История антропологии как науки
Антропология – наука, изучающая происхождение человека, его формирование, структуру человеческих популяций и их распространение по Земле. Это наука и о человеческом организме, его морфофункциональной организации (конституции), о развитии организма в течение жизненного цикла (онтогенеза).
Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека.
В Западной Европе довольно рано укоренилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой. Немецкие философы XVIII — начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии.
В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.
Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические обобщения. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире. Анатомирование животных и изучение заболеваний человека содействовали росту знаний о явлениях изменчивости отдельных органов человеческого тела под влиянием их функций.
Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина XIX в., которая характеризуется ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. — антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” (1871) и “О выражении эмоций у человека и животных” (1872). Работы Дарвина имели огромное прогрессивное значение для антропологии.
Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во времена Дарвина главным образом зоологами. Антропология 60—70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас.
Однако уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делается неотъемлемой частью антропологической науки.
Большое внимание уделили вопросам антропологии в своих трудах К.Маркс и Ф.Энгельс. Классики марксизма впервые показали глубокое принципиальное различие между явлениями общественными и биологическими.
У истоков российской антропологии стояли русский зоолог Анато́лий Петро́вич Богда́нов (1834-1896), основатель первых антропологических учреждений в России, популяризатор естественных наук, член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Московского университета, а также Дми́трий Никола́евич Ану́чин (1843-1923) — известный русский географ, антрополог, этнограф, археолог, автор трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки.
31. Место человека в системе животного мира.
Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром. Организм человека имеет много признаков, общих как с позвоночными, так и особенно с млекопитающими, в том числе позвоночник, замещающий хорду, семь шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутую кровеносную систему, левую дугу аорты, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянную температуру тела около 37 градусов, легочное дыхание, диафрагму, хорошо развитые нервную систему и органы чувств, два поколения зубов – молочные и постоянные, подразделяющиеся на резцы, клыки и коренные зубы, молочные железы и др.
Кроме перечисленных признаков строения человек имеет ряд сходных с млекопитающими биологических особенностей. Человеку свойственно живорождение, продолжительное вынашивание плода в теле матери и развитие специальных органов для выполнения этих функций.
Наиболее велико сходство человека с приматами. Согласно зоологической систематике человека относят к царству Животные, типу Хородовые, подтип Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, подотряду Человекоподобные, секция – Узконосые, надсемейство – Гоминоиды, семейство – Гоминиды, род – Человек, вид – Человек разумный (Homo sapiens).
В то же время человек в отличие от высших, человекообразных обезьян имеет ряд характерных особенностей (признаков «гоминизации»).
1.Прямохождение, связанное с преобразованиями в опорно-двигательном аппарате.
2.Интенсивное развитие головного мозга, особенно коры полушарий большого мозга.
3.Приспособление руки и особенно кисти к трудовой деятельности. Возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам, особенно мизинцу.
4.Изменения зубочелюстного аппарата и формирование членораздельной речи.
5.Перестройка этапов онтогенеза – увеличение длительности внутриутробного периода, замедление полового созревания, удлинение периода детства, увеличение продолжительности жизни.
Однако человек отличается от животных не только строением, но и развитым мышлением, в том числе и абстрактным, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются комплексом социальных условий жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические особенности человека.