Можно помнить грехи и при плохой памяти
О чем нужно помнить, готовясь к исповеди.
священник Михаил Немнонов
"Исповедь - ключ от Царства Небесного"1, сказал один современный афонский подвижник.
Действительно, нет других средств, кроме исповеди, чтобы избавиться от уже совершенных грехов. В ней же мы черпаем духовные силы, чтобы бороться с грехами и в будущем.
Грех - это все, в чем мы разошлись с волей Божией, будь то в деле, в слове или в помышлениях. "Все мы, человеки, - пишет святитель Игнатий, - находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе"2. Все мы, следовательно, должны измениться, - покаяться. Покаяние буквально переводится с греческого как изменение - души или, точнее, изменение ума. Ума - потому что неверность Богу начинается в мыслях, и соделанный грех в конечном итоге еще больше извращает наш ум. Потому-то мы и должны каяться не только в противных Богу делах, но также в греховных словах и мыслях. Бог стал Человеком, чтобы спасти и обновить всего человека - его душу, и тело, и ум. Наши силы соединяются здесь с Его силой - мы и сами стараемся быть Ему верными, и просим Его с полной верой о помощи. Все решает не то, кем мы были до встречи с Ним. Важнее другое - есть ли в нас покаяние, то есть воля к тому, чтобы дать Ему место действовать в нас и спасти наши души.
Исповедь - важнейшая часть покаяния. То, как мы исповедуемся, очень мало зависит от наших знаний, способностей или воспитания. Одним словом, беда не в том, что нас "не научили". Хорошая исповедь бывает у тех, кто действительно хочет расстаться с грехами, - учили их этому, или не учили. Это желание в нас, к сожалению, не всегда проявляется с одинаковой силой. Кто-то удачно сравнил дух человека с пушинкой - иногда он легко поднимается ввысь, к небесам, но также легко и опускается книзу. Когда это случается, страдает и исповедь - даже думать о ней нам бывает труднее. Но в каком бы мы ни были состоянии, то как мы исповедуемся, зависит от нас - от того, не забыли ли мы, в чем смысл исповеди и насколько серьезно к ней подготовились.
Должно быть исповедано все, в чем мы согрешили
Это значит, что исповедь должна быть не только искренней, но и подробной.
А для этого нужно стараться все обдумать и вспомнить заранее. Можно взять в помощь хорошую книгу - например, "В помощь кающимся" святителя Игнатия Брянчанинова, "Накануне исповеди" отца Григория Дьяченко или "Опыт построения исповеди" отца Иоанна (Крестьянкина). Это нужно, разумеется, не для того, чтобы на исповеди заглядывать в книгу или списывать оттуда грехи слово в слово. Книга лишь помогает осознать и увидеть грехи забытые и незамеченные, не заменяя при этом собственных наших усилий.
Одни чувства без слов - это не покаяние
Чувство и слово помогают друг другу на исповеди, хотя первое и не заменяет второго. Сам яко Благ и Незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи, - говорится в одной из молитв перед исповедью. Мы разрешаемся от грехов словами, а не слезами и чувствами. Феодора при жизни горько плакала обо всех совершенных ею грехах, но за те из них, которые остались неисповеданными, она была жестоко истязана.
Плач о грехах заповедан нам Господом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Но они утешатся не потому, что одних слез достаточно для покаяния. Истинный плач о грехах непременно научит разрешатися словом. Но если мы плачем, а о грехах толком сказать ничего не можем - это не исповедь. Тогда нужно вернуться домой, хорошо все обдумать и снова прийти, твердо помня грехи или записав их.
Бывает, мы плачем больше о том, что нам самих себя очень жалко. Этот плач не приводит к блаженству -напротив, он только мешает нам каяться. Чем сильнее в нас любовь к Богу - тем сильнее желание расстаться с грехами. Напротив, чем больше мы любим себя - тем меньше заботимся о покаянии, и его место легко занимает печаль о собственных переживаниях.
В этом случае важно не дать себе волю изливать свои чувства вместо грехов. Если же мы ими так увлеклись, что самих грехов почти и не помним, то сначала потрудимся вспомнить грехи, а уже после этого пойдем исповедываться.
Можно помнить грехи и при плохой памяти
Нередко приходится слышать серьезную исповедь от тех, у кого память довольно посредственная. Другие, напротив, не помнят грехов и с куда лучшей памятью. Они помнят всю жизнь, но не помнят грехов. От них мы слышим: "Согрешил делом, словом и помышлением, не знаю, что еще можно сказать..." Но причащаться могут лишь те, кто на исповеди действительно каялся. "Делом, словом и помышлением" - это не покаяние в конкретных грехах. Священник вынужден объяснять этим людям, что с такой исповедью не причащаются. Что же дальше? Иные уходят в обиде, говоря, что грехов у них нет, но таких очень мало. Чаще всего мы немедленно слышим... нормальную исповедь. Что же случилось? Внезапно улучшилась память? Нет, возникло желание. Они захотели - и сразу же вспомнили немало грехов.
Тот, у кого в душе грехи отзываются болезненным чувством, вспомнит их и без принуждения. Хорошо сказал об этом отец Александр Ельчанинов: "Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто бы возможность вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения, но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие, или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу мы помним долгие годы. Все, что производит на нас впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы просто не придаем им серьезного значения?""5