Занимает религиозные и полезные общественные должности, разъяснив подробности этого
Данное пояснение преследует целью доведение до читателя раз-личных аспектов данной важной
Проблемы, чтобы у него сложилось ясное представление об этом. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Глава 38
ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ УЧЕНЫМ И ПРАВИТЕЛЯМ В ИХ
ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРЕШЕННОГО АЛЛАХОМ И
РАЗРЕШЕНИИ ЗАПРЕЩЕННОГО ИМ
ДЕЛАЮТ ИЗ НИХ ГОСПОД
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аята 63 из суры «Свет».
Смысл аята 31 из суры «Покаяние».
Указание на смысл поклонения, которое отрицал Ади ибн Хатим.
Приведение Ибн Аббасом в пример Абу Бакра и Умара, а Ахмадом — Суфйана ас-Саури.
Изменение истинной религии до такой степени, что для большинства поклонение монахам
Стало праведнейшим делом, получившим название святости (аль-вилайа), а поклонение книжникам
Стало наукой и знанием. Затем ситуация усугубилась еще более, и объектом поклонения наряду с
Аллахом стали не праведники, а невежественные люди.
Ибн Аббас сказал:
«Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: "Сказал посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и ниспошлет ему мир...",— вы же говорите: "А Абу Бакр и Умар
сказали.."»* (Ахмад, 1/337).
Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меня удивляют люди, осведомленные об иснаде хадиса и его
достоверности, но все' же следующие мнению Суфйана** [ас-Саури. — Ред.], несмотря на то, что
Всевышний Аллах говорит: «Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не
постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Свет, 63).А знаешь ли ты, что
Такое смута? Смута — это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать
Некоторые высказывания Пророка, то войдет в его сердце заблуждение, и он погибнет».
Ади ибн Хатим рассказывал:
«Я слышал, как Пророк прочитал следующий аят: «Они взяли книжников и монахов своих
за господ себе, помимо Аллаха...» (Покаяние, 31). Я сказал ему: "Ведь мы же не поклоняемся им!"
Тогда он спросил: "Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это
запрещенным, а если они разрешают запрещенное Аллахом, то и вы разрешаете себе это?" Я
ответил: "Да, это так". Он сказал: "В этом и заключается поклонение им"». Об этом
Рассказали Ахмад и ат-Тирмизи; последний назвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (3094), Ибн
Джарир (16631), (16632), (1633), «ад-Дурр аль-Мансур» ас-Суйути 3/230 и др. Ат-Тирмизи назвал
Хадис странным (гариб), так как до него он дошел только через Абд ас-Салама ибн Харба и Атифа ибн
Айна, не являющихся знатоками хадисов. Однако Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что Ибн Джарир
Ат-Табари (16634) приводит этот хадис от Хузейфы, который делает хадис Ади ибн Хатима более
Сильным. Ибн Касир же сказал, что этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир через
Несколько цепочек от Ади ибн Хатима).
*К Ибн Аббасу пришли некоторые люди и сказали, что Абу Бакр и Умар не считают
необходимым Хадж ат-Таматту' [когда после совершения Умры (малого паломничества), паломник
Выходит из священного состояния ихрама до наступления большого паломничества и тогда уже
совершает его. — Ред.] и отдают предпочтение Хаджу аль-Ифрад [когда большое паломничество
совершается самостоятельно. — Ред.]. Причиной этого являлось чрезмерное скопление людей в
Мекке, что значительно усугубляло проблему их обеспечения продовольствием и т. п. в течение
Нескольких месяцев, что они проводили в городе, дожидаясь наступления времени большого
Паломничества. Сам Ибн Аббас считал первый вид обязательным и сказал: «Если паломник совершил
обход вокруг Дома [Каабы. — Ред.] и семь раз совершил бег между холмами Сафа и Марва, то он
Освободился от священного состояния малого паломничества, хотел он этого или нет». Су-рака ибн
Малик, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им совершить
Малое паломничество и освободиться от священного состояния ихрама после обхода Дома и бега
Между холмами, сказал: «О посланник Аллаха, это только в этот год или навсегда?» Он сказал: «Нет,
Навсегда» (аль-Бухари 3/484, 485 и 13/187. Муслим (1216) и (141) от Джабира ибн Абдуллы).
Приводя эти слова Ибн Аббаса, автор стремился показать, что нет оправдания тем людям,
которые обращаются к мнениям [мазхабам. — Ред.] ученых и довольствуются их словами, не зная их
доказательств [аятов Корана и достоверных хадисов Посланника, да благословит его Аллах и
приветствует, на которые они опираются. — Ред.], хотя имеют возможность изучить их. Ведь
Всевышний сказал: «...Если же вы спорите о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и
Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — самый лучший и самый
прекрасный способ разрешения!» (Женщины, 59). Мусульманские ученые постоянно исследуют и
стараются самостоятельно решать некоторые вопросы юридическо-теологического характера.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья [ученый. — Ред.]
Вынес самостоятельное решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он
Ошибся, то только одно» (аль-Бухари 13/268, Муслим (1716) от Амра ибн аль-Аса). Однако когда
Ученые встречают доказательства из Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его
Аллах и приветствует, они придерживаются их и отказываются от результатов собственных