ЧЕТВЁРТАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВЕРЫ. Вера в Его имена и атрибуты
Такая вера подразумевает собой подтверждение того, что Аллах действительно обладает теми имена- ми и атрибутами, о принадлежности которых к Нему Он заявил посредством Корана или сунны Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) причём подобное подтверждение должно исключать возможность какого бы то ни было искажения, лишения, видоизменения или уподобления.
Аллах Всевышний сказал: «Аллах обладает прекрасными именами, так обращайтесь же к Нему по ним и оставьте отклоняющихся в том, что касается Его имён*. Воздастся им за то, что они делают!». “Преграды”, 180. *[Здесь имеются в виду всевозможные искажения имён Аллаха].
Всевышний также сказал: «И Он являет Собой высочайший пример на небесах и на земле. Он – Всемогущий, Мудрый!». “Румы”, 27.
Всевышний также сказал: «Ничто не сравнится с Ним, и Он – Слышащий, Видящий!».“Совет”, 11.
Относительно всего вышеупомянутого две группы людей впали в заблуждение.
Первую из них составляли собой “му’аттилиты”, которые отрицали существование имён и атрибутов Аллаха в целом или частично, утверждая, что подтверждение того, что Аллах обладает ими, необходимо требует и уподобления, то есть уподобления Аллаха Всевышнего Его творению, однако подобное утверждение является ложным в силу следующих причин:
ВО-ПЕРВЫХ, потому, что в самой основе этого утверждения лежат ложные посылки, ведь оно пред- полагает собой существование каких-то противоречий в словах Аллаха. И действительно, поскольку Аллах Всевышний утверждает, что обладает определёнными именами и атрибутами, с одной стороны, и отрицает возможность существования чего-либо Ему подобного, с другой, становится ясно, что если бы подтверждение этого предполагало возможность уподобления, то слова Аллаха противоречили бы друг другу.
ВО-ВТОРЫХ, тот факт, что две разных вещи называются одинаково или обладают одинаковыми по названию атрибутами, ещё не означает, что они подобны друг другу. Так, например, ты можешь увидеть двух людей, каждый из которых является человеком и обладает слухом, зрением и даром речи, но это ещё не означает, что им присущи и одинаковые человеческие качества и что они одинаково слышат, видят и говорят. Точно также ты можешь видеть и разных животных, у которых есть лапы и глаза, но это ведь не означает, что их глаза и лапы абсолютно одинаковы.
Однако если ясно, что между сотворёнными существами, которые одинаково называются и обладают одинаковыми атрибутами, существуют различия, то тем более ясно, что отличие Творца от сотворённого ещё более велико и очевидно.
Вторую группу составляли собой “мушаббихиты”, подтверждавшие факт принадлежности Аллаху Всевышнему определённых имён и атрибутов, но вместе с тем и уподоблявшие его людям, заявляя о том, что это следует делать в силу существования определённых аятов и хадисов, поскольку Аллах Всевышний обращается к людям понятным им образом. Однако это утверждение следует считать ложным ввиду нижеследующих причин:
ВО-ПЕРВЫХ, потому, что само уподобление Аллаха Всевышнего сотворённому Им является несостоятельным, и на несостоятельность этого указывают как разум, так и шариат, в то время как указания, которые заключают в себе Коран и сунна, несостоятельными быть не могут.
ВО-ВТОРЫХ, потому, что Аллах Всевышний обратился к Своим рабам, использовав для этого обращения понятные им идеи, что же касается глубинной сути всего этого, то знанием о том, что касается Его сущности и Его атрибутов, обладает один лишь Аллах Всевышний.
Так, например, если Аллах утверждает, что Он – Слышащий, то в связи с этим можно только сказать, что мы знаем о том, что такое слух (иначе говоря, способность к восприятию звуков), однако неизвестно, что именно это может означать, когда речь идет о слухе Аллаха Всевышнего, так как разной способностью к восприятию звуков обладают и сотворённые существа, различия же в этом между Творцом и сотворённым ещё более велики и самоочевидны.
И если Аллах сообщает о Себе, что Он утвердился на троне Своём, то по этому поводу можно сказать лишь то, что нам понятна сама идея, но как именно сделал это Он, нам неведомо, ведь сделать это можно по-разному, даже если речь идёт о сотворённых существах. Так, например, одно дело сидеть на стуле, а другое – на верблюде, но если различия существуют, даже если речь идёт о сотворённых существах, то тем более велики и очевидны они в том случае, когда Творец сопоставляется с сотворённым.
Вера в Аллаха Всевышнего в том виде, как мы её описали, приносит верующим много важных плодов, в том числе:
1– Она позволяет исповедовать истинное единобожие, когда человек не связывает ни с кем, кроме Аллаха Всевышнего, свои надежды, никого не боится, кроме Него, и никому, кроме Него, не поклоняется.
2 – Она приводит человека к совершенной любви и почитанию Аллаха Всевышнего, что сообразуется с Его прекрасными именами и высочайшими атрибутами.
3 – Она даёт возможность поклоняться Ему посредством исполнения Его велений и отстранения от того, что было Им запрещено.
ВЕРА В АНГЕЛОВ.
АНГЕЛЫ: так называются сотворённые существа, обитающие в мире неведомого, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему и ни в коей мере не обладающие тем, что присуще только Аллаху как Господу и Богу. Аллах Всевышний сотворил их из света, наделив способностью полностью подчиняться Его велениям и силой, необходимой для осуществления этих велений.
Аллах Всевышний сказал: «А находящиеся при Нём не пренебрегают поклонением Ему и не устают. Они без устали занимаются восхвалением днём и ночью». “Пророки”, 19 – 20.
Ангелов существует множество, и исчислить их в состоянии лишь Аллах Всевышний. Можно указать лишь на то, что в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис о вознесении пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что во время своего ночного путешествия он был вознесён к небесному Дому (Аль-Байт Аль-Ма‘мур), где ежедневно совершают молитвы по семьдесят тысяч ангелов, а после того как они покидают это место, по истечении дня, никто из них туда больше уже не возвращается.
Вера в ангелов включает в себя четыре составных части:
ПЕРВАЯ: вера в их существование.
ВТОРАЯ: вера в тех из них, кого мы знаем по именам, например, в Джибрила, и в тех, имена которых нам неизвестны.
ТРЕТЬЯ: вера в те их атрибуты, о которых мы знаем, например, в атрибут Джибрила, о котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что видел его в том виде, в каком он был сотворён, и что у него было шестьсот крыльев, закрывавших собой горизонт.
По велению Аллаха Всевышнего, ангел может принимать человеческое обличье, как это было с Джибрилом, которого Аллах Всевышний направил к Марйам и который предстал перед ней в образе приятного на вид человека. Когда же он явился к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сидевшему среди своих сподвижников, то предстал перед ними в облике человека в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он проделал большой путь, и которого никто из сподвижников не знал. И он сел рядом с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и стал задавать пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вопросы об исламе, о вере, об искренности (ихсан), а также о последнем Часе [Имеется в виду День воскресения] и его признаках, пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал на эти вопросы, после чего Джибрил ушёл, а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Это Джибрил приходил, чтобы научить вас вашей религии”. Муслим.
И те ангелы, которых Аллах Всевышний посылал к Ибрахиму и Луту, также являлись к ним в образе людей.
ЧЕТВЁРТАЯ: вера в те совершаемые ими по велению Аллаха дела, о которых мы знаем, например, вера в то, что они восхваляют Аллаха и поклоняются Ему денно и нощно, не зная усталости.
При этом некоторые из них могут быть заняты и особыми делами.
Так, например, верныйДжибрил направлялся к пророкам и посланникам с теми откровениями, которые посылал им Аллах Всевышний.
Микаилу поручено следить за дождями и ростом растений.
Исрафилу поручено вострубить в трубу, когда наступит Последний день и наступит время воскресения из мёртвых.