Уничижение ценности человека
Причины, препятствующие развитию взаимоотношений и общения.
Эгоизм.
Это самая основная проблема во взаимоотношениях между людьми. Словарь Ожегова дает следующее толкование понятия «эгоизм»: ЭГОИЗМ – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Впервые на страницах Библии мы встречаемся с проявлением эгоизма сразу после грехопадения человека.
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». Быт.3:9-13
Здесь эгоизм проявляется в попытке переложить свою вину на другого, таким образам выгораживая себя самого. До грехопадения такого не было. Но, тем не менее, виновными в грехопадении оказались все: и Адам, и Ева, и змей, что мы видим из Божьей реакции на произошедшее.
Через всё Писание, а также и человеческую историю, мы можем видеть разрушительное действие эгоизма. Эгоизм затрагивает все уровни взаимоотношений между людьми, часто по-разному проявляя себя: от самосожаления до предательства. Но всегда мотив эгоизма неизменен – думать прежде всего о себе и о своём. Даже, если существует угроза общему благу, эгоист будет думать, что беда лично его не коснётся, что он сможет тихо «отсидеться», а потом, когда все закончится, будет продолжать жить дальше. В результате страдают все, а эгоисты, как всегда ни в чем не считают себя виновными.
Проблема эгоизма не обошла стороной и церковь.
«Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу».
Фил.2:20-21
Апостол Павел искал, кого бы он мог послать послужить церкви в Филиппах, но это оказалось проблемой, т.к. люди не соглашались делать дело Божье, а искали своего. И это эгоизм. Христос указывал нам на эту проблему в одной из Его притч:
«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Лук.14:16-24
В этой притче Иисус показывает, как эгоизм людей, их нежелание меняться и приверженность собственным интересам делает их бесполезными для Царства Божьего.
«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Пс.100:5
Давид в этом псалме выражает праведное отношение к неправедным проявлениям. Мы не должны примиряться с эгоизмом ни в себе, ни других людях под какой бы благовидной маской он ни скрывался. Слово Божье предлагает нам множество вариантов исправления. Но самое главное то, что в нашем Боге нет и тени эгоизма. Поэтому, приближаясь к Нему, мы сможем обнаружить эгоизм в себе, победить его и помочь другим одержать победу над тем, что разрушает отношения между даже близкими людьми.
Уничижение ценности человека
Бывает, что люди говорят, что в церкви не с кем строить взаимоотношения или кто-то делает то, что вы не понимаете и, это становится причиной отторжения. Но более всего, люди не хотят сближаться друг с другом из-за тех недостатков, которые видят в других. И временами можно встретить пренебрежительное отношение между какими-то группами верующих в церкви.
«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною». От Иоанна 21:20-22
«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». От Луки 18:9-17
Все люди подвергаются искушению уничижать других людей. Уничижение означает снижение ценности человека. Уничижение всегда начинается в сердце, а затем выливается в слова и поступки.
Уничижение всегда связано с унижением личности человека. Вы не можете строить прочные взаимоотношения с тем, кого вы не цените. Уничижение – это оружие дьявола, основанное на гордости и эгоцентричности. Оно разрушает взаимоотношения.
2 Царств 6:16-23: «Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем... Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу, [и приветствовала его] и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! И сказал Давид Мелхоле: пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее».
Представьте себе, что Давид пришёл благословить свой дом, но Мелхола из-за уничижения Давида не приняла это благословение. Так и мы – не принимаем то благословение, которое имеют люди, которых мы уничижаем в своем сердце.
Истина заключается в том, что мы нужны друг другу. Наша ценность заключается не в том, насколько мы хороши или плохи в понимании друг друга. Наша ценность в том, что каждый из нас обладает чем-то таким, в чем нуждается коллектив, в котором мы находимся. Поэтому необходимо постоянно следить за своим сердцем, за своими мыслями. Нам нужно осознать и ценить друг друга независимо от обстоятельств или личных недостатков. Видимое – временно. Есть то, что Бог вкладывает в каждого человека, поэтому каждый ценен, каждый одарён.
Еф.4:7-8: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.