Вопрос 7. Описание Моста и доказательства этого

Арабское слово «сырат» означает «ясный путь». В шариате оно используется для обозначения Моста, проложенного над хребтом Геенны, к которому придут все первые и последние поколения творений. Он будет отделять место сбора от Рая, и его истинность подтверждается доказательствами из Корана и Сунны.

Всевышний сказал: «Каждый из вас войдет туда. Таково окончательное решение твоего Господа.& Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» (Марьям, 71-72).

Большинство комментаторов считает, что под вхождением в Ад здесь подразумевается прохождение по Мосту. Об этом говорится в сообщениях, переданных от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда, Кааба аль-Ахбара и других.

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится длинный хадис Абу Саида аль-Худри о лицезрении Аллаха и заступничестве, и в нем сообщается, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «…затем принесут Мост и поместят его между двумя хребтами Геенны». Его спросили: «О посланник Аллаха! А что это за мост?». Он сказал: «Это – скользкое место с крюками, баграми и большими колючками с изогнутыми шипами. Они встречаются в Неджде и называются саадан. Верующие будут проходить по нему со скоростью взгляда, молнии, ветра, породистых рысаков или всадников. Одним удастся спастись невредимыми, другие спасутся исцарапанными, третьи будут сброшены в Геенну, а самые последние будут проходить по нему ползком».[ «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (183). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.]

Описание Моста приводится во многих текстах, суть которых заключается в том, что он тоньше волоса и острее лезвия меча. Он настолько скользкий, что ничья нога не способна устоять на нем, если только Аллах не удержит ее. На нем будет кромешная тьма, и дорога перед каждым человеком будет освещена в зависимости от степени его веры. Из упомянутого нами хадиса также следует, что люди будут проходить по нему с разной скоростью в зависимости от своей веры.

Вопрос 8. Описание Рая и Ада, характер веры в них и доказательства этого.

Вера в Рай и Ад также относится к воззрениям, которые должны исповедовать мусульмане.

Рай – это обитель, которая станет вознаграждением для тех, кто повиновался Аллаху. Он располагается на седьмом небе, возле Лотуса крайнего предела. Всевышний сказал: «Он уже видел его другое нисхождение& у Лотоса крайнего предела,& возле которого находится Сад пристанища» (ан-Наджм, 13-15).

Рай состоит из ста ярусов, расстояние между которыми равно расстоянию между небом и землей, что подтверждается хадисом Абу Хурейры, переданным аль-Бухари и Муслимом. В нем сообщается, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, в Раю – сто ярусов, которые Аллах приготовил для тех, кто боролся на пути Аллаха. Расстояние между каждыми двумя из этих ступеней подобно расстоянию между небом и землей».[ «Сахих аль-Бухари» (2790).]Вершина Рая называется Фирдаус, а над ней располагается Трон. Оттуда берут начало райские реки, что также упоминается в предыдущем хадисе Абу Хурейры: «Если вы просите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, потому что это – центральная и самая высокая часть Рая. Над ним располагается Трон Милостивого, и оттуда берут начало райские реки».

Из хадиса Сахла бин Саада, приведенного в «ас-Сахихе» аль-Бухари, известно, что в Раю – восемь врат. В нем сообщается, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «В Раю – восемь врат, и одни из них называются Ар-Райян[ Это арабское слово означает «напоенный», «сочный», «пышный». – Прим. пер.]. Через них туда не войдет никто, кроме постящихся».[ «Сахих аль-Бухари» (3257).]Аллах приготовил для обитателей Рая всевозможные блага и удовольствия – то, чего не видывали взоры, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа.

Ад – это обитель вечного наказания, уготованная для неверующих, язычников и лицемеров, чье лицемерие проявлялось не только в поступках, но и убеждениях. Туда же по воле Аллаха попадут некоторые из тех, кто исповедовал единобожие, но ослушался Аллаха. Они пробудут там определенное время в зависимости от тяжести своих грехов, а затем найдут свое окончательное пристанище в Раю. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает» (ан-Ниса, 48).

Ад располагается на седьмой земле, что подтверждается сообщением, переданным со слов Ибн ‘Аббаса. В Аду тоже есть ярусы, расположенные друг под другом. Абд ар-Рахман бин Аслам сказал: «В Раю ярусы поднимаются вверх, а в Аду – опускаются вниз». Самый нижний ярус Ада предназначен для лицемеров, о чем сказал Всевышний: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (ан-Ниса, 145).

Также известно, что у Ада – семь врат. Всевышний сказал: «Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть» (аль-Хиджр, 44).

Огонь, который существует в этом мире, представляет собой лишь одну семидесятую часть от огня Геенны. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Ваш огонь – это одна семидесятая часть от огня Геенны».[ «Сахих аль-Бухари» (3265), «Сахих Муслим» (871).]

Наши рекомендации