Первая основа: Познание Господа. ЕСЛИ ТЕБЯ СПРОСЯТ О ТОМ, КТО ТВОЙ ГОСПОДЬ, ОТВЕТЬ: "МОЙ ГОСПОДЬ — АЛЛАХ
ЕСЛИ ТЕБЯ СПРОСЯТ О ТОМ, КТО ТВОЙ ГОСПОДЬ, ОТВЕТЬ: "МОЙ ГОСПОДЬ — АЛЛАХ, КОТОРЫЙ ВЗРАСТИЛ МЕНЯ И ВСЕ МИРЫ СВОИМИ МИЛОСТЯМИ. И ОН МОЙ БОГ, КОТОРОМУ Я ПОСВЯЩАЮ ПОКЛОНЕНИЕ. НЕТ У МЕНЯ, ПОМИМО НЕГО, ТОГО, КОМУ Я ПОСВЯЩАЮ ПОКЛОНЕНИЕ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "(ВСЯ) ХВАЛА – АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ" (Аль-Фатиха, 1:2).
ВСЕ ВЕЩИ, КРОМЕ АЛЛАХА, ОТНОСЯТСЯ К МИРАМ, И Я ОДИН ИЗ ЭТИХ МИРОВ.
В этой, четвертой, части книги автор приступает к разъяснению трех основ. (первая часть была посвящена четырем вопросам, вторая – трем вопросам, третья - вопросу «почему мы изучаем тавхид). Один из лучших методов изложения знания (и он, как уже отмечалось, часто используется автором) – сначала упомянуть и перечислить те или иные вопросы в общем, а затем предоставить их подробное разъяснение. В этой книге автор также использует данный метод: в начале книги он в общем упомянул о трех основах и перечислил их, а в этой части дал их подробное разъяснение.
Здесь мы встречаемся с еще одним прекрасным методом обучения, часто используемым автором: сначала поставить вопрос, а затем объяснить ответ на него. В этом автор также следует примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Одно из преимуществ этого метода – он помогает подготовить человека к миссии призыва и возможности отвечать на вопросы людей: если ему зададут подобный вопрос, у него уже будет готовый ответ и он будет знать, как ответить.
Как уже было отмечено,три основы – это, вкратце, те вопросы, которые будут заданы человеку в могиле. Первая основа – это знание о Господе;
ЕСЛИ ТЕБЯ СПРОСЯТ О ТОМ, КТО ТВОЙ ГОСПОДЬ, ОТВЕТЬ: "МОЙ ГОСПОДЬ — АЛЛАХ, КОТОРЫЙ ВЗРАСТИЛ МЕНЯ И ВСЕ МИРЫ СВОИМИ МИЛОСТЯМИ. И ОН МОЙ БОГ, КОТОРОМУ Я ПОСВЯЩАЮ ПОКЛОНЕНИЕ. НЕТ У МЕНЯ, ПОМИМО НЕГО, ТОГО, КОМУ Я ПОСВЯЩАЮ ПОКЛОНЕНИЕ.
Если Он является единственным Господом и если ты признаешь Его единственным в господстве, значит Он должен быть и единственным Богом, которому посвящается поклонение. Очень часто в Коране Всевышний приводит неверующим в качестве довода на единственность Аллаха в праве на обожествление тот факт, что они признают Его единственность в господстве. Признав тавхид ар-рубубиййа, они обязаны были признать и тавхид аль-улухиййа.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "(ВСЯ) ХВАЛА – (ТОЛЬКО) АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ" (Аль-Фатиха, 1:2).
Читая этот аят суры «Аль-Фатиха», ты словно говоришь: «Я восхваляю Аллаха, то есть поклоняюсь Ему посредством восхваления, потому что Он – Господь миров. Иначе говоря, если Он является Господом, значит, непременно, должен быть и единственным богом, которому поклоняются. В этом аяте присутствуют все три вида тавхида:
аль-хамд (восхваление) – это тавхид аль-улухиййа (то есть единственность Аллаха в достопоклоняемости и в праве на обожествление);
Аллах – это тавхил аль-асма ва-с-сыфат (единственность Аллаха в обладании божественными именами и атрибутами);
Раббу-ль-алямин (Господь миров)– это тавхид ар-рубубиййа (единственность Аллаха как Господа, то есть как Создателя, Властелина, Управителя, Наделителя и т.д.).
На это правило указывают также слова Всевышнего:
"О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – сводом, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему не придавайте Аллаху равных в то время, как вы знаете" (Аль-Бакара 2:21-22).
"О люди!:это первое с начала Корана обращение, воззвание, призыв. Таким образом, первое воззвание в Коране связано с тавхидом и первый призыв в Коране – к тавхиду.
Поклоняйтесь вашему Господу:то есть посвящайте поклонение только Аллаху.
Почему? Ответ:
Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – сводом, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему не придавайте Аллаху равных в то время, как вы знаете:если Он – Творец, значит только Он заслуживает поклонения. Вот почему Ибн Касир, рассматривая этот аят, сказал: "Творец всего этого – именно Он достоин поклонения».
Подробнее об этом аяте мы поговорим далее, иншааЛлах.
ВСЕ ВЕЩИ, КРОМЕ АЛЛАХА, ОТНОСЯТСЯ К МИРАМ, И Я ОДИН ИЗ ЭТИХ МИРОВ.
Все, что кроме Аллаха – ‘алям (мир), то есть является созданием, а Аллах – Он Творец . «Или вы созданы из ничего или вы творцы?». Кто является Творцом, тот и заслуживает поклонения, а творение не может заслуживать чего-либо из поклонения:
والذين تدعون من دونه ما يملكون من قطمير إن تدعوهم لا يسمعوا دعاءكم ولو سمعوا ما استجابوا لكم ويوم القيامة يكفرون بشرككم ولا ينبئك مثل خبير
«А те, к кому вы взываете, помимо Него, не владеют даже финиковой плевой. Если вы взываете к ним – они не слышат вашего зова, а если бы и слышали – то не ответили бы на него, а в Судный день они будут отрекаться от вашего ширка. Никто не уведомит тебя так, как Ведающий» (35: 13, 14).
أيشركون ما لا يخلق شيئا وهم يخلقون
«Неужели они придают Аллаху в сотоварищи то, что ничего не создает, а само является созданным» (7:191).
ЕСЛИ ЖЕ ТЕБЯ СПРОСЯТ: «КАК ТЫ ПОЗНАЛ СВОЕГО ГОСПОДА?» - ТО СКАЖИ: «ПО ЕГО ЗНАМЕНИЯМ И ТВОРЕНИЯМ».
К ЕГО ЗНАМЕНИЯМ ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА. ЕГО ТВОРЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЕМЬ НЕБЕС И СЕМЬ ЗЕМЕЛЬ И ТЕ, КТО В НИХ, И ВСЕ, ЧТО МЕЖДУ НИМИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "СРЕДИ ЕГО ЗНАМЕНИЙ – НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА. НЕ ПАДАЙТЕ НИЦ НИ ПЕРЕД СОЛНЦЕМ, НИ ПЕРЕД ЛУНОЙ, А ПАДАЙТЕ НИЦ ПЕРЕД АЛЛАХОМ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ИХ, ЕСЛИ ЕМУ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ" (Фуссилат 41:37).
ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: "ВОИСТИНУ, ВАШ ГОСПОДЬ – АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ, А ЗАТЕМ ВОСШЕСТВОВАЛ НА ПРЕСТОЛ. ОН ПОКРЫВАЕТ НОЧЬЮ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ ПОСПЕШНО ЗА НЕЙ СЛЕДУЕТ. СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ – ВСЕ ОНИ ПОКОРНЫ ЕГО ВОЛЕ. РАЗВЕ НЕ ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СОТВОРЕНИЕ И ПОВЕЛЕНИЕ?! БЛАГОСЛОВЕН АЛЛАХ, ГОСПОДЬ МИРОВ" (Аль-А’раф 7:54).
ТОТ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГОСПОДОМ, ТОТ И ЗАСЛУЖИВАЕТ ПОКЛОНЕНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "О ЛЮДИ! ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ВАШЕМУ ГОСПОДУ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ВАС И ТЕХ, КТО БЫЛ ДО ВАС, – БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ УСТРАШИТЕСЬ. ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ ВАС ЗЕМЛЮ ЛОЖЕМ, А НЕБО – СВОДОМ, НИЗВЕЛ С НЕБА ВОДУ И ВЗРАСТИЛ ЕЮ ПЛОДЫ ДЛЯ ВАШЕГО ПРОПИТАНИЯ. ПОСЕМУ НЕ ПРИДАВАЙТЕ АЛЛАХУ РАВНЫХ В ТО ВРЕМЯ, КАК ВЫ ЗНАЕТЕ" (Аль-Бакара 2:21-22).
ИБН КАСИР (ДА СМИЛУЕТСЯ НАД НИМ АЛЛАХ) СКАЗАЛ: "ТВОРЕЦ ВСЕГО ЭТОГО – ИМЕННО ОН ДОСТОИН ПОКЛОНЕНИЯ".
ЕСЛИ ЖЕ ТЕБЯ СПРОСЯТ: «КАК ТЫ ПОЗНАЛ СВОЕГО ГОСПОДА?» - ТО СКАЖИ: «ПО ЕГО ЗНАМЕНИЯМ И ТВОРЕНИЯМ».
Вера в Аллаха включает в себя четыре составляющих: вера в существование Аллаха, вера в Его единственность как Господа (тавхид ар-рубубиййа), вера в Его единственность как истинного Бога (тавхид аль-улухиййа), вера в Его единственность в обладании божественными именами и атрибутами (тпвхид аль-асма ва-с-сыфат).
Доказательств существования Аллаха в общем четыре:
1. Разум;
2. Физическое восприятие;
3. Естество;
4. Шариатские тексты.
То, что привел автор, является доводом из шариатских текстов, текстов откровения (далиль накъли) и в то же время доводом разума. Здравый, нормальный разум, сохранившийся в своем естественном виде, соглашается со всем, что утверждается в шариате и шариатских текстах. Если же чей-то разум не согласен со сказанным в текстах Божественного откровения, то это указывает на порочность, испорченность, ненормальное состояние такого рассудка. Автор разбирает вопрос «Посредством чего ты познал своего Господа?» и дает на него ответ: «Посредством Его знамений и творений». По сути, каждое творение является знамением и доводом на существование Всевышнего Творца. Автор упоминает творения и знамения отдельно, хотя каждое творение является знамением, подтверждающим существование Творца. Что же в таком случае он подразумевает под знамениями? Вещи, которые изменяются. Потому что в них заключен более сильный довод и они являются более выраженным знамением и указанием на Творца, чем вещи, не подвергающиеся заметным изменениям. Смена ночи и дня, восход и закат солнца и луны, смена времен года – во всем этом заключен более заметный, более ясный довод, чем в вещах, которые не изменяются. Вот почему он упомянул по отдельности знамения и творения.
К ЕГО ЗНАМЕНИЯМ ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА. ЕГО ТВОРЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЕМЬ НЕБЕС И СЕМЬ ЗЕМЕЛЬ И ТЕ, КТО В НИХ, И ВСЕ, ЧТО МЕЖДУ НИМИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "СРЕДИ ЕГО ЗНАМЕНИЙ – НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА. НЕ ПАДАЙТЕ НИЦ НИ ПЕРЕД СОЛНЦЕМ, НИ ПЕРЕД ЛУНОЙ, А ПАДАЙТЕ НИЦ ПЕРЕД АЛЛАХОМ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ИХ, ЕСЛИ ЕМУ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ" (Фуссилат 41:37).
Смена ночи и дня – великий довод, относящийся одновременно к шариатским доводам и доводам разума, указывающий на то, что у этой вселенной, этого мироздания, у всех созданий есть Единый Творец, управляющий ими.
«не падайте ниц ни перед солнцем, ни перед луной»: Почему? Потому что они являются творениями, они созданы.
«а падайте ниц перед Аллахом, который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь»: то есть если вы единобожники, если вы исповедуете тавхид и посвящаете поклонение только Одному Единому, Истинному Богу – Аллаху.
ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: "ВОИСТИНУ, ВАШ ГОСПОДЬ – АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ, А ЗАТЕМ ВОСШЕСТВОВАЛ НА ПРЕСТОЛ. ОН ПОКРЫВАЕТ НОЧЬЮ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ ПОСПЕШНО ЗА НЕЙ СЛЕДУЕТ. СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ – ВСЕ ОНИ ПОКОРНЫ ЕГО ВОЛЕ. РАЗВЕ НЕ ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СОТВОРЕНИЕ И ПОВЕЛЕНИЕ?! БЛАГОСЛОВЕН АЛЛАХ, ГОСПОДЬ МИРОВ" (Аль-А’раф 7:54).
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а подтверждают в отношении Аллаха такой атрибут как аль-истива, то есть особое возвышение и вознесение Аллаха над Престолом, особое восхождение, восшествие Его на Престол в буквальном смысле слова. Это возвышение, восхождение, вознесение, восшествие соответствует величию Всевышнего и не подобно возвышению, восхождению, вознесению, восшествию творений, о чем мы будем говорить с вами, с дозволения Аллаха, когда будем изучать книгу «Аль-акыда аль-Васитиййа». Веруя в этот атрибут, мы в то же время исключаем разные неправильные, ложные преставления, будто Престол, или Подножие (аль-Курси), или небеса как-то ограничивают Аллаха или окружают Его, или что Он нуждается в них. Аллах Самодостаточный и не нуждаются абсолютно ни в чем, но все сущее абсолютно нуждается в Нем.
Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны его воле. Разве не Ему принадлежат сотворение и повеление?!:Конечно же, только Ему и больше никому! Одной из причин увеличения веры (имана) является размышление о творениях Аллаха. Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, когда вел дискуссию с царем Намрудом, доказывая ему, что Всевышний Аллах – Творец, а значит только Он заслуживает поклонения, сказал: «Мой Господь оживляет и умерщвляет». Намруд ответил: «Я тоже оживляю и умерщвляю», имея в виду, что от его воли зависит, останется ли человек в живых или будет казнен. Тогда Ибрахим, мир ему, упомянул более неоспоримый довод, более сильное и мощное знамение. Он сказал: «Поистине Аллах выводит солнце с Востока – подними его с Запада!». Здесь Намруд онемел и не смог возразить Ибрахиму, мир ему, как в первом случае. Он не смог сказать: «Я выведу Солнце, откуда пожелаю». Если бы он сказал это, то весь народ уличил бы его во лжи, потому что еще до создания Намруда и всех этих царей и владык Солнце восходило с востока и заходило на западе, и так будет после них до преддверия Судного часа. И это – одно из великих доказательств того, что Аллах есть Творец и Единственный истинный Господь и Бог, у которого нет у Него сотоварищей.
ТОТ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГОСПОДОМ, ТОТ И ЗАСЛУЖИВАЕТ ПОКЛОНЕНИЯ. То есть тот, кто является единственным Господом, должен быть для нас и единственным богом. Тот, кто является единственным в господстве, должен быть единственным и в поклонении, обожествлении, достопоклоняемости. Тавхид ар-рубубиййа (единственность Аллаха как Господа) – это тот вид единобожия, с которым соглашались многобожники, однако это не ввело их в Ислам. Чтобы стать мусульманами, они должны были признать все три вида тавхида. Отсюда делается важный вывод: человек, признающий тавхид ар-рубубиййа, но при этом посвящающий что-то из поклонения не Аллаху, признающий за кем-то, кроме Аллаха, право быть тем, кому поклоняются, соответствует и подобен тем неверующим, к которым был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
По своему обыкновению автор приводит довод. Это аят из суры «Аль-Бакара».
"О ЛЮДИ! ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ВАШЕМУ ГОСПОДУ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ВАС И ТЕХ, КТО БЫЛ ДО ВАС, – БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ УСТРАШИТЕСЬ. ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ ВАС ЗЕМЛЮ ЛОЖЕМ, А НЕБО – СВОДОМ, НИЗВЕЛ С НЕБА ВОДУ И ВЗРАСТИЛ ЕЮ ПЛОДЫ ДЛЯ ВАШЕГО ПРОПИТАНИЯ. ПОСЕМУ НЕ ПРИДАВАЙТЕ АЛЛАХУ РАВНЫХ В ТО ВРЕМЯ, КАК ВЫ ЗНАЕТЕ" (Аль-Бакара 2:21-22).
Мы уже упоминали, что первое обращение в Коране содержится в этом аяте. Слова «О люди!» – это первое с начала Корана обращение, воззвание, призыв. Это не значит, что оно первое по порядку ниспослания аятов и сур, но оно первое по порядку расположения аятов в Мусхафе – то есть Коране, записанном и собранном в виде книги. Итак, первое обращение и воззвание в Коране – это обращение, призывающее к тавхиду. И первый приказ в Коране также содержится в этом аяте и является требованием исповедовать единобожие («поклоняйтесь!»: то есть «исповедуйте тавхид и посвящайте поклонение только Аллаху, возьмите Его своим единственным богом»). Более того, и первый запрет в Коране – также в этом аяте, и это запрет ширка: «Посему не придавайте Аллаху равных в то время, как вы знаете».Все это указывает на важность тавхида и опасность ширка. Всевышний в начале суры «Аль-Бакара» разделил людей на три группы – верующие, неверующие и лицемеры – и упомянул качества каждой из этих трех групп, причем самое длинное описание посвящено лицемерам, потому что их положение неясно многим и ими обманывается много людей. Описав поочередно каждую из трех групп, Всевышний после этого объединил всех в общем обращении к ним, сказав: «О Люди! (то есть: и верующие, и неверные, и лицемеры) Поклоняйтесь вашему Господу!
«Поклоняйтесь»: то есть исповедуйте тавхид, поклоняясь только Аллаху.
Почему? Ответ содержится в словах «вашему Господу». Поклоняйтесь только Аллаху, потому что Он – единственный Господь, только Ему принадлежит господство, сотворение, владычество, управление, а значит Он должен быть единственным богом, только Он имеет право на обожествление и поклонение.Кто является единственным Господом, должен быть единственным Богом.
Еще почему? Ответ – в следующих словах аята:
«который сотворил вас и тех, кто был до вас»: то есть Аллах – ваш Творец, а если Он Творец, значит только Он для вас бог (маъбуд). Кто является Творцом и Создателем, только тот и заслуживает поклонения, как сказал Ибн Касир. Нет Творца, кроме Аллаха. Он – ваш Творец и Творец ваших предков и всех существ и созданий.
«быть может, вы будете богобоязненными»: то есть сделаете защитную преграду между собой и наказанием Аллаха, подчиняясь Его приказам и отказываясь от того, что Он запретил, на основе знания и понимания. Это лучшее определение понятия «ат-таква» – сделать между собой и наказанием Аллаха защитную преграду посредством выполнения приказов и отдаления от запретного на основе знания и понимания, а не на основе невежества.
Затем Всевышний привел доводы, указывающие на то, что Он – единственный в господстве и нет Господа, кроме него: