Аллаха, благодаря которым человек поклоняется Ему, поскольку они представляют собой дух

Таухида и Его благо. Осознавшему это открываются врата истинного, чистого таухида и совершенной

Веры, которую обретают лишь подлинные муваххиды.

Утверждение этих имен и атрибутов является основой для достижения этой наивысшей цели, а

Раскольничество в отношении них противоречит и совершенно несовместимо с ней.

Раскольничество имеет свои разновидности: некоторые раскольники отрицают значения имен и

Качеств Аллаха, как это делают джахмиты и их последователи. Другие уподобляют имена и качества

Аллаха качествам Его творений, как это делают рафидиты-мушаббихиты и другие.

Иногда именами Всевышнего Аллаха именуют Его творения, что характерно для мушриков, а в

Частности для язычников доисламской Аравии. Они произвели имя ал-Лат от имени Всевышнего аль-

ИлаЬ, аль-Узза — от имени Аллаха аль-Азиз, а Манат — от Его имени аль-Маннан (Всемилостивый).

Используя прекрасные имена Аллаха для этих названий, они тем самым уподобляли Ему свои

Божества, приписывали им право на поклонение, которое принадлежит только Одному Аллаху.

Сущность же раскольничества в отношении имен Аллаха состоит в изменении их истинного

Значения, будь то в словесной или смысловой форме, или путем неверного их толкования, что

Полностью противоречит таухиду и вере.

Глава 52

О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ

«МИР АЛЛАХУ»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл слова «мир».

Указание на то, что это является приветствием.

Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху.

Указание на причину этого.

Как нужно обращаться к Аллаху.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Масуда: «Как-то мы были вместе с

Пророком на Намазе и сказали: "Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то...". Услышав

это, Пророк сказал нам:

Не говорите "мир Аллаху", ибо, поистине, Аллах Сам есть Источник мира*. (Аль-Бухари

Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджа (899) и ан-Насаи 2/240).

*У аль-Бухари продолжение этого хадиса выглядит следующим образом: «...Поистине, Аллах

Сам есть Источник мира. Когда же кто-либо из вас совершает Намаз, то пусть говорит:

"Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его

благословение! Мир нам и праведным рабам Аллаха!",— поистине, если вы скажете это, оно

достигнет каждого праведного раба Аллаха в Небесах и на Земле. — "Я свидетельствую, что

нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник"».

В первые годы распространения Ислама сподвижники посланника Аллаха говорили в Намазе:

«Мир Аллаху от рабов Его, мир Джибрилю и Микаилю...». Пророк запретил им это, объяснив смысл

слова «мир» (ас-Салам: см. Здравое слово о главе 52) и научив их подобающему Ему приветствию:

«Приветствия, мольбы и благие слова — Аллаху...».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заканчивал Намаз, трижды

просил прощения у Аллаха и говорил: О Аллах! Ты свободен от всякого несовершенства, и от Тебя

исходит Мир, Благословен Ты, о Обладатель величия и почета! (Муслим (591) от Саубана).

Другой хадис гласит: «Поистине, это — приветствие обитателями Рая своего Всевышнего и

Благословенного Господа» («ат-Таргиб ва-т-Тархиб» аль-Мунзири 4/271, однако он сказал, что это

Является не речью, а словами Мухаммада ибн Али ибн аль-Хусейна). Книга Аллаха свидетельствует о

том, что Аллах так же будет приветствовать обитателей Рая: «"Мир!" в словах от Господа

Милостивого» (Йа Син, 58).

Все мусульмане приветствуют друг друга словами: «Ас-саламу алейкум!» (Мир вам!). Отвечать

на подобное приветствие, сказав «Ва алейкум ас-салам» (И вам мир!), — является обязанностью

Мусульман друг перед другом (см. суру «Женщины» 86). Существует два распространенных мнения о

смысле слова «мир» (ас-салам) в этом выражении:

— «ас-Салам» здесь: имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само же выражение означает: «Да

Ниспошлет Аллах на вас Свое благословение, безопасность и т. п. »,

— «ас-салам» здесь: благополучие, которого просит от Аллаха приветствующий.

,,Ибн аль-Каййим сказал: «Окончательное же мнение состоит в том, что истина заключается в

Совокупности обоих мнений. Каждая из них является частью истины, сама же истина — в их

совокупности. Объясняется это следующим правилом: "Тот, кто взывает к Аллаху Его прекрасными

Именами, может пожелать все, что ему угодно, ища приближения к Нему (тавассуль) через имя,

наиболее соответствующее его желанию и подходящее для его достижения". Таким образом,

взывающий к Аллаху получает заступничество пред Ним и приближается к Нему. Когда он говорит:

"Господь мой!, Прости меня и прими мое покаяние; поистине, Ты Принимающий покаяния,

Прощающий!, — то он просит две вещи и ищет близости через два Его имени, подходящих для

Достижения желаемого. Пророк сказал Абу Бакру, когда тот спросил его о том, как ему взывать к

Аллаху: Говори: "О Аллах" Поистине, я был сильно несправедлив к самому себе, но никто, кроме

Тебя, не прощает грехи. Даруй мне Свое прощение и смилуйся надо мной, ведь Ты —

Прощающий, Милостивый!" (аль-Бухари 13/317, Муслим (2705) от Абдуллы ибн Амра).

Когда же сущностью желаемого является благополучие, являющееся наиболее важным фактором

Наши рекомендации