Продолжение: Смирение и принятие аятов и хадисом,в которых приходят Атрибуты Всевышнего Аллаха
Продолжение: Смирение и принятие аятов и хадисом,в которых приходят Атрибуты Всевышнего Аллаха.
Слово «муджмаль» имеет два значения в шариате.
О аятах понятных и не понятных, мухкам и муташшабих.
Что такое ат-та-уиль и люди делающие тауиль.
Ташбих» - придание подобия Всевышнему Аллаху.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Остановились на том, что просчитали второй блог слов имама Ибну Кудама аль-Макдиси относительно того, что мы должны смиряться и принимать аяты и хадисы, в которых говорится об Атрибутах всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля. И осталось нам прочитать на этот блок шарх шейха Мухаммада Ибну Салиха аль-‘Усаймина.
Продолжение: Смирение и принятие аятов и хадисом,в которых приходят Атрибуты Всевышнего Аллаха.
Говорит шейх ‘Усаймин: «Деление контекстов о Атрибутах Всевышнего Аллаха и о том, как люди относятся к этим контекстам. Делятся контексты Корана и сунны, в которых говорится об Атрибутах Всевышнего Аллаха на два вида, явные понятные и неясные непонятные. Что касается явных контекстов, в которых приводятся Атрибуты Всевышнего Аллаха то это те контексты, слова которых ясны и смысл этих слов также понятен, по этому мы обязаны уверовать в эти контексты, то есть в их слова и должны утвердить смысл этих Атрибутов действительным утверждением без всякого отвержения и без всякого разъяснения, такого разъяснения, который не соответствует действительности не соответствует доводу и без уподобления этих Атрибутов, атрибутам творений. Это потому что шариат пришел к нам с этими доводами и с этими контекстами и поэтому обязательным является уверовать в эти контексты и обязательно нам принять эти контексты, то есть с принятием и со смирением. Что касается тех контекстов, которые непонятны или смысл их затруднительный для понимания, то это такие контексты смысл которых не ясен при чтении из-за того, что в них есть какая-то общность или какая-то непонятность.
Слово «муджмаль» имеет два значения в шариате. Основа этого слова разбирается в науке усулю фикх и непосредственно имеет отношение к вопросам идеологии, так вот муджаль в шариате первое значение - это такое слово муджмаль смысл, которого если оно употребляется без различных разъяснений, то смысл его непонятен без дополнительных разъяснений. Второе его значение это такое слово которое возможно понять его двояко (то есть оно несет в себе два смысла, можно понять и так и так) это слова в арабском языке, у которых есть два смысла (также есть такие слова в русском языке, как например слово «ключ», ключ несет значение открывать дверь этим ключом и ключ, который источник воды и тому подобное), махтамаль амрейни то слово которое несет в себе два значения сразу, так что нет никаких косвенных доводов, на то что имеется ввиду один смысл над другим, то есть никакой добавки одному над другим (то есть не можешь сказать, что здесь из этих двух смыслов имеется ввиду именно этот смысл, а не другой, потому что оба эти смысла равны в силе, и этот можно понять и этот можно понять, это называется муджмаль в шариате), а что касается неясных контекстов относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха, это такие аяты или хадисы смысл которых непонятен либо потому что они пришли так что смысл их непонятен без дополнительных разъяснений, либо несет в себе два смысла сразу и какой из них имеется в виду ты не можешь определить, так как у тебя нет косвенных доводов, то есть либо его указание на какой-либо смысл не совсем ясно, либо недостаток в понимании того, кто читает этот аят, как мы должны поступать относительно этих аятов, в этом случаи мы обязаны утвердить это слово, так как шариат принес нам это слово ( то есть в контекстах данное слово приходит) и мы обязаны приостановиться и не говорить что под этим словом имеется ввиду именно такой-то смысл, а не другой, именно этот смысл, а не другой и не должны пытать сделать тафсир этого слова тем, на что у нас нет далиля (довода), потому что это слово непонятно и неясное, и мы не можем однозначно вынести постановление относительно него, и поэтому мы возвращаем знание о смысле этого слова к Аллаху и Его Посланнику». И здесь нужно отметить то, что когда мы говорим то, что аяты и хадисы делятся на понятные и непонятные, не имеется ввиду абсолютно непонятные контексты, имеется ввиду непонятные для кого-то. То есть для тебя, так ты, допустим, только начал требовать знания или даже если ты уже давно требуешь знания есть некоторые аяты, которые действительно могут показаться тебе непонятными при чтении, однако этот «тауакъуф» - мы должны приостановиться и не давать ему какой-то тафсир без явного довода не означает что это приостановление абсолютное, имеется ввиду ты должен приостановиться пока не найдешь какие-то косвенные доводы, которые указывают что под этим словом имеется ввиду какой-то конкретный смысл. Например ты спросишь того, кто знает больше тебя, или допустим это слово встречается в аяте, ты прочитаешь его смысл в тафсирах или просмотришь те книги, которые ты раньше изучал из матнов, возможно что-то упоминалось в них и ты забыл и тому подобное, то есть когда шейх ‘Усаймин говорит что мы приостанавливаемся и не утверждаем никакого смысла это не означает мазхаб «мафауида» то есть то что мы говорим, «в слово мы верим, в смысл мы не верим и смысл мы не знаем» то, есть нет ни одного аята и ни одного хадиса в шариате смысл которого был бы не ясен абсолютно всем членам мусульманской общины, есть хотя бы один человек или один или два человека, который знает что имеется ввиду по этим, даже если или большинство людей не знают и не понимают, ну это еще дальше придет.
Почему шейх ‘Усаймин вообще об этом говорит так, как он делает разъяснение словам Ибну Кудама аль-Макдиси и мы уже вчера проходили этот отрывок и сказали что явные или внешние слова Ибну Кудама аль-Макдиси указывают или совпадают с мазхабом муфауида, которые говорят что «мы верим в слово и не верим в смысл», точнее не то что не верим в смысл, «не знаем смысла» и приводили слова шейха Мухаммада ибн Ибрахима, шейх Салиха Али Шейха и шейха Фаузана о том, что Ибну Кудама совершил ошибку в этом предложении и выразился неправильно, то есть внешнее его выражение является неправильным, ошибочным и шейх Усаймин комментируя слова Ибну Кудама аль Макдиси попытался разъяснить что имеется ввиду в его словах и мы тоже попытались разъяснить со своей стороны, чтобы стало более ясно.