И Он любит прекрасное» 8 страница
А когда человек умирает, эти четыре пути закрываются для него, однако Всевышний Аллах открывает для него, если он относится к числу счастливых, восемь путей. Это восемь врат Рая, и он входит, через какие пожелает.
Таков Всевышний Аллах: лишая верующего чего-то в этом мире. Он даёт ему взамен нечто лучшее и более полезное. Причём это только для верующего. Всевышний Аллах лишает его чего-то незначительного и ничтожного, чего Он не желает для него, и дарует ему взамен нечто лучшее и более ценное.
Но раб Аллаха, пребывая в невежестве относительно того, что лучше для него, а также относительно щедрости Господа, Его мудрости и доброты, не понимает превосходства того, что ему было даровано, над тем, чего он был лишён. Он привык жаждать близкого, даже если оно низко и ничтожно, и мало стремиться к далёкому, даже если оно велико и возвышенно.
А если бы раб Аллаха ценил Господа своего должным образом [а ему до этого, увы, так далеко!], он бы понимал, что милость, которую оказывает Он ему, когда лишает его чего-то из мирских благ и удовольствий, намного больше той милости, которую Он оказывает ему, даруя ему что-то из этого. Ведь Он лишает его чего-то лишь для того, чтобы даровать [взамен
Роль произнесения свидетельства е искуплении 121
нечто лучшее], и подвергает его испытаниям лишь ради его собственного благополучия, и Он испытывает его лишь для того, чтобы очистить его, и умерщвляет его лишь для того, чтобы оживить потом. И Он вводит его в этот мир лишь для того, чтобы он подготовился к прибытию к Нему и чтобы он шёл по дороге, ведущей к Нему.
«Он — Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (сура 25 «Различение», аят 62).
«...но несправедливые отвергают всё, кроме неверия» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 99).
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
Кто познал душу свою, тот занят её исправлением, а не пороками людей, и кто познал Господа своего, тот занят Им, вместо того чтобы заниматься страстями своими.
Самое полезное дело — то, которое ты совершаешь, отдаляясь от людей посредством искренности и отдаляясь от собственной души посредством признания милости Всевышнего33, то есть ты не смотришь при его совершении ни на себя, ни на людей.
Люди входят в Огонь через три двери. Это дверь сомнительных утверждений, рождающих сомнения в отношении религии Аллаха; дверь страстей, следствием которых становится предпочтение влечений покорности Ему и Его довольству; и дверь гнева, который рождает посягательство на Его творения.
33 Который помог тебе совершить это благое дело.
122 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
У всех грехов — три основы. Это высокомерие — именно оно довело Иблиса до того положения, до которого он дошёл; порицаемое стремление — именно оно вывело Адама из Рая; и зависть — именно ода заставила сына Адама покуситься на брата своего. И тот, кто защищен от зла этих трёх вещей, защищен от всякого зла, ибо неверие — от высокомерия, ослушание — от порицаемого стремления, выход за границы дозволенного и несправедливость — от зависти.
По мудрости Своей Аллах сделал каждую часть тела потомка Адама, внешнюю и внутреннюю, инструментом для чего-то и когда она используется по назначению, то это и есть человеческое совершенство: глаз — орган зрения, ухо — орган слуха, нос — орган обоняния, язык — орган речи. Половые органы предназначены для полового сношения, рука — для того чтобы брать что-нибудь, нога — для того чтобы ходить, сердце — для единобожия и познания, дух — для любви. Разум — инструмент для размышления, в том числе и о завершении дел, связанных с религией и мирских, а также предпочтения того, что следует предпочитать, и оставления того, что следует оставлять.
Самую невыгодную сделку заключает тот, кто занимается душой своей, отвлекаясь ради неё от Аллаха, но в ещё большем убытке оказывается тот, кто занимается людьми, отвлекаясь на них от собственной души.
В «Сунан» приводится хадис Абу Са'ида аль-Худри, который передаёт от Пророка такие слова: «Когда потомок Адама доживает до утра, все органы его тела подчиняются языку его, говоря: "Бойся Аллаха, ибо поистине, все мы зависим от тебя, и если ты будешь
Роль произнесения свидетельства е искуплении 123
следовать прямым путём, то и мы будем следовать прямым путём, а если ты отклонишься от него, то и мы отклонимся"» [Ат-Тирмизи; Ахмад].
Они подчиняются языку, потому что он — посланец сердца, говорящий от его имени, и посредник между ними другими органами.
Слова «ибо поистине, все мы зависим от тебя» означают: наше спасение зависит от тебя и наша гибель зависит от тебя. Поэтому и сказано: «Если ты будешь следовать прямым путём, то и мы будем следовать прямым путём, а если ты отклонишься от него, то и мы отклонимся».
Раздел
О значении слов Пророка «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ]»
В |
словах «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ]» Пророк объединил благо мира этого с благом мира вечного.
Этот хадис является доказательством того, что блаженство мира вечного человек обретает с помощью богобоязненности.
А отдохновение сердца и тела, равнодушное, не алчное отношение к мирским благам и избавление от утомления и трудностей, с которыми сопряжено приобретение мирских благ, достигается путём умеренности в их приобретении.
Тот, кто боится Аллаха, преуспеет, приобретя блаженство мира вечного и его наслаждения. А тот, кто умерен в приобретении мирских благ, находит отдохновение от утомления и тревог, связанных с ним. А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
Этот мир сам о сути своей рассказал,
Если бы кто-то прислушался!
Сколько тех, кто о смерти не думал, он погубил,
И сколько копивших богатства оставил ни с чем он!
Польза
Почему Пророк упомянул вместе грехи и долги
П |
ророк упомянул вместе грехи и долги, потому что грехи оставляют человека в убытке в мире вечном, а долги оставляют его в убытке в мире этом.
Польза
О словах Всевышнего «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» и четырёх видах усердия на пути Аллаха
В |
севышний Аллах сказал: «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» (сура 29 «Паук», аят 69).
Всевышний Аллах поставил следование прямым путём в зависимость от усердия, и лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Него. Самое обязательное усердие — борьба с собственной душой, борьба со страстями, борьба с шайтаном и борьба с миром этим. Кто усердствует против этих четырёх, того Аллах ведёт путями Своего довольства, которые ведут в Его Рай. А тот, кто отказывается от усердия, отклоняется от прямого пути в соответствии с тем, от какой части усердия он отказывается.
Аль-Джунайд сказал: «Это означает: а тех, кто боролся со своими страстями ради Нас посредством покаяния, Мы поведём путями искренности».
Не сможет сражаться с внешним врагом тот, кто не сражается с этими внутренними врагами. Победивший их победит и внешнего врага, а тот, кого они победят, будет побеждён и внешним врагом.
Раздел
Испытание раба посредством вражды между душой, побуждающей к скверному, и сердцем
В |
севышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них всё это и наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не одержат победу над другими. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждёт тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды, стеснение в груди и пленение царя.
Что ты думаешь о царе, которого победил его враг, и, заставив его спуститься со своего трона, взял его в плен и удерживает его, лишив его доступа к его сокровищницам, хранилищам и слугам и забрав всё это себе, но при этом этот царь ничего не делает для того, чтобы отомстить, не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско из тех, кто готов вступить в его войско?..
А над этим царём есть другой царь — одолевающий, которого невозможно одолеть, побеждающий, которо-
128 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
го невозможно победить, величественный, которого невозможно унизить. Он послал к нему, говоря: «Если ты попросишь у меня помощи, я помогу тебе, и если ты попросишь у меня поддержки, я поддержу тебя, и если ты обратишься ко мне за защитой, я отомщу за тебя, и если ты прибежишь ко мне и укроешься у меня, то я дам тебе власть над врагом твоим и сделаю его твоим пленником».
Этот пленённый царь может сказать: «Враг мой заковал меня в прочные оковы, крепко связал меня и надел на меня цепи и мешает мне устремиться к тебе и не даёт мне побежать к тебе и прийти к двери твоей. Вот если бы ты послал воинов от тебя, которые разбили бы оковы мои и сняли бы с меня цепи мои и вывели бы меня из моего заключения, тогда бы смог я прийти к дверям твоим. А в противном случае я не смогу покинуть место своего заключения и разбить оковы свои».
Если он скажет это в качестве протеста, отвечая таким образом на письмо этого царя и выражая довольство своим положением, то этот могущественный царь оставит его без своей помощи и предоставит его тому, чему сам он себя предоставил.
Но он может сказать это, выражая таким образом свою потребность в нём, демонстрируя собственную слабость и бессилие и желая показать, что он на самом деле слишком слаб и потому не способен прийти к нему и вырваться из места своего заключения, в которое поместил его враг и самостоятельно уйти из плена... И если он скажет это, подразумевая, что он надеется, что царь этот окажет ему новую милость, подобно тому, как уже оказал одну, послав ему упомянутое письмо, и снабдит его из своих воинов и рабов теми, кто поможет ему спастись, сломает дверь его темницы и разобьёт его оковы, то это будет великая милость с его стороны по отношению к нему, а если он и оставит его без помощи,
Испытание раба посредством вражды между душой и сердцем 129
то это не будет несправедливостью или несоблюдением его права, но будет означать, что хвала его и мудрость его предполагают оставление его в заключении...
Особенно если учесть, что заключение — Его заключение, а враг этого царя — один из Его рабов, хохол его в руке Его, и он действует не иначе как с Его разрешения и по Его воле, и он [пленённый царь] не обращает внимания на врага своего, не боится его и не считает, что тот может распоряжаться чем-то самостоятельно и способен принести пользу или вред [по собственной воле], но он смотрит на Того, Кто является хозяином для его врага, распоряжающегося им и держащего его за чуб, и боится лишь Его и надеется только на Него и обращается со смиренной мольбой к Нему, просит защиты у Него и обращает боязнь и стремление к Нему... Если он скажет это, подразумевая это, вот тогда придут к нему победоносные войска-триумфаторы.
Высочайшая степень в приобретении знаний — изучение Корана и Сунны, и стремление понять смысл того, что пришло от Аллаха и Его Посланника, и знание границ ниспосланного. А самая низшая степень — когда приобретающий знания ограничивается изучением странных вопросов и тем, что не было ниспослано, и тем, что никогда не случалось, или же его цель — знание разногласий и запоминание слов людей и при этом у него нет желания знать правильные из этих мнений. Редко кто из таких людей получает пользу от своего знания.
Высочайшая степень в том, что касается воли человека, — когда его устремления связаны с любовью к Аллаху и соблюдением тех норм религии, которые Он пожелал установить. А низшая степень в этой области — когда человек смотрит лишь на то, чего он хочет от Аллаха. Он
130 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
поклоняется Ему лишь ради того, чего он хочет от Него, а не ради того, чего Он требует от него. Первый желает Аллаха и того, чего желает Он, а второй желает чего-то от Аллаха и для него неважно, чего Аллах желает от него.
Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами. И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле — разбойники-грабители.
Если твоя доля и цель твоих устремлений — только Аллах, то благо будет следовать за тобой и покоряться тебе — начинай с любого вида. Если же твоя доля — то, чего ты желаешь от Него, то благо остановится, не достигнув тебя, потому что оно — в руке Его, следует за Ним и относится к Его действиям. И если тебе посчастливилось обрести Его, то ты обретёшь и благо вместе с Ним и как следствие обретения Его, а если твоя цель — благо, го ты не обретёшь Аллаха вместе с ним. А если ты познал Его и ощутил близость к Нему, а потом пал так низко, что начал стремиться к благу [вместо Него], то Он лишит тебя этого в качестве наказания, и в результате ты потеряешь и Аллаха, и благо.
Раздел
Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки
К |
огда Посланник Аллаха вышел изокружения врага, он вошёл в крепости победы, отряды его одерживали победу тут и там, о нём стали упоминать в самых разных областях, и люди разделились в своём отношении к нему на три категории: верующий в него, находящийся с ним в мирных отношениях и боящийся его.
Он бросил семя терпения в почву: «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники»(сура 46 «Пески», аят 35).
И вотуже на ветвях появились цветы: «а за нарушение запретов— возмездие»(сура 2 «Корова», аят 194).
И он вступил в Мекку так, как не вступал никто до него и никто после него, в окружении мухаджиров и ансаров, закованных в доспехи так, что были видны только глаза. Сподвижники двигались рядами, ангелы пребывали над их головами, а Джибриль летал от него к его Господу и обратно. И Он сделал дозволенным для него сражение на Его заповедной земле [на короткое время], а такого разрешения Он не давал никому, кроме него.
Сравнивая этот день с днём «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя»(сура 8 «Трофеи», аят 30), — тогда его изгнали, и он был
132 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
вторым из двоих34 — он въехал в Мекку, склонившись так низко, что подбородок его касался передней луки седла, выражая смирение и принижая себя перед Тем, Кто облачил его в одеяние этого могущества, благодаря которому творения подняли головы к нему и цари вытянули шеи [выражая смирение и покорность].
Он вступил в Мекку властителем, у которого есть поддержка, победителем, и Биляль поднялся на крышу Каабы после того, как его волокли по земле под палящим солнцем в пламени испытаний, расстелил одежду, которая была свёрнута и убрана от этих людей с того дня, когда он повторял: «Один! Один!» И он возвысил голос, произнося азан, и племена вняли его призыву и пришли со всех сторон, стягиваясь на его голос, и вошли в религию Аллаха толпами, хотя до этого принимали ислам поодиночке.
Когда Посланник сел на минбар величия — а он потом с него никогда не спускался — обладающие властью вытянули шеи, демонстрируя свою покорность ему. Кто-то из них отдал ему ключи от своих областей, кто-то попросил о примирении, кто-то согласился на джизью и принижение, а кто-то стал готовиться к войне, не зная, что этим лишь добавляет ему боевых трофеев и пленных.
Когда была одержана полная победа, передача послания завершилась и он исполнил возложенное на него, ему был вручён свиток: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довёл до конца Свою милость к тебе и провёл тебя прямым путём и чтобы Аллах оказал тебе великую помощь» (сура 48 «Помощь», аяты 1-3).
34Речь идёт о переселении Пророка ,которое он совершал вместе с Абу Бакром .
Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки 133
И под ним подпись: «Когда придёт помощь Аллаха и победа, когда ты увидишь, как люди толпами входят в религию Аллаха...»(сура 110 «Победа», аяты 1-2).
К нему пришёл посланец его Господа и предложил ему выбор: остаться в этом мире или встретиться с Ним, и он выбрал встречу с Господом, так как стремился к Нему. И райские сады украсили себя для дня прибытия его благородной души, и не так, как украшается город к прибытию правителя. Если Трон Милостивого сотрясся из-за смерти одного из его последователей35 как выражение радости от прибытия его души, то что говорить о прибытии души господина творений?..
О тот, кто ищет не этого покровительства! О тот, кто стоит не у этой двери!
Узнаешь ты в день сбора, где то ложе,
На котором ты будешь в День, когда тайны откроются...
35 Это был благородный сподвижник Са'д ибн Му'аз. Хадис об этом приводят аль-Бухари и Муслим.
Раздел
Полезные выводы, наставления и мудрые изречения
О |
обольщённый мечтаниями! Иблис был проклят и низвергнут из места величия из-за того, что один раз отказался совершить земной поклон, который ему было велено совершить. И Он изгнал Адама из Рая за кусок, съеденный им. И убийца был удержан от входа в него после того, как увидел его воочию, из-за пригоршни крови. И прелюбодея Он велел подвергать страшной казни за проникновение в недозволенное [лоно] на длину фаланги пальца. И Он повелел стегать спину плетью за слово клеветы или за каплю опьяняющего36. И Он повелел отделять часть тела твоего из-за трёх дирхемов37. Не забывай же о том, что Он может удержать тебя в Огне за один из твоих грехов: «...не опасаясь последствий этого» (сура 91 «Утро», аят 15).
Ведь одна женщина вошла в Огонь из-за кошки38.
36 Подразумеваются установленные Шариатом наказания на клевету и за употребление опьяняющих налитков.
37 Подразумевается отсечение кисти в качестве наказания за воровство.
38 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим. Речь идёт о женщине, которая удерживала кошку,
Полезные выводы, наставления и мудрые изречения 135
И поистине, бывает, что человек произносит слово, которому сам он не придаёт значения, однако из-за него ой упадёт в Огонь с высоты, которая будет больше расстояния между востоком и западом39.
И случается, что человек поступает в соответствии с покорностью Аллаху в течение шестидесяти лет, а перед смертью оставляет несправедливое завещание, и у деяний его оказывается скверное завершение, и он попадает в Огонь40.
Жизнь оценивается по завершению, как и деяния41.
Если человек осквернился до того как произнёс таслим, вся та часть молитвы, которую он уже совершил, становится недействительной, и если человек разговелся перед самым заходом солнца, то весь его пост в этот день становится недействительным. И тот, кто совершает скверные деяния в конце жизни своей, встретит Господа своего таким [каким сделали его эти скверные деяния].
Если ты отдашь кусок [в этом мире], то обнаружишь [награду за него в мире вечном], а чревоугодие лишь причиняет тебе страдания.
не давая ей никакого корма и не отпуская её, чтобы она сама находила себе пропитание, и в конце концов кошка издохла.
39 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим.
40 Об этом упоминается в хадисе, который приводят Ахмад, Абу
Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
41 Посланник Аллаха сказал: «Дела оцениваются по завершению»[аль-Бухари; Муслим].
136 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Сколько наград спешат к тебе и останавливаются у ворот, но их отгоняет привратник «сделаю потом», «авось» и «если бы».
Как преуспеть с недостатком веры, избытком надежд, болезнью, для которой нет ни лекаря, ни навещающего, страстями бодрствующими и разумом дремлющим, пребывающим в беспечности и блуждающим, барахтающимся в море невежества своего, отдаляющимся от Господа своего и ищущим близости к творениям Его? Поминание людей — его радость и пропитание, а поминание Аллаха — заключение и смерть его. Аллаху он оставил малую часть себя, и то внешне, тогда как сердце его и убеждённость его отданы не Ему...
Достоин порицанья тот,
Кто часть себя не Ему оставляет...
Раздел
Почему Адам был сотворен позже
остальных творений
П |
ервым творением была письменная трость42, которая была создана для того, чтобы записать вес судьбы творений до начала их существования43.
А Адам был сотворен в конце [сотворения мира], и в этом заключён определённый смысл.
Во-первых, сначала была подготовлена обитель, а потом уже был создан тот, кому суждено обитать в ней.
Во-вторых, он был целью, ради которой было сотворено всё остальное — небеса, земля, солнце, луна, суша и море.
В-третьих, создавая что-то, искусные мастера добавляют самое прекрасное в конце, а начинают с основы.
В-четвёртых, души постоянно стремятся узнать последствия, то есть то, что случится потом, что будет в конце. Поэтому Муса сказал колдунам: «Бросайте то, что вы хотите бросить!»(сура 10 «Юнус», аят 80). Когда люди увидели то, что они сделали, то им захотелось узнать, а что же будет дальше.
42 Некоторые учёные считают, что первым творением был Трон.
43 Хадис об этом приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи.
138 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
В-пятых, Всевышний Аллах отложил на конец времён ниспослание наилучшего из Своих Писаний, направление к людям лучшего из Своих посланников и существование лучшей из общин и сделал Последнюю жизнь лучше первой и завершения — лучше начал. Какая разница между словами ангела, сказавшего Посланнику :«Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!»и словами Всевышнего «Сегодня Я завершил для вас вашу религию…»(сура 5 «Трапеза», аят 3)!
В-шестых, Всевышний Аллах собрал в Адаме то, что распределил по миру. Он представлял собой маленький мир, в котором было всё то же, что и в мире большом.
В-седьмых, он — результат и плод бытия, поэтому вполне уместно было сотворить его после остальных творений.
В-восьмых, это одно из проявлений оказанного ему Творцом почёта: Он подготовил для него всё, в чём благо для него, всё, в чём он нуждался, всё необходимое ему для жизни и сами причины его жизни, и он поднял голову уже после того, как всё это было приготовлено для него.