Старость. (Пятьдесят семь - шестьдесят лет)
"Третий возраст". В разных культурах время угасания человеческой жизни часто именуется "третьим возрастом". Китайская пословица определяет три этапа в жизни человека - время учиться, время бороться и, наконец, время, чтобы становиться мудрым. На Руси старцем человека считали начиная с 56 лет. В литературе по возрастной психологии третий возраст рассматривается как единое целое, начиная с рубежа шестьдесят - шестьдесят пять лет. Между тем этот жизненный период можно поделить, как минимум, хотя бы на две части. Прекращение профессиональной деятельности, субъективное признание себя "пожилым" человеком, изменения в образе и стиле жизни, которые опять же задает себе сам человек, маркируют его возрастную принадлежность к пожилым людям. Но зачастую эти признаки проявляются совсем не обязательно к шестидесяти пяти годам, это может быть как много позднее, так и гораздо ранее. Итак, первая половина "возраста мудрости" - пожилой возраст. Вторую половину назовем старческим возрастом, или сенильностью (с латинского "дряхлость") - это время, когда человеку невозможно поддерживать существование без посторонней помощи. Период сенильности также обретает свои временные рамки в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Конечно, возраст - один из важнейших показателей периода дряхлости, но все - таки не единственный.
1. Пожилой возраст
Духовная жизнь. Период человеческой старости необычайно длинен, если сравнивать соответствующие периоды жизни человека и животного. Православная антропология объясняет это тем, что человеку нужно много времени для того, чтобы окончательно приготовиться к встрече с Богом. Пока у человека еще много сил, он в основном погружен в земные заботы и дела, и хотя духовная жизнь не оставляется им, у него остается немного времени для углубленного вникания в ее сущность. Но вот силы для полноценной земной жизни уже малы, человек вырастил детей, построил дом, что же далее - умирать? Но человек живет, у него наконец - то появляется возможность сосредоточиться теперь преимущественно на духовной жизни. Человек как бы стоит перед вечностью, готовится в нее войти. В этот первый период старости главной задачей является наставничество.
Человек уже изжил свои страсти, земные заботы постепенно отходят от него, и из богатой сокровищницы жизненного опыта, омытого в чистом источнике молитвенной жизни, он может черпать драгоценные зерна мудрости и делиться ими со всеми приходящими к нему. Не случайно православные люди считают, что совет, несущий волю Божию, может дать только старец.
Однако если прожитая жизнь не была путем к Богу, если она была направляема только человеческими страстями, то период старости для человека становится очень тяжелым временем. У человека, не изжившего в себе страстей, часто лишенного возможности их удовлетворить (а удовлетворить их в полной мере в принципе невозможно), эти страсти обостряются самым неприглядным образом, и жизнь его превращается в муку для себя и не только для себя, но и для окружающих. Человек, не исполнивший своего предназначения, заканчивает свою жизнь неприглядно и уродливо. И какой контраст им являют старцы, просвещенные Святым Духом!
Психологическая характеристика возраста. Объективно характеризовать старческий возраст сложно. Исследованиями старения в основном занимаются люди, моложе шестидесяти лет. Невозможно авторитетно рассматривать фазу жизни, которую сам еще не пережил. Поэтому характеристика старости сводится к описанию изменений в физиологии, психике - мышлении, памяти, восприятии, способности к адаптации. "Взгляд извне" могут описать только представители этого возраста. У Гёте этот возраст именуется "четвертым": "ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик, старик - мистик" (цит. по Б. Ливехуду, 13, 91). Прекращение профессиональной карьеры влечет за собой коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности пожилого человека. "Шок отставки" воздействует и на психические процессы - мышление, память, внимание не получают полноценной нагрузки, какую имели до этого. Смена социального окружения, которая чаще всего сводится к сужению круга общения в пожилом возрасте, утрата своей социальной роли, изменение положения в обществе, зачастую сопровождаемое снижением материальной обеспеченности, - все это негативно отражается на психике и здоровье пенсионера.
Специалисты отмечают зависимость психического и соматического состояния пожилого человека от ряда факторов. Отрицательно влияют снижение количества личностных контактов в семье, потеря возможности контролировать события, принимать решения, участвовать в общей жизни. Если пожилой человек имеет возможность и желание планировать свое будущее, строит планы и старается реализовать их, на трудности реагирует конструктивно, не делегируя своих полномочий ближайшему окружению, то и физическое состояние его, как правило, более благополучно. "Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода" (26, 381).
В изменившихся условиях открываются новые возможности и способности, которые доселе были не востребованы. Пробуждается интерес к подробностям, даже мелочам жизни. Такие пенсионеры поступают в кружки кройки и шитья, увлеченно разводят новые сорта растений на своих садовых участках, осваивают новые для себя роли свекрови, тестя, дедушки и бабушки. Замечено, что интересы словно замыкаются через поколения - для пенсионеров наиболее предпочтительны в общении дошкольники и юноши (девушки). С дошкольниками роднит схожий темп речи, движения, интерес вызывает детское творчество. Для юношей пожилой человек является источником жизненной мудрости, не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Но для такого взаимодействия необходимо наличие именно осознанной жизненной философии - мудрости, которая позволяет человеку стареющему отнестись к результатам своего труда, своих усилий как к преходящим, то есть увидеть в них и абсолютную, и относительную ценность. Очень важно помочь пожилому человеку расширить свой жизненный контекст, найти этой группе социальное применение. Они готовы учить, но не все умеют это делать. Выход может быть очень прост - более частое общение, даже и по телефону, у них всегда будет, что рассказать, при этом по возможности помочь дать выход открытости - не иронизировать над новыми увлечениями, а понять, почему увлекся, поддержать в этом начинании.
В специальной литературе (30, 77) имеются данные о том, что у не очень старых людей (до семидесяти лет) неожиданно резкое снижение интеллекта является предвестником скорого ухода из жизни. Исследователи еще расходятся во мнении, какие интеллектуальные функции ухудшаются в первую очередь, но феномен "последнего спада" оказывается одним из прогностических признаков приближающегося жизненного финала. "Модель последнего спада утверждает, что человек поддерживает один и тот же уровень поведения, и лишь в последние месяцы перед смертью его способности заметно ухудшаются, как будто его интеллект резко "свертывается", подготавливаясь к смерти" (30, 53).
Посттрудовое время конечно же осознается и как время завершения жизненного пути человека, как время подведения итогов. Э. Эриксон (38) пишет, что, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность, либо впадает в безысходность и отчаяние. Целостность восприятия собственной жизни, выражающаяся в примирении со всеми предшествующими стадиями своего развития, обретение интегративности (термин Эриксона) дают пожилому человеку силы и интерес к жизни. Интегративность поясняется автором как склонность к порядку и значимости, доверие к прошлому, принятие "одного - единственного жизненного цикла с определенным кругом лиц, входящих в него". Прожитая жизнь воспринимается как сфера личной ответственности, как единство собственного жизненного цикла в контексте человеческой истории. В этом случае пожилой человек в состоянии вести диалог с жизнью и смертью, ставить перед собой "последние вопросы" и отвечать на них. Отсутствие или утеря интегративности, по мысли Эриксона, приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть как ее последняя граница. Отчаяние вызывается ограничением дееспособности человека, когда он не в состоянии испытать пути, ведущие к интеграции. "Такое отчаяние часто прячется за демонстрацией отвращения, за мизантропией или хроническим презрительным недовольством… отвращением и недовольством, которые там, где они не связаны с видением высшей жизни, свидетельствуют только о презрении индивида к самому себе" (38, 151).
Литература по геронтологии (науке о старости) приводит многочисленные примеры того, как "организация творческого и плодотворного вечера жизни" помогает сохранять активное состояние пожилым людям. Вместе с тем подчеркивается тот факт, что "умные люди живут дольше". Так и формулируется взаимосвязь и взаимозависимость - умный (думающий) человек стремится как можно долее оставаться активным. И не всегда активность сопряжена с крепким физическим здоровьем, известно, что зачастую человек с серьезным физическим недугом поражает всех своей жизнестойкостью и плодотворной деятельностью. С другой стороны, суперактивность, продиктованная неприятием старения, которая зачастую сопряжена со страхом ожидания разрушительного воздействия возраста на здоровье, так же неблагоприятно сказывается в жизни пожилого человека. Оптимальным становится стремление к интеграции - когда одна деятельность становится невозможной, находится другая; существует разумное ограничение выполняемых действий, многие пожилые люди отказываются от ответственности в обмен на чувство безопасности. В случае, когда это связано с погружением в свой внутренний мир, по мере того, как ослабевает способность воспринимать внешние события, наблюдается новый вид творчества. Тот, кто разумно относится к ограничению своей дееспособности в пожилом возрасте, способен к творчеству, способен и к "подведению итогов". И самочувствие этого пожилого человека гораздо лучше, чем у тех, кто живет только программами радио и телевидения и не тратит силы на творческую деятельность.
Физическое состояние. Опыт житейских наблюдений и приведенные в специальной литературе результаты исследований (7, 834) наглядно показывают, что человек, ведущий активный образ жизни, к пожилому возрасту может пребывать в лучшей физической форме, чем более молодые люди. Специалистами подмечено, что изменения физического состояния в этом возрасте не столько обусловлены биологическими процессами старения, сколько частными причинами. Так, многие физические недуги этого периода связаны с многолетней профессиональной деятельностью человека - шумным производством, работой в химической промышленности, другими профессиональными факторами. Сказываются несчастные случаи, пережитые человеком в течение предыдущей жизни, перенесенные заболевания. Особым образом отражается на самочувствии пожилого человека его образ жизни - ритм и привычки. У курильщиков со стажем могут развиться проблемы с дыханием, а у человека, подвергающего себя серьезным нагрузкам на садовом участке, - проблемы с позвоночником. Но и биологические изменения сказываются в этот период все более отчетливо. Постепенно меняется внешность - появляется седина, увядает кожа, иногда меняется пигментация, и на коже выступают коричневые пятна, меняется осанка (из - за "проседания" позвоночника у многих пожилых людей уменьшается рост на несколько сантиметров). Становятся более хрупкими кости, и это зачастую пагубно сказывается на подвижности пожилых людей. Неловкость в движении, которая не имела никаких последствий в предыдущие возраста, теперь может привести к переломам, в пожилом возрасте долго не срастающимся. Происходящие в физиологии стареющего человека морфофункциональные изменения будут подробно описаны в следующей главе. При общей схожести проблем физического состояния пожилого и старческого возраста обратим внимание на их разницу. Пожилой человек старается, по возможности, самостоятельно справляться с физическими недугами, в старческом же возрасте человек становится все более зависим от своего окружения.
2. Старческий возраст
Духовная жизнь. Главной задачей именно последнего жизненного этапа является окончательное приготовление к встрече с Богом. Многие культуры рассматривают долгожительство как награду за добродетельно прожитую жизнь. С этим связывается и появление у стариков поразительной интуиции, глубокого, проникновенного понимания и видения того, что недоступно иным возрастам. "Откровение ино - бытия" (термин взят в книге Слободчикова и Исаева, см. 26, 369) проявляется в разных формах, но признаки похожи - внешне кажется, что стирается грань между сознательным и бессознательным, форма самовыражения несущественна. Человек как бы выключается из участия в земной жизни, чтобы созерцать вечность. Внутренняя сосредоточенность, плавность движений, взгляд, обращенный внутрь, роднит этот возраст с пренатальным периодом в жизни человека. На новой ступени человек обретает "иную утробу" для того, чтобы собрать силы для иного рождения.
Ожидание собственной смерти становится жизненной задачей. Для ее решения требуются силы. Психолог с многолетним стажем отмечает: "Письма и высказывания очень старых людей показывают, что последние годы переживаются очень по - разному. Так, один старый человек, которому уже далеко за восемьдесят, пишет, что полная зависимость помогла ему понять самого себя и реально и глубоко ощутить слова "Христос во мне" (13, 91).
Психическое состояние. Самое большое число самоубийств в странах, входящих во Всемирную организацию здравоохранения (кроме Польши), приходится на возраст после семидесяти пяти (30, 174). Старики выбирают более "надежные" способы ухода из жизни, чем молодежь и подростки. В то время как молодые люди попытками суицида стремятся изменить свое положение и потому выбирают такие способы, которые позволяют быстро вернуть их к жизни, старики сознательно уходят из жизни, наполненной для них болью и страданием.
Отношение к жизни и смерти конечно же складывается у человека из опыта всей его предыдущей жизни, поэтому, говоря о подведении жизненных итогов, стоит помнить, что слово "прощай" в русском языке имеет один корень со словом "прости". Мольба о прощении за неправедно прожитую жизнь - один из самых глубоких способов подведения жизненных итогов.
Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. Для этого надо учиться адаптироваться к новым условиям при уменьшении физических ресурсов. Изменения в сенсорике пожилых людей могут быть весьма серьезными, они могут являться помехой в восприятии образа окружающего мира. Это находит отражение и в психических процессах - меняются многие мыслительные функции (речь, память, воспроизведение информации).
В старости человек может ощущать возрастающий контраст между "скучным" настоящим и наполненным интересными событиями прошлым. Отдельные эпизоды из прожитой жизни могут все чаще повторяться в уме, уподобляясь "театру одного актера". Пик воспоминаний зарегистрирован многими исследователями и приходится на период от десяти до тридцати лет из жизни человека. Яркость воспоминаний зависит от того, насколько эмоционально было заполнено воспроизводимое событие и насколько часто человек впоследствии думал об этом событии либо воспроизводил его в своих рассказах. Многократно воспроизводимые воспоминания с каждым пересказом обретают новые вариации с тем, чтобы улучшилось восприятие их слушателями. Таким образом, событийный рассказ из собственной жизни в течение многих лет сохраняет основную сюжетную линию, но второстепенные детали обнаруживают при этом существенные отличия. Такую особенность стоит учитывать в любой "мемуарной" деятельности.
Другой существенный момент связан со способом "извлечения" воспоминаний. Просьба рассказать о наиболее ярких событиях жизни вызывает избыток воспоминаний из более ранней ее части. Высокопарный слог обращения также зачастую вызывает более старые воспоминания. В том случае, когда просят воспроизвести воспоминания по ассоциации и продатировать их, то есть сразу ставится вопрос "когда это было?", также наблюдается обращенность к ранней юности и молодости. Если же дается свобода в воспроизведении воспоминаний, нет условий датирования, нет жесткой заданности тематики, человек может вспомнить и свое недавнее прошлое. Следовательно, способ постановки вопроса часто определяет "возраст воспоминаний", которые иногда имеют лечебное действие. Некоторые специалисты советуют поддерживать "терапию воспоминаниями" для стариков, поскольку это помогает им примириться с жизнью.
В заключительно части своей книги "Психология старения" Ян Стюарт - Гамильтон пишет: "Имеет ли пожилой человек интеллектуальные проблемы или нет, доволен своей жизнью или хочет покончить свою жизнь самоубийством, здоров или не имеет возможности выйти из дому, все это зависит в первую очередь, а может, и единственным образом, от его генетической наследственности и того, как он вел себя в предыдущие периоды жизни. Благополучная старость является наградой, а не безоговорочным правом. Ее можно достичь только подходя к старению с чистым и открытым разумом" (30, 198).
Физическое состояние. Практически отсутствует потребность в движении, меняется отношение к еде. Затухает функционирование органов чувств.
Меркнет зрение - сила моя…
(Арсений Тарковский)
Стареющие хрусталики глаза теряют свою эластичность и, как следствие, способность фокусироваться. Поэтому многие старики хорошо различают лишь удаленные объекты (дальнозоркость) либо в состоянии различать лишь мелкие детали (близорукость). Снижается контрастность зрения, слабый по интенсивности источник света не воспринимается, медленнее обрабатывается зрительная информация, уменьшается объем поля зрения. Там, где молодому человеку достаточно движения глазного яблока, старику приходится поворачивать голову, чтобы рассмотреть предметы.
Геронтология описывает изменения слуха, изменения во внутреннем строении уха, происходящие с возрастом. Установлено, что некоторые виды потери слуха связанны с генетическим строением организма, существуют данные о неблагоприятном влиянии на слух окружающих условий ("тихие" и "шумные" работы, место жительства), наконец, перенесенные заболевания также неблагоприятно сказываются на способности воспринимать звук. Потеря слуха, даже незначительная, ассоциируется со снижением самочувствия, общительности и даже интеллектуальной деятельности. В Древней Греции, например, слово "глухой" было синонимом слова "глупый", во многих культурах глухота считалась проклятием, потому что в обществе, не имеющей письменности, глухой человек ограждался от учения. Принято считать, что слепота изолирует человека от вещей, а глухота изолирует человека от общества. В то же время специалисты (30, 30) отмечают, что уровень социальной изолированности слабо соотносится с уровнем потери слуха.
Происходит изменение вкуса. Специалисты дискутируя о том, как изменяется чувствительность к горькому и соленому вкусу в старости, сходятся во мнении, что чувствительность к кислому и сладкому практически не изменяется (до ста лет), однако в отношении сложных вкусов, то есть вкуса практически всех приготавливаемых продуктов, пожилые люди обнаруживают нарушения в определении вкуса многих повседневных пищевых продуктов. Это зачастую приводит к пищевым отравлениям.
Обоняние почти не изменяется у здоровых пожилых людей. Однако, поскольку большинство стариков имеют те или иные болезни, более корректно утверждать, что обонятельные функции к старости тоже снижаются.
Изменяется и осязание. С годами у человека развивается более высокий порог чувствительности, то есть требуется более сильное раздражение кожи, чтобы почувствовать его. Уменьшается чувствительность к температуре предметов. Некоторые исследователи отмечают увеличение болевого порога в старости, сильные болевые ощущения не воспринимаются как боль, с этим связано большее число "стариковских" порезов, ожогов и прочих ранений, которые к тому же не так быстро зарастают, как в молодом организме. Снижение осязания связывают как с уменьшением количества сенсоров в утончающейся и сморщенной коже стариков, так и с изменением процесса передачи информации через нервы в мозг.
Заключение
В данном учебном пособии была предпринята попытка характеристики возрастов жизни человека с позиций православной антропологии. Знакомство с возрастными особенностями развития личности, рассмотренными в контексте православной традиции, православного нравственного и догматического богословия будет полезно не только специалистам, работающим в социальной сфере, но и студентам, готовящимся к профессиональной деятельности в этой сфере.
Завершая рассмотрение жизненного цикла человека и тех задач, которые стоят в каждом возрасте земной жизни личности, обратимся к определению смысла жизни в православном учении о человеке. "Человек не обречен на небытие и уничтожение; он призван к преодолению стихии земного существования и к вечной жизни, в которой приобретает безусловное оправдание и смысл весь пройденный им жизненный путь. Пребывая в вере во Христа, в смиренном уповании на беспредельную благость Божию, человек в последний решающий момент жизни становится открыт для вечности и достигает переживания такого внутреннего величия и мира, которыми освещается вся его минувшая, сознательно прожитая жизнь" (1, 31).
Литература
1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад, Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург, 1999.
3. Блаженный Августин. Исповедь. Богословские труды. Сборник 19–й. - Изд - во Московской Патриархии, 1978.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти т. Т. 4. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М., 1984.
5. Дольто Ф. На стороне ребенка. - М., 1997.
6. Дольто Ф. На стороне подростка. - М., 1998.
7. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
8. Коменский Я. - А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М., 1982.
9. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - М., 1993.
10. Куломзина С.С. Семья - малая Церковь. - М.: Паломник, 1997.
11. Куткене Л. Психологические теории развития. - Вильнюс, 1998.
12. Лавренова Г.В. и др. Практическая энциклопедия молодой православной мамы. - С. - Петербург, Сатисъ.
13. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга, 1994.
14. Льюис К. - С. Собрание сочинений в 8–ми т. Т. 8. Размышления о псалмах. - М., 2000.
15. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология зрелости и старения. - М., 1997.
16. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. - СПб., 1992.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Т. 2. - М., 1995.
18. О семье и воспитании. - СПб., 1996.
19. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000.
20. Просветитель. № 2–3. - М., 1995.
21. Протоиерей Борис Ничипоров. Времена и сроки. - М., 2002.
22. Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.
23. Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
24. Протоиерей, профессор Глеб Каледа. Домашняя Церковь. - М., 2001.
25. Сестра Магдалина. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1993.
26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.
27. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003.
28. Соколова Н.Н. Под кровом Всевышнего. - М., 2001.
29. Старец Сампсон. - М.: Народная библиотека, 1994.
30. Стюарт - Гамильтон Я. Психология старения. - СПб., 2002.
31. Томе Г. Теоретические и эмпирические основы психического развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. - М., 1978.
32. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. - М., 2001.
33. Феофан Затворник, святитель. Как сохранить благодать святого крещения. - М., 1997.
34. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. - М., 1899.
35. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. - М., 2001.
36. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб., 1999.
37. Экман П. Почему дети лгут? - М., 1993.
38. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. - М., 1996.
39. Янушкявичене О. Дерево доброе. - М., 1997.
40. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. - М., 2000.
Дополнительная литература
41. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть 3. - М., 1997.
42. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
44. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
45. Аверинцев С.С. Солидарность поколений как фактор гражданской свободы.
46. Мошкова И.Н. Рекомендации социальным работникам по работе с молодежью. - www.synergia.itn.ru.
47. Змеев. Андрагогика. М., 1999.
48. Протоиерей Владимир Воробьев. Покаяние. Исповедь: Духовное руководство. - М., 1997.
49. Протоиерей Андрей Воронин, Гарин Д.В. Ковалёвский детский дом. Вчера, сегодня, завтра…(Опыт семейной организации воспитания детей - сирот). Кострома, 2002.
50. Склярова Т.В. Над пропастью в горах или использование методов экстремальной психологии в воспитании детей группы риска //Сб. Духовно - нравственное и психологическое здоровье ребёнка в детско - взрослых общностях. М.,2003 (в печати).
51. Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в современной общеобразовательной школе http://www.light.orthodoxy.ru
Примечания
См.: Янушкявичене О.Л. Дерево доброе: Учебное пособие для начальных классов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1997; Роман Янушкявичюс, Ольга Янушкявичене. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. - М.: ПРО - Пресс, 2002.
Здесь и далее первая цифра обозначает порядковый номер издания, обозначенный в библиографии, вторая - номер страницы.
Латинское слово tolerantia буквально означает терпение. Традиционное понимание толерантности в психологии - психо - физиологическое. Оно рассматривается как ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к нему. Cоциально - психологическое понимание толерантности как терпимости к различным мнениям, непредубежденности в оценке людей позволяет обозначить различия в толерантности и терпимости. О толерантном отношении говорят в том случае, когда человек малочувствителен к тем факторам, которые окружают его, т. к. у него низкий уровень социально - психологической чувствительности (в обыденном сознании это связывается с проявлениями нечувствительности, "черствости" или "холодности"). В ситуации, когда человек проявляет высокий уровень социально - психологической чувствительности, но терпит в силу своих личностных установок, говорят о том, что он проявляет терпимость.
Выготский Лев Семенович (1896–1934) - русский психолог. Разработал культурно - историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации. Различал "натуральные" (данные природой) психические функции и функции "культурные" (приобретенные в результате интериоризации, то есть процесса освоения индивидом культурных ценностей).
Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) - советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии "ведущая деятельность". Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.
Пиаже (Piaget) Жан (1896–1980) - швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.
Эриксон, Эрик Гомбургер [Erikson] (1902–1994) - американский психолог и психотерапевт, один из основателей эгопсихологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. Создал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение человеком восьми стадий развития.
Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962). Магистр философии Московского университета (1915 г.), в 1915–1919 гг. - профессор психологии Киевского университета, в 1920–1923 гг. - профессор философии Белградского университета. Директор педагогического института в Праге (1923–1926), профессор Свято - Сергиевского православного богословского института в Париже (1926–1962), в 1944–1947, 1949–1962 гг. его декан. Преподавал историю философии, психологию, апологетику и историю религий. Доктор церковных наук (1948 г.). Рукоположен в 1942 г. Редактор альманаха "Вопросы религиозного воспитания и образования" (Ч. I–III) (Париж, 1927–1928) и "Бюллетеня религиозно - педагогического кабинета".
Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927–1987) - американский психолог, автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.
Авторы сочли нужным коснуться здесь вопроса, широко обсуждаемого сегодня в общественных и научных кругах. С середины XIX века было объявлено об открытии наукой нового явления, которое назвали явлением телегонии. Телегония (от греческих слов "tele" - вдаль, далеко и "gone" "семя") на сегодняшний день определяется ее последователями как наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры, особенно первый. То есть ребенок, родившийся от женщины, имевшей в добрачный период другие связи, будет носить в себе признаки не только своего отца, но и тех, с кем его мать имела добрачные связи. Специалисты пока не пришли к единому мнению в этом вопросе.