Если бы Павел жил в наше время, он осудил бы адвентистов седьмого дня, как осудил членов Галатийской церкви (см. Гал. 4:9,10)
Упомянутый отрывок читается так: "Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:9, 10).
Рассматривая Возражение 7, мы выяснили, что рабским игом тяготила людей бесконечная цепь церемониальных обрядов, исполнять которые было особенно трудно, потому что раввины привносили в них бесчисленные уточнения и добавления. Совершенно очевидно, что в данном случае Павел не упоминает о нравственном законе, потому что тот касается лишь одного дня - еженедельной субботы. Павел говорит о церемониальном законе, поскольку только в нем мы находим повеления о том, как соблюдать "дни, месяцы, времена и годы".
Разве мог Павел сказать, что суббота - седьмой день - представляет собой одно из "немощных и бедных вещественных начал" и что, соблюдая ее, мы себя "порабощаем"? Тот же Павел писал Тимофею о том, что "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16), и поэтому апостол воспринимал субботу так же, как и пророки. Исайя, например, возвещает о том, что Господь называет субботу "святым днем" и призывает нас именовать ее "отрадою, святым днем Господним, чествуемым" (Ис. 58:13).
Христос умер на кресте, чтобы искупить людей от греха, освятить их, уничтожить в этом мире всякое подобие греха и возродить мир в его изначальной райской славе. Можно ли допустить, что Христос стремится упразднить субботу, которую Бог благословил и освятил в безгрешной красоте Едемского сада, которая служила Божьему народу знамением Его освящающей силы, соблюдение которой было заповедано как "сыновьям иноплеменников" (Ис. 56:6), так и самим иудеям, и которую надо будет соблюдать на обновленной земле? Противники субботы не делают серьезных попыток честно ответить на этот вопрос.
Но можно задать и другой: если Павел действительно осуждал тех, кто соблюдает субботу, то почему бы ему было не осудить соблюдающих воскресенье? Если в первом случае осуждение возможно, то разве нельзя сказать, что оно в той же мере возможно и во втором?
Однако давайте немного разовьем эту тему. Итак, Павел осуждает тех, кто "наблюдает дни... годы" и т. д. Что касается адвентистов седьмого дня, то характерной особенностью этой Церкви является несоблюдение многих святых дней, например, адвентисты не соблюдают Страстную пятницу и Пасху, хотя и придают огромное значение смерти и воскресению нашего Господа. Мы соблюдаем только один святой день, и совершенно ясно, что Павел не смог бы нас осудить наравне с галатами.
Интересно, что сказал бы апостол сегодня о соблюдающих воскресенье, которые все охотнее отмечают различные памятные религиозные дни и праздники? В одной современной протестантской газете появилась статья под заголовком: "Все большее внимание уделяется Великому посту". Там, в частности, говорится: "Великий пост занимает крайне важное место в календаре Римско-католической, Греко-католической, Епископальной и Лютеранской церквей" и затем добавляет: "В наших церквах Великий пост находит все большее признание". Другая протестантская газета, не довольствуясь призывом к соблюдению
воскресенья, Страстной пятницы, Пасхи, Рождества и Великого поста, убеждает соответствующим образом отмечать прочие праздники. В ней высказывается сожаление о том, что "в христианской мысли и церковных календарях дню Вознесения уже не придается надлежащего значения". В передовой статье говорится о преимуществах, которые, с точки зрения автора, приобретают люди, празднующие Рождество, Пасху и другие религиозные праздники, и на этой основе утверждается, что празднование дня Вознесения будет способствовать дальнейшему обогащению духовной жизни христиан.
Точно так же рассуждали и богословы Средневековья, умножая число святых дней и формируя Католическую церковь по тому принципу, который весьма резко осуждали Божьи пророки. И тем не менее эти цитаты мы привели не из трудов какого-нибудь средневекового католического писателя, а из редакционной статьи современной протестантской газеты "Christian Statesman". Эта газета представляет собой официальный печатный орган Национальной реформаторской ассоциации, которая активно стремится к тому, чтобы на законодательном уровне ввести строгое соблюдение воскресного дня во всех Соединенных Штатах и которая заявляет, что говорит от имени почти всех протестантских церквей страны.
Если слова апостола имеют отношение к сегодняшнему дню, мы хотим, чтобы беспристрастный читатель сам решил, кого Павел осудил бы: адвентистов седьмого дня или многочисленные протестантские общины, соблюдающие воскресенье.
Учитывая, что нередко адвентистов седьмого дня считают неполноценными христианами, потому что они не соблюдают Страстную пятницу, Пасху, посты и другие церковные дни и праздники, мы хотели бы спросить: каким образом можно осуждать адвентистов за то, что они не соблюдают различные религиозные праздники и в то же время считать, что Павел осудил бы их за соблюдение таких праздников?
Возражение 33
Ветхозаветные пророки предсказали, что настанет время, когда суббота будет упразднена (см., например, Ос. 2:11). На вопрос о том, "когда-то пройдет... суббота", пророк Амос отвечает, что это произойдет тогда, когда земля омрачится среди светлого дня (Ам. 8:5, 9). Как известно, земля погрузилась во тьму, когда распяли Иисуса, и, следовательно, суббота была упразднена на кресте.
К чести сторонников воскресного дня надо сразу сказать, что они не часто приводят это возражение. В упомянутом отрывке из Книги пророка Осии читаем: "И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее" (Ос. 2:11). Сравним сказанное с тем, что сказал Господь устами пророка Исайи: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите-и рассудим, говорит, Господь. Если будут грехи ваши как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (Ис.1:11-19).
Перед нами картина Израиля-отступника, который, предавшись идолопоклонству и всем прочим беззакониям, продолжал формально соблюдать праздники, которые были ему заповеданы на Синае. Поступая таким образом, он насмехался над Божественными установлениями, и тогда Бог возвестил, что обрушит на него страшные суды. Господь прекратит нескончаемую череду празднований; не будет никакого веселья и умолкнут крики радости. Будут уничтожены даже "виноградные лозы" и "смоковницы" (Ос. 2:12). Господь отвратит Свои очи от израильтян и перестанет их слушать.
Когда были возвещены эти страшные пророчества? Незадолго до уничтожения Израильского царства с его столицей Самарией, и взятия в вавилонский плен жителей Иудейского царства, столицей которого был Иерусалим. Согласно библейским комментаторам пророчества находят свое истинное исполнение в этом страшном разрушении и пленении. Тем не менее все это случилось с Иудеей и Израилем за несколько веков до распятия. Таким образом, если допустить, что суббота упразднена, то это произошло на 500 лет раньше, а это никак не согласуется с теорией ее противников, согласно которой суббота была упразднена на кресте, и ей на смену пришло воскресенье.
Итак, в этих текстах предсказывается не упразднение субботы или какого-либо иного религиозного праздника, а порабощение мятежного народа.
Но что можно сказать о том вопросе, который задается в упомянутом отрывке из Книги пророка Амоса? Вместе с предшествующим стихом данный стих читается так: "Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, - вы, которые говорите: "когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами"" (Ам. 8:4, 5).
В субботу ничего нельзя было продавать, однако безбожные торговцы, будучи не в силах справиться со своей жадностью, горели желанием как можно раньше начать торговлю. Именно потому они и спрашивали, когда окончится суббота. Утверждать, что этот вопрос обращен к пророку Амосу, и предполагать, что спрашивавшие хотели узнать, когда суббота будет упразднена вообще, совершенно необоснованно, и это не согласуется с очевидными фактами.
А действительно ли Амос предсказал мрак, который опустился на землю во время распятия Христа? Упомянув о жадности и беззаконии израильтян, пророк тотчас переходит к описанию тех наказаний, которые на них обрушатся: "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день" (Ам. 8:9, 10).
Пусть Амос сам и истолкует сказанное. Тремя главами раньше он касается тех же самых наказаний и говорит: "Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он - тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он - тьма, и нет в нем сияния. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших" (Ам. 5:18-21).
"За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф - имя Ему!" (Ам. 5:27).
Совершенно очевидно, что "затмение солнца" - это синоним сурового Божьего наказания, а заход солнца в поддень образно означает, что это наказание обрушится внезапно и совершенно неожиданно. Таким наказанием, такой внезапной тьмой, окутавшей Израиль, стало его "переселение за Дамаск". Эта кара обрушилась на Израильское царство приблизительно за семь веков до распятия.
Когда много лет спустя, собрав остаток израильтян, переживших вавилонский плен, Неемия попытался восстановить Иерусалим, он прежде всего стремился к тому, чтобы возродить истинное соблюдение субботы (см. Неем.13:15-22).
Возражение 34
Псалмопевец пророчествовал о том, что настанет новый день для поклонения (см. Пс. 117:22-24). Этот "день", о котором упоминается в 24-м стихе, относится только к воскресенью, к дню, когда Христос стал главою угла.
В упомянутом отрывке из Книги Псалтирь говорится следующее: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс.117:22-24).
Логика наших критиков такова:
1. Восстав из гроба, Христос стал "главою угла";
2. Он воскрес в воскресенье;
3. Выражение "сей день сотворил Господь" подразумевает сутки, состоящие из 24 часов, и относится к воскресенью;
4. Поэтому в воскресенье мы "возрадуемся и возвеселимся", соблюдая его как святой Божий день. Однако на самом деле в Библии нигде не говорится о том, что Христос стал "главою угла", воскреснув из мертвых. В Новом Завете о Христе часто упоминается как о "краеугольном" камне (Еф. 2:20; 1 Петр. 2:6), а также как о "главе тела Церкви" (Кол. 1:18). Тем не менее эти отрывки не связывают Его главенство с каким-либо одним Его действием или моментом времени. Контекст Послания к Колоссянам 1:18 показывает, что если и можно вести речь о каком-либо одном конкретном событии, то это - смерть Христа, совершившаяся в шестой день недели.
Верно, что Христос именуется "главою Церкви" (Еф.1:22) в контексте упоминаний о Его воскресении, однако если мы прочтем весь этот отрывок с 18 по 23-й стих, то станет ясно, что Павел говорит о целом ряде важных событий, связанных со Христом, которые даны в определенной последовательности, - не позволяя сделать вывод, что все они произошли в один и тот же день. Мы читаем, что Бог:
1. "Воскресил Его из мертвых";
2. "Посадил одесную Себя на небесах";
3. "Все покорил под ноги Его";
4. "И поставил Его выше всего, главою Церкви".
Продолжая исследовать другие послания Павла, мы со всей очевидностью убеждаемся, что Христос воссел "одесную" Бога как наш Первосвященник: "Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек" (Евр.8:1,2).
С уверенностью можно сказать, что Христос не начал Свое служение в то утро, когда воскрес. После воскресения Он еще сорок дней находился с учениками на земле.
Кроме того, фраза "и все покорил под ноги Его" напоминает нам другое высказывание апостола Павла о Христе: "Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его" (Евр.10:12,13).
Не вдаваясь в подробности, можно со всей уверенностью сказать, что слова Павла из Послания к Ефесянам (Еф.1:22) относительно главенства Христа над церковью не дают основания сделать вывод, что Христос обрел это главенство в день Своего воскресения. Более того, соответствующие отрывки из Послания к Евреям указывают на то, что совершился ряд последовательных событий, прежде чем это произошло.
Стремясь доказать, что Христос стал "краеугольным камнем" именно в первый день недели, то есть в день Своего воскресения, защитники воскресного дня иногда приводят и другой отрывок: "О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе, Господе нашем" (Рим. 1:3, 4). Данный отрывок является параллельным тому, который мы уже проанализировали (см. Еф. 1:19,20), и поэтому он не содержит никаких дополнительных доказательств в поддержку упомянутой теории.
Любое толкование, которое в поисках доказательств, пристально рассматривает какое-либо одно событие из жизни Христа, не принимая во внимание другие, по праву должно восприниматься с подозрением. Великий Божий план спасения человека предполагает целый ряд важных событий. Воплощение явилось событием чрезвычайной важности - без него о спасении не могло бы быть и речи. Не менее знаменательным является и распятие, потому что без пролития крови нет никакого прощения грехов. Равным образом громадное значение имеет и воскресение, потому что, если Христос не воскрес, нам, умершим во Христе, суждено погибнуть. И наконец, для того чтобы план спасения полностью осуществился, необходимо Второе пришествие, потому что тогда Христос придет "для ожидающих Его во спасение" (Евр. 9:28), чтобы исполнить Свое обетование, которое гласит: "Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин. 14:3). Именно тогда Он станет Царем царей, Господом господствующих и увидит, что все враги Ему покорились.
Только непреодолимым желанием наделить первый день недели той святостью, которая позволила бы требовать благоговейного отношения к нему, объясняется логика людей, которые пытаются создать впечатление, что все имеющее важное значение для спасения человека произошло в воскресное утро. Когда мы читаем Библию, такого впечатления не складывается. Да, Писания усматривают глубокий смысл в отверстом гробе, но для них также важны Вифлеемские ясли, Голгофский крест и небеса, которые свернутся в последний день, чтобы явить лик нашего Господа.
Это же относится и к той части аргумента, в которой исполнение упомянутого отрывка из Книги Псалтирь (Пс. 117:24) сводится к определенному дню, а именно, воскресенью. Давайте посмотрим, что имел в виду псалмопевец, когда говорил: "Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс. 117:24).
Исследовав предыдущие и последующие стихи, мы видим, что в данном случае псалмопевец касается широкой темы спасения. В стихе 21 читаем: "Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением" (Пс. 117:21). 25-й стих гласит: "О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!"
А теперь сравним с этими отрывками новозаветный комментарий апостола Петра, который говорит: "Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:11,12).
Приведенное высказывание позволяет сделать следующий вывод: псалмопевец говорит о дне спасения, который со всей определенностью будет обозначен во время пришествия нашего Господа - Спасителя людей. В Библии слово "день" часто используется для обозначения неопределенного периода времени. Например, мы читаем о "дне Господнем", "дне суда" и понимаем, что в данном случае речь идет о гораздо более длительном отрезке, чем 24 часа. Точно так же Библия говорит и о "дне спасения". В пророческой Книге Исайи мы читаем: "Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе" (Ис. 49:8).
А теперь посмотрим, как это пророческое возвещение комментирует Павел, обращаясь к Коринфской церкви. Процитировав отрывок из 8-го стиха, апостол добавляет: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6:2). По словам апостола Павла, "день спасения", о котором писали пророки, наступил "теперь", когда спустя много лет после воскресения Христа он писал свое послание Коринфской церкви. Совершенно очевидно, что под словом "день" он понимал эру Божьей благодати, которая будет продолжаться до тех пор, пока не завершится время испытания человека.
Споря с неверующими иудеями, Христос говорил о тех, кто стал рабами греха, а также о том, каким образом они могут спастись: "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:36). Не сумев понять Божественного плана спасения, иудеи презрительно заявили, что они - дети Авраама и никогда не были ни у кого в рабстве. Тогда Иисус ответил: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин. 8:56). Провидческим взором увидев то время, когда Христос придет к людям, чтобы принести им спасение, Авраам "возрадовался". Совершенно очевидно, что "день спасения" начался до воскресения.
А теперь давайте сопоставим сказанное псалмопевцем с тем, что Христос сказал об Аврааме, помня, что псалмопевец, как и наш духовный отец Авраам, с нетерпением ожидал пришествия Мессии.
"Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс. 117:24).
"Авраам, отец ваш, рад был бы увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин. 8:56).
Перед нами совершенно очевидная параллель, и нет никакой необходимости продолжать исследование, чтобы выяснить значение слов псалмопевца.
Как отмечалось во вступительной части, некоторые рьяные сторонники соблюдения воскресного дня, стремясь во что бы то ни стало отыскать в Библии заповедь о соблюдении первого дня недели, обращаются к упомянутому отрывку из Книги Псалтирь и заявляют, что Библия повелевает нам "возрадоваться и возвеселиться" в воскресенье. Писание показывает, что Авраам "возрадовался" и "возвеселился" в связи с тем "днем", о котором говорил псалмопевец. Найдется ли среди защитников воскресенья столь мужественный человек, который стал бы утверждать, что Авраам соблюдал воскресный день? Нужно ли еще что-нибудь говорить по этому поводу?
Возражение 35
Известные астрономы выяснили, что наш мир "отстает" от остальной Вселенной на 24 часа. Библейские рассказы о том, как благодаря Иисусу Навину солнце задержалось в небе, и день длился 23 часа 20 минут, а также о том, как во времена Езекии оно вернулось вспять на 40 минут, объясняют причину отставания на указанные 24 часа. Отсюда следует, что евреи и адвентисты седьмого дня неправильно высчитывают время наступления субботы. Наш благословенный Господь, соединив субботу с первым днем недели, слил их в один славный день, в который Он воскрес из мертвых и который мы празднуем как субботу.
На это примечательное возражение можно дать следующий краткий ответ.
1. Данное возражение очень хорошо показывает, в чем самое слабое место любого звена такой аргументации. Согласно этому возражению суббота и воскресенье слились воедино задолго до того, как Христос воскрес. По существу это произошло во времена Иисуса Навина, и отчасти (дополнительные 40 минут) во времена Езекии. Рассуждая таким образом, наши критики пытаются доказать, что на самом деле евреи соблюдали воскресенье. Если это так, то сегодня почти все христиане не соблюдают ни субботу, ни воскресенье, потому что на самом деле они соблюдают
тот день, который следует непосредственно за днем, почитавшимся среди евреев святым. 2. Можно ли допустить, что, ответив на молитву Своего раба Иисуса, Бог настолько запутал исчисление времени, что теперь стало очень трудно, а, быть может, даже и невозможно исполнять заповедь, касающуюся соблюдения субботнего дня? Сегодня сторонники воскресенья вносят мелкие изменения в то, что они сами называют законничеством иудейской диспенсации, заявляя, что в ту пору господствовало строгое соблюдение закона в противоположность нынешнему периоду времени благодати. Они никогда не забывают напомнить нам о том, что в те времена соблюдение закона о субботе контролировалось так строго, что за его нарушение наказывали смертью. И тем не менее нас призывают согласиться с тем, что Моисей едва ли смог упокоиться до тех пор, пока Господь не сотворил чудо посредством Иисуса Навина, - то чудо, которое нарушило временной цикл и придало субботе подвижность, которая никогда не давала о себе знать в христианскую эру. По меньшей мере, никто никогда не заявлял, что в христианскую эпоху солнце останавливалось в небе. Мы читаем о том, как, исполнившись святого рвения ради Божьего дня, Неемия затворил Иерусалимские ворота, когда накануне субботы стало смеркаться. Какая прекрасная возможность предоставилась его противникам, которые могли бы напомнить ему, что совсем недавно во времена Езекии при наступлении субботы надо было учитывать разницу в 40 минут и, следовательно, поскольку решение данной проблемы остается весьма неопределенным, никто не должен и беспокоиться по этому поводу! Тем не менее, читая о споре Неемии с нарушителями субботы, мы не находим и намека на такие рассуждения. Здесь и в других местах на протяжении всего Ветхого Завета речь идет о том, что Бог повелел соблюдать субботний день и что не соблюдающие его будут наказаны. Ни Неемия, ни какой-либо другой богодухновенный автор ничего не знали о смещении бремени. Их весть исполнена глубокой убежденности в том, что суббота - это день с четко обозначенными временными границами, что ее наступление и окончание можно легко вычислить и в силу этого нет никакого оправдания тому, кто ее нарушил, и потому должен понести справедливое наказание.
3. В заключительных стихах главы 23 Евангелия от Луки и в начальном стихе 24-й главы вопрос о соблюдении определенного дня недели четко связывается с повелением о соблюдении субботы. Христиане едины в том, что Христа распяли в пятницу и что Он воскрес в воскресенье. Промежуточный день называется "субботой по заповеди". Итак, все ясно и просто, и любому, кто, размышляя о субботней заповеди, захотел бы развеять всякие сомнения на этот счет, надо всего лишь прочитать упомянутый отрывок из Евангелия от Луки. Для того чтобы у нас не возникало никаких сомнений относительно субботней заповеди, нам не надо быть астрономами, с головой уходить в изучение прошлого или развивать в себе способности к разрешению всех темных вопросов, касающихся хронологии. Лука, который вместе с другими евангельскими авторами оставил нам богодухновенный рассказ о нашем Спасителе, на котором основывается христианская религия, сообщает о существовании определенного дня, который называется "субботой по заповеди". Что касается сторонников воскресенья, то они почитают день, который следует после субботнего. Лука ничего не знал о слиянии дней, которое якобы произошло благодаря Иисусу Навину и Езекии. День, когда Иисус лежал во гробе, - это "суббота по заповеди", а следующий день Лука просто называет "первым днем недели".
4. Но, быть может, кто-нибудь спросит: "Как относиться к тем библейским текстам, в которых описывается происшедшее с Иисусом Навином и Езекией?" Считаем, что об этом нам не стоит тревожиться. Мы с готовностью принимаем эти тексты и верим им. Мы лишь настаиваем на том, что всему остальному, что сказано в Библии, тоже надо доверять. Библия сама всегда является своим самым лучшим истолкователем. Если, несмотря на необыкновенные и ошеломляющие чудеса, мы по-прежнему читаем о том, как Божьи пророки повелевают соблюдать конкретный святой день, а также у Луки узнаем, что седьмой день недели представляет собой субботу по заповеди, у нас складывается совершенно четкое представление о том, каким образом следовать Божьему повелению. Тень на солнечных часах Езекии никогда не предназначалась для того, чтобы бросить тень на субботу. Так же и Господь, желая помочь древнему воину одержать победу, сотворил изумительное чудо, однако сотворил не для того, чтобы современные воители искали в этом дополнительное оружие в своей битве против заповеди о субботе. По странной иронии долгий день той давней битвы каким-то образом сумел навсегда окутать тьмой субботу, и теперь мы якобы не знаем четких границ ни субботнего дня, ни воскресного.
5. Известно, что обращение к выдающимся ученым, которые якобы разделяют вашу позицию, всегда было излюбленным приемом в спорах. Быть может, какой-нибудь астроном, проследив определенные временные циклы на несколько тысячелетий назад, пришел к выводу, что между нашим миром и всей остальной Вселенной существует разница во времени в 24 часа. Мы говорим "быть может", потому что сами никогда не слышали о таком открытии. Но что из этого? Для того чтобы убедиться в существовании разницы во времени, нам не надо отправляться в межзвездное пространство. Достаточно пересечь Тихий океан, и это различие составит 24 часа. Однако, независимо от того, в каком полушарии мы находимся, по-видимому, не возникнет никаких затруднений в том, чтобы определять точное время. Например, сторонники соблюдения воскресного дня, живущие в Австралии, так же уверены, что они соблюдают первый день недели со дня воскресения, как и жители Англии. В обеих странах эта уверенность настолько велика, что в них были приняты законы, заставлявшие соблюдать именно этот день. Если, стремясь упразднить субботу, сторонники воскресенья поступают довольно-таки нечестно, предпринимая путешествие по всему миру (хотя при этом с воскресным днем всегда все остается в порядке), то что можно сказать о человеке, который, стремясь упразднить святой Божий день, стремится увлечь нас в неисследованные глубины межзвездного пространства?
Прямо сейчас мы хотели бы сказать, что любой человек, отваживающийся на широкомасштабное утверждение относительно точного соотношения времени между нашей солнечной системой и остальным мирозданием, утверждает то, что невозможно доказать. 6. И наконец, не надо забывать, что Библия исчисляет дни от одного захода солнца до другого, и, следовательно, чудесное удлинение дня, происшедшее в эпоху Иисуса Навина, не могло нарушить семидневного цикла. В конце концов мы имеем дело с Библией, а не с хронометрами, секундомерами и даже астрономами. Чтобы быть уверенными в том, что мы правильно отслеживаем святой субботний Божий день, нам не надо вникать в тайну долгого дня во времена Иисуса Навина.
Возражение 36