая в своей душе желание к ней. Такие люди описаны в Коране следующим образом:
"Они свои постели оставляют, и призывают Бога своего…"
(Сура 32, аят 16)
"…те, кто в вере утвердился…и в своем сердце не испытывает тягу к тому добру, что предоставлено другим, а отдает им предпочтенье над собой, хотя находится в нужде…"
(Сура 59, аят 9)
Потому что рай уготован для
"…тех, кто расходует в достатке и в нужде, кто, сдерживая гнев, прощает людям…"
(Сура 3, аят 134)
И думая о суровом Божьем наказании, сердца их страшатся, а вспоминая Его милость, сердца их успокаиваются и наслаждаются упоминанием Его.
Признаки наступления Последнего часа
Коран заявляет, что срок наступления Последнего часа известен лишь только одному Аллаху:
"Они тебя о Часе вопрошают: когда назначен ему срок? Скажи им: «Знание сего – у моего Владыки. Кроме Него, никто не может срок его открыть»…"
(Сура 7, аят 187)
Последний час наступит внезапно:
"…Его решенье о (приходе) Часа – мгновенье ока иль еще быстрее."
(Сура 16, аят 77)
Но вместе с тем в Коране отмечено, что в этой вселенной произойдут некоторые удивительные события, знаменующие собой Последний час: из-под земли появится животное, которое будет говорить с людьми. Это достоверная весть из сокровенного, которое непостижимо для человеческого разума, а нам известно только то, что Аллах нас об этом осведомил. Аллах не описал нам, как выглядит это животное. Поэтому нам приходится верить в это без рассуждений.
Другое событие: разрушение железной стены, отделяющей Йаджуджа и Маджуджа (т.е. Гога и Магога) от людей (Сура 18, аяты 93-98). Аллах сказал, что они сеяли несчастье на земле, но не указал, где они живут и где находится стена. А если бы мы смогли узнать об этом путем индуктивного исследования и добились результата, не противоречащего вести Корана, мы бы поверили в это. А если же нет, то мы должны ограничиться тем, что сказано в Коране:
"И будет тяготеть запрет над каждым поселением (людей), которое Мы погубили, чтоб нечестивый люд не возвратился, пока не будет открыт (доступ) Гогу и Магогу [Йаджуджу и Маджуджу] и не сойдут они со всех холмов. И станет близкой истина (Господнего) обета [о приходе Судного дня], взоры неверных в ужасе замрут: «О, горе нам! Мы были в небрежении об этом. О да! Мы были нечестивы!»"
(Сура 21, аяты 95-97)
Как явствует из слов пророка Мухаммада , есть и другие предвестники Последнего часа, хотя о них не сказано в Коране. Вот некоторые из них: исчезает истинное знание, преобладает невежество, распространяется пьянство и прелюбодеяние, увеличивается число женщин, а мужчин – уменьшается, всеобщее недоверие, размывание общественных критериев в оценке достоинства людей, затем появляется "обманщик" (Даджджал) и спускается с небес пророк Иса (мир ему), утверждая Божественное предписание, которое было провозглашено печатью посланников, пророком Мухаммадом .