Привычка делать больше того
ЗА ЧТО ТЕБЕ ПЛАТЯТ
Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете!
Может показаться отступлением от темы урока разговор о любви, но если вы воздержитесь от выражения своего мнения до конца, возможно, вы согласитесь, что тему любви нельзя опустить, не обесценив частично весь урок.
Слою «любовь» употребляется здесь в самом широком смысле.
Существует множество объектов, мотивов и людей, способных вызвать любовь. Есть работа, которая нам не нравится, работа, которой мы согласны заняться при определенных условиях, и, наконец, работа, которую мы по-настоящему ЛЮБИМ!
Великие художники, как правило, любят свою работу. С другой стороны, простые рабочие не только не любят, но даже ненавидят свое занятие.
Работу, которую выполняют, только чтобы заработать на жизнь, редко любят. Чаще ее недолюбливают или даже ненавидят.
Занимаясь любимой работой, человек может невероятно долгое время не испытывать усталости. Работа, которую не любят, очень скоро вызывает усталость.
Таким образом, выносливость человека зависит во многом от того, любит ли он то, что делает.
Как вы, конечно, заметили, мы выкладываем основание одного из важнейших законов философии, а именно:
Человек наиболее эффективен, он наиболее быстро достигает успеха, когда занимается работой, которую любит, или работой, которую выполняет для того, кого любит.
Когда в выполняемую работу привносится элемент любви, качество работы немедленно возрастает, а количество увеличивается, и это не сопровождается усилением усталости.
Несколько лет назад группа социалистов — может, их правильнее назвать «кооператорами» — организовала колонию в Луизиане, купив несколько сотен акров сельскохозяйственных угодий. Колонисты считали, что человек будет счастлив и избавлен от тревог, если каждый станет заниматься делом, которое ему больше всего нравится.
По замыслу они никому за работу не платили. Каждый занимался тем, что ему больше всего нравится, или тем, к чему лучше всего подготовлен, а результаты их труда становились общей собственностью. У колонистов был свой молочный завод, свой кирпичный завод, свой скот, птица и т.д. Были также своя школа и своя типография, в которой печаталась газета.
К колонистам присоединился некий швед из Миннесоты и по его собственной просьбе получил работу в типографии. Очень скоро он пожаловался, что работа ему не нравится, поэтому его перевели на ферму, где он стал работать на тракторе. Здесь он выдержал только два дня, снова попросил перевести его, и его направили на молочный завод. С коровами он не справился, снова пожаловался и был переведен в прачечную, где продержался только один день. Один за другим он испробовал все виды работ, и ничего ему не понравилось. Стало казаться, что он несовместим с представлением кооператоров о жизни, и он уже собирался уходить, как кто-то предложил ему работу, которую он еще не пробовал, — на кирпичном заводе. Там ему дали тачку и поручили перевозку кирпичей от печи для обжига на двор. Во дворе он складывал кирпичи. Прошла неделя, швед не жаловался. Когда его спросили, нравится ли ему работа, он ответил: «Именно такая работа мне нравится».
Представьте себе человека, которому нравится перевозить кирпичи в тачке! Однако именно такая работа соответствовала натуре шведа: он работал один, работа не требовала никаких мыслей, не накладывала на него ответственности, и именно этого он хотел.
Он занимался этим, пока не перевез и не сложил все кирпичи, а потом ушел из колонии, потому что больше нельзя было перевозить кирпичи. «Хорошая работа кончилась, так что я, пожалуй, вернусь в Миннесоту.» И вернулся!
Если человек занят работой, которую любит, ему нетрудно работать дольше и лучше, чем если бы ему за работу платили, и именно по этой причине каждый должен постараться найти работу, которая ему больше всего нравится.
Я имею полное право давать такой совет, потому что сам ему следовал, и у меня нет причин жалеть об этом.
Здесь вполне уместно привести пример, лично касающийся автора и философии закона успеха. Цель примера — показать, что работа, выполняемая с любовью, никогда не пропадает зря.
Весь урок посвящен тому, чтобы доказать: выгодней делать больше, чем то, за что тебе платят. Но какими пустыми и тщетными были бы эти усилия, если бы автор сам не практиковал это правило задолго до того, как смог судить, насколько это выгодно.
Четверть века я занимаюсь любимой работой, результатом которой стало появление этой философии, и я абсолютно искренен, когда говорю, что истинной платой за работу стало то удовольствие, которое я от нее получал. И я был бы доволен, даже если бы не получил ничего больше.
Много лет назад в процессе работы мне пришлось выбирать между немедленным денежным вознаграждением, которое я бы получил, если бы направил свои усилия исключительно на коммерческие цели, и вознаграждением, которое приходит только через годы и которое представлено не только обычными финансовыми стандартами, но и накопленными знаниями, позволяющими человеку острее воспринимать мир.
Человека, занимающегося любимой работой, в его выборе не всегда поддерживают близкие друзья и родственники.
Сопротивление негативному внушению со стороны друзей и родственников во время многих лет исследовательской работы с целью собирания, организации, классификации и проверки материала, легшего в основу данного курса, отнимало у меня много энергии.
Со всем уважением должен заметить, что сопротивление, приносившее мне наибольшие неприятности и наиболее катастрофическое по своим последствиям, исходило от моей жены. Возможно, это объясняет мои частые упоминания в различных уроках курса о том, что жена может «сделать» или «сломать» мужа, в зависимости от того, поддерживает ли она его в избранной им работе или мешает ему.
Моя жена считала, что я должен получить работу с регулярной зарплатой, потому что в тех немногих случаях, когда такой работой занимался, я доказал, что могу зарабатывать от шести до десяти тысяч долларов в год без особых усилий со своей стороны.
Я понимал точку зрения жены и сочувствовал ей, потому что у нас подрастали дети, они нуждались в одежде и образовании, и регулярная зарплата, пусть даже небольшая, казалась совершенно необходимой.
Однако я решил по-своему, вопреки этим логичным аргументам. Тогда на помощь жене явились объединенные силы ее и моей семьи, все вместе они атаковали меня, требуя, чтобы я смирился с необходимостью работы с регулярным жалованьем.
Родственники говорили, что человек имеет право заниматься таким «невыгодным» делом, но только не молодой женатый мужчина, с растущей семьей.
Однако я оставался непреклонен! Я сделал выбор и намерен был его придерживаться.
Родственники со мной не соглашались, но, конечно, со временем вынуждены были уступить. А мне доставляло большие неприятности сознание, что это решение пусть временно, но увеличило трудности семьи и не одобряется самыми близкими друзьями и родственниками.
К счастью, не все друзья считали мой выбор неразумным!
Среди них были такие, кто не только верил, что мой курс со временем приведет меня на вершину полезных достижений, но и подбадривал и не давал поддаться напору родственников.
Из небольшой группы тех, кто подбадривал меня тогда, когда мне это больше всего было нужно, в первую очередь следует упомянуть Эдвина Барнса, делового партнера Томаса Эдисона.
Мистер Варне заинтересовался моей работой, и должен здесь признаться, что если бы он тогда не поверил в разумность философии закона успеха, я не выдержал бы натиска друзей и избрал бы путь наименьшего сопротивления, то есть нашел бы работу с регулярной зарплатой.
Мистер Барнс не только поверил в разумность философии закона успеха; его собственный финансовый успех и тесные деловые отношения с величайшим изобретателем доказывают, что он имеет право высказать авторитетное мнение относительно законов достижения успеха.
Я начал свои исследования с предположения, что любой человек, обладающий достаточным интеллектом и желанием преуспеть, может достичь успеха, если придерживается определенных (тогда мне неизвестных) правил и процедур. Я хотел установить эти правила и научиться их применять.
Помните, что все годы исследований я не только применял настоящий закон, то есть ДЕЛАЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТО, ЗА ЧТО МНЕ ПЛАТИЛИ; я шел гораздо дальше — выполнял работу, за которую и не надеялся ничего получить.
Так за долгие годы хаоса, соперничества и сопротивления была завершена работа над этой философией, сведена к рукописи, готовой к публикации.
Какое-то время ничего не происходило!
Я, так сказать, «сушил весла», прежде чем сделать следующий шаг — передать свою философию в руки тех, кто, как я надеялся, отнесется к ней доброжелательно.
«Неисповедимы пути Господни!»
В молодости я считал эти слова пустыми и бессмысленными, но с тех пор пересмотрел свое мнение.
Меня пригласили выступить в городе Кантоне, штат Огайо. Моему приезду предшествовала широкая рекламная кампания, и были все основания надеяться на полную аудиторию. Напротив, две одновременные встречи бизнесменов свели мою аудиторию к «счастливому» числу в тринадцать человек.
Я всегда считал, что человек должен стараться изо всех сил, независимо от того, сколько получает, какому количеству людей оказывает услугу и к какому классу относятся эти люди. Я развивал тему так, словно передо мной переполненный зал. Я чувствовал негодование из-за того, что «колесо фортуны» снова повернулось против меня, и если когда-нибудь говорил убедительно, то именно в тот раз.
Однако в глубине души я считал, что потерпел неудачу.
И до следующего утра не знал, что этот вечер даст первый настоящий толчок философии закона успеха.
Одним из моих тринадцати слушателей оказался Дон Р. Меллетт, который тогда издавал кантонскую газету «Дейли Ньюс». Я упоминал об этом во вступительном уроке.
Закончив выступление, я постарался как можно незаметнее выскользнуть через заднюю дверь и вернулся в отель. Ни с кем из моих тринадцати «жертв» встречаться мне не хотелось.
На следующий день меня пригласили в офис мистера Мел-летга.
Так как инициатива приглашения исходила от него, я предоставил ему возможность говорить. И начал он примерно так:
— Не расскажете ли мне историю своей жизни с раннего детства и до настоящего времени?
Я ответил, что если сделаю это, он не выдержит своей роли слушателя. Он сказал, что выдержит, но при этом предупредил, чтобы я не опускал ничего неприятного.
— Я хочу, — говорил он, — чтобы вы, так сказать, смешали жирное и постное мясо. Хочу заглянуть вам в душу не с лучшей стороны, а со всех сторон.
Я говорил три часа подряд, а Меллетт слушал!
Я ничего не опускал. Рассказал ему о своей борьбе, о своих ошибках, о порывах к нечестности, когда прибой фортуны слишком быстро уносил меня, и о том, что все-таки я отказывался от таких порывов — правда, после долгой и напряженной схватки со своей совестью. Рассказал, как мне пришла в голову идея реализации философии закона успеха, как я собирал для этого материал, рассказал о тестах, которые привели к изъятию части материала и сохранению другой части.
Когда я кончил, Меллетт сказал:
— Хочу задать вам очень личный вопрос и надеюсь, вы ответите на него так же откровенно, как рассказывали свою историю. Создали ли вы своими усилиями состояние и если не создали, то почему?
— Нет! — ответил я. — Никакого состояния я не заработал, а приобрел только знания, опыт и некоторые долги, и причину этого объяснить легко. Правда заключается в том, что все эти годы я был так занят, пытаясь ограничить собственное невежество, чтобы разумно собирать и организовывать материалы, входящие в философию закона успеха, что у меня не было ни возможностей, ни желания направлять усилия на зарабатывание денег.
К моему удивлению, серьезное выражение лица мистера Миллетта смягчилось, он улыбнулся, положил руку мне на плечо и сказал:
— Я знал ответ до того, как вы заговорили, но гадал, знаете ли вы его сами. Вы, наверно, знаете, что вы не единственный пожертвовали немедленным денежным вознаграждением ради собирания знаний, вы просто повторили опыт всех философов, начиная с Сократа и до настоящего времени.
Слова эти музыкой прозвучали в моих ушах!
Я сделал одно из самых трудных признаний в своей жизни: обнажил душу, признал поражения почти на всех перекрестках своего жизненного пути и закончил признанием, что проповедник закона успеха сам откровенный неудачник!
Как это нелепо! Я чувствовал себя поглупевшим, смущенным и униженным под этим проницательным взглядом.
Мгновенно я осознал всю абсурдность происходящего: ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА, СОЗДАННАЯ И ПРОПОВЕДУЕМАЯ НЕУДАЧНИКОМ!
Эта мысль так поразила меня, что я высказал ее вслух.
— Что? — воскликнул Меллет. — Неудачник? Вы, конечно, знаете разницу между постоянными неудачами и временным поражением, — продолжал он. — Человек, родивший хотя бы одну идею, не может быть неудачником, тем более человек, создавший целую философию, которая способна смягчить разочарования и уменьшить трудности еще не рожденным поколениям.
Я гадал, в чем причина этого разговора. Вначале предположил, что Меллету нужны факты,, чтобы на их основе раскритиковать на страницах своей газеты философию успеха. Возможно, эта мысль родилась из предыдущего опыта общения с газетчиками, многие из которых отнеслись ко мне враждебно. Во всяком случае я с самого начала решил излагать ему факты без всякого приукрашивания.
Но уходил я из офиса мистера Меллета его деловым партнером, причем мы договорились, что он откажется от издания кантонских «Дейли Ньюс» и займется моими делами, как только это станет возможно.
Тем временем я начал писать серию редакционных статей, основанных на философии успеха, и эти статьи печатались в «Дейли Ньюс».
Одна из таких статей (под названием «Неудача» она помещена в конце одного урока этого курса) привлекла внимание судьи Элберта Гэри, который в то время был председателем совета директоров «Юнайтед Стейт Стил Корпорейшн». В результате между Меллеттом и судьей Гэри возникла переписка, которая завершилась тем, что судья Гэри предложил провести курс закона успеха среди работников «Стил Корпорейшн», что описано во вступительном уроке.
Фортуна начала поворачиваться ко мне лицом.
Семена, которые я сеял все эти трудные годы, наконец начали прорастать!
И хотя мой партнер был убит еще до того, как наши планы начали осуществляться, а судья Гэри умер и не успел осуществить свой замысел, тот «неудачный» вечер, когда я выступил перед аудиторией в тринадцать человек в городе Кантоне, Огайо, начал целую цепь событий, которые развивались все быстрей без моих усилий.
Уместно здесь перечислить некоторые события, показывающие, что работа, сделанная с любовью, никогда не пропадает зря, и что те, кто делает больше, чем то, за что им платят, рано или поздно получат гораздо большую плату. ,
Ценность этой работы удостоверили не только тысячи индивидуальных читателей, но и многие большие корпорации. Железные дороги Балтимора и Огайо, «Стандард Ойл», нью-йоркская «Лайф Иншуренс компани» и сотни других корпораций провели подобные курсы на благо своих работников — и, в конечном счете, самих компаний.
Не будет преувеличением сказать, что «Закон успеха» изменил к лучшему не только жизнь индивидуалов; применив его принципы, целые компании покончили со своими неудачами.
Очевидно, что это принесло мне определенные финансовые выгоды; реальности издательского дела таковы, что выгоды эти оказались очень большими.
Вдобавок вновь организованный клуб для мальчиков заключил контракт на включение «Закона успеха» в свою образовательную программу; в результате в следующие два года на это уйдет примерно сто тысяч экземпляров курса.
Помимо этих источников распространения, издательство «Ральстон Юниверсити Пресс» в городе Мериден, штат Коннектикут, заключило контракт на издание и распространение курса по всем Соединенным Штатам и, возможно, в других странах.
Может быть, в этом нет необходимости, но я хочу объяснить, что рассказываю историю признания «Закона успеха» лишь для того, чтобы показать, как закон, на котором основаны уроки, действует на практике.
На фоне истории «Закона успеха» в целом и данного урока в частности вы лучше подготовлены к восприятию закона, на котором основан этот урок.
Существует множество причин того, что вы должны развить привычку, делать больше и лучше, чем то, за что вам платят, хотя большинство людей так не поступают.
Но есть две причины, по своему значению превосходящие все остальные.
Первая. Заслужив репутацию человека, который делает больше и лучше, чем то, за что ему платят, вы выиграете по сравнению с теми, кто этого не делает, и контраст будет настолько заметен, что ваших услуг будут добиваться, соперничая друг с другом, независимо от того, чем вы занимаетесь.
Было бы оскорблением для вашего ума доказывать истинность этого утверждения, потому что оно совершенно очевидно. Читаете ли вы проповеди, занимаетесь ли юридической практикой, пишете книги, преподаете в школе или копаете канавы, вы станете более ценным работником и будете получать большее вознаграждение с той минуты, как приобретете репутацию человека, который делает больше, чем то, за что ему платят.
Вторая. Это самая важная причина того, что вы должны предоставлять больше услуг, чем те, за которые вам платят; причина эта фундаментальна по своей природе; ее можно описать следующим образом. Предположим, вы хотите добиться, чтобы ваша правая рука стала сильной, и добиваетесь вы этого, привязав руку прочной веревкой к боку и давая ей возможность долго отдыхать. Принесет ли такое неиспользование силу или вызовет атрофию и слабость, в результате чего вам все равно придется руку развязать?
Вы знаете, что если хотите сделать руку сильной, вы можете достичь этого, только как можно больше используя ее. Если хотите увидеть сильные руки, взгляните на руки кузнеца. Сила вырастает из сопротивления. Самый могучий дуб в лесу не тот, что защищен от бури и жары, но тот, что стоит на открытом месте и вынужден сражаться за существование с ветрами, бурями и палящим солнцем.
Только через использование непреложных законов природы борьба и преодоление сопротивления развивают силу, и цель настоящего урока — показать, как можно обуздать этот закон, который поможет вам в борьбе за успех. Оказывая больше услуг, делая эти услуги качественней, чем то, за что вам платят, вы не только упражняете свои способности и тем самым вырабатываете мастерство, но и заслуживаете добрую репутацию. Если вы усвоите такую привычку, то станете таким ценным работником, что сможете сами определять свое вознаграждение и положение в жизни, и никто не захочет помешать вам.
Если вы работаете по найму, то привычка делать больше и лучше, чем то, за что вам платят, сделает вас таким ценным работником, что практически вы сами будете определять свою зарплату, и разумный наниматель не станет вас останавливать. А если все же попытается удержать разумную компенсацию за ваши услуги, так будет продолжаться недолго, потому что другие наниматели узнают о ваших способностях и предложат вам работу.
Тот факт, что большинство пытается оказать как можно меньше услуг за ту же плату, послужит для вас преимуществом, потому что выгодно вас выделяет. Конечно, вы можете прожить, и оказывая минимум услуг за определенную плату, но больше вы ничего не получите; и как только положение ухудшится и понадобится сократить расходы, вас уволят первым.
Больше двадцати пяти лет я изучаю людей, стремясь определить, почему одни достигают заметных успехов, а другие, обладающие такими же способностями, терпят неудачи. Мне кажется важным тот факт, что все наблюдаемые, которые соблюдали принцип работать больше и лучше сравнительно с оплатой, занимают лучшее положение и получают больший доход, чем те, кто работал, лишь бы сошло с рук.
Лично я никогда не получал в жизни повышения, которое нельзя было бы свести к признанию, полученному за предоставление больших и лучших услуг, чем те, за которые мне платили.
Моя жена вернулась из публичной библиотеки и принесла мне книгу. Книга называется «Наблюдения. Каждый человек — сам себе университет». Автор Расселл Конвелл.
Я случайно открыл книгу на разделе «Университет каждого», и по мере того как читал, первым моим импульсом было посоветовать вам отправиться в библиотеку и прочесть всю книгу; однако, поразмыслив, я решил этого не делать; напротив, я советую вам купить эту книгу и прочесть ее, и не единожды, а сто раз, потому что она раскрывает тему данного урока так, словно написана специально для этого; и делает это гораздо выразительней, чем я.
Приводимая цитата из главы «Университет каждого» даст вам представление о том, какое золотое зерно истины вы сможете найти в этой книге:
«Интеллект способен помочь заглянуть гораздо дальше, чем обычно способны люди, но все колледжи мира не в состоянии сообщить эту способность — это исключительно награда за внутреннее саморазвитие; каждый должен сам приобретать эту способность для себя; может быть, именно поэтому способность видеть широко и глубоко чаще встречается не у тех, кто окончил колледж, а у выпускников университета жестоких ударов».
Прочтите книгу как часть данного урока, потому что она подготовит вас к эффективному использованию философии и психологии, на которых основан этот урок.
Теперь мы проанализируем закон, на котором основан весь урок, а именно