Аллаха, благодаря которым человек поклоняется Ему, поскольку они представляют собой дух
Таухида и Его благо. Осознавшему это открываются врата истинного, чистого таухида и совершенной
Веры, которую обретают лишь подлинные муваххиды.
Утверждение этих имен и атрибутов является основой для достижения этой наивысшей цели, а
Раскольничество в отношении них противоречит и совершенно несовместимо с ней.
Раскольничество имеет свои разновидности: некоторые раскольники отрицают значения имен и
Качеств Аллаха, как это делают джахмиты и их последователи. Другие уподобляют имена и качества
Аллаха качествам Его творений, как это делают рафидиты-мушаббихиты и другие.
Иногда именами Всевышнего Аллаха именуют Его творения, что характерно для мушриков, а в
Частности для язычников доисламской Аравии. Они произвели имя ал-Лат от имени Всевышнего аль-
ИлаЬ, аль-Узза — от имени Аллаха аль-Азиз, а Манат — от Его имени аль-Маннан (Всемилостивый).
Используя прекрасные имена Аллаха для этих названий, они тем самым уподобляли Ему свои
Божества, приписывали им право на поклонение, которое принадлежит только Одному Аллаху.
Сущность же раскольничества в отношении имен Аллаха состоит в изменении их истинного
Значения, будь то в словесной или смысловой форме, или путем неверного их толкования, что
Полностью противоречит таухиду и вере.
Глава 52
О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ
«МИР АЛЛАХУ»
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл слова «мир».
Указание на то, что это является приветствием.
Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху.
Указание на причину этого.
Как нужно обращаться к Аллаху.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Масуда: «Как-то мы были вместе с
Пророком на Намазе и сказали: "Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то...". Услышав
это, Пророк сказал нам:
Не говорите "мир Аллаху", ибо, поистине, Аллах Сам есть Источник мира*. (Аль-Бухари
Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджа (899) и ан-Насаи 2/240).
*У аль-Бухари продолжение этого хадиса выглядит следующим образом: «...Поистине, Аллах
Сам есть Источник мира. Когда же кто-либо из вас совершает Намаз, то пусть говорит:
"Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его
благословение! Мир нам и праведным рабам Аллаха!",— поистине, если вы скажете это, оно
достигнет каждого праведного раба Аллаха в Небесах и на Земле. — "Я свидетельствую, что
нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник"».
В первые годы распространения Ислама сподвижники посланника Аллаха говорили в Намазе:
«Мир Аллаху от рабов Его, мир Джибрилю и Микаилю...». Пророк запретил им это, объяснив смысл
слова «мир» (ас-Салам: см. Здравое слово о главе 52) и научив их подобающему Ему приветствию:
«Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху...».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заканчивал Намаз, трижды
просил прощения у Аллаха и говорил: О Аллах! Ты свободен от всякого несовершенства, и от Тебя
исходит Мир, Благословен Ты, о Обладатель величия и почета! (Муслим (591) от Саубана).
Другой хадис гласит: «Поистине, это — приветствие обитателями Рая своего Всевышнего и
Благословенного Господа» («ат-Таргиб ва-т-Тархиб» аль-Мунзири 4/271, однако он сказал, что это
Является не речью, а словами Мухаммада ибн Али ибн аль-Хусейна). Книга Аллаха свидетельствует о
том, что Аллах так же будет приветствовать обитателей Рая: «"Мир!" в словах от Господа
Милостивого» (Йа Син, 58).
Все мусульмане приветствуют друг друга словами: «Ас-саламу алейкум!» (Мир вам!). Отвечать
на подобное приветствие, сказав «Ва алейкум ас-салам» (И вам мир!), — является обязанностью
Мусульман друг перед другом (см. суру «Женщины» 86). Существует два распространенных мнения о
смысле слова «мир» (ас-салам) в этом выражении:
— «ас-Салам» здесь: имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само же выражение означает: «Да
Ниспошлет Аллах на вас Свое благословение, безопасность и т. п. »,
— «ас-салам» здесь: благополучие, которого просит от Аллаха приветствующий.
,,Ибн аль-Каййим сказал: «Окончательное же мнение состоит в том, что истина заключается в
Совокупности обоих мнений. Каждая из них является частью истины, сама же истина — в их
совокупности. Объясняется это следующим правилом: "Тот, кто взывает к Аллаху Его прекрасными
Именами, может пожелать все, что ему угодно, ища приближения к Нему (тавассуль) через имя,
наиболее соответствующее его желанию и подходящее для его достижения". Таким образом,
взывающий к Аллаху получает заступничество пред Ним и приближается к Нему. Когда он говорит:
"Господь мой!, Прости меня и прими мое покаяние; поистине, Ты Принимающий покаяния,
Прощающий!, — то он просит две вещи и ищет близости через два Его имени, подходящих для
Достижения желаемого. Пророк сказал Абу Бакру, когда тот спросил его о том, как ему взывать к
Аллаху: Говори: "О Аллах" Поистине, я был сильно несправедлив к самому себе, но никто, кроме
Тебя, не прощает грехи. Даруй мне Свое прощение и смилуйся надо мной, ведь Ты —
Прощающий, Милостивый!" (аль-Бухари 13/317, Муслим (2705) от Абдуллы ибн Амра).
Когда же сущностью желаемого является благополучие, являющееся наиболее важным фактором