Какие наиболее интересные экспонаты собраны на выставке?
В новой экспозиции есть несколько эксклюзивных экспонатов, которых нет больше нигде в мире. Из самого нового – чучело пургаториуса. Пургаториус - самый первый примат, живший 60 тысяч лет назад. Это реконструкция, созданная конструктором Анатолием Александровым, с использованием сохранившихся зубов, челюстей и частей ножек. Также представлено чучело проконсула - это в натуральную величину воспроизведенный образ проконсула. Проконсул - самая древняя обезьяна, жившая 17-20 млн лет назад. Также выставлена метровая женщина из Лианг-Буа - "хоббитша". Хоббиты жили 50-90 тыс. лет назад, конкретно эта - 60 тысяч лет, это уникальный островной вид людей. И сама композиция выставки абсолютно уникальна, потому что основана на новейших достижениях антропогенеза.
Один из основных методов продвижения науки – литература. Как вы считаете, нужна ли научно-популярная литература – сейчас она больше во благо или во вред?
Во вред такая литература быть не может, если она действительно научная. Другое дело, что бывает халтура. Есть творения псевдоученых, но я их не рассматриваю как научно-популярную литературу. На самом деле, достойных примеров очень мало. Могу посоветовать двухтомник Александра Маркова «Происхождение человека», произведение Светланы Бурлак «Происхождение языка». Буквально на днях должна выйти моя книга «Достающее звено», в двух томах. И уже написана и сейчас оформляется – «Байки из грота», надеюсь, она будет издана к новому году. Есть большая разница между подходом западных популяризаторов и наших – почему-то, на западе они склонны взять несколько основных мыслей и долго-долго пережевывать. Я этот подход не понимаю, мне больше нравится развивать множество идей. Поэтому, читайте нашу литературу!
У вас есть серия роликов под названием «Достающее звено». В чем, на Ваш взгляд, недостающее звено современного образования?
С образованием у нас с одной стороны все печально, с другой – оптимистично.
Оптимистично в том смысле, что школьникам ничего не мешает получать новую информацию, существует невероятное количество информационных ресурсов.
Главная проблема же в том, что учебник и учебная программа по биологии устарели дичайшим образом. Биология сейчас в школах преподается на уровне 60-х годов, и учебник, по которому все учатся – 60-х годов. С тех пор наука шагнула вперед. Существуют новые неплохие учебники – в каких-то отдельных школах они используются. С современными технологиями можно снимать шикарные видео, делать красивые презентации – но спрашивать-то школьников будут по учебнику. Хорошо бы, чтобы в учебнике была достоверная информация и по учебнику можно было бы проверять остальные ресурсы.
Если говорить об образовании. Биологическая смена в Сириусе – дополнительные знания или фундамент для научного будущего?
Для меня Сириус – загадочное явление. Мне трудно говорить о биологической смене, потому что я не организатор и не куратор этой смены. В целом, по впечатлениям, «Сириус» - очень крутое заведение, организовано все замечательно. Печально то, что оно в единственном экземпляре. Надеюсь, таких центров станет больше и все это шире распространится. Если школьники вернутся на родину, а впоследствии организуют что-то похожее, то это будет прекрасно.
Не снизится ли качество образования, если центров станет больше? В Сириус берут лучших ребят со всей страны. Если понизить планку приема учеников, не отразится ли это на уровне образования?
Надо верить в хорошее. Если сюда приглашают лучших, то хочется верить, что школьники тоже вырастут лучшими, и будут учить других людей. Ничего не мешает тех, кто преподает здесь, приглашать в регионы. У нас в стране не так мало умных людей, их полно, просто надо их найти, простимулировать и все будет отлично.