Делаете средством пропитания вашего (Падающее, 82), то есть благодарностью вашей
«отрицание его», говоря: "Дождь выпал благодаря такому-то расположению звезд или благодаря
такой-то звезде"» (Ахмад 1/89, 108, 131, ат-Тирмизи (3291), Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир ат-
Табари). Это передали от Али, Ибн Аббаса, Катады, ад-Даххака, Ата' аль-Хурасани, и таково мнение
Большинства толкователей Корана. Ибн аль-Каййим же так толковал этот аят: «То есть делает вашим
достатком в пропитании, за счет которого вы живете, отрицание его [Корана. —Ред.]».
Абу Малик аль-Ашари рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
В моей общине осталось четыре пережитка джахилиййи: гордость знатным
Происхождением, опорочивания рода, связывание выпадения дождя со звездам и оплакивание
Покойников. Затем он добавил: Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в день
Воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой*. Этот хадис передал
Муслим (943).
Зейд ибн Халид рассказывал:
Посланник Аллаха руководил нашим утренним Намазом в Худайбийе. В ту ночь шел
сильный дождь. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: "Известно ли вам,
что сказал ваш Господь?" Люди ответили: "Аллаху и Его посланнику это известно лучше".
Тогда Пророк произнес: "Он сказал: "Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и
неверующие". Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то
Он верит в Меня и не верит в звезды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря
расположению звезд, то он не верит в Меня и верит в звезды". Этот хадис передали аль-Бухари и
Муслим (Аль-Бухари 2/277, 433 и 7/338, Муслим [71]).
Муслим передал похожий хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится:
Некоторые из людей сказали: "Такая-то звезда сказала правду". И тогда Аллах ниспослал
следующий аят: «Нет, клянусь Я падением звезд! А ведь это — клятва, если бы вы знали,
Великая. Поистине, это ведь Благородный Коран в Книге Сокровенной. Прикасаются к нему
Только очищенные. Ниспослание от Господа миров. Разве же и этим повествованием вы
небрежете? И делаете средством пропитания вашего отрицание его?** (Падающее, 75—82).
(Передал Муслим [73]).
*Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что этими четырьмя
качествами будет обладать часть его общины, зная, что это запрещено, либо по невежеству. Все", что
Осталось от грязи в эпоху джахилиййи, порицается и запрещается в Исламе. Гордость знатным
Происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия,
Чем богобоязненность. Всевышний сказал: «Поистине, самые благочестивые из вас пред Аллахом
— самые богобоязненные...» (Комнаты, 13).
Опорочивания рода также относится к поступкам, оставшимся от джахилиййи, иудаизма и
Христианства. Если же мусульманин все-таки допускает это, то это не означает, что он обязательно
Является неверным или грешником. Это подробно разъяснил шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа.
В отличие от этого, убеждение в том, что звезды либо их расположение влияют на выпадение
Дождя, является неверием и ширком, подобно убеждению в том, что мольба, обращенная к умершему
Или отсутствующему, принесет пользу или защитит от зла и т.п. Это — ширк, с которым боролся
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «И сражайтесь с
Ними, пока не исчезнет искушение, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху...» (Добыча,
Искушение» здесь: ширк.
Оплакивание покойников — имеется в виду рыдание громким голосом, чрезмерные крики и
Вопли — является одним из смертных грехов, который требует покаяния, так как совершающий это
Негодует на предопределение Аллаха. Скорбь, грусть и даже негромкий плач допустимы в Шариате,
Поскольку являются проявлением человеческого милосердия и сострадания.
**В этом аяте Всевышний Аллах поклялся о Благородном Коране, ибо Великий и Всемогущий
Аллах клянется чем хочет и о чем хочет из Его творений. Отрицание же, использованное в арабском
Тексте 75 аята — «Нет, клянусь Я...», — подчеркивает, что Коран не является колдовством, как это
Предполагали мушрики.
Аллах поклялся падением звезд, однако арабское слово «нуджум» (звезды) означает также и
«части», поэтому Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: «Это значит: "[Клянусь. — Ред.] частями
Корана", ибо он был ниспослан целиком с Высшего неба на первое небо в ночь Предопределения, и
После чего ниспосылался по частям в течение последующих лет». Потом Ибн Аббас прочел этот аят и
Сказал: «И падение их — это ниспослание частей одна за другой».
Муджахид же сказал: «Падение звезд — это их восход и закат». Ибн Джарир отдал предпочтение
Этому толкованию.
Существует связь между тем, чем поклялся Всевышний и тем, о чем Он поклялся. Во-первых,
Звезды созданы Аллахом для того, чтобы указывать дорогу во мраке суши и моря, а аяты Корана
Указывают на верный путь во тьме заблуждения и невежества. Звезды дают указания материальные, а
Коран —духовные. Во-вторых, звезды наделены внешней красотой, а Коран обладает красотой
Внутренней. В-третьих, звезды служат для побиения шайтанов, и Коран является оружием против