Женщина из Фринкента (Зороастрийский наос, XIII в. н.э.)

В 1936 г. Г.В. Григорьев производил раскопки интереснейшего памятника близ кишлака Фринкента, в 55 км к югу от г. Самарканда.

Это позднее зороастрийское костехранилище, относящееся ко времени XIII века н.э. Данный памятник крайне интересен тем, что это своеобразный реликтовый пережиток зороастризма. Эта религиозная община сохранила свои традиции, несмотря на мусульманское окружение. Изучение этого наоса, кроме антропологического материала, дало громадный материал хозяйственно- бытовой посуды, так как кости в данном наосе погребались в обыкновенных бытовых горшках, кувшинах, хумах и т.д. Для того, чтобы данная посуда не явилась предметом интереса с точки зре- ния хозяйственной ее утилитарности, в момент погребания дно или бок такого сосуда оссуария пробивались. Таким образом обеспечивалась, вероятно, неприкосновенность остатков погребен- ных. Не исключена возможность, что заведомая порча сосудов имеет и какое-то другое семанти- ческое значение, связанное с культом. Незначительный бытовой инвентарь, некоторое количество монет и украшений и в первую очередь сама по себе керамика дали возможность датировать этот своеобразный памятник древней культуры зороастризма, как очень поздний (не раньше XII—XIII века н.э.). С точки зрения антропологического типа здесь следовало бы ожидать значительного единства, между тем автор, имевший возможность бегло осмотреть эту громадную серию черепов, не может отметить этого единства. Основная группа черепов принадлежит европеоидной группе так называемого памиро-ферганского типа. Ряд черепов несет несомненные признаки восточноси- бирского монголоидного типа, а один череп, несомненно, южнокитайского происхождений.

Все черепа были погребены в одинаковых условиях и, следовательно, погребенные были членами этой религиозной общины. Следует отметить, что европеоидные черепа Фринкента,. не- сомненно, принадлежат к европеоидной круглоголовой, памиро-ферганской расе к представляют собою тип, близкий к современным горным таджикам. Эти черепа, независима от пола и возраста, имеют всегда единую форму деформации. Смешанный тип, т.е. тот, который имеет в большей или меньшей степени монголоидные черты, ближе к равнинным современным таджикам. Процент та- ких черепов в данном наосе не превышает 15. Интересно, что нам не удалось выделить ни одного монголоидного черепа со следами деформации. Китайский череп также не деформирован.

Это свидетельствует о том, что община была все же довольно изолирована и наличие в ней; чужеродного антропологического элемента является не результатом смешений двух различных этнических групп, а случайным внедрением в состав религиозной секты вновь привлеченных или посвященных в таинства данной религии уже во взрослом состоянии. Насколько можно было ра- зобраться в столь краткий срок (автор имел возможность работать в Самаркандском музее в тече- ние 1 дня при полном отсутствии антропометрического инструментария), все черепа смешанного расового типа принадлежат взрослым (не менее 40 лет) и все они мужские. Изучение этого памят- ника, как и было уже отмечено, крайне интересно. Может быть, одновременно данная, религиоз- ная община в реликтовых своих традициях не только сохранила религиозные представления и ри- туал, но и пережитки материальной культуры столь мало изученной эпохи зороастризма.

Отмеченная деформация черепов очень своеобразна и достигалась, видимо, посредством по- вязки вокруг головы со специальным прокладыванием мешочка с песком по сагиттальной линии в области заднего раздела теменных. В результате данной операции возникала своеобразная форма свода с высоким лбом, круто приподнятой брегмой, а за нею на половине длины теменных проис- ходит их резкое уплощение и расширение. Теменные бугры резко выступают за пределы общих очертаний черепа. Нередко теменные в данном своем участке имеют значительное западание по линии медиального шва. В результате всех этих манипуляций возникает совершенно особая форма головы, которая в горизонтальной своей проекции ближе всего напоминает укороченную, как бы смятую, сердцевидную форму. У мужчин и женщин эта форма деформации одна и та же, различий не улавливается. Степень деформации, ее правильность, видимо, варьирует от качественной сто- роны процесса и морфологических особенностей каждого конкретного черепа и, кроме того, от

Женщина из Фринкента (Зороастрийский наос, XIII в. н.э.) - student2.ru

Рис. 82. Женщина из Фринкента. Поздний зороастрийский наос VIII в. н.э., близ Самарканда.

времени начала процесса деформирования. Деформация, начатая в раннем младенчестве, прохо- дит, видимо, эффективнее.

Позволю себе напомнить, что очень близкий тип деформации был уже нами упомянут при изложении материала, связанного с реконструкцией согдийца из оссуарного захоронения V века (Киргизия).

Из всего громадного антропологического материала из Фринкентского наоса мною была об- работана только одна голова. Воспроизведенная реконструкция дает отчетливое представление о женском типе (очень близком современному таджикскому типу), существовавшем в XIII веке н.э. Реконструкция хранится в Музее природы г. Ташкента (рис. 82).

Женщина из Фринкента (Зороастрийский наос, XIII в. н.э.) - student2.ru А К - К Ю Н

 
  Женщина из Фринкента (Зороастрийский наос, XIII в. н.э.) - student2.ru

Женщина из Фринкента (Зороастрийский наос, XIII в. н.э.) - student2.ru Рис. 83. Ак-Кюн. Курганное захоронение, VII в. н.э. На поясной пряжке этого захоронения орхоно-енисейской надписью сказано: «Господина Ак-Кюна кушак» (Алтай. Курайская степь, урочище Тадила. Курган № 1, раскопки С.В. Киселева в 1935 г.).

Г Л А ВА I I I

Наши рекомендации