Глава VI Общественные и религиозные инстинкты

Так же как делятся эмоциями, делятся и здоровьем, здоровье - не атрибут изолированной
особи. Каждый человек имеет фундаментальную потребность: потребность чувствовать, что вхо-
дит в группу, в общность. Жить для группы. Выживать для группы - есть часть потребности жить.
Аспект движущих сил выживания. Место, занимаемое индивидуумом в группе, служит фактором,
влияющим на его здоровье. Когда на вас лежит ответственность - ваше здоровье лучше, чем если
бы вы были в состоянии покорности; в любом случае затрагиваются ваше эмоциональное равнове-
сие, ваш гормональный баланс и ваша иммунная система.

Потребность жить для группы

Есть некоторые кажущиеся противоречия в различных аспектах движущих сил выживания.
Например, конфликты и схватки между различными членами группы могли бы отражать приори-
тет индивидуальных нужд, сексуальное состязание. Потребность выживать через производство
потомства всегда ставили пределы понятию группы. Движущие силы выживания для группы мо-
гут быть ослаблены, что приводит к эгоистичному, антиобщественному поведению и правонару-
шениям. Но парадокс в том, что движущие силы выживания для группы могут быть сильнее, чем
любые другие потребности. Самые крайние формы поведения - самоубийство из альтруизма или
патриотизма, или смерть камикадзе - остаются темами для других рассказов.

В определенных сферах жизни человеческая приспособляемость кажется беспредельной.
Человеческие существа были способны адаптироваться к жизни на любой широте и в любом кли-
мате: к жизни у моря, вдоль j№4Hbix берегов и в горах. Очень мало общего в образе питания жите-
ля Лапландии, жителя Нью-Йорка или жителя тропической Африки.

С другой стороны, человеческая приспособляемость очень ограничена, когда она относит-
ся к общественным нуждам. В изучении общественных отношений человека можно найти лучший
индикатор опасностей заболевания и смерти для него. Лучшие предсказания риска смертности
подбираются из статистик, измеряющих такие вещи, как число лиц на семью и социальные меро-
приятия внутри и вне дома. Исследования, выполненные в Норвегии, Калифорнии (Аламеда Кан-
три) и Канаде - все показывали это. Они также красноречивейшим образом продемонстрировали,
что первой потребностью каждого человеческого существа является ощущать себя частью группы.

Проблема в том, что понятие группы подвергалось значительной эволюции в ходе истории
человечества. Человеческие группы сегодняшнего дня все более сложно определять, и, как кажет-
ся, они не имеют ничего общего с группами в прошлом. Представляется, что вначале человеческая
группа ненамного отличалась от охотничье-собирательских сообществ, изучавшихся в глуши, та-
ких, как пигмеи мбути тропического дождливого леса и бушмены пустыни Калахари. В этих об-
ществах мужчины уходили охотиться, в то время как женщины занимались собирательством во-
круг лагеря. Сильные связи между мужчинами делали для них возможным сосуществовать в груп-
пе, в которой они были рождены, до зрелости. Это также делало возможным для них охотиться и
ловить рыбу совместно с распределением обязанностей. Разделять и согласовывать работу подоб-
ным образом является отличительной чертой людей. Вероятно, что в этих группах агрессивность
могла находить выражение в охоте на крупного зверя.




Соперничество и конфликты между человеческими группами, вероятно, всегда существо-
вали. Военные вожди всегда пользовались войной для усиления своей власти. Войну можно рас-
сматривать как выражение движущих сил выживания для группы. Человеческие сообщества зна-
чительно изменялись с веками. Введение земледелия и разведения животных было важной ступе-
нью. Расширенная семья и деревня стали основными структурами. Затем появились города с их
районами, области, государства, федерации, группы государств, сверхдержавы. Понятие о том, что
представляет собой группа, все больше расплывалось и настолько, что движущие силы выживания
для группы явным образом исчезли для индустриализованного человека. Его считают индивидуа-
листом, нарциссом. Стало общепринятым заявлять, что антиобщественные действия и правонару-
шения находятся на подъеме. Правонарушение представляет разновидность болезни нашей циви-
лизации. Мы только начинаем видеть связь между антиобщественным поведением и событиями,
происходящими вначале жизни, в первичном периоде.

Несмотря на внешнее впечатление, эта движущая сила выживания для группы в действи-
тельности не угасла в нашем обществе. Например, во время недавних войн в Алжире, Корее и
Вьетнаме некоторые солдаты, принадлежавшие к наиболее индустриализованным нациям, были
способны жертвовать своей жизнью для группы, например, бросаясь на гранату, чтобы товарищи
могли спастись. Движущая сила выживания для группы обычно недооценивалась или неверно по-
нималась в нашем обществе, потому что она всегда принимает новый вид, приспосабливаясь к
полностью новым условиям.

Традиционно женщины, принадлежавшие к группе, помогали друг другу во время бере-
менности, родов и в присмотре за ребенком. Это была существенная часть альтруистического по-
ведения. Сегодня у беременных женщин все еще остается сильная потребность встречаться с дру-
гими беременными женщинами и матерями. Это объясняет рост различных типов групп, занимав-
шихся подготовкой к родам. Встречаются ли женщины, чтобы поплавать или попеть, заниматься
упражнениями, беседовать или слушать, важно то, что они встречаются. Места, где женщины ро-
жают, должны выйти за рамки своего первоначального предназначения и стать местами, где жен-
щины могут помогать друг другу во время беременности и грудного вскармливания.

Некоторые образцы, по-видимому, абсурдного или иррационального поведения, наблю-
даемые в наши дни, могут быть поняты только как новые пути выражения побудительной силы
выживания для групп. Например, популярность спорта, такого, как футбол, совершенно удиви-
тельна. Важный футбольный матч имеет власть возбуждать несколько миллионов телезрителей.
При рациональном взгляде поражает, что население, средства информации и политические лидеры
могут придавать столько важности тому, как одиннадцать рослых мужчин согласовывают свои
действия, чтобы попасть мячом в небольшое пространство, называемое воротами. На самом деле
футбольная команда, вероятно, очень подобна доисторической группе людей, которые были также
способны к распределенным и согласованным действиям на охоте и войне. По-видимому, челове-
ческие существа запрограммированы на максимальную эффективность, когда команда насчитыва-
ет в себе около десяти или пятнадцати человек.

Люди запрограммированы жить в небольших общинах. Зрители футбольного матча спо-
собны отождествлять себя с игроками своей стороны. Время от времени сама игра недостаточна
для отвода их энергий, и случаются инциденты: драки между игроками, стычки между зрителями,
нанесение увечий зрителям на футбольном подаче, однако футбольное хулиганство - обществен-
ное явление, очень отличающееся от правонарушения. Правонарушение служит признаком ослаб-
ленной способности быть частью группы. Тогда как хулиганство показывает очень сильную по-
требности в общественной сплоченности и отождествлении с группой, не имеющей других путей
самовыражения в повседневной жизни, сплоченность группы зависит от преданности ее членов и
ясного набора целей, которых они хотят достичь.

Альтруизм, как и война, а в действительности, как все проявления движущих сил выжива-
ния для группы, имеет очень глубокие биологические корни. Поведение солдата, жертвующего
собой, чтобы спасти труппу товарищей, не слишком отличается от поведения пчелы, которая уби-
вает себя, оставляя свое жало в чьей-то коже, или малиновки, которая предупреждает других птиц
в своей стае о приближении хищника, применяя особый звук, рискуя таким образом своей жизнью.
В основном война не очень отличается от борьбы животных за пищу или территорию. Различие в
том, что люди могут согласовывать, распределять и завершать свои действия.

Трудность заключается в точном знании, что преодолевает человеческая группа в наши
дни. Группа может быть только там, где особи В1гутри нее могут общаться друг с другом. Общение
касается не просто обмена информацией - это также обмен эмоциями, чувствами. Группу цементи-
руют симпатия, сопереживание, общие радости, страх. Первоначально группа могла быть только
небольшой и обычно гнездилась в определенном географическом месте. Но сейчас такие ограни-

чения сброшены. Поэтому люди, живущие на разных континентах, могут разделять одинаковые
ценности, одинаковые интересы, одинаковые чувства и вместе создавать настоящие общности без
существования каких-либо географических уз. Телезритель в Европе может быть охвачен чувст-
вом сострадания, видя африканского ребенка, умирающего от голода. С современными средствами
коммуникации и экологическим сознанием человечество как целое начинает становиться группой.
Будь оно так, войны будущего смогут быть действиями преступников и меньших групп, борющих-
ся за свое собственное выживание. Возможно, мы подходим к времени, когда война - даже эконо-
мическая война - будет казаться абсурдной.

Религиозный инстинкт

И альтруизм, и война происходят из самых архаичных структур мозга, первичного мозга.
То же справедливо для религиозного инстинкта, того видения Вселенной, которое выходит за пре-
делы времени и пространства и которое дает нам ощущение вселенской принадлежности. Религи-
озный инстинкт всемирен и межкультурен. Он может подавляться или направляться в различные
русла как культурой, так и церквями. Он всегда находит, неважно какие, пути для самовыражения.
Он всегда проявляется вновь, иногда удивительным образом.

В то время как наш высший мозг, наш неокортекс ведает информацией, предоставляемой
ему органами чувств и способен иметь знание о Вселенной, ограниченное пространством и време-
нем, первичный мозг выходит за эти рамки, за рациональный мир. Жизнь была способна разви-
ваться, эволюционировать и усложняться благодаря использованию суперкомпьютера, заключен-
ного в новом мозге. Но с того момента, как этот суперкомпьютер становится сверхмощным и уг-
нетает первичный мозг, жизнь в целом оказывается под угрозой.

У большинства людей религиозное чувство всегда присутствует, но скрыто. Оно проявля-
ется в наличии убеждений, мнений, в художественном или научном творчестве, в убежденности
существования могучих творцов и в чувстве святого. Магия, иррациональное, сверхъестественное,
фантастичное, сказочное - люди нуждаются во всем этом. Людям также нужно поклоняться. Эмо-
ции, разделяемые 70,000 людей на поп-концерте, также проявление религиозного чувства. Это то
религиозное чувство, которое толкает философа или ученого искать единства во вселенском суще-
ствовании. Этото религиозное чувство, которое позволяет Эйнштейну выработать теорию относи-
тельности до ее математической демонстрации.

Иногда религиозное чувство признается за таковое и направляется церквями. В течение
тысяч лет, с тех пор как мужчина осознал свою власть в оплодотворении, чувство отцовства уси-
ливалось, а с подъемом монотеистических религий религиозное чувство открыто выражалось в
поклонении всесильной личности отца.

В некоторых обстоятельствах религиозное чувство может достигать кульминации. Некото-
рые произведения искусства, определенные пейзажи, участие в определенных событиях, некото-
рые физиологические изменения в состоянии сознания, такие, как оргазм, роды или транс, создают
эмоции, приносящие чувство вечности, или чего-то бесконечного, чего-то океанического. В своей
высшей степени это мистическое переживание. Мистические переживания, по-видимому, так же
стары, как космический опыт, просветление, нирвана, трансперсональный опыт, высшее сознание,
царствие небесное, седьмое небо, мистический экстаз, озарение свыше, встреча с богом и так да-
лее.

Это большое число описаний мистического опыта объясняется тем, что он затрагивает
эмоции и субъективные переживания, трудно выразимые в словах, и потому что такие опыты ис-
ходят из самых разных культур. Во время этих мистических опытов человек постигают свое един-
ство с космосом внутри себя; просветление сопровождается чувством мира и вселенской любви,
человек постигает, как незначителен и иллюзорен наш мир, и утрачивает страх смерти. Мистиче-
ский опыт часто является результатом долгой эволюции в человеке, но может приходить в неожи-
данное время. Он знаменует начало глубокого превращения индивидуума, который делается маг-
нитом, притягивающим других людей.

Религиозное чувство развивается с возрастом. У детей оно сильное и податливое и легко
направляется церквями. Озарение, мистические переживания часто случаются между тридцатью и
тридцатью пятью годами жизни. Они, видимо, соответствуют особенной активности системы эн-
дорфинов и, возможно, способности отделять освобождение некоторых эндорфинов от освобож-
дения других гормонов стресса. Некоторые духовные мастера достигали способности повторять
такие опыты. Отмечалось, что у некоторых духовных мастеров были большие грудные железы, а
мы знаем, что эндорфины высвобождают пролактин.

Религиозное чувство, способность верить не одинаково развито у всех людей и во всех об-
ществах. Однако, очевидно, хорошее здоровье и долгая жизнь - две отличительные черты отдель-
ных обществ, известны своим глубоким религиозным чувством, будь они магометане, как хунзасы,
русские православные на Кавказе или римские католики в Эквадоре. Способность верить облегча-
ет борьбу с болезнью. Врачи знают про эффект плацебо. Последний означает, что больной верит в
действенность лекарства, даже если настоящее лекарство подменили "пустышкой". Религиозное
чувство имеет тенденцию ослабевать в обществе, которое пренебрегает развитием первичного
мозга. Только больной человек, утрачивающий чувство сопричастности к Вселенной, мог зани-
маться до сих пор процессом разрушения нашей земли. Но если религиозное чувство исходит из
первичного мозга - мозга, который дает нам побуждение выживать - то, пока есть люди, которые
борются за жизнь, сохранится и религиозное чувство.

"Двадцать первое столетие будет духовным, или его не будет".

Глава VII Садовник

В наши дни боязнь стресса напоминает страх перед микробами, существовавший в начале
столетия. В период пастеровской эры микробы сделались врагами. Сейчас слово "гигиена" больше
не означает поиск здоровья, а просто иной способ говорить о чистоте. Так что сегодня стресс за-
менил микробов в качестве врага. Никто не знает точно, что значит слово стресс. Знают только то,
что он опасен. Если бы только мы могли избавиться от стрессов современной жизни, наступило вы
общее чувство благополучия - или по крайней мере так можно подумать.

Но в действительности нам нужны и бактерии, и стрессы. Некоторые из наших органов не
могут должным образом работать без бактерий. Дверь в мир бактерий открывается при рождении,
и рождение является также чрезвычайным вызовом для гормонов стресса. Исследования показали,
что животные, которых растят в среде, свободной от всяких бактерий, заболевают и теряют всю
свою способность адаптироваться. Именно сталкиваясь с бактериями лицом к лицу, иммунная
система преобразуется и приобретает умение бороться. Та же история со стрессами. Всякое изме-
нение в окружении, подстегивающее способность человека приспосабливаться, также преобразует
его. Усилие, необходимое для этого, является творческой силой. Эта же творческая сила работает
в борьбе против бактерий и в создании новых идей. Высокотворческие люди часто те, чьи способ-
ности к адаптации подвергались серьезному вызову. Например, Хансу Селье, прежде чем он зало-
жил основы своих теорий стресса в Монреале, пришлось оставить Прагу, сменить язык и пере-
ехать на другой континент.

Поэтому на первом месте должно стоять не уничтожить все бактерии, все вирусы и все
стрессы, а обеспечить каждому человеку все возможности для развития способностей к адаптации,
другими словами, для развития его первичной приспособительной системы. И в первую очередь
надо сосредоточиться на периоде зависимости от матери.

Позднее первичное здоровье можно культивировать. Образ отношения каждого человека к
собственному здоровью и образ отношения общества к здравоохранению можно сравнить с тем,
как садовник ухаживает за своими растениями и находится в состоянии удовлетворять их потреб-
ности. Также надо иметь способность приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

Питание эмоциями

Питание первичной приспособительной системы прежде всего означает питание положи-
тельными эмоциями. Мы знаем, что система всегда в состоянии перемены. Когда бы ни происхо-
дило какое-либо изменение, всегда имеет место эмоция, иногда затрагивающая первичный мозг,
гормональную и иммунную системы. Приспособительные системы угнетаются некоторыми эмо-
циями: ситуация беспомощности и безнадежности, утрата любви, покорность и поражение. В про-
тивоположность этому, положительные эмоции стимулируют приспособительные системы: ответ-
ственность, руководство, творчество, победа, новая любовь.

Основные эмоциональные потребности могут быть встречены только в контексте группы.
Место, которое индивидуум занимает внутри группы, влияет на его эмоциональное состояние и
его общий настрой. Долгая жизнь или хорошее здоровье в преклонном возрасте часто идут вместе
с обладанием ответственностью или творческой активностью. Все равно, в какой культуре человек
живет, повседневная жизнь не может всегда удовлетворять потребность в положительных эмоци-

ях, и обычно не дает удовлетворительного вызова его творческим способностям. Люди всегда
ищут пути преодоления этих разочарований. Один из путей к этому ведет через искусство.

Искусство

Искусство - это творчество. Искусство творит эмоции. Искусство заставляет вас желать де-
литься эмоциями - это способ общения. Художественное выражение - специфически человеческое
и не может быть отделено от культуры. Оно подразумевает общее обусловливание и общие точки
в воспитании чувств. Искусство всегда имело тесные связи с поддержанием хорошего здоровья ис-
целением.

Отношения между искусством и исцелением носят всемирный характер. В наши дни мы
могли бы рассматривать искусство в роли человеческого стремления, достигающего цели в синте-
зировании рациональности нового мозга и активности первичного мозга. Все искусство происте-
кает из чувствительности, но в то же время оно требует техник и средств выражения, нуждающих-
ся в тренировке. Каждая сенсорная и каждая физиологическая функция может быть основой фор-
мы искусства.

Танец является одной из наиболее примитивных и всеобщих форм искусства. В его корнях
лежат функции, дающие нам информацию о наших движениях и положении нашего тела. Эти ос-
новные сенсорные функции запускаются в самом начале утробной жизни, как, например, вестибу-
лярная система, расположенная во внутреннем ухе. Вестибулярная система играет важную роль в
равновесии. Другим корнем танца служит ритм; и хорошо известно, что эти ритмы часто пред-
ставляют ритмы тела, чем объясняется такое их разнообразие. Возможно, некоторые похожи на
ритмы материнской аорты; другие могут вызывать воспоминания о качании, испытываемом в ут-
робе или позже на руках у матери. Возьмем в качестве примера темп балийской музыки: он точно
такой же, как когда балийские женщины молотят рис. Это может объясняться тем, что балийские
младенцы проводят по многу часов на бедре своей матери, пока она молотит рис.

Движения в танце также обладают бесконечным разнообразием и могут вызывать широкое
множество эмоциональных состояний. Эти эмоциональные состояния преображаются и усилива-
ются, когда люди танцуют вместе. Некоторые традиционные танцы ведут к состояниям экстаза,
совместному трансу, что означает глубокую перенастройку эмоциональной системы. В частности,
это может быть мощным способом включения системы эндорфинов. Танец - настолько всеобщее
явление, что его можно считать фундаментальной человеческой потребностью. Эта потребность
танцевать способна противостоять всем видам подавления. Например, во Франции во время гер-
манской оккупации le ball (запретный бал) был названием известной песни, вдохновленной неко-
торыми запрещенными танцевальными залами.

То же самое можно было бы сказать о пении, которое во всякою случае часто сочетается с
танцами. Нет человеческого общества, где неизвестно пение. Дарвин считал, что пение могло поя-
виться раньше членораздельного языка, поскольку человеческий голос обладает музыкальным ка-
чеством для выражения эмоций. Люди всегда слышали звуки колыбельных, как дети. Во все вре-
мена пение использовалось для усиления религиозных чувств и как помощь в лечении больных,
Заклинания всегда занимали важное место в обрядах магии, связанной с целительством. Некото-
рые из этих заклинаний протяжны, с долгими нотами; другие - быстрые, ритмичные и с много-
кратными повторениями. В Индонезии традиционные знахари-шаманы поют, когда идут в дом
больного человека и в то время, когда стараются найти и находят причину болезни. В Древней
Греции колдовские песни часто сопровождались лирой. Гомер рассказывал, как греки останавли-
вали чуму силой и чарами особых песен, называемых "эпимоймиями". Греки считали, что уста-
лость и недостаток вкуса к жизни ослабляют сопротивление к болезням, а радость и безмятеж-
ность способствуют этому сопротивлению. Греки были авангардом "психоиммунологии".

В средние века на сцену борьбы с эпидемиями, особенно с черной чумой, вышли флагел-
ланты. Они состояли из групп, которые странствовали по стране, распевая особую песню, назы-
ваемую la lopinette (лопинет). На протяжении Ренессанса развивалось хоральное пение. Именно в
то время доктор Корнелиус Агриппа утверждал, что пение обладает большей мощью, чем звук,
производимый инструментами.

Сегодня имеется тенденция сочетать действие танца, пения и музыки. Но в действительно-
сти, присутствует существенное и часто неучитываемое различие между активностью танцора и
певца н просто пассивного слушателя музыки. В нашем технологическом обществе многие люди
никогда не поют. Вместо этого они слушают записанную музыку: они слушают певцов через по-
средство радио, записей, кассет или телевидения. Это то, что привело Марию Луизу Ошер, в про-

шлом профессиональную французскую певицу, к созданию "психофонии". Она провела всю свою
жизнь, помогая другим людям вновь открыть пение. Она поощряла взрослых, детей, детей с син-
дромом Дауна и стариков.

Эти группы представляют плодотворный способ сочетания двух вещей - встреч с другими
женщинами и пения. Мария Луиза также интересовалась развитием нашего чувства ритма в ут-
робной жизни. Ее величайшим стремлением к концу карьеры было восстановить семейное пение.
У нее был выдающийся дар к разделению эмоций, и более того, к наведению каскада различных
эмоциональных состояний, будь то безмятежность, нежность, жалость, удивление, веселье, бурная
радость или коллективный экстаз. Она могла сочинять песни своего репертуара благодаря своему
поэтическому видению вселенной. Между пением и поэзией нет разделяющей линии. Возможно,
Мария Луиза Ошер была одним из великих терапевтов нашего столетия.

С незапамятных времен всегда существовали тесные связи между здоровьем, религией и
музыкой. Согласно Библии, Давид вступил во двор царя Саула, чтобы играть на ситаре и успокаи-
вать крики безумия первого царя Израиля. Для греков здоровье было порядком и гармонией между
телом и душой. По этой причине музыка, которая представляет порядок и гармонию, играла важ-
ную роль в греческом подходе к здоровью.

В наше время выгоды музыкальной терапии становятся лучше известными, особенно для
лечения тревожных состояний, заторможенности и поведения с повышенной уступчивостью. Му-
зыкальная терапия применялась в лечении алкоголизма: это делается как групповая терапия, при
помощи семей и бывших пьяниц. Все формы искусства, все формы художественного творчества
могут быть источником положительных эмоций. Выражение "художественная терапия" прежде
всего заставляет думать о зрительных искусствах и ремеслах, таких, как рисование, писание кар-
тин, лепка, керамика и так далее. Эмоция менее вредоносна, когда она находит путь самовыраже-
ния. Художественное выражение могло бы быть способным компенсировать негативные послед-
ствия некоторых болезненных переживаний. Вот почему великое страдание и отчаяние во все века
выражались через искусство, и крайне больные люди находили прибежище в художественном
творчестве. Работы Ван-Гога неразрывны с его безумием. Где была бы современная французская
литература без великих астматиков Жида, Пруста, Валери или Маллармет.

Подобным образом англоязычная литература вызывает в памяти такие имена, как лорд
Байрон, которыйпотерял своего отца в возрасте трех лет, часто был оскорбляем своей матерью и
страдал косолапостью; Чарльз Диккенс, хранивший воспоминания о своем несчастном детстве;
Эрнест Хемингуэй, бывший свидетелем самоубийства отца, и которому было назначено самому
покончить жизнь самоубийством; Сомерсет Моэм, потерявший мать в восемь лет, отца - десять
лет, и затем был посланным во Францию по соображениям здоровья; Вирджиния Вулф, впервые
пережившая депрессию в возрасте тринадцати лет и покончившая самоубийством, утопившись;
или Уильям Вордсворт, потерявший мать в возрасте восьми лет и отца - в тринадцать. Недавнее
британское исследование установило связь между напряженной творческой активностью и маниа-
кальной депрессией. Наиболее ранимы были поэты. Безусловно, каждый должен делать все воз-
можное для возделывания хорошего здоровья, но хорошее здоровье не должно становиться мо-
ральной ценностью; стереотипное хорошее здоровье лишило бы общество некоторых из его самых
творческих индивидуумов.

Терапии

Люди всегда создавали средства для положительных эмоций. Когда провозглашенной це-
лью является улучшать здоровье, мы называем их средствами лечения или терапиями. Разграничи-
тельная линия между искусством и терапией весьма туманна. Терапию саму можно рассматривать
как форму искусства. Великий терапевт, великий целитель в идеале представляется в добром здра-
вии, кем-то, кто обладает искусством передавать положительные эмоции любыми средствами.
Наилучшие средства те, что основываются на фундаментальных положительных эмоциях.

Недавно сделалась модной терапия смеха, особенно, в США, с тех пор, как Норман Казино
рассказал, как он вылечил себя от дегенеративного состояния позвоночника частью посещением
кинокомедий, таких, как братьев Маркс. После международного симпозиума в Вашингтоне были
созданы центры смеха. Итак, мы просто заново открываем то, что знал Рабле, как врач. Он первым
применил терапию смеха. Рабле наблюдал, что люди с сифилитическими высыпаниями на коже,
которых лечили ртутной мазью, имели мало шансов выжить. И он давал этим пациентам свои про-
изведения, чтобы заставить их смеяться - и он не мог найти более подходящего лекарства. Даже в
древние времена доктора уже знали, что смех может укреплять весь организм, в особенности лег-

кие. В XIII столетии Анри де Мондевилл использовал смех для восстановления людей послеопе-
рационного периода; а Ричард Малкастер, английский врач, живший в XVI столетии, превозносил
лечение смехом для людей с холодными руками. Люди всегда смеялись, во всякой культуре. Кол-
лективный смех - вещь, хорошо известная антропологам, будь-то среди индейцев хопи, амазон-
ских индийцев или черных жителей Судана. Смех всегда будет средством сплочения группы.

Истинный спех выражает приятные эмоции; он случается, когда что-то внезапно повергает
вас в удивление, и вы перестаете быть серьезными. Смеяться - занятие заразительное и всеобщее.
Смех может не ограничиваться одними людьми; действительно, были наблюдения смеющихся
обезьян. Структуры мозга, вовлеченные в смех, становятся лучше известны. По-видимому, это
центры удовольствия гипоталамуса, связанные с определенными четкими зонами правой приф-
ронтальной коры. Способность смеяться пропадает, если эти зоны повреждаются. Тот факт, что
центр смеха располагается на стороне правой руки в мозге, означает, что веши, которые вас сме-
шат, никоим образом не аналитичны.

Само собой разумеется, что вам не нужно консультироваться с терапевтом, чтобы смеять-
ся! Имеются профессиональные комики и великое множество людей, обладающих способностью
смешить других. Когда французский опрос общественного мнения захотел узнать, какие люди
лучше всего могли заставлять других смеяться, один известный политик возглавил список! Опрос
также выявил, что только восемь процентов французов смеются больше, чем пять минут в день.

С начала человеческих обществ почти все терапии велись через посредничество терапевта,
как бы он ни назывался - шаманом, целителем или психотерапевтом. Несмотря на несходство раз-
ных культур, разные техники и, прежде всего, разные теории, лежащие в основе, то, что сближает
многочисленные терапии, более поразительно, чем их различия. Терапевты всегда полагались на
ослабление руководства неокортекса, чтобы освободить эмоции. Шаманы, например, используют
свой могущественный харизматический образ в мире, где здоровье и медицина нераздельны. Но
они также применяют техники, не столь уж далекие от психодрамы, анализа сновидений, гипноти-
ческого внушения и визуализации. Современные терапевты ссылаются на данную теорию, когда
дают определения своим техникам. Обычные психоаналитики подавляют руководящую функцию
неокортекса при помощи таких техник, как свободная ассоциация идей. Техники психоанализа,
по-видимому, вновь активируют те части мозга, которые были особенно активными в детстве. По-
скольку психоаналитики практикуются в обществе, где ядерная семья является нормой, они много
знают о конфликтах, таких, как эдипов комплекс. Другие терапевты применяют техники, очень
мощно подавляющие контроль неокортекса и стимулирующие зоны мозга, которые были особенно
активными на ранних стадиях жизни человека. Все терапевты, вдохновленные Вильгельмом Рай-
хом, принадлежат к этой группе, включая, биоэнергетику, вегетотерапию, первичную терапию Ар-
тура Янова, возрождение и некоторые современные способы использования гипноза. Эти терапии,
по-видимому, особенно притягательны для людей, имевших тяжелое рождение, или сложности в
окрестности этого периода. Число людей этого разряда, вероятно, увеличится в будущем. Эмоции,
освобождаемые такими терапиями, не всегда приятные, но и положительная эмоция - не обяза-
тельно значит "приятная". Эмоция, держащая вас скованным, например гнев, более вредоносна
внутри, чем когда вы даете ей волю.

Определенные традиционные практики были приспособлены к технологическому и науч-
ному контексту последней части двадцатого столетия и разделяют дух садовника. Трансценден-
тальная медитация - хороший пример этого. Людям дается мантра - особое и секретное слово - ко-
торое они повторяют, наводя состояние медитации. Другим примером служит биологическая об-
ратная связь. С помощью простого устройства человек учится, как управлять активностью мозга и
производить "альфа"-ритм, соответствующий чувству благополучия, даже блаженства. Таким же
образом некоторые люди приспособили техники визуализации, традиционно применявшиеся йо-
гами для управления функциями своих внутренних органов. Техники визуализации в особенности
использовались против рака, где человек визуализирует свои белые кровяные клетки, атакующие
раковые клетки. Такие техники, по сообщениям, имели больший успех, чем можно было ожидать
от обычной медицины.

Окружение

Слово "эмоция" обычно заставляет нас думать об изменениях, которые длятся недолго.
Обеспечение первичного здоровья является также обеспечением основного настроя человека, ко-
торый остается неизменным. Независимо от событий, которые могут включать сильные эмоции,
настрой не зависит только от человеческих факторов. Людям также нужны растительность и жи-

вотные для поддержания эмоционального равновесия - другими словами, здоровья. Настрой также
зависит от великого множества факторов, которые незаметны и сложны для анализа, но постоянно
влияют на нас в нашей каждодневной жизни.

Цвета - вероятно, важные элементы в нашем окружении. Терапевты, использующие цвета,
говорят, что голубой - расслабляющий и даже творческий цвет; голубой был бы лучшим цветом
для страдающих от мигрени или астматиков. Красный стимулирует и возбуждает; его действия
уравновешиваются зеленым. Оранжевый, по-видимому, имеет антидепрессивные качества и спо-
собен порождать чувства радости. С другой стороны, цельный белый, по-видимому, вызывает чув-
ство страха, и его трудно терпеть продолжительное время (а этот цвет обычно выбирается для
больничных стен!).

Конечно, действия цветов зависят в огромной степени от нашего индивидуального обу-
словливания. Однако создается впечатление, что цвета важны не только для людей, но и для вся-
кого живого существа. Это было продемонстрировано с растениями. Опыты с жерухой кресс-
водяной показали больше различия в темпе роста, цвете, строении ткани и запахе, в зависимости
от того, росли ли они под красным, зеленым, белым или синим светом. Наилучшим цветом для
них оказался синий.

Некоторые элементы также важны для эмоциональной системы, особенно вода. Вода обла-
дает притягательной мощью для всех человеческих существ через множество различных путей.
Миллионы мужчин посвящают свой досуг рыбной ловле, то есть тому, чтобы смотреть на воду.
Множество людей проводят отпуска на побережье, непосредственно общаясь с морем. По-
видимому, притягательность воды сильнее в некоторые периоды времени, чем другие. Например
во время беременности, и родов, плавательные бассейны, в которых отводится специальное время
для беременных женщин, быстро завоевывают популярность. Я никогда не рассматривал роды в
воде как самоцель, но как результат невероятной притягательности воды для некоторых рожаю-
щих женщин. Вода заставляет многих беременных женщин грезить; вода заставляет всех нас гре-
зить. Океаны, моря, волны, родники, реки, ручьи, фонтаны - все это существенные темы в поэзии.
Знатоки в оценивании живописи первым делом узнают есть ли в картине какая-либо вода - это по-
вышает ценность!

Вода всегда использовалась для исцеления. Существует широкое разнообразие терапий с
применением воды. Несмотря на отсутствие твердой теоретической основы, водные терапии тем
не менее продолжают множиться и помогать многим людям, включая многие виды гидротерапии,
бальнеотерапия, спас, талассотерапию, флотационные (антигравитационные) резервуары и так да-
лее.

Во всякой цивилизации вода всегда была символом матери, и больные люди всегда нужда-
лись в женском и материнском окружении. В древней Греции здоровье символизировала женщина
- богиня Гигиея, и секреты целительства прежде всего охранялись жрицами. Вплоть до прочного
установления патриархального общественного порядка Гигиея не была дочерью бога Эскулапа,
отца всех докторов, какой она сделалась поздне

Наши рекомендации